Учебная работа. Управление операционными затратами газа на собственные нужды в условиях Шекснинского ЛПУМГ ФЛ ООО 'Газпром трансгаз Ухта&#039

Управление операционными затратами газа на собственные нужды в условиях Шекснинского ЛПУМГ ФЛ ООО ‘Газпром трансгаз Ухта’

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМИ ЗАТРАТАМИ

1.1Основные понятия операционного менеджмента

1.2особенности управления операционными затратами

1.3Снижение операционных затрат расхода газа на собственные нужды

2.СИТУАЦИОННЫЙ анализ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШЛПУМГ

2.1Анализ производственно-хозяйственной деятель предприятия

2.2Формирование центров финансовой ответственности для управления операционными затратами

3.СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВНОГО ГАЗА

3.1Освоение технологической инновации

3.2Постановка на баланс ПТС освоенной технологической инновации в качестве нематериального актива

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

В инновационной рыночной экономике одним из основных направлений деятель предприятий является выпуск продукции и услуг, обладающих конкурентными преимуществами [2]. Повышение конкурентных преимуществ возможно за счёт увеличения потребительских свойств и снижения затрат на производство продукции, услуг [19]. Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что предприятиям необходимо снижать затраты на производство продукции и услуг путём построения эффективной системы управления. Преобладающим видом затрат в их совокупном объеме выступают операционные затраты, формирующие удельные технологические затраты продукта, работы, услуги. В этой связи теоретические и прикладные аспекты, связанные с поисками направлений, резервов сокращения прямых производственных затрат при выборе современных инновационных управленческих моделей, представляет особую актуальность.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют утверждать, что выбранная для исследования тема актуальна как с теоретической, так и с практической точки зрения.

вопросы, касающиеся разработки моделей и методов управления операционными затратами в производственных организациях, рассмотрены в работах таких авторов, как Большакова Е.Л., Максимцев И.А., Туккель И.Л., Шичков А.Н.

Целью выпускной квалификационной работы выступает проектирование инновационной модели управления операционными затратами расхода газа на собственные нужды в ШЛПУМГ.

Для достижения цели в работе поставлены задачи:

-изучить теоретические аспекты управления операционными затратами в производственно-технологических системах

-выполнить ситуационный анализ деятельности выбранной в качестве объекта исследования организации

разработать проектные предложения по выбору инновационной модели управления операционными затратами для исследуемой организации.

объект исследования — Шекснинское ЛПУМГ ФЛ ООО «Газпром трансгаз Ухта», дочернее предприятие ПАО «Газпром».

Предмет исследования — организационно-экономические отношения и условия, связанные с построением эффективных инновационных моделей управления операционными затратами в организации.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы общие научные методы: анализ и синтез; частные методы исследования: анализ статистической отчетности, анализ публичной отчетности, метод системного анализа, методы расчетов технико-экономической эффективности, методы сравнительного бенчмаркинга и ряд других.

Информационной базой при написании работы послужили труды ведущих ученых и практиков в области исследования проблем операционного менеджмента, управления производственно-технологическими системами, повышения эффективности и сокращения операционных затрат предприятий, официальные данные бухгалтерской и статистической отчетности организации, данные Федеральной службы государственной статистики систем и другие.

Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: теоретической, аналитической и проектной, заключения, списка использованных источников и двух приложений. Графический материал представлен на четырех плакатах.

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМИ ЗАТРАТАМИ

1.1 основные понятия операционного менеджмента

В последние два десятилетия, в связи с переходом РФ к рыночной экономике, в бизнес-процессах любой отрасли промышленности или сферы деятель, стали выделяться спектры управления производством и услугами, в результате чего получило развитие интегрированного подхода к управлению операциями — операционного менеджмента [3]. основным объектом управления в нем являются операции и процессы.

Для определения содержания объекта управления операционного менеджмента следует остановиться на значении основных терминов. Основные термины операционного менеджмента представим в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1 — основные термины операционного менеджмента

ТерминЗначениеОперационная деятельность доходно-производственная деятельность предприятия, и другие виды деятель, которые не являются инвестиционной или финансовой деятельностью УслугиДеятельность, выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продажей товаровОперационный циклЦикл времени между приобретением активов их обработкой и реализацией в форме денежных средств или их эквивалентов Операционная системаСистема, использующая материальные, информационные или финансовые ресурсы (вход) для преобразования их в материальный, информационный или финансовый результат (выход)бизнес Интегрированная совокупность видов активов и деятельности, которая способна быть реализованной и управляемой с целью обеспечения инвесторам и (или) владельцам, членам и участникам акционерного капитала возврата (дохода) в форме дивидендов, более низких операционных затрат или в другой форме экономической эффективности Данные термины довольно часто используются в практике управления предприятиями как взаимозаменяемые. однако под производством в основном понимается деятельность по изготовлению материального продукта.

В определении производства можно рассмотреть как материальную, так и нематериальную природу продукции [15]. таким образом, можно говорить о производстве как о деятель, связанной с переработкой не только какого-либо материального, но и информационного, а также финансового ресурса.

Западные маркетологи-аналитики в своем определении услуг подчеркивают их отличие от товара в том, что услуга — это деятельность, выгоды или удовлетворение потребностей, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продажей товаров. Таким образом, услуги — это деятельность, а не продукт, который может являться результатом оказания услуг. услуги в большей или меньшей степени требуют участия клиента, так как направлены не только на производство продукта, но и на удовлетворение потребности клиента. Участие покупателя в процессе оказания услуг может быть очным или заочным. Операции — это отдельные действия в ряду других подобных. Исходя из этого определения, операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому характерна организованность.

