Учебная работа. Разработка бизнес-плана автотранспортного предприятия

Разработка бизнес-плана автотранспортного предприятия

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ государственный УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Управление эксплуатационной работой»

Курсовая работа по дисциплине: «Менеджмент на транспорте»

Тема: «Разработка бизнес-плана автотранспортного предприятия»

Гомель 2017

Содержание

Резюме

. характеристика предприятия на рынке транспортных услуг

.1 Расчет прогнозных объемов перевозок заданного рода груза на пятилетний период

.2 Описание рынка. Определение стратегии развития

. Разработка организационной структуры предприятия

.1 Определение функций и задач, выполняемых предприятием

.2 Разработка организационной структуры предприятия

.3 Расчет численности персонала и затрат на фонд оплаты труда

. Разработка производственного плана предприятия

.1 Определение потребного парка ТС для освоения объема перевозок

.2 Расчет необходимых площадей зданий и сооружений

.3 Расчет затрат на приобретение необходимого оборудования

. Разработка финансового плана предприятия

.1 Определение капитальных затрат на реализацию производственного плана

.2 Определение эксплуатационных расходов проекта

.3 Расчет себестоимости продукции. Определение точки безубыточности

.4 Расчет доходов, расходов и прибыли предприятия

. Оценка эффективности проекта

.1 Расчет простых критериев оценки

.2 Расчет дисконтированных критериев

Заключение

список использованной литературы

Резюме

Основной целью курсовой работы является разработка бизнес-плана создания автотранспортного предприятия для обеспечения бесперебойной работы предприятия, выпускающего станки и оборудования и связи его с потребителями продукции.

Проект охватывает период расчетов — 5 лет (с 7 по 11 год) и включает следующие стадии разработки:

·Прединвестиционная (до начала проекта)- разработка бизнес-плана проекта; определение схемы и источников финансирования проекта; поиск инвесторов.

·инвестиционная (7 год)- строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию, закупка транспортных средств.

·эксплуатационная(7-11 год) предусматривает функционирование транспортного предприятия и освоение прогнозных объемов перевозок.

Актуальность проекта связана с прогнозируемым ростом данного вида перевозок, необходимостью закупки и эксплуатации подвижного состава, отвечающего современным международным требованиям, так как перевозка осуществляется в международном сообщении (3 государства).

Основные показатели результатов проекта приведены в таблице.

Таблица 1 основные показатели эффективности инвестиционного проекта

Наименование показателяЕдиница измеренияВеличина1 Общие инвестиционные затратытыс. у.е.4698,042 Источники финансирования инвестиционных затрат — уставной фонд предприятиятыс. у.е.1764,82- собственные средства (остаток денежных средств)тыс. у.е.3860,52- заемные средства (кредиты и лизинг)тыс. у.е.1906,203 Доля собственных средств в объеме инвестиций% 4 Выручка от реализации проектатыс. у.е.20210,715 Среднесписочная численность работниковчеловек37+34 6 показатели эффективности проекта — простой срок окупаемостилет3,24 — дисконтированный срок окупаемостилет3,32 — чистая текущая стоимостьтыс. у.е.10052,13 — внутренняя норма доходности0,54 — индекс рентабельности2,08 — точка безубыточностирейс531,00 — Рентабельность продаж0,28

Проводя оценку полученных показателей можно сделать вывод, что проект является экономически выгодным, так как:

) срок окупаемости лежит в пределах заданного периода расчетов;

) рентабельность продаж составляет 28%, что соответствует показателям реальных предприятий в транспортной сфере деятельности;

) индекс рентабельности составляет 2,08, то есть на каждую единицу капитальных вложений приходится 2 единицы дохода (следовательно, проект выгоден для инвесторов); Рынок финансовый безубыточность

4) проект имеет «запас прочности» — коэффициент ВНД составляет 0,54, а ставка дисконта q2=0,17, что на 8% выше принятой в расчетах.

В результате внедрения проекта будут обеспечен следующий эффект:

·технический — закупка нового подвижного состава, отвечающего современным требованиям перевозки грузов в международном сообщении (двигатель Евро-5) и обеспечивающим сохранность и безопасность перевозки груза; развитие собственной производственной базы позволяет более качественно и в быстрые сроки проводить ремонт транспортных средств;

·технологический — достигается за счет выбора наиболее рациональной схемы управления и оптимизации связей между структурными подразделениями. Применение математических методов позволяет выбрать наиболее подходящие маршруты следования грузоперевозок для оптимизации расходов на рейс;

·социальный — создание новых рабочих мест с высоким уровнем заработной платы, удовлетворение спроса на перевозки, обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды;

·коммерческий — извлечение выгоды от проекта за счет получения прибыли и распределения ее между участниками финансирования, освоение рынка транспортных услуг с возможностью его расширения за счет использования универсального подвижного состава.

Таким образом, проект является экономически целесообразным и привлекательным для инвесторов.

1. Характеристика предприятия на рынке транспортных услуг

.1 Расчет прогнозных объемов перевозок заданного рода груза на пятилетний период

Прогнозирование объемов перевозок для каждого клиента будем осуществлять тремя способами:

·через определение темпов роста;

·метод наименьших квадратов;

·метод группового учёта аргументов (МГУА).

Прогнозные значения объёмов перевозок для «Клиента №3», сиспользованием темпов роста, будут находиться по описанной ниже последовательности.

При этом методе прогнозные значения объёмов перевозки будут определяться по следующей формуле:

,(1.1)

где − коэффициент прироста, определяется из выражения:

,(1.2)

где − Исходные данные для «клиента №3» представлены в таблице.

Таблица 2 Объёмы потребления груза «Клиентом №3», (т/год)

КлиентГод123456370441238380541075694546174

далее определяются прогнозные значения на 7 — 11 год с помощью темпов роста.

Коэффициент прироста в соответствии с формулой 1.2 составит:

.

Согласно формуле 1.1 объем потребления на 7-ой год будет иметь следующее значение:

Значения на 7 — 11 год представлены в таблице.

метод наименьших квадратов.

Метод наименьших квадратов основан на выявлении параметров модели, которые минимизируют суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми величинами и расчётными. Наибольшее распространение на практике получили такие функции как линейная, квадратическая, экспоненциальная, степенная, показательная.

