Учебная работа. Особенности анализа динамики стоимостных показателей на железнодорожном транспорте
особенности анализа динамики стоимостных показателей на железнодорожном транспорте
Особенности анализа динамики стоимостных показателей на железнодорожном транспорте
Результатом экономической деятель является создание материальных благ и услуг. Для их характеристики применяется система взаимоувязанных экономических показателей, важнейшими из которых являются расходы, себестоимость, доходы, Прибыль, рентабельность.
При исследовании показателей результатов экономической деятель большое значение имеет анализ их динамики. правильно построенный динамический ряд состоит из сопоставимых статистических показателей. Для этой цели сначала стоимостные показатели необходимо привести к сопоставимому виду, иначе тенденция развития исказиться (увеличиться) так как на неё повлияет инфляция. Преобразование несопоставимых рядов в сопоставимые производиться путём пересчёта данных. Для этого используют разные приёмы.
Статистические органы Республики Беларусь рассчитывают среднестатистические индексы например, индексы цен на грузовые тарифы, могут быть использованы в качестве дифляторов в некоторых расчётах в целом по дороге для приведения стоимостных показателей к сопоставимому виду. Но они не могут быть применены для приведения стоимостных показателей к сопоставимому виду для структурных подразделений дороги.
Инфляционные процессы, происходящие в настоящее время в экономике Республики Беларусь, приводят к тому, что текущие цены на все виды ресурсов постоянно меняются. Темпы их изменений оказывают влияние на стоимость ресурсов, используемых предприятиями железнодорожного транспорта в своей производственной деятельности. Различные виды работ, услуг, выполняемых структурными подразделениями железной дороги, характеризуются разной структурой эксплуатационных расходов.
Приведение стоимостных показателей к сопоставимому виду осуществляется путём расчёта индексов. Для того, чтобы максимально учесть специфику работы конкретного предприятия и соответствующею ей структуру расходов, необходимо рассчитать индексы объёма работ по тем измерителям, которые используются в данном структурном подразделении, индексы себестоимости работ (услуг), и индексы соответствующих им расходов в текущих ценах.
Расчёт осуществляется на основе аналитической формулы:
расходы = объём работы * себестоимость единицы работы
Соответственно мы получим следующую взаимосвязь между индексами:
Iэ = IV * Iс,
где Iэ — индекс эксплуатационных расходов;
IV- индекс объема работ;
Iс — индекс себестоимости.
Индекс себестоимости рассчитывается делением индекса эксплуатационных расходов на индекс объема работы.
Iс =Iэ / IV,
Для того, чтобы текущие эксплуатационные расходы привести к сопоставимому виду, необходимо рассчитать индекс себестоимости и объёма работ по цепной схеме, коэффициент перевода текущих расходов в сопоставимые цены.
Коэффициент перевода текущих расходов в сопоставимые цены рассчитывается как произведение цепных индексов себестоимости.
В качестве года, к которому мы приводим наши расходы, может быть выбран либо начальный год периода (например, 2007), либо конечный (например, 2011). В строительных организациях в качестве года, к которому приводятся затраты, целесообразно использовать год начала реализации проекта (строительства объекта). В структурных подразделениях железной дороги целесообразно использовать текущий год (2011).
Индекс себестоимости и коэффициент перевода в году, к которому приводятся затраты, принимается за 1. Для того чтобы привести эксплуатационные расходы к сопоставимому виду, необходимо расходы текущего периода умножить на коэффициент перевода.
Расчёт индексов и результаты приведения показателей к сопоставимому виду рассмотрим на примере показателей работы станции Калий. В качестве показателя объема работы примем показатель «Погружено тонн». Индекс этого показателя рассчитан и его значения приведены в табл. 1.
Таблица 1 — Объемные показатели станции Калий в динамике за 5 лет
ПоказателиЕд. изм.Годы20072008200920102011Погрузка всеготонн9665764986299460521151077707510954124темп роста%- по цепной схеме100,0102,061,4178,1101,6- по базисной схеме100,0102,062,6111,5113,3
Для расчета индекса себестоимости воспользуемся формулой:
затраты прибыль рентабельность
где Iс(n-1) — индекс себестоимости;
Эn, Эn-1 — эксплуатационные расходы в n-ом и (n-1) годах соответственно;
Tn — цепной индекс роста объема выполненных работ в n-ом году.
Коэффициент перевода в 2011 году принимаем за 1.
Индекс себестоимости в 2010 году рассчитывается делением индекса эксплуатационных расходов 2010 года на индекс объёма работы в 2010 году.
Iс2010 = (6268,0 : 4496,0) / 1,016 = 1,372
Его величина записывается в соответствующую колонку табл. 2.2.
