Учебная работа. Мотивация и стимулирование труда на предприятии

Мотивация и стимулирование труда на предприятии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации"

Поволжский институт управления имени П.А Столыпина

Факультет (институт) ЭИУ (Экономики и Управления).

Специальность/направление подготовки Экономика.

Кафедра Антикризисного управления.

Курсовая работа

Мотивация и стимулирование труда на предприятии

автор работы: студент 2 курса

Заочной формы обучения

Ф.И.О. Фролов.П.Г.

Саратов 2015 г

Содержание

Введение

Глава 1. Мотивация и стимулирование работников

1.1 .2 Теории мотивации персонала

.3 Стимулирование труда

Глава 2. анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ОАО "Южский хлебокомбинат"

.1 Организация стимулирования труда на предприятии

.2 Организация системы мотивации труда на предприятии

Заключение

Библиографический список

Введение

Зачем люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают работу намного тяжелее с удовольствием? Что нужно сделать для того, чтобы люди работали лучше и результативнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание работать? Эти и многие другие вопросы возникают тогда, когда происходит управление персоналом.

В нашей стране уделялось и уделяется очень мало внимания данной проблеме, несмотря на всю ее сложность и неразработанность. На протяжении десятилетий в отечественной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставили технологию, производственные планы, бюджеты, административные распоряжения, а роль работников отодвигалась на второй план. В целом, это привело к сужению трудовой мотивации и к отчужденности работников, к падению заинтересованности в труде и низкой производительности.

Произошедшие в последние годы изменения отношений собственности лишь усугубило проблему трудовой мотивации. Практика отвергла вопрос и приведут к появлению высокой заинтересованности работников в производительном труде. Оно оказалось несоответствующим современной хозяйственной реальности.

Поэтому отечественным предприятиям приходится идти методом проб и ошибок, самостоятельно нащупывая наиболее подходящий и действенные методы организации и поощрения труда.

Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Поэтому нужно научиться эффективному управлению персоналом, и путь к этому лежит через понимание мотиваций человека.

Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему стимулирования труда.

поэтому в данной работе нам необходимо выяснить как возникает или чем вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, какие стимулы есть в распоряжении органов управления, и как осуществляется стимулирование персонала к эффективному и производительному труду.

Глава 1. Мотивация и стимулирование работников

.1

одна из главных задач для предприятий различных форм собственности- поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятель людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие "мотивация" заменялось понятием "стимулирование".

Трудовая мотивация — это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое результат трудовой деятельности.

Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

задания, которые получает подчиненный;

качество выполнения задания;

время получения задания;

ожидаемое время выполнения задачи;

средства, имеющиеся для выполнения задачи;

коллектив, в котором работает подчиненный;

инструкции, полученные подчиненным;

убеждение подчиненного в посильности задачи;

убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

размер вознаграждения за проведенную работу;

уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал "Теория X" и "Теория Y".

"Теория X" воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.

"Теория Y" соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. к необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.

Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название "Теория Z" и "Теория A", чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках .

Таблица 1.1

Отличие концепций теории управления США и японии

Концептуальный факторСШАЯпония"Человеческий капитал"Малые вложения в обучение Обучение конкретным навыкам Формализованная оценкаКрупные вложения в обучение Общее обучение Неформализованная оценка"Трудовой Рынок"На первом месте — внешние факторы Краткосрочный наем Специализированная лестница продвиженияНа первом месте — внутренние факторы Долгосрочный наем Неспециализированная лестница продвижения"Преданность организации"Прямые контракты по найму Внешние стимулы Индивидуальные заданияПодразумеваемые контракты по найму Внутренние стимулы Групповая ориентация

Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. поэтому "Теория Z" базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.

В целом японский и американский подходы разнонаправлены (Табл. 1.1).Однако можно видеть, что управление развивалось большей частью в сторону идей, заложенных в "Теории Y", демократического стиля управления. таким образом, с определенными допущениями "Теорию Z" можно назвать развитой и усовершенствованной "Теорией Y", адаптированной, прежде всего, под Японию. "Теория A" в большей степени характерна для США. Однако некоторые компании западных стран успешно применяют у себя принципы "Теории Z".

Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами каждая фирма адаптирует под специфические особенности своего функционирования. От успешности решения этого вопроса зависит, будут ли подчиненные стремиться работать хорошо или же просто отбывать присутственные часы.

Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.

Отсутствие приемлемого механизма мотивации труда сотрудников ведет к утечке квалифицированных кадров во многих компаниях. Материальное вознаграждение за профессиональные успехи должно носить систематический характер и основываться на ясных объективных критериях. Даже благополучные компании постоянно испытывают трудности, связанные с уходом грамотных и инициативных специалистов. Это свидетельствует о недостаточной проработке методики мотивации их профессионализма. Если для компаний с низким уровнем специализации труда данная проблема не актуальна, так как замена ушедшему специалисту может быть подготовлена в короткие сроки, то для инновационных и других организаций с высоким уровнем специализации решение этой проблемы имеет жизненно важное значение. Утечка квалифицированных кадров для них оборачивается настоящей катастрофой.

Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.

.2 Теории мотивации персонала

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные.

Потребности — это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.

потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение- это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Рис. 1.1 Упрощенная модель мотивации поведения через потребности

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека (Рис.1.2).

. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

. потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

. Потребности самовыражения — Потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Рис. 1.2 Иерархия потребностей по Маслоу

По мере того как частично удовлетворяются потребности на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую Потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, Потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность.

На основе приведенного классификатора потребностей может быть построена мотивационная модель (Табл. 1.2).

Таблица 1.2

Мотивационная модель

Претворение в жизнь потребностей своей личностиРеализация своего потенциала, увеличение количества знанийУважение к себе и признание со стороны других.Компетентность в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.Социальные контактыБыть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным.Уверенность в завтрашнем днеДолгосрочное обеспечение денежным доходом, с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок.Физиологические потребностиПитание. Квартира. Одежда.

Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью.

Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полная, Мак Клелланд дополнил ее, введя понятие потребностей власти, успеха и принадлежности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу Потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта Потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника), всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов — таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признания со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что возможных последствий выбранного им типа поведения.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Мотивация является функцией фактора ожидания "затраты труда — результаты", ожидания — "результаты — вознаграждение" и валентности (т.е. относительной степени удовлетварения). наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.

Получившая широкую поддержку модель Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают теории человеческих отношений.

.3 Стимулирование труда

Любые блага, материальные или духовные, удовлетворяющие потребностям человека, если их получение предполагает трудовую деятельность, следует называть стимулами труда. или можно сказать, что благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Вообще говоря, стимулами является все то, что человек считает для себя ценным.

Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятель работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Здесь стимулирование труда создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, Потребность, трудиться более производительно. Т.е. появления у работника мотивов к более эффективному труду и реализации этих мотивов в процессе труда.

Хотя стимулы и побуждают человека трудится, но их одних еще недостаточно для производительного труда. Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу — нормативный уровень трудовой деятель. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за заранее оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. здесь сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований. таких наказаний, связанных с потерей материальных благ должно быть как минимум два: частичная выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений.

Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина несет в себе элементы принуждения, ограничения свободы действий. однако грань между контролированием и стимулированием условна и подвижна, т.к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.

Система стимулирования вырастает как бы из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования — не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.

По виду потребностей или потребностей, которые удовлетворяют стимулы, последние можно разделить на внутренние и внешние. К первым относят чувства самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущения содержательности и значимости своего труда "роскошь человеческого общения", возникающего в процессе выполнения работы и другие. Их также можно назвать моральными стимулами. внешним вознаграждением является то, что предоставляется компанией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально-социальными стимулами.

Таким образом, работодателям выгодно удовлетворить или создать все условия для удовлетворения низших потребностей (высокая заработная плата, предоставление страховки, забота о здоровье), чтобы получить в свои руки самые сильные стимулы — внутренние.

Глава 2. анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ОАО "Южский хлебокомбинат"

.1 Организация стимулирования труда на предприятии

ОАО "Южский хлебокомбинат" был основан в 1994 году. В настоящее время предприятие является одним из крупных по производству хлебобулочных и кондитерских изделий (вафельные торты, пряники, вафли, печенье).