Самой простой моделью метода наименьших квадратов является линейная зависимость, которая имеет следующий вид:

.(1.3)

Для построения этой модели необходимо найти параметры кривой роста, для этого составляется следующая система уравнений:

(1.4)

Для удобства решения данной системы уравнений составляется вспомогательная таблица.

Таблица 3 Расчёт коэффициентов системы уравнений

tiVi,Viti1704417044212383424766380549241624107561643024594542547270661743637044

Система уравнений 1.4 принимает следующий вид:

Решение системы уравнений выше, даст следующие параметры линейной модели: ; .

В итоге прогнозная линейная модель будет иметь вид:

.

Коэффициент детерминации линейной модели определим с помощью пакета программ MicrosoftExcel. Аналогичным образом поступим и при определении данного параметра для остальных моделей используемых в прогнозировании. Коэффициенты детерминации приведены в таблице.

Таблица 4 Коэффициенты детерминации рассмотренных моделей

Вид функцииКоэффициент детерминацииЛинейная0,0567Полиномиальнаяпятой степени1Наибольшее Расчёт методом МГУА.

На рисунке 1.1 представлено окно специальной программы, позволяющей произвести анализ и прогнозирование данных.

рисунок 1.1 — Расчёт прогноза потребления с помощью МГУА

Ниже, на рисунках 1.2 — 1.4, представлены графики осуществлённого прогнозирования для всех трех клиентов.

Рисунок 1.2 — Кривые прогнозирования объемов потребления для «Клиента №3»

Рисунок 1.3 — Кривые прогнозирования объемов потребления для «Клиента №7»

Рисунок 1.4 — Кривые прогнозирования объемов потребления для «Клиента №10»

Все прогнозируемые значения объёмов перевозок для трёх клиентов сводятся в таблицу.

Таблица 5 Прогноз объёмов перевозок на пятилетний период

КлиентМетод прогнозированияПрогноз объемов перевозокИтого7891011«Клиент №3» (403)Темпы роста6514687272507649806936354наименьших квадратов7934763673387040674136689МГУА8610861086108610861043050«Клиент №7» (408)Темпы роста8713982811086125051410656238линейная90569351964699421023748232МГУА7321694065786235591032984«клиент №10» (305)Темпы роста9708997010240105161080051234Наименьших квадратов7463713067976464613033984МГУА8076807680768076807640380Итого за год:2527826193271362810729106135 820Для клиентов №3 и №10 наиболее вероятным является прогнозные значения, рассчитанные через определение темпов роста, для клиента №7- линейная зависимость. По всем клиентамнаблюдается устойчивый рост объемов перевозок, следовательно, существует потребность в создании транспортного предприятия.

1.2 Описание рынка. Определение стратегии развития

исследование внешней среды предприятия производиться с помощью матрицы ССВУ (сильных, слабых сторон; возможностей и угроз предприятия). Матрица ССВУ представлена на рисунке 1.5.

ФакторыВозможностиУгрозывыход на новые рынкирасширение спектра услугновые технологии и подвижной составПривлечение инвестицийизменение законодательстваизменение потребностей клиентоввозрастание требований со стороны клиентовновые конкурентыСильные сторонытерриториальное расположениезахват рынка, расширение клиентской базы, увеличение перечня оказываемых услуг, увеличение рентабельности закупка нового подвижного состава и оборудованияпереквалификация, внедрение новых технологий, поиск специалистов более высокого уровнявысокое качество услугоказание дополнительных услугэффективное руководствоСлабые сторонынехватка оборотных средствпроведение маркетинга, снижение цен за счет увеличения объемов, изменение политики управленияперсоналомсмена деятельности, уход с рынкаплохая рекламаотсутствие информации о рынкеотсутствие инвестирования в маркетинготсутствие финансированияРисунок 1.5 — Матрица SWOT(ССВУ) анализа

Для эффективной и прибыльной работы предприятия, при сложившейся ситуации на рынке, необходимо:

расширять перечень своих услуг, совершенствовать работу с клиентами;

— постоянно обновлять подвижной состав и оборудование;

снижать себестоимость перевозки за счет минимизации затрат.

Позиция предприятия на рынке является результатом пересечения сильных сторон и возможностей, следовательно выгодно его создание.

2. Разработка организационной структуры предприятия

.1 Определение функций и задач, выполняемых предприятием

Главными задачами, решаемыми при проектировании организационной структуры, являются:

) определение состава и содержания управленческих функций.;

) определение степени централизации работ по каждой функции и количества уровней линейного и функционального управления;

) формирование структурных подразделений аппарата управления с выделением в структуре управления подразделений, возглавляемых административными руководителями.

спецификой автотранспортного предприятия является то, что не все функции связаны с выполнением основной задачи предприятия — освоении объемов перевозок. Основные функции создаваемого предприятия и их соотношение к подразделениям приведены в таблице.

Таблица 6 основные функции создаваемого предприятия и их соотношение к подразделениям

Функции(работы)Подразделение1. Организация перевозок грузовОтдел перевозок и маркетинга (ОПМ)2.Диспетчеризация3. Оформление документации4.обслуживание и ремонтОтдел СТО5.Экономическая и бухгалтерскаяБухгалтерия6.ИнформатизацияВычислительный центр (ВЦ)7.Управление персоналомОтдел кадров (ОК)8.вопросы юридического характера9. Выполнение хоз. работ и снабжениеОтдел снабжения и обслуживания (ОСО)

Исходя из представленной схемы, все функции создаваемого предприятия приведены в таблице.