Умножив индекс себестоимости 2011 года на индекс себестоимости 2010 года, получим коэффициент перевода К2010=1,372 и запишем его в соответствующую колонку таблицы 2.2. Выполним аналогичные расчёты для остальных лет.
Iс 2009 = (4496,0 : 3262,0) / 1,781 = 0,774, К2009 = 1,372 * 0,774 = 1,062;
Iс 2008 = (3262,0 : 2777,0) / 0,614 = 1,913, К2008 = 1,913 * 1,062 = 2,032;
Iс 2007 = (2777,0 : 2414,0) / 1,020 = 1,128, К2007 = 1,128 * 2,032 = 2,292.
Для приведения эксплуатационных расходов станции к сопоставимому виду эксплуатационные расходы в действующих ценах умножим на коэффициент перевода соответствующего года и получим расходы по эксплуатации в сопоставимых ценах. Индексы себестоимости и коэффициенты перевода приведены в таблице 2.
Таблица 2- Расчет коэффициентов перевода показателей в сопоставимый вид
Показатели20072008200920102011Индекс себестоимости1,1281,9130,7741,3721,000Коэффициент перевода2,2922,0321,0621,3721,000
Результаты расчёта по приведению эксплуатационных расходов к сопоставимому виду и анализ эксплуатационных расходов станции за пять лет приведен в таблице 3.
Динамика расходов в сопоставимом виде соответствует динамике объема работы, значит, мы выполнили расчёты правильно. Если этого не сделать, мы увидим, что темпы роста расходов в действующих ценах во многом опережают темпы роста объема работы, что характеризует не эффективную работу предприятия.
Таблица 2.3 -Эксплуатационные расходы станции Калий в динамике за 5 лет
ПоказательГода20072008200920102011Расходы по эксплуатации, млн.руб.в действующих ценах2414,02777,03262,04496,06268,0в сопоставимых ценах5532,95642,93464,26168,56268,0абсолютный прирост, млн. руб.по цепной схеме-110,0-2178,72704,399,5по базисной схеме-110,0-2068,7635,6735,1темпы роста, %по цепной схеме (сопоставимые цены)100,0102, 061,4178,1101,6по цепной схеме (действующие цены)100,0115,0117,5111,5139,4
после перевода эксплуатационных расходов в сопоставимые цены видно, что самые низкие затраты были в 2009 году. Они уменьшились на 2068,7 млн. руб. и составили 62,6% от уровня расходов 2007 года. Основной причиной такого снижения расходов явился резкий спад объема выполненных работ на 37,4%. Увеличение объема работы в 2010 и 2011 году соответственно привели к увеличению расходов по эксплуатации. Их рост в 2011 году по сравнение с 2009 годом составил 180,9% при росте объема работы за этот период 181%. основной причиной роста расходов послужил экономический кризис и как его следствие, рост цен на материалы и топливо.
Анализ эксплуатационных расходов по элементам затрат тоже должен производиться в сопоставимых ценах. Так как относительные величины сопоставимы между собой, сначала рассчитаем структуру расходов по элементам затрат в действующих ценах (табл. 2.4). Потом используем её для получения величины расходов в сопоставимых ценах. Для этого общую величину расходов в сопоставимых ценах запишем в итоговую строку табл.2.5.,затем, умножив их на долю соответствующих элементов в общей сумме расходов (табл. 4), получим величину расходов в сопоставимом виде и запишем её в табл. 5.