На предприятии трудится более 600 человек, для семей многих из которых заработная плата на ОАО "Южский хлебокомбинат" является единственным источником доходов.

эффективное использование потенциала работников включает:

  • планирование и совершенствование работы с персоналом;
  • поддержку и развитие способностей и квалификации работников.
  • Всего на предприятии работает 639 человек, в том числе ИТР и служащих — 120, занятых производством заявленной продукции — 466 работников, вспомогательных рабочих — 53.
  • основной задачей кадровой службы на предприятии является:
  • проведение активной кадровой политики;
  • разработка совместно с финансово-экономической службой материальных и социальных стимулов;
  • тесное взаимодействие с профсоюзным комитетом в вопросах социальной защиты отдельных категорий работающих.
  • Для организации этой работы на предприятии существуют должности начальника отдела кадров и инженера по охране труда. За последнее время на предприятии полностью сформирован костяк инженерно-технических работников, отработавших 7-20 лет и имеющих профессиональный и практический опыт. Все руководители имеют высшее образование, многие из них начинали работать на рабочих должностях, прошли все ступени роста, и сейчас возглавляют основные службы. Широко развито на предприятии планирование карьеры и других форм развития и реализации способностей работников. мотивация стимулирование персонал труд
  • Демографическая политика предприятия направлена на "омоложение" коллектива и особенно кадрового состава руководителей и специалистов. На предприятии проводится планомерная работа с кадрами, с резервом для выдвижения, которая строится на таких организационных формах, как подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам и стажировка на соответствующих должностях. Удельный вес молодых работников на руководящих должностях в настоящее время составляет около 40%.
  • Стратегия управления персоналом на ОАО "Южский хлебокомбинат" отражает разумное сочетание экономических целей предприятия, потребностей и интересов работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.). В настоящее время разрабатываются условия для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов.
  • На предприятии разработана система оплаты труда, которая зависит от результатов работы коллектива в целом и каждого работника в частности. Для отдельных работников и групп установлены градации качества для того, чтобы работники могли увидеть, чего они могут достигнуть в своей работе, тем самым, поощряя их к достижению необходимого качества.
  • Оплата труда работников происходит в полном соответствии с их трудовым вкладам в конечные результаты труда коллектива, в том числе по повышению качества выпускаемой продукции.
  • На охрану труда и создание более благоприятных условий труда ОАО "Самарский хлебозавод №2" ежегодно направляет более 150 тысяч рублей. Существует на предприятии и план оздоровления коллектива (52 работникам предоставлены санаторно-курортные путевки на сумму 168 тысяч рублей), оказывается материальная помощь на сумму 73 тысячи рублей, выдаются беспроцентные ссуды на сумму до 100 тысяч рублей.
  • Для поддержания уровня квалификации работников, диктуемого производственной необходимостью, проводится аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются кадровые перестановки.
  • На ОАО "Южский хлебокомбинат" один раз в 3 года заключается коллективный договор, в котором отражаются повышение эффективности производства и направление использования прибыли, принципы трудового коллектива и обеспечение занятости, организации труда и заработной платы, социально-экономические гарантии, условия работы, охрана и безопасность труда, организация социально-медицинского, санитарно-курортного лечения и отдыха работников.
  • Выплачивается единовременное пособие:
  • в связи с уходом на пенсию;
  • работникам, достигшим юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, награжденным грамотой, согласно приказу;
  • пенсионерам, достигшим возраста 50-60 лет на лечение.
  • Кроме того, производятся следующие выплаты:
  • оплата ритуальных услуг;
  • женщинам при рождении ребенка;
  • в случае смерти в результате несчастного случая на производстве;
  • малообеспеченным и многодетным семьям и др.
  • 2.2 Организация системы мотивации труда на предприятии
  • Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений:
  • 1. Материальное стимулирование.
  • 2. Улучшение качества рабочей силы.
  • 3. Совершенствование организации труда.
  • 4. Вовлечение персонала в процесс управления.
  • 5. Неденежное стимулирование.
  • Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда.
  • Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия. На ОАО "Самарский хлебозавод №2" заработная плата основных производственных рабочих зависит от объема реализованной продукции. одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не приводит к долговечному подъему производительности труда.
  • следующее направление улучшения мотивации — совершенствование организации труда — содержит постановку целей, расширение трудовых функций, обогащение труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшение условий труда:
  • постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника;

расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда.

Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников;

обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством продукции. Данный метод применяется в сфере труда инженерно-технических работников;

для производственных рабочих используется производственная ротация, которая предполагает чередование видов работы и производственных операций, когда рабочие в течение дня периодически обмениваются рабочими местами, что характерно преимущественно для бригадной формы организации труда;

улучшение условий труда — острейшая проблема сегодняшнего дня. новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.

Заключение

Общий кризис в россии коснулся всех сфер деятельности, лишь немногие предприятия сохранили свой потенциал и продолжают развиваться в этих условиях. Одной из причин их "выживаемости" является эффективное управление персоналом.

Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие отрицательные результаты, как текучесть кадров. руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т.е. желания работать.

Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. человек — существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.

Материальное вознаграждение за профессиональные успехи должно носить систематический характер и основываться на ясных объективных критериях. Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами.

Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятель работник будет трудиться более эффективно и более производительно. Хотя стимулы и побуждают человека трудится, но их одних еще недостаточно для производительного труда. Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу — нормативный уровень трудовой деятель. Цель стимулирования — не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.

Предприятие успешно развивается в условиях общего кризиса, делая ставку на эффективное управление персоналом. Мотивация труда осуществляется по всему спектру потребностей работников.

На предприятии трудится 639 человек, для семей многих из которых заработная плата на ОАО "Южский хлебокомбинат" является единственным источником доходов. Численность работников на предприятии за последние 6 лет неуклонно растет, практически нет текучести кадров.

Это позволяет сделать вывод о том, что эффективная мотивация и стимулирование труда позволяют получить эффект не только в странах, благополучных в экономическом отношении. Ориентация на человеческий фактор дает убедительные результаты и в условиях разрушающейся экономики.

Библиографический список

Специальная, научная и учебная литература

1.Буланже М. Развитие персонала на предприятии // Служба кадров. — 2009. — №10. — С. 10-12.

.Волгин Н.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013 — 187 с.

3.Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. — Спб.: Питер, 2013 г. — 429 с.

4.Галенко ВП. Управление персоналом и эффективность предприятии. -СПб.: СПб УЭФ, 2013. — 244 с.

.Генкин Б.М основы управления персоналом. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 175

.Генкин Б.М. основы управления персоналом. — М.: Высшая школа, 2013. — 261 с.

7.Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Система управления: понятие, структура, исследование. — Самара: СГАУ, 2013. — 128 с.

.Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Сафронова Г.В., Яковлева Н.Г. Оценка управленческого персонала: модель, показатели, организация. — Самара: УДЦ,2013. — 106 с.

.Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Развитие профессионализма в сфере предпринимательства: сущность, модель, методы. — Самара: УДЦ, 2009. — 116 с.

.Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала организации. — Самара: СГАУ мир, 2011. — 247 с.

.Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Приём, перевод и увольнение работников. -М.: Проспект, 2013. — 256 с.

.Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Проспект, 2013. — 210 с.

.Егоршин А.П. Управление персоналом. — Нижний Новгород: нимб, 2013. — 624 с.

.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий персонала. Утвержден Постановлением Минтруда россии 21 августа 1998. №37.

16.Журавлев П.В., Куланов М.Н., Сухарв С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. — М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2013г. — 412с.

.Иванцевич Дж., Лобанов Л.А. человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 2013. — 304 с.

18.Исмагилова Л., Гилева Т. Управление развитием современных предприятий: проблемы и перспективы // Экономика и управление. — 2013. -№2. — С. 75-79.

.квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден Постановлением Минтруда россии 21 августа 1998. №37.

.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом организации. — М.: ИНФРА, 2013. — 304 с.

Учебная работа. Мотивация и стимулирование труда на предприятии