Таблица 7 Определение основных функций создаваемого предприятия

ФункцииПодразделение (должность), выполняющее функции1. Общее управление1.1) Управление организацией, определение ее целей, разработка стратегических плановдиректор предприятия1.2) Оперативное руководство предприятием, организация перевозочного процессазаместитель директора по оперативной работе1.3) руководство вспомогательным и обслуживающим производствомглавный инженер2. Основное Производство (Отдел эксплуатации)2.1) Планирование объемов перевозок, исследование рынка перевозок, поиск клиентовсектор маркетинга2.2) Организация перевозок, определение маршрутов следования, планирование и анализ объемов перевозоксектор логистики2.3) Оформление перевозки, слежение за продвижением транспортных средств (далее ТС)диспетчер2.4) Обеспечение безопасности движенияинженер по безопасности и охране труда3. Вспомогательное производство3.1) Организация технического обслуживания и ремонта ТСпроизводственно-технический отдел (ПТО)3.2) Организация использования ТСавтоколонна (АК)3.3) Организация снабжения запасными частями и материаламисектор снабжения4. Обслуживающее Производство4.1) Обеспечение сохранности ТСгараж (АК), сектор охраны4.2) Управление финансовыми ресурсамиотдел бух.учета и финансово-экономической деятель (БУ и ФЭД)4.3) Управление трудовыми ресурсамиотдел кадров4.4) Юридическое сопровождениеюрист4.5) Организация функционирования зданий и сооруженийадминистративно-хозяйственный отдел4.6) Автоматизация сбора, передачи, обработки и хранения информациивычислительный центр

.2 Разработка организационной структуры предприятия

Организационная структура приведена на рисунке 2.1.

рисунок 2.1 — Организационная схема создаваемого предприятия

.3 Расчет численности персонала и затрат на фонд оплаты труда

Для созданной структуры определяется численный состав работников каждого подразделения и размер фонда оплаты труда на предприятии.

Численность работников определяется исходя из потребности работников в смену и времени работы данной должности (круглосуточно, ежедневно и т.д.).

Принимается, что руководство и специалисты работают ежедневно 5 дней в неделю с 8-00 до 17-00 (40-часовая рабочая неделя). Должности, связанные с облуживанием ТС и организацией перевозок (диспетчера и рабочие ПТО) работают посменно с 8-00 до 20-00 (12-часовая рабочая смена, 1 смена в сутки). Сектор охраны работает круглосуточно по 12 часов (2 смены в сутки). Тогда списочная численность работников определяется по формуле

,

где — явочная численность работников, необходимая для обеспечения заданного объема работ, чел;

— коэффициент графиковой потребности численности работников, необходимый для обеспечения круглосуточной работы: при работе в 1 смену по 12 часов принимается = 2,2;, при работе в 2 смены = 4,31.

коэффициент перевода явочной численности в списочную, принимается 1,25.

после определения численности персонала рассчитывается фонд оплаты труда предприятия. Расходы на оплату труда состоят:

·из основной заработной платы, представляющей собой вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда;

·дополнительной заработной платы, в которую входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, а также премии, связанные с выполнением заданных функций.

Тогда годовой фонд оплаты трудадля каждой категории работников определяется как:

ФОТi = 12∙(Зпi + Премi)∙Чспi. (2.2)

Определение явочной и списочной численности работников, и расчет размеров оплаты труда представлен в таблице

Таблица 8 Расчет численности персонала и оплаты труда

ДолжностьЯвочная численность,Списочная численность,Оклад,Премии и надбавки,Годовой ФОТ,чел.чел.у.е.у.етыс. у.е.Общее управление Генеральный директор112000100036,00Заместитель директора по технической и оперативной работе11100050018,00главный инженер11100050018,00Секретарь112001003,60Отдел эксплуатацииНачальник отдела эксплуатации1170035012,60программист115502759,90Системный администратор115002509,00АХЧНачальник отдела1160030010,80Охрана1430015021,60Заведующий складом115002509,00прочие рабочие3320010010,80Отдел БУ и ФЭДГлавный бухгалтер1160030010,80бухгалтер113001505,40экономист113001505,40Общий отделСтарший инспектор ОК114002007,20Юрист 114002007,20Итого2937126506325297,90

3. Разработка производственного плана предприятия

.1 Определение потребного парка ТС для освоения объема перевозок

Для перевозки станков и оборудования будет использоваться автопоезд, состоящий из седельного тягача МАЗ-5440Е9-521-031 и полуприцепа МАЗ-975830-3024. внешний вид седельного тягача МАЗ-5440Е9-521-031приведен на рисунке 3.1, технические характеристики в таблице, полуприцепа МАЗ-975830-3024 — рисунок 3.2.

рисунок 3.1 — Схема автомобиля МАЗ-5440Е9-521-031

Таблица 9 Технические характеристики седельного тягача МАЗ-5440Е9-521-031

ПараметрыЗначениеДопустимая общая масса автопоезда, кг40000технически допустимая общая масса автомобиля с учетом массы водителя, кг18600технически допустимая статическая нагрузка на тягово-сцепное устройство, кг10600Полная масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг8050Распределение технически допустимой общей массы автомобиля, кг:-на первую ось, кг7100на вторую ось, кг11500ДвигательMersedes OM501 LA.V Euro-5Мощность двигателя, кВт (л.с.)320(435)Расход топлива на 100 км, л29,3Коробка передачZF 16S-221Число передач КП16Топливный бак, л700+500Размерность шин315/70R 22.5максимальная скорость автопоезда, км/ч100Тип кабиныбольшая с 2-мя спальными местамина пневмоподвеске

рисунок 3.2 — Схема полуприцепа МАЗ-975830-3024

Таблица 10 Технические характеристики полуприцепа МАЗ-975830-3024

ПараметрыЗначениеПолная масса полуприцепа, кг34600Распределение полной массы:-на седельное устройство тягача, кг10600-на тележку, кг24000Масса снаряженного полуприцепа, кг7000Грузоподъемность, кг27600объем платформы, м389,0Площадь платформы, м233,8Внутренние размеры платформы:-длина,мм13620-ширина,мм2480-высота, мм2650ПодвескапневматическаяКоличество колес6+1Шины385/65R22,5Платформа и кузовтентовая, шторного типа, задняя дверь, пологБортаалюминиевыеТормозная системапневматическая, двухприводная с барабанным тормозным механизмом

Списочное количество транспортных средств, необходимый для обеспечения бесперебойной работы предприятия определится как

(3.1)

где — доля автомобилей, находящихся в ремонте,;

— необходимое количество автомобильных транспортных средств для освоения заданного объема перевозок для i-того клиента

(3.2)

где- прогнозный годовой объем перевозок по одному из клиентов, т;

— грузоподъемность ТС, q=27,6т;

— коэффициент грузоподъемности, ;

время оборота ТС, с возвратом в начальный пункт погрузки на маршруте, сут.