структура эксплуатационных расходов станции в действующих и сопоставимых ценах приведена в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 — структура расходов по элементам затрат в действующих ценах
показатели20072008200920102011млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %Фонд оплаты труда144059,6164759,3203362,3284063,2375760,0Отчисления на соц. нужды632,026,2736,026,5782,024,0107924,0143822,9Материалы106,04,4134,04,8146,04,5195,04,3256,04,1топливо2,00,1 3,00,1 3,00,1 1,00 1,00Электроэнергия58,02,4 62,02,2 69,02,1 89,02,0153,02,4Амортизация27,01,1 27,01,0 35,01,1 42,00,9 59,00,9прочие149,06,2168,06,1194,05,9250,05,6604,09,7Итого2414100,02777100,03262100,04496100,06268100
Таблица 5 — Расходы по элементам затрат в сопоставимых ценах
Показатели20072008200920102011млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %Фонд оплаты труда3297,659,63346,259,32158,262,3 3898,563,23760,860,0Отчисления на соц. нужды1449,626,21495,426,5831,424,0 1480,424,01435,422,9Материалы 243,4 4,4 270,9 4,8155,9 4,5 265,2 4,3 257,0 4,1топливо 5,5 0,1 5,6 0,13,5 0,1 0 0 0 0Электроэнергия132,8 2,4 124,1 2,272,7 2,1 123,4 2,0 150,4 2,4Амортизация 60,9 1,1 56,4 1,038,1 1,1 55,5 0,9 56,4 0,9прочие 343,1 6,2 344,3 6,1204,4 5,9 345,5 5,6 608,0 9,7Итого5532,91005642,91003464,2100 6168,51006268,0100
В структуре эксплуатационных расходов самая большая доля в 2010 году приходилась на фонд оплаты труда. Она составляла3898,5 млн. руб. или 63,2%. Основной причиной роста этого элемента расходов послужило увеличение тарифной ставки на 6% с марта 2010 года, на 5,8% с мая 2010 года и на 1,75% с октября за счет применения повышающих коэффициентов для увеличения заработной платы. В 2011 году фонд оплаты труда составил 3760,8 млн. руб. или 60% от общей суммы расходов, что на 3,2% или на 137,7 млн. руб. меньше, чем в 2010 году. На протяжении периода с 2008 по 2011 года доля отчислений на социальные нужды уменьшилась и в 2011 году составила 22,9%, что на 3,6% ниже, чем в 2008 году. В 2008 году выросла доля в структуре расходов на материалы до 4,8%, причиной послужил рост расходов на спецодежду и канцтовары. В 2011 году доля расходов на материалы составила 4,1%, что на 0,7% меньше, чем в 2008 году. Рост доли затрат на электроэнергию в 2007 и 2011 годах до 2,4% связан с повышением стоимости 1кВт. ч. на 36% в 2007 году к уровню 2006 года и на 77,8% в 2011 году к уровню 2010 года.
Приведение стоимостных показателей к сопоставимому виду можно осуществлять и через пересчет их величины в валюту.
Для сопоставления себестоимости одной погруженной тонны за пять лет переведем ее в доллары США (табл. 6.). Сравнительный анализ себестоимости произведен исходя из установленных Нацбанком Республики Беларусь курсов доллара США по состоянию на 28.12.2007 г. — 2151 бел.руб.; на 28.12.2008 г. — 2200 бел. руб.;31.12.2009 г. — 2863 бел. руб.; 31.12.2010 г. — 3000 бел. руб. и на 31.12.2011 г. — 8350 бел. руб.
Таблица 6 — анализ изменения себестоимости 1 погруженной тонны за 5 лет
ПоказательГода20072008200920102011Себестоимость 1 погруженной тонны бел.руб.250,0282,0539,0417,0572,0доллар США0,120,130,190,140,07абсолютный прирост, доллар СШАпо цепной схеме-0,10,6-0,5-0,07по базисной схеме-0,10,70,2-0,05темпы роста, %по цепной схеме100,0108,3146,273,750по базисной схеме100,0108,3158,3116,758,3
При переводе себестоимости в долларовый эквивалент видно, что самая высокая себестоимость одной погруженной тонны была в 2009 году, ее рост по сравнению с 2007 годом составил 0,07 доллара или 158,3%. Основной причиной увеличения себестоимости послужило значительное сокращение погрузки калийных удобрений. Самая низкая себестоимость в долларовом эквиваленте была в 2011 году и составила 0,07 долларов, что на 0,12 долларов меньше чем в 2009 году. В целом за пять лет себестоимость снизилась до 58,3% от уровня себестоимости в 2007 году, в абсолютной сумме снижение составило 0,05 доллара. Основной причиной уменьшения себестоимости в долларовом эквиваленте стала девальвация белорусского рубля.
Для анализа динамики доходов полученных станцией Калий за пять лет переведем все стоимостные показатели в сопоставимый вид. Для этого используем методику расчета, которую применили при пересчёте эксплуатационных расходов.
Расчёт осуществляется на основе аналитической формулы:
Доходы = объём работы * средняя доходная ставка единицы работы
Соответственно мы получим следующую взаимосвязь между индексами:
IД = IV * Id,
где IД — индекс доходов;
IV- индекс объема работ;
Id — индекс доходной ставки.
Индекс доходной ставки рассчитывается делением индекса доходов на индекс объема работы.
Id=IД / IV,
Для того чтобы доходы привести к сопоставимому виду, необходимо рассчитать индекс доходной ставки и объёма работ по цепной схеме, коэффициент перевода доходов в сопоставимые цены.
Для расчета индекса доходной ставки воспользуемся формулой:
где Id-1 — индекс доходной ставки;
Tn — цепной индекс темпа роста объема выполненных работ в n-ом году.
I2010=(7584,0:5144,0)/1,016=1,415, К2010=1,451;
I2009=(5144,0:4349,0)/1,781=0,664, К2009=1,451*0,664=0,963;
I2008=(4349,0:3676,0)/0,614=1,927, К2008=1,927*0,963=1,856;
I2007=(3676,0:3292,0)/1,020=1,095, К2007=1,856*1,095=2,032.
