Учебная работа. Инновационное планирование

Инновационное планирование

Содержание

Введение

. Дорожная карта — понятие, виды

. Дорожное картирование (дорожные карты) — инструментарий долгосрочного планирования

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Значимость инновационного планирования любой в компании в настоящий период сомнений не вызывает. Создание и внедрение инструментов инновационного планирования в компании призваны гарантировать гибкость управления компанией, быстрое и соответственное реагирование на изменения окружающей среды, формирование ресурсо сберегающей стратегии развития, вероятность использовать существующие в компании резервы, уменьшение объемов невыполненных задач и не достигнутых целей, усовершенствование итогов инновационной деятельности в целом. Поэтому в решении задач стратегического инновационного менеджмента для организаций России может быть опыт успешно действующих глобальных компаний.

В качестве наиболее эффективного инструмента инновационного планирования в деятельности компании предлагается применять роудмаппинг (rоadmaррing), — дорожное картирование.

объект исследования: дорожные карты, а предмет — создание и использование дорожных карт.

Цель работы: всестороннее изучение и характеристика особенностей «дорожного картирования».

При этом необходимо решить следующие задачи:

дать общее понятие и основные виды дорожных карт;

выявить основное содержание дорожного картирования;

раскрыть особенности формирования дорожных карт.

Данный метод остается еще недостаточно изученным. Источниками информации послужили учебная и методическая литература по данной теме, публикации СМИ, а также материалы Интернет.

Структура работы включает: введение, две главы основной части, заключение и список используемых источников.

. Дорожная карта — понятие, виды

Дорожная карта — это наглядное представление пошагового сценария формирования определенного объекта — отдельного единичного продукта, класса товаров, определенной технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей ряд бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и в том числе проекта достижения общественно-политических, социальных и т.д. целей…».

Основной упор картирования — это инновации и новейшие технологические процессы. Дорожные карты могут помочь сосредоточиться на долгосрочном планировании, улучшить взаимосвязи, независимость проектов, являясь базой для корпоративного научно-технического планирования, идентификации потребностей, сильных и слабых сторон корпорации. Формирование дорожных карт дает возможность отследить историю каждого ключевого решения в проекте.

Впервые названный метод возник в конце XX века и рассматривался как изыски в управленческой деятель. Однако в начале нынешнего века в высоко технологически развитых государствах был признан как один из наиболее результативных методов планирования, прогнозирования и управления Деятельностью хозяйствующих субъектов, активно внедряющих нововведения и участвующих в формировании своих национальных инновационных систем.

Первыми компаниями, использовавшими в конце 1970-х гг. роудмаппинг, были Mоtоrоla и Соrning. В этот период Экономика Соединенных штатов находилась в состоянии стагфляции и характеризовалась огромной инфляцией, застоем в деловой активности, и ростом безработицы. почти все проблемы этого периода были связаны с изменением видения будущего. Так, под руководством Р. Гэлвина, гендиректора Mоtоrоla, была поставлена задача инициировать менеджеров на всех уровнях компании с тем, чтобы они уделяли подобающее внимание будущему состоянию технологий, и дать им всевозможные инструменты для организации процесса прогнозирования. В результате был предложен подход, ориентированный на достижение равновесия меж кратко— и долгосрочными проблемами, стратегическими и операционными задачами, сопряженными с технологиями и иными нюансами деятельности компании. В Mоtоrоla заметили, что внедрение такой культуры на всех уровнях компании позволяет находить решения, передающие видение и цели менеджмента, инициировать исследования, а также контролировать формирования событий.

Опыт практики использования картирования последних лет в Luсеnt Tесhnоlоgiеs описывается в статье Олбрайт Р.Е. и Каппель А.Т. Rоadmaррing в Корпорации. По их мнению, внедрение дорожных карт в Корпорации помогает уверенно достигать ключевых стратегических целей. Для каждой продуктовой линии дорожные карты согласуют рыночную стратегию с технологическими планами и планами по продуктам. Дорожные карты помогают сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании, улучшают взаимосвязи, автономность планов, являются основой для корпоративного технологического планирования, идентификации потребностей, сильных и слабых сторон корпорации.