Производство и услуги представляют собой совокупность операций. В то же время любые операции перерабатывают тот или иной ресурс в некоторый продукт, формируя в совокупности бизнес-процесс [22].

Основой операционного менеджмента является управление операционными системами. Операционная система — это система, использующая материальные, информационные или финансовые ресурсы (вход системы) для преобразования их в материальный, информационный или финансовый результат (выход системы).

Операционное преобразование может быть связано с трансформацией материалов в процессе промышленного производства, с переменой места расположения в процессе транспортировки, с обменом в процессе осуществления торговой операции, с хранением как процессом складского обслуживания, с физиологическим изменением как результатом медицинского обслуживания, с преобразованием информации в процессе оказания услуг телекоммуникации. Операционное преобразование, таким образом, является неотъемлемой частью бизнес-процесса. Такие преобразования, в научных трудах профессора А.Н. Шичкова, названы переделами продукции или услуги, обладающими стоимостью.

Большинство предприятий имеют операционные системы различного уровня (компании в целом, отдельных бизнес-единиц, департаментов, подразделений, групп, рабочих мест, исполнителей), образующие операционную среду организации [10].

бизнес-процесс — это стабильная, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятель, которая преобразует входы производственной системы в выходы, имеющие стоимость и представляющие Ценность для конечного потребителя. Как и в операционных системах, в бизнес-процессе на входе могут быть материальные, информационные или финансовые ресурсы, а на выходе — некоторый продукт или результат в материальной (вещественной) или нематериальной форме. Представим бизнес процесс предприятия на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Структура бизнес-процесса предприятия

Все функции, выполняемые в подразделениях предприятий, являются операциями, и, следовательно, любое направление менеджмента так или иначе связано с операционным менеджментом и операционной средой бизнеса.

1.2 Особенности управления операционными затратами

Представляется необходимым дать понятия операционных затрат. Операционные затраты (operating expenses) — это затраты, непосредственно связанные с прямыми операционными расходами на ведение бизнеса, производство товаров и услуг, которые включают в себя: материальные затраты, затраты на возмещение амортизации или обесценивания материальных и нематериальных активов, затраты на оплату труда, прочие затраты. Данная классификация затрат по элементам представлена в НК РФ, она позволяет эффективно управлять структурой затрат.

Структура затрат — это соотношение долей различных статей затрат к их общей сумме.

В работах доктора экономических наук черновой Т.В. затраты на производство сгруппированы по признакам представленным на рисунке 1.2.

рисунок 1.2 — Классификация затрат на производство продукции

Объектами управления операционными затратами выступают конкретные элементы и состав расходов, связанных с изготовлением и (или) реализацией продукции. Также к объектам управления операционным затратами относят удельные операционные затраты на единицу продукции и их составляющие.

Удельные материальные затраты являются определяющими в экономике технологических систем [5]. основными инновационными направлениями снижения удельных материальных затрат являются уменьшение затрат: на приобретение материалов, используемых при производстве товаров или оказании услуг при осуществлении технологического процесса; на приобретение расходных материалов и запасных частей, используемых для ремонта оборудования; на покупку инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества; на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самой организацией для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии и др. [20]. Для снижения этих расходов требуются инвестиции.

Удельные прочие затраты являются технологическими затратами. Прочие затраты включаются средства, затраченные на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, расходы на сертификацию продукции и расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, а также расходы на или тяжелыми условиями труда.

Снижение прочих и материальных затрат позволяет предприятию увеличить долю оплаты труда и амортизационные отчисления. К основным задачам снижения прочих затрат относятся: снижение расходов на ремонт основных средств, расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов, агрегатов и расходы некапитального характера, связанные с усовершенствованием технологии, организации производства и управления, а также расходы на канцелярские товары.

Экономическая природа затрат раскрывается непосредственно в управлении затратами на предприятии. Исследуя структуру затрат предприятия, необходимо рассмотреть экономическую природу управления затратами, которая основывается на цепочке возникновения затрат по видам бизнес-отношений, представленных на рисунке 1.3.

рисунок 1.3 — Схема возникновения затрат по видам бизнес-отношений

Данная схема позволяет классифицировать отношения по управлению затратами с учетом степени их значимости и последовательности их возникновения при организации нового предприятия, либо расширении экономической деятель имеющейся организации.

Анализ схемы показывает, что для соблюдения неразрывности этой цепочки, а также направленности на минимизацию и оптимизацию затрат необходимо следовать принципиальным правилам рациональности. Эти правила предполагают некоторый компромисс между получаемыми экономическими выгодами из производства или инвестиционного проекта и затратами на него. Данная цепочка отношений по управлению затратами подразумевает свою мобильность и может быть пополнена другими элементами отношений по управлению затратами исходя из специфики деятельности предприятия, его организационной формы, экономико-географического расположения и т.д.

Распределение затрат по видам бизнес-отношений играет особо важную роль в условиях рыночной экономики [7]. Во время формирования элементов структуры операционных затрат необходимо грамотно и эффективно распределить имеющиеся у предприятия ресурсы. Изменения во внешней среде организации (конкуренция, инфляция), побуждают принимать оперативные решения по стимулированию, увеличению доли тех или иных затрат по одним элементам и минимизации их величины по другим. Поэтому в основе управления затратами на предприятии должна лежать классификация затрат по видам бизнес-отношений, представленная в приложении 1.

Отсюда берет начало методическая роль цепочки возникновения затрат по видам бизнес-отношений и классификации затрат на ее основе, которая может служить основанием в системе планирования операционных затрат.