Коэффициент перевода доходов в сопоставимые цены рассчитывается как произведение цепных индексов доходной ставки.
Индексы доходной ставки и коэффициенты перевода доходной ставки приведены в таблице 7.
Таблица 7- Расчет коэффициентов перевода доходов в сопоставимый вид
показатели20072008200920102011Индекс доходной ставки1,0951,9270,6641,4511,000Коэффициент перевода2,0321,8560,9631,4511,000
Результаты расчёта по приведению доходов к сопоставимому виду и анализ доходов станции за пять лет приведен в таблице 8.
Таблица 8- Доходы станции Калий за 2007-2011 гг.
ПоказательГода20072008200920102011Доходы всего (млн. руб.)в действующих ценах3292,03676,04349,05144,07584,0в сопоставимых ценах6689,36822,74188,17463,97584,0абсолютный прирост, млн.руб.по цепной схеме-133,4-2634,63275,8120,1по базисной схеме-133,4-2501,2774,6894,7темп роста, %по цепной схеме (сопоставимые цены)100,0102,061,4178,2101,6по цепной схеме (действующие цены)100,0111,7118,3118,6147,4
Динамика доходов в сопоставимых ценах соответствует динамике объёма работы, значит, мы выполнили расчёты правильно.
В 2009 году Доход в сопоставимых ценах составил 4188,1 млн. руб., что составило всего 61,4% от уровня дохода в 2007 году, Доход уменьшился на 2501,2 млн. руб. основной причиной послужило резкое сокращение объема погрузки, в основном сокращение погрузки ОАО «Беларуськалий». Самый большой доход был получен станцией Калий в 2011 году, его рост по сравнению с 2009 годом составил 3395,9 млн. руб. В целом за пять лет доходы выросли на 113,4%, в абсолютной сумме прирост составил 894,7 млн. руб.
Динамика и структура доходов станции Калий в сопоставимых ценах за 5 лет приведена в таблице 9.
Таблица 9 — Структура доходов станции Калий в сопоставимых ценах за 5 лет
Показатели20072008200920102011млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %млн. руб.доля, %Доходы от перевозок6689,31006809,799,84181,399,87447,999,8757399,9Доходы от ПВД — — 13,0 0,2 6,8 0,2 17,0 0,2 11,0 0,1Итого6689,31006822,71004188,11007463,91007584100
Можно сделать вывод, что основную часть доходов станции составляют доходы от перевозок. В 2007 году станция не получала доходов от подсобно-вспомогательной деятель. В период с 2008 по 2010 гг. доля доходов от подсобно-вспомогательной деятельности в общей структуре доходов составляла всего 0,2% , а в 2011 году снизилась до 0,1% и составила всего 11,0 млн. руб. Станция получает свои основные доходы от следующих видов экономической деятель: деятельность магистрального железнодорожного транспорта; страховое посредничество; рекламная деятельность; подсобно-вспомогательная деятельность.
Для расчета прибыли в сопоставимых ценах воспользуемся формулой:
Пn= Дn- Рn
где Пn — Прибыль за n-ый год;
Дn — доход станции в n-ый год в сопоставимых ценах;
Рn -эксплуатационные расходы за n-ый год в сопоставимых ценах.
Расчёт прибыли в сопоставимых ценах и показателей динамики приведён в таблице 10.
Таблица 10 — анализ прибыли станции Калий
ПоказательГода20072008200920102011Прибыль в сопоставимых ценах1156,41179,8723,91295,41316,0абсолютный прирост, млн.руб.по цепной схеме-23,4-455,9571,520,6по базисной схеме-23,4-432,5139,0159,6темпы роста, %по цепной схеме100,0102,061,4178,9101,6по базисной схеме100,0102,062,6112,0113,8
В 2009 году прибыль станции составила всего 723,9 млн. руб., что на 455,9 млн. руб. или на 47,4% ниже уровня 2007 года. Основной причиной снижения прибыли послужило сокращение погрузки продукции РУП «ПО «Беларуськалий». В 2011 году Прибыль выросла по сравнению с 2009 годом на 592,1 млн. руб., по сравнению с 2007 — на 1596,0 млн. руб. или на 113,8%.
Рентабельность производства — относительный показатель, поэтому его не надо приводить к сопоставимому виду.
Таблица 11 — анализ рентабельности станции Калий
ПоказательГода20072008200920102011Рентабельность производства, %32,329,531,714,120,8
Таким образом, последовательно произведенный пересчёт стоимостных показателей в сопоставимые цены даёт возможность произвести грамотный анализ показателей динамики в структурных подразделениях железной дороги.