(3.3)

где — протяженность i-того маршрута, км;

техническая скорость ТС, v=65км/ч.

— суммарное время выполнения операций: подготовки ТС, движения к пункту загрузки, загрузки и выгрузки, tгруз=14 ч;

— число пограничных переходов по маршруту движения

время выполнения операций по пересечению границы, ч.

Для оптимизации маршрута перевозок может быть выбрано несколько критериев:

) срок доставки — зависит от скорости движения ТС, а так же количества пограничных переходов;

) кратчайшее расстояние маршрута — влияет на эксплуатационные расходы (затраты на топливо и обслуживание ТС, зависящее от пробега);

) стоимость передвижения по маршруту — при наличии платных автодорог, взымаемых транзитных платежей, на экологию и других видов расходов.

Так как в задании к курсовой работе приведены только расстояния следования и скорость передвижения по участкам сети принимается одинаковой, а заданный груз не является скоропортящимся и не требует особых условий доставки, то в качестве основного критерия оптимизации выбирается кратчайшее расстояние между пунктами загрузки и выгрузки.

Поиск кратчайшего маршрута производится в прикладной программе Nakra. Основное окно результатов программы представлено на рисунках 3.3-3.5, а схема продвижения по сети — на рисунке 3.6.

рисунок 3.3 — Определение кратчайшего расстояния по маршруту 101-305

рисунок 3.4 — Определение кратчайшего расстояния по маршруту 101-403

рисунок 3.5 — Определение кратчайшего расстояния по маршруту 101-408

рисунок 3.6 — Схема маршрутов на полигоне сети

В соответствии с формулами (3.1-3.3) выполнен расчет для перевозки к «клиент №3» (403) в 7 году.

;

авт.

авт.

Расчет необходимого количество ТС для освоения заданного объема перевозок приведен в таблице.

Таблица 11 Расчет потребного количества ТС

КлиентПериод 78910113(403)L, км10431043104310431043to, сут10,4710,4710,4710,4710,47Qi,т/год65146872725076498069Аi, шт8899107(408)L, км13101310131013101310to, сут11,111,111,111,111,1Qi,т/год905693519646994210237Аi, шт121213131310(305)L, км950950950950950to, сут7,947,947,947,947,94Qi,т/год97089970102401051610800Аi, шт9991010Итого, Аi, шт2929313233Итого Аинв, шт3030323334

3.2 Расчет необходимых площадей зданий и сооружений

На проектируемом предприятии будет несколько зданий и сооружений:

)административное здание (офис);

)крытая стоянка для хранения подвижного состава (гараж);

)здание для ремонта и обслуживания подвижного состава (ПТО).

Площадь административно-бытового здания можно рассчитать по формуле:

(3.4)

где — соответственно площади, необходимые для кабинетов персонала, размещения оборудования и культурно-бытовых помещений.

Суммарную площадь кабинетов административного здания персонала можно найти по формуле:

(3.5)

где — явочная численность работников административного здания, согласно таблице — 20 человек; — площадь помещений, выделяемая для размещения одного сотрудника, 4,0 м2.

Площадь культурно-бытовых помещений определяется как доля от общей площади кабинетов:

(3.6)

где — доля культурно-бытовых помещений (0,08).

Площадь здания обслуживания ПС определяется по формуле

,(3.7)

где Sавт — площадь, занимаемая 1 ТС, согласно таблицам общий размер ТС составит: 1900х2550=48,45 м2, с учетом необходимой величины проходов принимается 100 м2.

Площадь крытой стоянки для хранения ПС определяется по формуле

(3.8)

Подставив значения в формулы (3.4) — (3.8) необходимая площадь зданий и сооружений будет равна

м2;

м2;

м2;

м2;

3.3 Расчет затрат на приобретение необходимого оборудования

Для выполнения необходимых услуг, предоставляемых данным предприятием, необходимо наличие следующего оборудования:

1) оборудование офисов, культурно-бытовых помещений;

2) парк ТС;

) оборудование ПТО.

(3.9)

затраты на приобретение подвижного состава определяются по формуле

(3.10)

где — цена одного автопоезда (седельного тягача и полуприцепа), принимается 65 тыс. у.е.

затраты на закупку оборудования для ПТО определяются по формуле

(3.11)

Расчет затрат на приобретение оборудования для административного здания приведен в таблице.

Таблица 12 Расчет затрат на приобретение оборудования для офиса

Наименование оборудованияЧисло, ед.цена1 ед.Капитальные затраты, тыс .у.е.Мебель· для ИТР232004,60· для обслуживающего персонала61000,60компьютеры2345010,35Сервер110 00010,00Сетевое оборудование23100,23Оргтехника 0,00· многофункциональные устройства101001,00· средства связи23300,69кондиционер105005,00Культурно-бытовые помещения—2,00автомобиль11299012,99Итого47,46

Таблица 13 Расчет затрат на приобретение потребного парка ТС и оборудования ПТО

ПоказательПериод 7891011Инвентарный парк автомобилей, шт3030323334потребный закупаемый парк, шт.300211Стоимость 1 ТС, тыс. у.е.6565656565капитальные затраты, тыс. у.е.195001306565Капитальные затраты ПТО, тыс. у.е.1950136,56,5

Произведен расчет необходимого парка ТС — на 11 год составит 34 автомобиля, площадей зданий и сооружений и капитальных затрат на приобретение необходимого оборудования.

4. Разработка финансового плана предприятия

.1 Определение капитальных затрат на реализацию производственного плана

капитальные затраты при создании предприятия и организации перевозок будут состоять из затрат: на строительство зданий и сооружений (Кстр), закупку оборудования и оснащения рабочих мест (Кобор), закупку потребного парка транспортных средств (КТС):

(4.1)

Затраты на строительство включают: затраты на разработку проекта, пред проектные затраты и непосредственно затраты на строительство зданий и сооружений. Для разработанных условий затраты на строительство будут состоять из:

(4.2)

где Kадм, KПТО,Kгараж — затраты на строительство соответственно административного здания, ремонтной базы (ПТО) и гаража, у.е.;адм, SПТО,Sгараж — площади соответственно административного здания, ремонтной базы (ПТО) и гаража, м2, (раздел 3.2);стр — стоимость строительства 1 м2 зданий и сооружений,eстр=950 у.е.