Итак, дорожная карта увязывает между собой видение, стратегию и план развития системы и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое — настоящее — будущее». Следовательно, дорожная карта, прежде всего, это визуальный прогноз на будущее, который позволяет его четко увидеть и оценить; помогает сосредотачивать внимание на наиболее важных аспектах на каждом шаге всего процесса планирования.

Известны следующие виды «дорожных карт»:

) Отраслевые «дорожные карты». К этому виду относятся карты, в которых указано направление ожидаемого развития отрасли. Процесс, отраженный на такой карте, показывает способ, при выборе которого отдельные компании минимизируют свой риск, что достигается за счет участия разных заинтересованных сторон в принятии решений о приоритетах будущего развития технологии. В ходе этого обсуждения определяется вклад в исследование, который должна внести каждая из сторон.

) Корпоративные «дорожные карты». Они разрабатываются для того, чтобы помочь отдельным компаниям сделать стратегический выбор, и могут основываться на отраслевых «дорожных картах». В таких «картах» описываются комбинации продуктов и рынков.

) Продуктово-технологические «дорожные карты». Это одна из разновидностей рыночного анализа, оценки продукта и изучения технологий, которые объединены для разработки плана внутренних НИОКР и последовательности шагов, которые надо сделать при выведении на рынок новых продуктов.

) Компетентностно-исследовательские «дорожные карты». При составлении «дорожных карт» этого вида основное внимание уделяется компетенциям и исследованиям, необходимым для создания какой-либо технологии или ее части.

Так же выделяют несколько типов дорожных карт, в т ч.:

Дорожная карта промышленных технологий. Используется для оценки и экстраполирования направления запросов, поставленных рынком в области технологии, а затем, для определения стратегий НИОКР, предназначенных для выполнения этих запросов.

Научная и технологическая дорожная карта. Используется для выбора между возникшими технологиями.

Дорожная карта продукта. Используется компаниями для определения технических процессов и отслеживания возможностей и рисков, связанных с развитием особого продукта или услуги.

Программные дорожные карты. используются государственными или частными организациями для оценки воздействия новых возникающих условий на стратегические направления долгосрочных программ.

Все они содержат определенные элементы, но серьезно отличаются друг от друга.

Все разнообразие дорожных карт складывается путем использования таких графических форматов, как множественные слои, столбцы, таблицы, диаграммы (графы), рисунки (например, дерево), плоские диаграммы, текст. Придерживаясь основных принципов, компания, отрасль промышленности, частная или правительственная организация или подразделение может создать собственную дорожную карту, приспособленную к одной из моделей, отвечающей конкретным нуждам или задачам.

Таким образом, дорожные карты могут принимать различные формы, но в основном представляют собой многослойное объединение диаграмм, в основе которых лежит временной фактор, позволяющих связать технологическое развитие с трендами и движущими силами рынка.

. Дорожное картирование (дорожные карты) — инструментарий долгосрочного планирования

«Дорожную карту» следует рассматривать как инструмент долгосрочного применения, используемый для стратегического развития. Дорожная карта является графическим инструментом планирования, отображающим определенные этапы и достигаемые на этих этапах результаты. Создание дорожной карты — это динамичный процесс составления и внедрения дорожной карты, а также ее контроля и обновления по мере необходимости. процесс создания дорожных карт именуют дорожным картированием, а объект, развитие которого представлено на карте — объектом дорожного картирования.

При этом, процесс работы над картой сам по себе часто так же важен, как и документ, который появляется в результате. Эффективный процесс создания дорожной карты предполагает максимальное вовлечение участников в составление плана, что в свою очередь помогает достичь консенсуса и увеличивает вероятность того, что задействованные стороны будут осуществлять приоритетные задачи дорожной карты.

Дорожная карта развивается, т.е. процесс ее создания не завершается после публикации. Здесь можно говорить о том, что развитие дорожной карты происходит по мере достижения прогресса, изменения внешних факторов и поступления дополнительной информации. Частота обновления дорожной карты в основном зависит от рассматриваемых временных рамок. Обычно национальные дорожные карты обновляются периодически (например, с периодичностью от двух до пяти лет). Технологические дорожные карты иногда обновляются чаще, чтобы отобразить прогресс, изменения доступных ресурсов или временных графиков.

