Учебная работа. История наборного шрифта

История наборного шрифта

История наборного шрифта

по дисциплине Документоведение

Введение

великий русский мыслитель В. И. Вернадский (1863-1945) говорил, что «мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания» [7, c. 82]. В этом высказывании, как нельзя лучше, отражена мысль о великом значении открытия книгопечатания и именно многотиражного книгопечатания, которые стало возможно благодаря изобретению наборного шрифта. этим и объясняется интерес к вопросу истории изобретения наборного шрифта, как одному из открытий, ставшим фундаментом распространения образования и информации во всем мире.

Изобретение книгопечатания многоаспектно и складывается из различных процессов, которые подчас можно отнести к различным областям науки и техники.

Степень научной разработанности темы исследования. Как показал анализ учебно-методической литературы, в том числе и диссертационных исследований в области истории и развития наборного шрифта, работ по изучению данной темы необоснованно мало. Вопросы истории книгопечатания рассматривались многими отечественными и зарубежными исследователями начиная с глубокой древности (например, китайский государственный деятель Шэнь Ко <#"justify">IГруппа рубленых шрифтовШрифты, не имеющие засечекЖурнальная рубленая, Газетная рубленая, древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, АгатIIГруппа шрифтов с едва наметившимися засечкамиГарнитуры с несколько утолщёнными концами вертикальных штрихов (с некоторым подобием засечек)Акцидентная, Телингатера, ОктябрьскаяIIIГруппа медиевальных шрифтовГарнитуры с умеренной контрастностью штрихов с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся по своей форме к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых буквЛитературная, Заголовочная, Банниковская, газетная (гарнитура Лазурского), ЛадогаIVГруппа обыкновенных шрифтовГарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с лёгким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями.обыкновенная, Обыкновенная новая, Северная, Елизаветинская, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур VГруппа брусковых шрифтовГарнитуры с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными утолщёнными засечками, соединёнными с основными штрихами под прямым углом или с лёгким закруглениемБрусковая газетная, Балтика, Хоменко, РекламаVIГруппа новых малоконтрастных шрифтовГарнитуры, имеющие малоконтрастные штрихи, с длинными утолщёнными засечками преимущественно с закруглёнными концами, соединёнными с основными штрихами под прямым углом или с лёгким закруглениемНовая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Кудряшевская словарная, Бачёнаса, новая журнальная, МалановскаяДопол-нитель-ная группаШрифты, построение и характер рисунков которых сильно отличаются от шрифтов шести основных группРерберга

Таким образом, использованная в ГОСТе классификация перестала выполнять свою основную задачу и не помогает разобраться в многообразии шрифтовых форм.

Существует множество других классификаций, однако группирование разнообразных по форме шрифтов сложно. В некоторые группы попадает слишком много шрифтов, а в других группах только по одному представителю. В табл. 2 представлена одна из современных систем классификации, предложенная Гансом Петером Вильбергом, автором «Азбуки книжного дизайна».

Таблица 2

Классификационная система шрифтов Ханса Петера Вильберга [27]

Стиль ФормаДинамические (гуманисти-ческий принцип формообра-зования)Статические (классический принцип формообра-зования)Геометричес-кие Декора-тивные (акциден-тные)Спрово-цирован-ные (акциден-тные)Антиквы: отчетливый контраст штрихов, наличие засечекВенецианские — JensonКлассические антиквы — Bodoni-SaphirTrixieФранцузские — Garamond«Газетные» шрифты, статические антиквы с пониженным контрастом — CenturyПереходные — BaskervilleВарианты антиквы: отчетливый контраст штрихов, отсутствие засечекOptima Radiant -Broadway Peignot Гротески: пониженный контраст штрихов, отсутствие засечекGill SansHelvetica Futura Avant Garde GothicRenee DisplayЕгипетские (бруско-вые): пониженный контраст штрихов, массивные засечкиCaeciliaGlypha Rockwell Rosewood Matto Рукописные Zapf ChanceryKünstler schreibschrift-Choc Agrafie

Эта классификация и другие, подобные ей, помогают выбрать не только основной шрифт для издания, но и подходящие пары: шрифты из одной колонки хорошо сочетаются, шрифты из одного ряда плохо смотрятся друг с другом.

Основная задача шрифта — быть прочтенным. Графические формы вызывают и стилистические ассоциации, и исторические. шрифт вызывает и ощущение подвижности, статики, и ощущение респектабельности, легкомысленности. При выборе гарнитуры следует учитывать, какую цель преследует автор: создание легкости или тяжести.

Каждое печатное издание имеет свой стиль. Существует «шрифтовая политика» — приверженность определенному стилю шрифтового оформления. Выбор шрифта зависит от цели и формата издания. Но один из главных критериев любого издания — читабельность, то есть комфортное восприятие текста. Специальная литература (научные издания, справочники, учебная литература) набираются строгими, не отвлекающими шрифтами. При этом выигрышно смотрится сочетание двух гарнитур: основной текст набирается шрифтами с засечками, а дополнительный — рублеными. Художественные издания используются разные художественные приемы, резко отделяющие заголовок от основного текста. В рекламных изданиях разрешается использование большего количества гарнитур, но при этом развороты не должны пестрить.