Затраты на оборудование состоят из затрат на оснащение ПТО и административного здания.

(4.3)

Расчет общих капитальных затрат по годам проекта представлен в таблице.

Таблица 14 Расчет капитальных затрат проекта тыс. у.е.

Наименование затратПериод расчета, летИтого01234(7-ой)(8-ой)(9-ый)(10-ый)(11-ый)1 строительство зданий и сооружений2219,5800002219,581.1 Административное здание1412,08 1.2 Ремонтная база (ТО)484,50 1.3 Гараж323,00 2 Закупка оборудования242,460136,56,5268,462.1 Для административного здания47,46 2.2 Для ПТО1950136,56,5 3 Закупка парка транспортных средств195001306565 4 Общие капитальные затраты по годам4412,040,00143,0071,5071,504698,04

4.2 Определение эксплуатационных расходов проекта

Эксплуатационные расходы можно разделить на постоянные (не зависимые от объема перевозок) и переменные (зависимые от объема перевозок). затраты на организацию производства можно разделить на группы:

) материальные затраты;

) расходы на оплату труда

) амортизация основных средств и оборудования

) прочие платежи.

Материальные затраты условно включают в себя: расходные материалы, расходы на топливо и электроэнергию

(4.4)

(4.5)

(4.6)

(4.7)

где ктопл- норма расхода топлива, л/100 км, ктопл=29,3;

етопл — стоимость 1 л топлива, принимается етопл=1 у.е.

Расходы на оплату труда можно разделить на постоянные — оплата труда административных работников и переменные — оплата труда водителей и работников ПТО. Так как при расчете количества транспортных средств принималось, что они будут управляться в одно лицо, то численность водителей равна численности транспортных средств. Тогда годовой фонд оплаты трудаводителей рассчитывается аналогично другим работникам (по формуле 2.2), в которой принимается: заработная плата водителей 400 у.е., количество автомобилей из таблицы.

Амортизационные отчисления зависят от стоимости основных фондов и срока их эксплуатации. К материальным основным фондам для данного предприятия будут относиться здания и сооружения, оборудование и транспортные средства

(4.8)

Отчисления в амортизационный фонд можно определить как

(4.9)

где Ki — первоначальная стоимость i-той группы фондов (можно принять равной капитальным затратам);

Тп- срок полезного использования (амортизационный период), лет.

Для данного предприятия принимается срок амортизации:

·для зданий и сооружений — 25 лет (норма амортизации 4%);

·для оборудования — 10 лет (норма амортизации 10%);

·для транспортных средств — 10 лет (норма амортизации 10%).

Расчет эксплуатационных расходов приведен в таблице.

4.3 Расчет себестоимости продукции. Определение точки безубыточности

Себестоимость перевозки рассчитывается путем определения удельных суммарных производственных издержек на единицу продукции. Для автомобильного транспорта себестоимость может быть рассчитана за 1 т-км

(4.10)

или, при однородности перевозок, за 1 км

(4.11)

где R — количество рейсов по i-тому маршруту за год

(4.12)

для удобства дальнейших расчетов будем определять себестоимость за один рейс (оборот) транспортного средства

(4.13)

Так как постоянные затраты сложно разделить по каждому клиенту отдельно, себестоимость перевозки рассчитывается в целом по предприятию. Результаты расчета себестоимости перевозок приведены в таблице.

цена на продукцию предприятия зависит от себестоимости производства, налоговых отчислений и величины прибыли, получаемой от продаж.

(4.14)

(4.16)

где — планируемая величина прибыли (принимается =0,5).

Таблица 15 Расчет эксплуатационных затрат проекта тыс. у.е.

Статья расходовТипПериод расчета, лет012341.1 Затраты на материалы (0,01 КТС)пер.19,519,520,821,4522,11.2 затраты на топливопер.715,85741,76768,40795,75823,86 пробег автомобилей, км 24431772531610262253627158822811812 расход, л/100 км 29,329,329,329,329,3 количество топлива, л 7158517417627684037957538238611.3Затраты электроэнергии (0,01% Кстр)пост22,2022,2022,2022,2022,201.4 Итого материальные затраты 757,55783,46811,40839,40868,162.1 Заработная плата (постоянная)пост520,2520,2520,2520,2520,2- руководители 265,5265,5265,5265,5265,5- специалисты и служащие 127,8127,8127,8127,8127,8- рабочие 126,9126,9126,9126,9126,92.2 Заработная плата переменнаяпер.248,4248,4262,8270277,2- рабочие (ПТО) 32,432,432,432,432,4- водители 216216230,4237,6244,82.3 Заработная плата, всего 768,6768,6783790,2797,42.4 Отчисления на соц. нужды (35% от 2.3)пост269,01269,01274,05276,57279,092.5 Итого оплата труда 1037,611037,611057,051066,771076,493.1 Содержание зданий и сооружений (0,04 Кстр)пост88,7888,7888,7888,7888,783.2 Суммарная стоимость оборудования 242,46242,46255,46261,96268,463.3 Содержание оборудования (0,1 от 3.2)пост24,2524,2525,5526,2026,853.4 Суммарная стоимость ТС 1950,001950,002080,002145,002210,003.5 Содержание подвижного состава (0,1 от 3.4)пост195,00195,00208,00214,50221,003.4 Итого амортизация 308,03308,03322,33329,48336,634. прочие отчисления (0,15 от 1.4)пост113,63117,52121,71125,91130,225 Всего расходы 2216,822246,622312,492361,562411,506 постоянные расходы 1233,071236,951260,481274,351288,347 Переменные расходы 983,751009,661052,001087,201123,16