Элементы управления затратами, позволяют:

более подробно проанализировать и выявить причины роста элементов структуры затрат и отклонений их от ранее прогнозируемой величины;

найти необходимые резервы для их оптимизации, например, за счет выбора наиболее экономически эффективных форм и условий бизнес-отношений, то есть условий заключаемых контрактов на поставку сырья, материалов и оборудования, а также схем и графиков проведения работ и услуг подрядными организациями, включая финансовые, юридические, сервисные, маркетинговые и тому подобные.

Формирование системы операционного менеджмента затрат невозможно без совершенствования схем, моделей, методов планирования, учета и калькулирования.

Рассмотрим алгоритм управления операционными затратами, представленный на рисунке 1.4. В его основу заложен принцип прогнозирования затрат по видам бизнес-отношений. Этот метод позволяет определить приоритетные виды отношений, которые будут возникать в ходе осуществления операционной деятельности, а затем оставшийся бюджет средств распределяется по другим статьям затрат.

Рисунок 1.4 — Алгоритм функционирования системы управления операционными затратами

Своевременный анализ структуры операционных затрат даёт возможность выявления резервов повышения результативности производственной и коммерческой деятель, обеспечивая базу для создания гибкой системы операционного менеджмента затрат и, как следствие, усиливает экономическую эффективность предприятия.

Результаты многочисленных исследований показывают, что в настоящее время система управления затратами в россии нуждается в существенной реформации. На большинстве предприятий основной задачей в области управления операционными затратами является максимальное завышение себестоимости продукции, для снижения налога на Прибыль. Но в условиях рыночной экономики скрывать доходы не только противозаконно, но и не рационально, поскольку эффективное и правильное управление затратами на предприятии должно быть приоритетным способом достижения конкурентных преимуществ на рынке товаропроизводителей [12].

Современное управление операционными затратами — это область экономической науки, представленная множеством научных школ и направлений, решающих рассматриваемые вопросы с точки зрения минимизации определенных статей операционных затрат и повышения эффективности использования располагаемых ресурсов.

Внимания заслуживают, прежде всего, такие направления менеджмента операционных затрат, как:

Lean Production (LP) — это бережливое Производство;

— Theory of constraints (TOC) — это теория ограничений;

Resource-Based View (RBV) — это ресурсная теория.

Одним из наиболее результативных и часто используемых способов управления затратами предприятия является операционный анализ, или CVP анализ (Cost Volume Profit).

Операционный анализ является инструментом проведения начального этапа управления затратами, а именно их измерения и классификации.

Операционный анализ раскрывает один из наиболее действенных способов, отражающих влияние структуры затрат и объема реализованной продукции на Рентабельность и, в конечном итоге, на эффективность производственно-хозяйственной деятель предприятия.

В основе операционного анализа, раскрывающей его суть, лежит деление операционных затрат на переменные и постоянные, что позволяет определить оптимальное соотношение между объемом производства, прибылью и затратами.

Проведение данного вида анализа позволяет найти наиболее рациональное и экономически эффективное соотношение между переменными и постоянными затратами, объемом произведенной и объемом реализованной продукции, устанавливающее взаимосвязь между расходами и доходами при меняющихся объемах производства.

На рисунке 1.5 представлены основные категории, применяемых в рамках операционного анализа затрат.

Рисунок 1.5 — Основные категории анализа операционных затрат

Понятие маржинального дохода лежит в основе системы «Директ-костинг». Он представляет собой финансовый результат, исчисляемый как разница между объемом реализованной продукции, выраженным в денежном эквиваленте, и переменными затратами на производство продукции.

Порог рентабельности (точка безубыточности) — это такой объем реализации продукции, который обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Для определения порога рентабельности применяют три способа: графический, математический и маржинальный.

Также одним из важных показателей, применяемых в границах анализа операционных затрат, характеризующих изменение прибыли, является операционный рычаг. С помощью силы воздействия операционного рычага определяется, как меняется сумма прибыли при изменении объема реализации и он равняется отношению валовой маржи к прибыли. Удельный вес постоянных затрат в сумме операционных затрат прямо пропорционален силе этого рычага.

снижение затрат на производство продукции или оказание услуг связано не только непосредственно с организацией бизнес-процессов. На это оказывают воздействие и другие характеристики: поддержание лидерской позиции на рынке по минимуму затрат; технические характеристики товара; надежность товара (услуги); гарантированное время доставки товара (оказания услуг); скорость доставки товара (оказания услуги); персонификация товаров по требованиям заказчиков; скорость выхода на Рынок; способность гибкой реакции на изменениях во внешней среде организации. Характеристика процесса минимизации затрат представлены на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6 — характеристика минимизации затрат как приоритета операционной стратегии

поэтому минимизация затрат является следствием комплекса направлений деятель, включающего и такие ранее отмеченные принципы операционной стратегии, как гибкость, время и качество (под которым понимаем стабильность выпуска продукции или услуг с заданными потребительскими свойствами). В свою очередь, уменьшение операционных затрат является источником не только новых возможностей, но и несет угрозы.

1.3 Снижение операционных затрат расхода газа на собственные нужды

В любой отрасли промышленности, как правило, существует сегмент рынка, в котором ключевое значение имеет ценовая производить продукцию или оказывать услуги с минимальными затратами.