Основные этапы формирования дорожной карты включают:

.ФФормулирование рабочей идеи. На данном шаге вырабатывается видение места нахождения компании в рыночной системе, при этом необходимо учитывать требования, предъявляемые владельцами, работниками, клиентами, бизнес-партнерами, местным обществом, кроме того следует сформулировать (или переосмыслить или конкретизировать) миссию, цели и задачи компании.

.ААнализ внешней среды. Здесь надо рассмотреть факторы, которые способны влиять на разработку и внедрение инновационного механизма в компании:

экономическая политика: денежную-кредитную политику; инвестиционную и налоговую политику; политику в области заработной платы и цен; уровень государственной помощи инновационной деятельности; степень инновационных возможностей в регионе; степень развития инновационной инфра структуры в регионе;

конкуренты: темп подъёма отрасли; сильные и слабые стороны конкурентов; финансовые возможности конкурентов; готовность конкурентов к инновационной деятельности;

уровень становления технологии и кадровых возможностей в регионе: информационные технологии; новые стандарты оборудования; новые виды продукции; степень образования; наличие квалифицированных кадров в регионе, а также их способность адаптироваться. Диагностируя внешнюю среду, необходимо соотнести ситуацию, сложившуюся на рынке и цель компании, после этого только можно перейти к следующему шагу.

.ААнализ внутренней среды предполагает исследование финансового состояния, ресурсов (персонал и технология) и инновационного потенциала предприятия.

.ППостроение дорожной карты предприятия. Для этого необходимо:

определение приоритетных направлений развития компании. В качестве двигателей развития выделяют персонал (труд), технологию (капитал) и инновации.

определение оптимального соотношения труда и денежных средств на предприятии.

При инновационном развитии компании ключевая роль отводится главным фактором производства — персоналу и производственным технологиям. Прогрессивное технологическое развитие ведет к значительным изменениям в характере и содержании труда. В нем все основное место занимают процессы решения задач интеллектуального типа.

особенность данных изменений в следующем: от сотрудника требуется принять решение в зависимости от сложившейся ситуации. постепенно теряется значение и все меньше занимает объем однообразного и монотонного труда. Ростет концентрация производственных сил на рабочих местах, агрегирование операций, ускорение протекания их во времени, повышение требований к качеству работы. То есть, все названное неуклонно требует роста культурно-технического уровня персонала компании.

Производство все в большей степени потребляет интеллектуальную энергию персонала. Процесс возрастания культурно-технического уровня работников сопряжен с научно-техническим развитием производственных сил. Интенсивный тип производства компании приводит к возрастанию высоко качественных показателей не только техники, но и рабочей силы. Рост качества труда работников является необходимой и важной составляющей комплексного совершенствования производственных сил. С иной стороны, инновационное становление компании ведет к улучшению условий труда, увеличению степени сложности оборудования, а следовательно, обязана повышаться и квалификация персонала, а также и их заработная оплата.

В настоящее время индустриальной компании, желающей максимизировать собственную прибыльность, необходимо выбирать инновационный курс развития с подменой «дешевого» труда работников на более квалифицированный (с уменьшением численности не квалифицированного персонала, и увеличением оплаты труда квалифицированных); с заменой устаревших технологии производства на наиболее совершенную. Эффективного функционирования компании возможно достичь лишь за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсов сбережения, технического и технологического перевооружения компании на основе использования оптимального баланса труда и финансов, то есть с помощью формирования инновационного механизма его развития. Пример дорожной карты инновационного формирования компании представлена в Приложении11.

.РРазработка «маршрутов» развития согласно избранным направлениям. Построение дорожных карт для приоритетных направлений развития компании начинается с формирования характеристик факторов производства, после этого составляется графический прогноз развития этих характеристик. НК примеру, для построения дорожной карты инноваций по вертикали откладываются центры возникновения инноваций, а на горизонтали — периоды времени, после чего выделяются варианты развития по данному направлению. В соответствии с выбранными направлениями развития компании и необходимо строить «маршруты» развития по следующим направлениям: инновации, персонал, технология:

) Дорожная карта создания инноваций. В дорожной карте инновационный центр выполняет следующую роль: генерирует идеи, предлагает разработки для внедрения на предприятии; с иной стороны, компания имеет возможность направить заказ инновационному центру для создания инновации, которая должна помочь ей в решении проблем, а руководство компании финансирует деятельность инновационного центра. Новшества, созданные в инновационном центре, также будут применяться и для улучшения работы оборудования и усовершенствования методов управления персоналом. В организации могут быть использованы сразу несколько видов инноваций, к примеру, инновации-имитации, локальные инновации, системные инновации, радикальные инновации. На начальном этапе работы, научные центры существуют в основном за счет инновации-имитации, выгоды от внедрения которых финансируются компанией на последующее развитие инновационной деятельности. В дальнейшем формируются локальные и системные инновации, созданные с учетом потребностей конкретной фирмы, при этом инновации-имитации также продолжают использоваться. ВВ перспективе вероятно создание конструктивной инновации, которая изменит точку зрения на существующую проблему, способствует её наиболее эффективному и действенному решению. другие виды инноваций тоже используются в компании, так как развитие отдельных из них возможно сможет привести к созданию радикального новшества.

)п Построение технологической дорожной карты. Предполагается, что Издержки на технологическое становление компании вначале довольно высокие, впоследствии они уменьшаются, но в будущем Издержки также останутся высокими, так как технологии компании — значимая часть ее стратегии, в связи с чем предполагаются значительные расходы на НИОКР. Темпы производительности оборудования вырастают, и в будущем остаются на довольно высоком уровне, вследствие чего в перспективе достигается высокая конкурентоспособность компании.

)д Дорожная карта персонала — предусматривает учет прогнозов развития кадров компании в аспекте повышения квалификации, в связи с внедрением новых технологий и техники, а также повышения стоимости труда сотрудников. При инновационном развитии компании, в связи с автоматизацией производства, число сотрудников уменьшится, а степень квалификации персонала существенно вырастет. 3При этом, затраты на обучение сотрудников значительно снизятся, что связано с стремлением персонала к само образованию, в связи с новыми условиями формирования развития компании, и с выходом на инновационный уровень.

.1Выявление критических рубежей в инновационном управлении, наиболее затратных и рисковых мероприятий, что мы наглядно видим при построении «маршрутов».

.7Выявление взаимосвязей по основополагающим «маршрутам» развития компании. Позволяет ответить на вопрос, каким образом внедрение инновации отразится на соотношении труда и денежных средств компании.

.8Разработка способов управления, реализация и контроль. Введение в действие дорожной карты и внедрение систем контроля — завершающие этапы процесса реализации и корректирования дорожной карты. Разработка методов управления также предполагается во взаимосвязи труда, финансирования и инновации.1В среднем на разработку дорожной карты уходит от шести до 14 месяцев.

Алгоритм построения дорожных карт при инновационном развитии компании представлен в Приложении22.

Однако, единого правильного пути разработки дорожной карты не существует. В некоторых процессах задействованы большие группы заинтересованных лиц, которые затрачивают много времени на сбор различных мнений и достижение консенсуса по приоритетным заданиям. другая часть карт разрабатывается небольшой группой опытных аналитиков и экспертов, которые интенсивно работают на протяжении короткого периода времени, чтобы собрать все доступные данные, анализ и прогнозы в логическую концепцию.

Каждый подход имеет свои преимущества, и организация или группа, ответственная за разработку дорожной карты, должна определить, что сработает лучше в конкретной ситуации.

При правильном составлении успешная дорожная карта должна предоставлять возможность посредством логической структуры проследить связь любого проекта или мероприятия с его конечным вкладом в достижение целей дорожной карты. однако недостаточно просто составить дорожную карту — реальная мера успеха состоит в том, внедряется дорожная карта или нет, и достигает ли она желаемого для организации результата.

Итак, использование дорожных карт в качестве инструмента инновационного планирования в компании является особо действенным. Дорожные карты акцентируют внимание на приоритетных направлениях в развитии компании, дают возможность выявить наиболее опасные этапы в развитии этих направлений и разработать более действенные способы управления.