Таблица 16 Определение себестоимости перевозок и цены продукции

ПоказательПериод расчета, лет012341. Клиент 403 1.1 Объем перевозок65146872725076498069 1.2 Расстояние следования10431043104310431043 1.3 Число рейсов285301318335354 1.4 годовой грузооборот, т-км67941027167496756175079779078415967 1.5 Годовой пробег, км5945106278866633486988107384442. клиент 408 2.1 Объем перевозок9055,739351,029646,319941,610236,89 2.2 Расстояние следования13101310131013101310 2.3 Число рейсов397410423436449 2.4 годовой грузооборот, т-км11863006,312249836,212636666,11302349613410325,9 2.5 Годовой пробег, км104014010742001108260114232011763803. клиент 305 3.1 Объем перевозок97089970102401051610800 3.2 Расстояние следования950950950950950 3.3 Число рейсов425437449461473 3.4 годовой грузооборот, т-км922260094715009728000999020010260000 3.5 Годовой пробег, км8075008303008531008759008987004. Суммарный грузооборот, т-км27879708,328888832,229926416,13099160332086292,95 Суммарный пробег, км244215025323862624708271703028135246 Суммарное число рейсов110711481190123212766. Эксплуатационные затраты2216,822246,622312,492361,562411,507 Себестоимость перевозки 7.1 у.е./т-км0,080,080,080,080,08 7.2 у.е./км0,910,890,880,870,86 7.3 у.е/рейс 2002,551956,981943,271916,851889,898 Норма НДС, у.е./рейс333,76326,16323,88319,47314,989 Норма прибыли, у.е./рейс1168,151141,571133,571118,161102,4410 Цена продукции, у.е/рейс3504,453424,723400,723354,493307,3112 Переменные затраты, приходящиеся на 1 рейс, у.е./рейс888,66879,50884,04882,47880,2211 Точка безубыточности, рейс471486501516531

Точка безубыточности- это минимальный объем перевозок (количество рейсов), при котором предприятие полностью покрывает свои издержки.

(4.17)

Расчет точки безубыточности на остальные годы приведен в таблице.

Для графического определения точки безубыточности на 11 (4) год проекта строится таблица показателей переменных, постоянных, суммарных затрат и доходов от перевозок. Графическое Таблица 17 показатели деятельности предприятия

Объем производства, рейсовПостоянные затраты, тыс. у.е.Переменные затраты, тыс. у.е.Суммарные затраты, тыс. у.е.Доход, тыс. у.е.Прибыль, тыс. у.е.5101288,34448,911737,251686,73-50,525201288,34457,711746,051719,80-26,255301288,34466,521754,861752,87-1,985401288,34475,321763,661785,9522,295501288,34484,121772,461819,0246,56

рисунок 4.1 Графическое определение точки безубыточности

.4 Расчет доходов, расходов и прибыли предприятия

В данном разделе финансового плана определяются следующие финансовые показатели (для каждого временного периода):

) выручка (доходы);

) денежные издержки — эксплуатационные расходы и налоговые отчисления;

) балансовая, чистая прибыль и остаток денежных средств.

Расчет финансовых показателей приведен в таблице.

Таблица 18 Планирование финансовых показателей проекта тыс. у.е.

ПоказательЗначение по годам78910111 Выручка предприятия1.1 Объем перевозок, рейс110711481190123212761.2. цена перевозки, у.е./рейс3504,453424,723400,723354,493307,311.3. Доходы от перевозок (1.2*1.1)3879,433931,584046,854132,734220,122 денежные издержки на производство и реализацию товаров и услуг по статьям2.1 Эксплуатационные расходы постоянные 1233,071236,951260,481274,351288,342.2 Эксплуатационные расходы переменные983,751009,661052,001087,201123,162.3 НДС (2.1+2.2)*20/120369,47374,44385,41393,59401,922.4 Единый налог (3% от 1.3)116,38117,95121,41123,98126,602.5 Прочие налоги (5% от 1.3)193,97196,58202,34206,64211,012.6Общие затраты денежных средств2896,642935,583021,653085,773151,033 Расчет прибыли предприятия3.1 Балансовая прибыль (1.3-2.6)982,79996,001025,201046,961069,103.2 Налог на Прибыль (0,18*3.1)176,90179,28184,54188,45192,443.2 Чистая прибыль в распоряжении предприятия (3.1-3.2)805,89816,72840,67858,51876,663.3 Отчисления в резервный фонд предприятия (0,1*3.2)80,5981,6784,0785,8587,673.4 Отчисления в фонд развития производства (0,1*3.2)80,5981,6784,0785,8587,673.5 Отчисления в фонд социального развития (0,05*3.2)40,2940,8442,0342,9343,833.6 Отчисления в фонд материального поощрения (0,05*3.2)40,2940,8442,0342,9343,833.7 Остаток денежных средств741,02750,98773,00789,41806,103.8 Суммарный остаток денежных средств (за период проекта)3860,52

Остаток денежных средств может быть направлен на покрытие капитальных расходов. Из таблицы видно, что суммарные капитальные затраты за период расчета проекта (4 698,04 тыс. у.е.) превышают суммарный остаток денежных средств (3 860,52 тыс. у.е.).

Разрабатываемый проект будет выгоден, если он будет окупаться в течении расчетного периода (5 лет). Для покрытия всех капитальных затрат за пятилетний период необходимо использовать уставной фонд и заемные средства (кредитование). Принимается, что уставной фонд предприятия составляет 40% от первоначальных капитальных затрат на 0 год расчета. Тогда величина кредита определится как разница между капитальными затратами и остатком денежных средств плюс размер уставного фонда:

тыс. у.е.

Для ускорения выплат кредита предполагается, что все свободные средства предприятия будут направляться на погашение кредита. Тогда сумма ежегодного погашения кредита будет определяться как разница между остатком денежных средств на данный год и капитальными затратами за этот год плюс % за использование кредита.

(4.18)

Проценты за пользование кредитом определяются умножением остатка невыплаченной суммы за предыдущий год на процентную ставку кредита (принято 9%)

(4.19)

Тогда на восьмой год проекта проценты по кредиту составят

а сумма погашения кредита

План погашения капитальных затрат проекта представлен в таблице.