При рассмотрении, системы управления филиалов дочерних предприятий ПАО «Газпром», выясняется, что операционные затраты на основной вид деятельности полностью компенсируются головными предприятиями в соответствии с планами и утвержденными нормами. При данной организационной системе практически невозможно эффективно управлять операционными затратами. поэтому, для перехода от нормированного учета к управленческому учету, который свойственен современной рыночной экономике, необходимо рассмотреть данные организационные единицы как совокупность производственно-технологических систем.

Производственно-технологическая система (бизнес-единица) — это минимальный комплекс материальных и нематериальных активов, обеспечивающий выпуск продукции (передела), имеющего потребительские свойства (рыночную стоимость) [20]. При этом каждый передел должен продаваться, а не передаваться следующей ПТС.

Для оценки деятельности отдельных ПТС представляется необходимым ввести понятия центров финансовой ответственности, трансфертного ценообразования.

Центр финансовой ответственности — это элемент финансовой структуры компании, который выполняет хозяйственные операции в соответствии со своим бюджетом и обладает для этого необходимыми ресурсами и полномочиями.

Трансферт ценообразования — это реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам.

Процесс трансферта операционных затрат в потребительские свойства продукции и капитализации рыночной стоимости продукции по ПТС, являющимся зонами финансовой ответственности (центрами затрат) представлен на рисунке 1.7. [16]

рисунок 1.7 — Блок-схема трансферта операционных затрат

В настоящее время одной из важнейших задач для ПАО «Газпром» является повышение эффективности существующего производства, одним из путей которого является сокращение затрат, и в первую очередь сокращение потребления энергоресурсов, необходимых для осуществления производственной деятельности.

На государственном уровне для этой цели служит принятие постановления Правительства «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России», а также Федерального закона «об энергосбережении».

Российская Федерация занимает первое место в мире по запасам природного газа, при этом она обладает еще одним существенным ресурсом — количеством энергии, которую можно сэкономить, осваивая в энергопотребление новейшие эффективные методы и совершенствуя технику ее применения [9].

Расход газа на собственные нужды — это необходимый расход природного газа на основные и вспомогательные технологические процессы компримирования и транспорта газа, обусловленный режимом эксплуатации газопроводов и техническими характеристиками оборудования [11].

Потребление газа на собственные нужды в отрасли составляет более 7% от общего объема добываемого природного газа (по официальным данным ежегодного отчета ПАО «Газпром» за 2015 год).

снижение расхода газа на собственные нужды при проведении технологических операций позволяет уменьшить материальные затраты.

Существенные потери газа на компрессорных станциях (КС) имеют место при продувках пылеуловителей (узлов очистки газа), а также во время запусков и остановов газоперекачивающих агрегатов (ГПА).

За рубежом стравливание газа в атмосферу вообще не применяется, учитывается каждый его кубический метр. например, для утилизации продувочного газа разработан целый ряд схем, простейшая из которых представлена на рисунке 1.8.

рисунок 1.8 — Схема утилизации продувочного газа на КС

При продувке пылеуловителей газ не выбрасывается в окружающую среду, а по трубопроводам 1 подается на коллектор и поступает в сепарирующее устройство 3, где из газа адсорбируется влага и удаляются механические примеси. Очищенный газ собирается в аккумулирующей емкости 4, откуда периодически ведется его отбор дожимным компрессором 5.

существуют схемы утилизации пускового газа, позволяющие устранить потери газа при пусках, а также нормальных и вынужденных остановах ГПА.

Представим одну из схем для сбора пускового газа на рисунке 1.9.

рисунок 1.9 — Схема утилизации пускового газа на КС

Имеющуюся систему запуска и ввода ГПА в эксплуатацию, при которой газ, после прохождения пускового стартера 3, выбрасывается в атмосферу через свечной кран 5, можно заменить другой, с небольшими новшествами. Для этого, к существующей обвязке нагнетателя через задвижку 7 подключается аккумулирующая емкость 6, откуда и осуществляется отбор сохраненного газа.

давление газа выходе пускового стартера, в период его работы близко к атмосферному, поэтому газ из аккумулирующей емкости может отсасываться эжектором 9. Эжектор приводится в действие активным газом, в качестве которого используется газ высокого давления, поступающий через задвижку 8 из выкидного коллектора 11.

полностью исключить выбросы газа при пуске ГПА можно, используя для работы пусковых стартеров сжатый воздух или установить стартеры с электроприводом.

Сохраненный газ в дальнейшем используется для технологических нужд предприятия или направляется для реализации потребителям.

Управление операционными затратами газа на собственные нужды и снижение их, для достижения максимального эффекта должно вестись комплексно, то есть во взаимосвязи всех составляющих энергопотребления, одновременно осваивая организационные и технические инновации.

. СИТУАЦИОННЫЙ анализ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШЛПУМГ

2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятель предприятия

ООО «Газпром трансгаз Ухта» — это сто процентное дочернее предприятие ПАО «Газпром», обеспечивающее поставки газа потребителям 9 регионов Северо-Запада России, а также транзит природного газа в страны ближнего и дальнего зарубежья. Эксплуатируемая компанией «Газпром трансгаз Ухта» газотранспортная система проходит через территорию северо-запада Российской Федерации, от Бованенковского <#"justify">В состав Шекснинского ЛПУМГ входит:

2 компрессорные станции — КС-21 «Шексна» и КС-22 «Бабаево»;

5 магистральных газопроводов условным диаметром от 700 до 1400 мм;

6 узлов приема и запуска очистных устройств, совмещенных с узлами подключения КС к МГ;

5 узлов приема и запуска очистных устройств, не совмещенных с узлами подключения КС к МГ;

8 компрессорных цехов ГПА с газотурбинным типом;

20 аппаратов воздушного охлаждения газа (АВО);

32 пылеуловителя блоков очистки газа;

3 автомобильные газонаполнительные станции (АГНКС);

16 газораспределительных станций;

11 аварийных источников электроснабжения.