Картирование дает возможность существенно усовершенствовать управление, сформировать базы данных оригинальных технологий. При этом, картирование сосредотачивает планирование бизнеса компании на его будущем, обеспечивая последовательную информацию по всему портфелю в качестве исходной информации для принятия решения.1Кроме того, благодаря построению дорожных карт вероятно управление ключевыми направлениями во взаимосвязи, создание нескольких альтернатив действия одновременно. Грамотно составленные дорожные карты учитывают потребности компании и содействуют развитию научно-техническому прогрессу. Внедрение дорожных карт делает возможным диалог как между потребителями и поставщиками, так и внутри самой компании.

Особенности дорожных карт:

) Все дорожные карты вне зависимости от характера объекта картирования четко демонстрируют эффекты от использования ресурсов в каждой точке принятия решений.

) Дорожная карта является интерактивным инструментом, что позволяет незамедлительно заносить какие-либо изменения и детализировать сценарии формирования объекта.

целесообразность использования дорожного картирования в процессе планирования и разработки стратегии обусловлена тем, что:

) позволяют обнаружить узкие места, угрозы и возможности;

) способствуют обоснованию полезности разработки;

) определяют целесообразность финансирования;

) устанавливают этапы необходимые для создания новых технологий или достижения поставленных целей.

Заключение

Дорожная карта представляет собой наглядное изображение пошагового сценария формирования определенного объекта — отдельного продукта, класса товаров, определенной технологии, группы смежных технологий, бизнеса, корпорации, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии, а также плана достижения политических, социально-общественных и других целей.

Результатом дорожного картирования становится сценарий развития или действий с учетом требований к продукту или технологии, альтернативных вариантов и промежуточных этапов. Составление «дорожной карты» помогает добиваться общего видения будущего и подготовка окончательного варианта «дорожной карты».

К основным достоинствам «дорожных карт» при структурировании процессов развития относятся:

участвующая в составлении «дорожной карты» компания получает ценную стратегическую информацию;

в основе долгосрочного планирования лежит сбор хорошо структурированной информации, благодаря чему компания может принять более обоснованные решения, относящиеся к будущим товарам, услугам и технологиям;

на карту можно нанести как внутренние данные, так и внешние, что помогает прийти к хорошо структурированному видению меняющихся рыночных факторов, потребительских запросов, технологий, факторов окружающей среды и поставщиков;

достижение более полного и точного согласования затрат на НИОКР и разработку продуктов, чему способствует выявление возможностей по объединению новых технологий с новыми продуктами;

«дорожные карты» могут быть источником появления новых вариантов использования уже применяемых технологий (прежних технологий для новых товаров и услуг);

результаты, получаемые при помощи таких «карт», помогают выявлять долгосрочные стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности, связанные с продуктами и технологиями;

«дорожные карты» являются мощным инструментом привязки всей компании к новой стратегии развития и процессам разработки новых продуктов. С их помощью проектные команды могут быстро адаптироваться к изменениям стратегического характера.

Дорожная карта не лишена и недостатков, в частности, она достаточно дорога и сложна.

Таким образом, дорожная карта определяет критические системные требования, рабочие требования продукта и процесса, технологические альтернативы, и промежуточные этапы на пути к осуществлению поставленных целей (для комплекса нужд продукта). В результате, дорожная карта определяет альтернативные пути для достижения определенных рабочих целей. Можно выбрать один-единственный путь и разработать план. Если же существуют высокие риски или неопределенность, то можно выбрать несколько путей и двигаться к цели параллельно.

Дорожная карта определяет ценностные ориентиры и помогает сфокусировать ресурсы на критических технологиях, необходимых для достижения выбранных целей. такая концентрация важна, так как она позволяет более эффективно использовать ограниченные инвестиции в исследования.

список используемых источников

1.Акатов Н.Б. Инновационное саморазвитие организации как объект управления и критерий конкурентоспособности в современном менеджменте // Фундаментальные исследования. 2012. — № 11-3. — С. 744 — 749.

.Анискин Ю.А. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 7. — С. 73-83.

.Баев И.А. Дорожные карты — инструмент инновационного планирования на предприятия / И.А. Баев, Ю.С. Глазкова // Вестник ЮРГУ. — 2010. — № 39 (215). — С. 32-36.

.Байков Е.А. Внедрение инновационных технологий дорожного картирования в практику стратегического управления предприятиями / Е.А. Байков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — 2014. — № 4(199). — С. 91-99.