Таким образом, в результате расчетов получается, что проект является финансово выгодным, так как все капитальные и эксплуатационные затраты покрываются в течении расчетного периода (за пять лет). Основные результаты финансового плана:

·суммарные капитальные затраты проекта: 4 698,04 тыс. у.е.;

·суммарные эксплуатационные затраты: 11 548,98 тыс.у.е.;

·цена одного рейса на пятый год: 3307,31 у.е./рейс;

·точка безубыточности на пятый год: 531 рейс;

·суммарная выручка за пять лет: 20 210,71 тыс.у.е.;

·необходимый уставной фонд предприятия: 1764,82 тыс.у.е.;

·заемные средства: 1906,20 тыс.у.е.;

·погашение капитальных затрат происходит на 11 год проекта.

Таблица 19 План погашения капитальных затрат проекта тыс. у.е.

Наименование затратПериод расчета, лет01234(7-ой)(8-ой)(9-ый)(10-ый)(11-ый)1. капитальные затраты, всего, в т.ч.:4412,040,00143,0071,5071,502. Источники финансирования уставной фонд1764,82 собственный капитал (остаток денежных средств)741,02750,98773,00789,41806,10 кредитные средства1906,2000003. Выплаты по кредиту 3.1 Ставка кредитования0,090,090,090,090,093.1 погашение долга0579,43510,59644,45171,733.2 процент за пользование0171,56119,4173,4615,464. Непогашенный остаток на конец года1906,201326,78816,18171,730,005. Итого выплаты за год2505,84750,98773,00789,41258,696. Остаток денежных средств00,000,000,00547,41

5. Оценка эффективности проекта

Показатели эффективности инвестиционных проектов можно классифицировать по:

) объекту эффективности выделяют показатели: коммерческой, бюджетной и общественной эффективности;

) виду обобщающего показателя, выступающего в качестве критерия экономической эффективности инвестиций:абсолютные, относительные и временные.

)методу сопоставления разновременных денежных затрат и результатов:

статические (простые) и динамические (дисконтированные).

5.1 Расчет простых критериев оценки

При простых критериях оценки денежные потоки, возникающие в разные моменты времени, оцениваются как равноценные. К простым критериям относятся:

·рентабельность продаж;

·простая норма прибыли;

·простой срок окупаемости;

·точка безубыточности.

К основным достоинствам простых методов относится простота расчетов. К недостатком — не учитывается ценность будущих поступлений, так как расчет ведется только для выбранного периода; существует большая зависимость от выбранной величины чистой прибыли и выбора нормативных критериев.

Рентабельность продаж (РП) — характеризует эффективность текущих операций и рассчитывается в как отношение чистой прибыли к выручке от реализации за каждый период:

(5.1)

где ЧП — чистая прибыль,

Д — выручка от реализации (оба параметра — за один интервал планирования).

Простая норма прибыли(ПНП)- это отношение средней величины дохода предприятия к средней величине инвестиций. Она показывает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования.

(5.2)

Срок окупаемости инвестиций — это минимальный временной промежуток, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, покрываются суммарными результатами от его осуществления.

(5.3)

где j — год, при котором накопленная сумма денежных поступлений становится больше суммы капитальных затрат за период проекта.

Точка безубыточности (Rб/у) — минимально допустимый объем производства или продаж, при котором доходы от производства полностью покрывают все затраты. Расчет точки безубыточности произведен в разделе 4.3.

5.2 Расчет дисконтированных критериев

Для того чтобы отразить уменьшение абсолютной величины чистого дохода от реализации проекта в результате снижения «ценности» денег с течением времени, используют коэффициент дисконтирования (d), который рассчитывается по формуле:

(5.4)

где q — норма дисконтирования (ставка дисконта), %;- порядковый номер временного интервала получения дохода.

В мировой практике в настоящее время наиболее употребимы следующие дисконтированные критерии:

·чистая текущая стоимость;

·индекс доходности;

·отношение выгод к затратам;

·дисконтированный срок окупаемости.

чистая текущая стоимость (ЧТС) — это разность между доходами и расходами, рассчитывается для потока платежей путем приведения затрат и поступлений к одному моменту времени:

(5.5)

Индекс доходности (прибыльности) проекта(ИП)позволяет определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения в него. Он рассчитывается путем деления чистых приведенных поступлений от проекта на стоимость приведенных капитальных вложений:

(5.6)

Отношение выгоды/затраты (В/З)показывает частное от деления дисконтированного потока выгод на дисконтированный поток затрат

(5.7)

Если В/З больше единицы, то доходность проекта выше, чем требуемая инвесторами, и проект считается привлекательным.

Внутренняя норма доходности (ВНД)- это такая ставка дисконта, при которой ЧТС равна приведенным (дисконтированным) капитальным вложениям.

(5.8)

Произведем расчет простых и дисконтированных критериев проекта. исходные данные и результаты расчета приведены в таблице.

Проводя оценку полученных показателей можно сделать вывод, что проект является экономически выгодным, так как:

) срок окупаемости лежит в пределах заданного периода расчетов;

) рентабельность продаж составляет 28%, что соответствует показателям реальных предприятий в транспортной сфере деятельности;

) индекс рентабельности составляет 2,08, то есть на каждую единицу капитальных вложений приходится 2 единицы дохода (следовательно, проект выгоден для инвесторов);

) проект имеет «запас прочности» — коэффициент ВНД составляет 0,54, а ставка дисконта q2=0,17, что на 8% выше принятой в расчетах.

Таблица 20 Расчет показателей эффективности проекта

Наименование затратПериод расчета, летИтого по проекту01234(7-ой)(8-ой)(9-ый)(10-ый)(11-ый)Доход (выручка), тыс. у.е.3879,433931,584046,854132,734220,1220210,71Капитальные затраты, тыс. у.е.4412,040,00143,0071,5071,504698,04капитальные затраты с накоплением, тыс. у.е.4412,044412,044555,044626,544698,04 Эксплуатационные расходы, тыс. у.е.2216,822246,622312,492361,562411,5011548,98Остаток денежных средств, тыс. у.е.741,02750,98773,00789,41806,103860,52Уставной фонд предприятия, тыс. у.е.1764,82 1764,82Денежные средства в распоряжении предприятия (ЧП), тыс. у.е.2505,84750,98773,00789,41806,105625,33ЧП с накоплением, тыс. у.е.2505,843256,824029,834819,235625,33 простые критерии Рентабельность продаж0,650,190,190,190,190,28Простая норма прибыли 1,20Срок окупаемости0003,244 3,24Точка безубыточности471486501516531 Дисконтированные данныеСтавка дисконта q10,090,090,090,090,09 Дисконтированный Доход3879,433606,953406,163191,222989,6417073,40Дисконтированные капитальные затраты4412,040,00120,3655,2150,654638,26Дисконтированная ЧП=ЧТС12505,84688,98650,62609,57571,065026,06Дисконтированные расходы2216,822061,111946,371823,561708,379756,23Дисконтированные критерииИндекс доходности 2,08Отношение выгоды/затраты 1,75Дисконтированный срок окупаемости 3,32Расчет ВНДСтавка дисконта q20,170,170,170,170,17 ЧТС с учетом q2 (ЧТС2)2505,84641,87564,69492,88430,184635,45Внутренняя норма доходности 0,54