Общая длина обслуживаемых газопроводов в однониточном исчислении составляет 1222 км, а протяженность их по трассе — 263 км. Суммарная мощность установленных ГПА — 478 МВт.

Производственно-технологическая система ШЛПУМГ включает в себя магистральные газопроводы, компрессорные станции, оснащенные средствами энергообеспечения, автоматизации, телемеханики технологической связи и другими средствами, позволяющими функционировать ей в автономном режиме.

Согласно показателей, представленных в приложении 2, ШЛПУМГ осуществляло производственно-хозяйственную деятельность строго в соответствии планами и лимитами утвержденными головным предприятием ООО «Газпром трансгаз Ухта» для данного филиала. Доходы от оказания услуг сторонним потребителям за 2015 составили 44 173 тыс. рублей или 98,2% от плана. Не выполнение плана по доходам связано со снижением объёмов реализации сжиженного газа и техобслуживания по ГБО.

Расходы филиала за 2015 год составили 2 412 351 тыс. рублей, с учетом обоснованного снижения в сумме 62783 тыс. рублей, расходы находятся в пределах установленного лимита и составляют 99,5%. Экономия относительно плана (с учетом обоснованного отклонения) составила 11 689 тыс. рублей.

Основной Доход предприятие получает от оказания услуг сторонним организациям и физическим лицам: услуги АГНКС, услуги автотранспорта, услуги ЖКХ, стоматология и прочее.

Согласно статье 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

Используя отчет о производственно-хозяйственной деятель ШЛПУМГ за последние два года (таблица 2.1) произведем расчет и анализ операционных затрат на все осуществляемые этим предприятием виды деятельности. Данные сведем в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 — Операционные затраты ШЛПУМГ

Вид затрат, тыс. руб.2014 год2015 годМатериальные затраты430896 — 22%881632 — 35%Оплата труда453407 — 23%513394 — 20%Амортизация66962 — 4%77415 — 3%прочие затраты987381 — 51%1053941 — 42%Итого19386462526382

Структуру затрат за 2014год представим на рисунке 2.1.

рисунок 2.1 — Структура затрат ШЛПУМГ за 2014 год

структура затрат за 2015 год изображена на рисунке 2.2.

рисунок 2.2 — Структура затрат ШЛПУМГ за 2015 год

анализ структуры затрат ШЛПУМГ за 2014-2015 года показывает увеличение затрат в 2015 году по элементу материальные на 13%. Это связано с проводимым в 2015 году капитальным ремонтом основных средств предприятия. На данные цели было затрачено 553277 тыс. рулей, что привело к изменению остальных элементов структуры затрат. Поэтому базовым для анализа выберем 2014 год.

Основную часть затрат составляют прочие затраты — 51%, большая часть из которых (54%) уходит на аренду основных средств у ПАО «Газпром» в сумме 534677 тыс. рублей; на налоги — 5862 тыс. рублей (0,6%); на страхование, Лизинг, повышение квалификации, текущий ремонт и прочее — 446842 тыс. рублей (45,4%).

Затраты на оплату труда составили 453407 тыс. рублей — 23%, на амортизацию 66962 тыс. рублей — 4%, что значительно меньше чем на аналогичных предприятиях зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

далее рассмотрим материальные затраты и входящие в них статьи. По статьям вспомогательные и прочие материалы потрачено 279869 тыс. рублей — 65% от всех затрат на материалы. На топливно-энергетические ресурсы для производства приходится оставшиеся 35% — это затраты на электроэнергию, нефтепродукты, хим. реагенты, а также газ на собственные нужды предприятия. Затраты газа на собственные нужды составили 36243 тыс. рублей, что является существенной статьёй в структуре затрат (8%). Основу затрат газа на собственные нужды составляет газ, используемый для компримирования на АГНКС, технологических нужд АГНКС; сжижаемый природный газ в дальнейшем реализуется в розницу, а также используется для заправки транспортных средств самого предприятия.

Рассмотренные выше составляющие структуры материальных затрат представим на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 — структура затрат ШЛПУМГ по элементу материальные затраты

Потребление газа на собственные нужды в отрасли составляет 7,5% от объема добываемого природного газа (по официальным данным из ежегодного отчета ПАО «Газпром» за 2014 год). основным потребителем природного газа на собственные нужды КЦ являются газоперекачивающие агрегаты (ГПА), на топливные нужды расходуется более 80% газа [4]. При существующей системе формирования экономических показателей расход газа на технологические нужды КЦ, в том числе и топливный газ на ГПА, не учитывается в структуре затрат филиала. Если рассматривать ШЛПУМГ с точки зрения рыночного уклада и формирования центров финансовой ответственности, то такой учет вести необходимо, рассчитываясь за расходуемые в технологическом процессе ресурсы по рыночным ценам.

2.2 Формирование центров финансовой ответственности для управления операционными затратами

операционный затрата управление

В процессе перемещения газа по трубопроводу его давление снижается из-за трения и отбора потребителями. Функцию поддержания заданного давления в трубопроводе выполняют компрессорные станции, устанавливаемые через каждые 100-150 км газопровода [1]. Компрессорная станция (КС) является комплексной ПТС, состоящей из компрессорных цехов (КЦ) — по одному на каждую нитку газопровода [18]. Так КС-21 «Шексна» состоит из 4 цехов. КЦ-1,2 обслуживают две нитки газопровода «Грязовец-Ленинград» диаметром 1000 и 1200 мм. КЦ-3,4 работают на поддержании давления в двух нитках «Северо-Европейского Газопровода» диаметром 1400 мм каждая.