Вопреки распространенному мнению о гигантском количестве шрифтов, можно сказать так: выбор на самом деле невелик. Так сложилось, что ассортимент кириллических шрифтов, доступных сегодня российскому графическому дизайнеру, в 50-60 раз меньше количества шрифтов, доступных его западному коллеге, пользующемуся латиницей. Множество цифровых шрифтов, разработанных для набора на русском языке, не подходят для набора больших объемов текста, — они являются акцидентными или заголовочными: Reforma Grotesk, BetinaScript, ITC Anna, ITC Avant Garde Gothic, Compact, Dublon, Matterhorn, ITC Korinna. другие же шрифты являются недостаточно квалифицированно переделанными в кириллицу латинскими шрифтами: Sonet/ITC Stone, Berkley Old Style. качественным дизайном отличаются такие гарнитуры, как Baltica, ITC Charter, FreeSet, ITC Franclin Gothic, ITC Garamond, ITC New Baskerville, Meta, Newton, Octava, ITC Officina Sans, Pragmatica, Petersburg, с некоторыми допущениями Helios и несколько других.

В современных журналах в качестве текстового шрифта активно используются гротески Franclin Gothic, FreeSet, Helios, Pragmatica, реже в текстах появляются шрифты с засечками: варианты гарнитуры Times, New Baskerville, Petersburg.

Выводы по разделу 2

шрифт — это один из главных элементов, определяющих облик издания. Выбранная гарнитура придает изданиям индивидуальный облик при сходстве формата и графических моделей.

Печатники старались выпускать красивые книги, они использовали шрифты, различные по стилю и размеру.

В каждую эпоху существовали свои шрифты, которые развивались и преображались вместе с изменениями культурных тенденций.

Первые попытки систематизации шрифтовых форм были предприняты в конце XIX века англичанином Джоном Соуфвордом и американцем Теодором Лоу де Винном. В начале XX века систематизацию шрифтов продолжил американец Даниэль Беркли Апдайк. работы этих типографов заложили основы терминологии и методики создания систем классификации шрифтов.

Наиболее известная система классификации шрифтов разработана французским исследователем типографики Максимилианом Воксом в 1954-1955 годах.

Заключение

Развитие книгопечатания в значительной степени обязано изобретению технологии печати наборным шрифтом. Изобретение этой технологии позволило печатать книги, журналы, газеты значительными тиражами, что стало фундаментом в распространении знаний, полученного опыта по всему миру.

В курсовой работе рассмотрена сущность технологии печати наборным шрифтом и история его возникновения и развития.

Изобрели технологию книгопечатания наборным шрифтом в Китае. В 1040 году китайский кузнец Би Шэн создает шрифты из глины, представляющие набор отдельных литер, с помощью которых можно набирать текст. С использованием этой технологии после изобретения Би Шэна издано несколько книг в Китае. Но особенности китайской грамматики делают использование технологии наборного шрифта трудоемкой из-за большого числа иероглифов. Большее распространение на Востоке получила эта технология в Корее, где алфавит составлял 28 литер.

Но по настоящему широкое применение технология наборного шрифта получила в Европе после изобретений немца Иоанна Гуттенбурга в начале XV века. Гуттенберг разработал печатный процесс с использованием наборного шрифта: создал инструмент для наборных литер, разработал технологию печати с литер, печатный пресс и гарт — типографский сплав.

помимо самой технологии наборного шрифта развивались и создавались и сами шрифты, характеризующиеся различным начертанием одних и тех же литер. Разработаны классификации шрифтов, облегчающие их выбор для того или иного издания.

В настоящее время используются цифровые методы печати, компьютерные методы набора, но в основу их положен принцип набора текста отдельными литерами, изобретенный десять веков назад в Китае.

Список используемых источников и литературы

ГОСТ 3489.1-71-3489.38-72 «Шрифты типографские (на русской и латинской графической основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость»

Даниел Апдайк. Наборный шрифт: его история, формы и использование. Кембридж, 1922. — 678 с.

Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. — СПб., 2012.

Васильев В. Г. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней). — М.,2009.

Варбанец Н. В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. — М., 2010.

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.-М., 1981.

Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: древний мир, Средневековье, Возрождение. — М., 1988.

Володихин Д. М. Книжность и просвещение в московском государстве XVII в. — М., 1993.

Вестник Московского университета / сер. 10. — журналистика / №4 — М.: Издательство МГУ, 2004.

Герчук Ю. Я. эпоха политпажей. Русское типографское искусство. -М., 2012.

Кельнер В. Е. Очерки по истории русско-еврейского книжного дела во второй половине XIX — начале XX века. — СПб., 2003.

Кестнер И. Иоганн Гутенберг. — Льв., 2012.

Куприянова Т. Г. Печатный двор при Петре I. — М., 2009.

Киселева Л. И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв. — Л., 2014.

Книга. Энциклопедия / гл. ред. В. М. Жарков. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. — 796 с..

Маркина И.В. Основы издательских технологий. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 368 с.

Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. — М., 2011.

Немировский Е. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV — начала XVII века. — Шаблон: M. <#"justify">приложение 1

Одна литера наборного шрифта и набор букв.

1Типографская ли́тера (от лат. <#"300" src="/wimg/17/doc_zip3.jpg" />

приложение 3

Набор матрицы будущего текста [29]

Приложение 4

Модель наборной формы Би Шэна

приложение 5

Гравюра с изображением наборного цеха из китайской книги

Учебная работа. История наборного шрифта