Заключение

Целью курсовой работы является разработка бизнес-плана транспортного предприятия, занимающегося перевозкой станков и оборудования от производителя (101) к потребителям данной продукции (305, 403 и 408).

Актуальность разработанного проекта обусловлена потребностью предприятия производителя в обеспечении доставки грузов потребителям в условиях заданного транспортного рынка.

Для оценки целесообразности проекта в первом разделе был произведен маркетинговый анализ рынка транспортных услуг: изучены возможные объемы перевозок и положение создаваемого предприятия на рынке. Для прогнозирования объемов перевозок было использовано три метода расчетов: среднегодовых темпов роста, наименьших квадратов и МГУА. В качестве прогнозного значения выбиралась модель, соответствующая средним прогнозным значениям. Прогнозные значения определялись на 5 последующих лет, так для всех клиентов наблюдается рост объемов перевозок по сравнению с 6 годом на 1,31; 1,33 и 1,14 соответственно для 403, 408 и 305 клиента.

Анализ рынка транспортных услуг производился с помощью ССВУ матрицы: были выделены основные позиции рынка и представлена стратегия предприятия при различных рыночных ситуациях. Установлено, что создаваемое предприятие находится на пересечении сильных сторон и возможностей. Таким образом, исследование рынка показывает, что имеются благоприятные предпосылки для его создания.

Для оптимизации технологии работы предприятия была разработана организационная структура предприятия. Для этого были определены основные функции, выполняемые при организации деятельности, которые условно разделены на 4 группы: основное управление, перевозочный процесс, вспомогательное и обслуживающее производство. В результате распределения функций, было выделено 7 структурных отделов и произведен расчет персонала организации. Так, списочная численность персонала составила 37 человек, явочная — 29 человек. Расчет потребного парка автомобилей показал, что для обеспечения перевозок необходимо 34 водителя, таким образом общая списочная численность персонала составила 71 человек.

Организация процесса доставки груза, а так же работы всего предприятия была разработана в третьем разделе — производственном плане, у котором решались следующие задачи: расчет необходимого числа транспортных средств, расчет потребных площадей зданий и сооружений, определение необходимого оборудования.

Для перевозки станков и оборудования будет использоваться автопоезд, состоящий из седельного тягача МАЗ-5440Е9-521-031 и полуприцепа МАЗ-975830-3024. количество транспортных средств определялось на основе двух факторов: расстояния перевозки и режима работы водителей (времени оборота транспортного средства). В качестве основного критерия оптимизации расстояния перевозки было выбрано кратчайшее расстояние между пунктами загрузки и выгрузки, которое составило 950; 1043 и 1310 км соответственно для 305; 403 и 408 клиента. На основании расчетов, потребный инвентарный парк транспортных средств составил на 7 год — 30 автомобилей, на 11 — 34 автомобиля.

Расчет площадей зданий и сооружений осуществлялся на основе нормативных значений площади на человека или ТС. В работе было выделено три здания: административное (площадь 1486,4 м2), здание ПТО (510 м2) и здание гаража (340 м2).

Одним из основных значимых для инвестора разделов бизнес-плана является финансовый план, который представлен в четвертом разделе курсовой работы. Финансовый план позволяет рассчитать капитальные, эксплуатационные затраты на реализацию проекта, а также доходы и Прибыль проекта. Суммарные капитальные затраты проекта составили 4 698,04 тыс. у.е.;суммарные эксплуатационные затраты: 11 548,98 тыс. у.е. На основе эксплуатационных затрат была определена себестоимость перевозки и средняя цена одного рейса (на пятый год: 3307,31 у.е./рейс). Точка безубыточности на пятый год: 531 рейс, или 42% от общего числа рейсов. Суммарная выручка за пять лет: 20 210,71 тыс.у.е., что превышает суммарные капитальные и эксплуатационные затраты, следовательно проект является прибыльным.

Так как основная часть капитальных затрат приходится на 7 год проекта, то для их покрытия используется уставной фонд предприятия: 1 764,82 тыс.у.е. и заемные средства (кредит) в размере 1 906,20 тыс.у.е.. Погашение капитальных затрат происходит на 11 год проекта.

чтобы оценить инвестиционную привлекательность проекта были рассчитаны простые и дисконтированные критерии эффективности (пятый раздел курсовой работы). Проводя оценку полученных показателей можно сделать вывод, что проект является экономически выгодным, так как:

) срок окупаемости лежит в пределах заданного периода расчетов;

) рентабельность продаж составляет 28%, что соответствует показателям реальных предприятий в транспортной сфере деятельности;

) индекс рентабельности составляет 2,08, то есть на каждую единицу капитальных вложений приходится 2 единицы дохода (следовательно, проект выгоден для инвесторов);

) проект имеет «запас прочности» — коэффициент ВНД составляет 0,54, а ставка дисконта q2=0,17, что на 8% выше принятой в расчетах.

таким образом, создание транспортного предприятия является целесообразным, а приведенные расчеты показывают, что проект будет экономически выгодным и привлекательным для инвесторов.

Список использованной литературы

1.Алексеева М.М. Планирование деятель фирмы. — М., 2000.

2.Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. — М. 1996.

.Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. — М., 2000.

.Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. бизнес-план: практическое руководство по составлению. — СПб, 1994.

.Липсиц И.В. бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. — М., 1993.

Учебная работа. Разработка бизнес-плана автотранспортного предприятия