На КЦ осуществляются следующие технологические операции:

очистка транспортируемого газа от механических и жидких примесей в пылеуловителях, образующих устройство очистки газа (УОГ);

сжатие газа в центробежных нагнетателях;

охлаждение газа после сжатия в специальных охладительных устройствах — аппаратах воздушного охлаждения (АВО);

измерение и контроль технологических параметров;

— управление режимом работы газопровода путем изменения числа работающих ГПА и режимного состояния самих ГПА.

рассмотрим компрессорный цех как зону финансовой ответственности в системе трансферта операционных затрат и потребительских свойств газа (транспортных услуг), образующих комплексную производственно-технологическую систему — рисунок 2.4.

Доход комплексной ПТС будет зависеть от дохода базовых ПТС,

осуществляющих три передела продукции: очистка, компримирование, охлаждение сжатого газа.

Рисунок 2.4 — Структурная схема ПТС КЦ-1

каждый из перечисленных переделов изменяет потребительские свойства товарного газа:

устройство очистки — степень очистки и влажности газа;

газоперекачивающий агрегат — давление газа;

аппарат воздушного охлаждения — температура газа.

Чтобы управлять структурой затрат необходимо оценить доход от основной деятель предприятия, оценив объём совершенной им работы.

Операционная деятельность линейных компрессорных станций является составной частью общей производственно-экономической системы. Поэтому следует оценивать и рассчитывать операционные параметры станций на основе теории подобия по мультипликаторам общей системы [16]. Точно также оценивается операционная деятельность.

Данные необходимых параметров возьмем из ежегодного отчета финансовой деятельности ПАО «Газпром», расчеты сведем в таблицу 2.3.

Таблица 2.3 — параметры операционной деятельности ПТС ПАО «Газпром»

показатели2014 г.2015 г.Объем реализованной продукции V, млн. рублей3990280 4334293Чистый доход D0 , млн. рублей13437421237987Операционные затраты С, млн. рублей26465383096306Стоимость активов U, млн. рублей90892139322338Характеристика бизнеса, k = С/U0,290,33Производственный Капитал Q = С +U, млн. рублей1173575112418644Критерий конверсии ϑ=V/Q0,340,35

анализ таблицы 2.3 показывает, что характеристика бизнеса и критерий конверсии ПАО «Газпром» практически остается неизменной величиной, являясь базовой константой данной отрасли, поэтому данные мультипликаторы можно использовать для проектировки и расчета структуры затрат ПТС компрессорного цеха.

Компрессорный цех №1 обслуживает первую очередь газопровода «Грязовец-Ленинград» диаметром 1020 мм, принимая газ от КС-17 «Грязовец» и отправляет его на КЦ-1, КС-22 «Бабаево».

Согласно данных ежегодного отчета ШЛПУМГ: наработка ГПА Ц-8, используемых в ПТС КЦ-1, в 2014 году составила 11275 часов, а средняя величина компримирования газа составила 15 млн. м3 в сутки, при среднем ежесуточном потреблении топливного газа 70000 м3. Зная эти показатели, произведем расчет количества газа: принятого для компримирования ПТС КЦ-1 в 2014 году, затраченного на топливо для ГПА, а также расчет остальных параметров операционного цикла данной технологической системы.

Величина потребления топливного газа, представленным на КЦ-1видом ГПА, составляла 2916 м3 в час, при среднем объеме компримировании — 625000 м3 товарного газа, за этот же промежуток времени.

Количество часов отработанных ГПА ШЛПУМГ представим в виде диаграммы на рисунке 2.5.

рисунок 2.5 — Наработка ГПА ШЛПУМГ

Согласно данных ежегодного отчета ПАО «Газпром» в 2014 году в РФ было реализовано 234,0 млрд. м3 природного газа на сумму 820567 млн. рублей, используем эти показатели для расчета рыночной цены на топливный газ, потребляемый ГПА.

Мультипликатор цены на газ рассчитывается по формуле 2.1:

Mц =V/G, руб./1000 м3, (2.1)

где V — объем реализованной продукции, руб.;- объем транспорта газа, 1000 м3/год.

таким образом, цена топливного газа составит 3506,69 рублей за 1000 м3. Расход топливного газа в 2014 году на КЦ-1 составил 32885417 м3 на сумму, а в 2015 37718460 м3 на сумму.

Произведем расчет параметров структуры затрат ПТС КЦ-1, данные сведем в таблицу 2.4.

Таблица 2.4 — Операционные затраты ПТС КЦ-1, тыс. руб.

Вид затрат2014 год2015 годМатериальные затраты142916 — 71%167540 -74%Оплата труда9628 — 5%9844 — 4%Амортизация31366 — 16%32124 — 14%прочие затраты15951 — 8%18426 — 8%Итого199861 227934

Параметры операционной деятель ПТС КЦ-1 сведем в таблицу 2.5.