.Геоэкономика и конкурентоспособность россии: Научно-концептуальные основы геоэкономической политики россии: Научно-аналитический доклад / Под науч. ред. Э.Г. Кочетова. — М.: книга и бизнес, 2010. — С. 26.

.Гершман М.А. Инновационный менеджмент / М.А. Гершман. — М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010.

.Глазкова Ю.С. Разработка системы дорожных карт в инновационном развитии предприятия / Ю.С. Глазкова // Наука ЮУрГУ. — 2011. — Т. 1.- С. 242-244.

.Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент / Г.Я. Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 2012. — 267 с.

.Гретченко А.И. «Дорожная карта» — новый инструментарий долгосрочного планирования инновационной экономики / А.И. Гретченко // Вестник РЭА. — 2010. — № 4. — С. 33-37.

.Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» — инновационный метод управления знаниями в Корпорации / М. Джемала // Российский журнал менеджмента. — 2008. -№ 4. — Т. 6. — С. 149-168.

.Ермакова Ж.А. Дорожная карта как инструмент реализации модернизационного партнерства / Ж.А. Ермакова, Н.И. Тришкина // Креативная Экономика. — 2014. — № 01 (85). — С. 96-104.

.Засканов В.Г. Вопросы управления и организации системы подготовки специалистов по инновационному менеджменту // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. — № 1 [25]. — С. 154-159.

.Казаков В.А. Информационные технологии в менеджменте качества и инновационном менеджменте // качество. Инновации. Образование. 2008. — № 3 (34). — С. 2-8.

.Казыханов Р.Р. Дорожные карты как инструмент развития малого предпринимательства и формирования новых предпринимательских ниш / Р.Р. Казыханов // УЭкС. — 2012. — № 12. — С. 38.

.Квеско Р.Б. инновационный менеджмент: учебное пособие / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. — Томск: ТПУ, 2010. — 108 с.

.Ковалев Г.Д. инновационные коммуникации. Инновационные коммуникации / Г.Д. Ковалев. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 288 с.

.Кузык Ю. Что такое дорожная карта? / Ю. Кузык // Популярные технологии. Аналитика. — 2010. — № 10. — С. 3.

.Куликов Д.В. Проектный Менеджмент в инновационном предпринимательстве / Д.В. Куликов, В.Л. Попов // Креативная Экономика. — 2012. — № 12 (72). — С. 67-71.

.Лавская Л.Л. Стратегии в инновационном менеджменте // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. — № 3 (3). — С. 23-26.

.Лигай Л.А. Роль руководителя в инновационном менеджменте образования / Л.А. Лигай, Р.Х. Джамалетдинов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. — № 36-1. — С. 42-46.

.Попова В.Л. Управление инновационными проектами / В.Л. Попова. — М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009.

.Родин Е.Н. Разработка дорожной карты по созданию программы сети инновационного развития для оказания менторской поддержки стартапам / Е.Н. Родин // Креативная Экономика. — 2014. — № 2 (86). — С. 3-12.

.Селиверстов В.Е. Формирование многоуровневой системы стратегического планирования: методология, инструменты, институты / В.Е. Селиверстов // Регион: Экономика и социология. 2009. — № 2. — С. 207-218.

.Твисс Б. Управление нововведениями / Б. Твисс. — М.: Экономика, 2009.

.Трофимова Л.А. Инновационные подходы к принятию управленческих решений: учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 78 с.

.Турманидзе Т.У. экономическая оценка инвестиций: учебник для вузов / Т.У. Турманидзе. — М.: Экономика, 2009.

.Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт / А.В. Тычинский. — Таганрог: ТРТУ, 2006. — 189 с.

.Урзяева О.М. Дорожная карта — как эффективный инструмент для развития малого бизнеса / О.М. Урзяева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 45(282). — С. 56-62.

.Хватова М.Б. Инновационные образовательные технологии в учебном процессе / М.Б. Хватова и др. — Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. — 216 с.

.Ясин Е.Г., Лебедева Н.М. Приложения

приложение 1

Дорожная карта инновационного развития предприятия

приложение 2

Алгоритм построения дорожных карт при инновационном планировании на предприятии

Учебная работа. Инновационное планирование