Таблица 2.5 — параметры операционной деятельности ПТС КЦ-1

Показатели2014 год2015 годОбъем реализованной продукции V = ϑ∙Q, тыс. рублей 302694335062Объем компримированного газа G, млн. м370478084Операционные затраты С, тыс. рублей199861227934Стоимость активов U, тыс. рублей690415729388Характеристика бизнеса k = С/U0,290,31Производственный Капитал ПТС Q = С +U, тыс. рублей890276957322Критерий конверсии ϑ0,340,35Операционная Прибыль P, тыс. рублей102833107128Чистая прибыль P0, тыс. рублей82266,485702,4Налог на прибыль, тыс. рублей20566,621425,6Чистый доход D0= P0+ Сdc, тыс. рублей 113632,4117826

Представим основные параметры ПТС КЦ-1 в виде графической интерпретации — рисунок 2.6. За 2014 год данной технологической системой было скомпримировано 7047 млн. м3 природного газа на сумму 302694 тыс. рублей. На производство было затрачено 199861 тыс. рублей, а операционная прибыль составила 102833 тыс. рублей — это 34% от выручки. Налог на Прибыль уплачен в сумме 20566,6 тыс. рублей. чистая прибыль ПТС КЦ-1 составила 82266,4 тыс. рублей, доход равный сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений — 113632,4 тыс. рублей.

Рисунок 2.6 — Графическая интерпретация структуры затрат базовой ПТС КЦ-1

На рисунке 2.7 представлена структура затрат на осуществление деятельности рассматриваемой ПТС за 2014 год.

рисунок 2.7 — Структура затрат базовой ПТС КЦ-1

Оплата труда составила 5%, амортизационные отчисления — 16%, прочие затраты — 8%. На основную долю затрат приходится 71% — это материальные затраты в сумме 142916 тыс. рублей. Из них 8810 тыс. рублей затрачено на электроэнергию, нефтепродукты, материалы для ремонта ГПА и технологических систем, оставшаяся часть — 134092 тыс. рублей на затраты газа на собственные нужды КЦ-1.

рисунок 2.8 — Структура материальных затрат ПТС КЦ-1

затраты газа на собственные нужды составили 94% от всех а материальных затрат. При эксплуатации КЦ расход газа на собственные нужды включает в себя газ израсходованный на технологические нужды: пуск и останов ГПА, стравливание через уплотнение ЦБН, работа пневмокранов, продувка ПУ (вымораживателей), расход топливного газа ГПА, подогрев топливного газа, отопление УПТПиИГ, потери в виде утечек через не плотности технологических систем. При ремонтных работах: стравливание газа из коммуникаций КЦ, вытеснение газовоздушной смеси из газового оборудования и внутриплощадочных газопроводов КЦ после проведения огневых (ремонтных) работ связанных с разгерметизацией участков газопровода и оборудования. затраты по данной статье расходов представлены в таблице 2.6, а графически в процентном отношении отображены на рисунке 2.9.

Таблица 2.6 — затраты газа на собственные нужды

Вид затрат газа G, м3 С, тыс. руб.Топливный газ ГПА32885417115296 — 86%Ремонтные работы305910810727 — 8%Технологические нужды15295545364 — 4%Технологические потери7647772681 — 2%Итого38238856134092

Из рисунка 2.9 видно, что основным параметром затрат газа на собственные нужды КЦ-1 являются затраты на топливный газ ГПА, составляющие 86% от общего количества. Это прямые операционные затраты составляющие 115296 тыс. рублей за 2014 год.

рисунок 2.9 — Структура расхода газа на собственные нужды ПТС КЦ-1

инновационный процесс в ПТС КЦ-1, в соответствии с международной практикой, должен быть направлен на снижение затрат на материалы и прочих затрат, с целью увеличения оплаты труда и амортизационных отчислений, а также на увеличение объема реализованной продукции. Повлиять на увеличение объема компримирования в ПТС КЦ-1 не представляется возможным, он задается планом транспорта газа в диспетчерской службе головного предприятия, поэтому необходимо вести инновационную работу, направленную на уменьшение производственных затрат.

В целях повышения энергетической эффективности производств и снижения негативного воздействия на окружающую среду в ОАО «Газпром» принят ряд нормативных документов в области энергосбережения, среди них — «концепция энергосбережения <#"justify">. СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВНОГО ГАЗА

3.1 Освоение технологической инновации

известно, что основное потребление природного газа на собственные нужды КЦ приходится на топливный газ, используемый в качестве топлива в газотурбинной установке и составляющий примерно 8-10% общего объёма транспортируемого газа [11]. В связи с этим основная задача снижения энергетических затрат на КЦ заключается прежде всего в экономии топливного газа на собственные нужды КЦ.

важным направлением повышения эффективности КПД ГПА является подогрев топливного газа. Подогрев газа вследствие испарения жидких фракций попутного конденсата способствует увеличению полноты сгорания горючей смеси: осушенного и подогретого топливного газа с первичным воздухом. увеличение полноты сгорания топлива в свою очередь способствует снижению расхода топливного газа, уменьшению неравномерности температурного поля перед турбиной, возможности прогара жаровой трубы камеры сгорания и соплового аппарата лопаток турбины компрессора.

очистка, осушение и подогрев топливного газа ГПА ПТС КЦ-1 происходит на УПТПиИГ — это установка подготовки топливного, пускового и импульсного газа. Схема теплосистемы УПТПиИГ КЦ-1 представлена на рисунке 3.1.

рисунок 3.1 — Схема теплосистемы УПТПиИГ КЦ-1

Для подогрева топливного газа используются рекуперативные подогреватели газа — ПГ-1и ПГ-2, нагрев газа в которых происходит за счет циркулирующего теплоносителя, нагреваемого водогрейными котлами. В качестве топлива для водогрейных котлов также используется природный газ.

До освоения предложения происходили колебания температуры топливного газа на входе в двигатель ГПА, и как следствие изменялся и расход топливного газа. Так как изменение расхода газа зависит от температуры не линейно, что видно из расчетных данных САУ ГПА и соответствует расчетным формулам по сто Газпром 2-3.5-253-2008, расход газа при постоянном изменении температуры выше, чем при стабильной температуре. Согласно инструкции по эксплуатации двигателя НК-14СТ, используемого в качестве привода на ГПА КЦ-1, номинальной является температура топливного газа +15°С, но при этом температура в среднем колебалась от +10°С до +20°С.

В системе теплоснабжения УПТПиИГ предусмотрено регулирование подачи теплоносителя в контур теплоснабжения для поддержания заданной температуры газа на выходе УПТПиИГ, которое осуществляется с помощью трехходового клапана VF3, за счет подачи расхода теплоносителя в систему отопления здания УПТПиИГ. Данный клапан открывается и закрывается в зависимости от температуры топливного газа, при этом на данном клапане задано два рабочих положения 22 и 100% открытия. Из опыта эксплуатации выявлено, что при такой работе клапана температура топливного газа на выходе из УПТПиИГ имеет большие колебания значений ±10°С, т.е. наблюдается перерегулирование, которое влечет за собой перерасход топливного газа, из-за уменьшения КПД двигателя.

Для обеспечения заданной температуры топливного газа нужно освоить алгоритм работы трехходового клапана VF3 на базе САУ «Янтарь», путем применения ступенчатого регулирования с шагом 2% и временной задержкой.

Данное предложение позволило стабилизировать заданную температуру топливного газа на выходе УПТПиИГ, следовательно, и температуру газа на подачу в камеру сгорания двигателя НК-14СТ, тем самым уменьшив расход топливного газа.

В состав системы автоматического регулирования температуры топливного и пускового газа УПТИПГ входят:

трехходовой клапан VF3;

САУ «Янтарь»;

датчик температуры на выходе топливного газа №2.

Описание принципа регулирования.

В зависимости от значения температуры топливного газа САУ выдает команды трехходовому клапану VF3 уменьшить или увеличить количество теплоносителя, поступающего в подогреватель газа путем увеличения или уменьшения протока. Клапан VF3 находится на общем вводе теплоносителя к подогревателям топливного и пускового газа. поэтому температура пускового газа регулируется соответственно температуре топливного газа.

Рабочий диапазон регулирования температуры задается граничными значениями датчика №2 температуры топливного газа: от нижней предупредительной уставки (НПУ) до верхней предупредительной уставки (ВПУ).

значения указанных уставок задаются в паспорте аналогового параметра «температура топливного газа (2)» и могут изменяться оператором.

Интервал опроса состояния системы (временная задержка при подаче команд на клапан VF3) задается оператором в диапазоне от 1 до 99 минут.

Рабочий диапазон регулирования положения трехходового клапана VF3: от 22,61% до 100%.

Команды на изменение положения подаются по ступенчатому графику. Величина шага составляет 2% от диапазона или 0,4мА. Действительное положение клапана определяется по командам, поданным на него, то есть считается, что если команда на изменение положения пришла на клапан, то клапан ее отработал.

указанные значения определяются технологами, строго заданы в программе САУ и могут изменяться только фирмой-автором программного обеспечения САУ.

Алгоритм регулирования. начальные условия — САУ выдает минимальный токовый сигнал на клапан VF3, что соответствует 22,61%. температура топливного газа находится в рабочем диапазоне. При уменьшении температуры топливного газа, датчик №2, ниже значения НПУ САУ увеличивает значение токового сигнала на 0,4мА. количество теплоносителя, поступающего в подогреватель, тоже увеличивается. Если в течение заданного интервала опроса системы температура не вернется в рабочий диапазон, то САУ увеличивает токовый сигнал еще на 0,4мА. таким образом, клапан будет увеличивать проток теплоносителя до тех пор, пока не откроется полностью (значение 100%) или температура топливного газа не войдет в рабочий диапазон. При нахождении температуры в рабочем диапазоне положение клапана не изменяется.

Если температура топливного газа находится ниже НПУ и клапан VF3 достиг граничного значения и не может более открываться — на АРМ выдается аварийная сигнализация «Недостоверное положение клапана VF3».

При увеличении температуры топливного газа, датчик №2, выше значения ВПУ САУ уменьшает количество теплоносителя, поступающего в подогреватель, тоже уменьшается. Если в течение заданного интервала опроса системы температура не вернется в рабочий диапазон, то САУ уменьшает токовый сигнал еще на 0,4мА. таким образом, клапан будет уменьшать проток теплоносителя до тех пор, пока не достигнет граничного положения (диапазон.

Если температура топливного газа находится выше ВПУ и клапан VF3 достиг граничного значения и не может более закрываться — на АРМ выдается аварийная сигнализация «Недостоверное положение клапана VF3».

Произведем оценку экономического эффекта от освоения инновации, данные сведем в таблицу 3.1. после освоения данного инновационного решения расход топливного газа при работе ГПА, исходя из анализа трендов и расчетов по таблице неопределенностей измерения расхода, в среднем снизился на 50 м3/час. анализ таблицы 3.1 показывает, что экономия топливного газа за год эксплуатации ПТС КЦ-1 составила 338250 м3 на сумму 1976896 рублей.

Таблица 3.1 — Оценка экономического результата от освоения инновации

ПоказателиДо освоенияПосле освоенияМультипликатор цены на топливный газ Mц, руб./1000 м33506,69 Расход топливного газа G, м3/час29162866Наработка ГПА Sн, час 11275трудозатраты на создание алгоритма Sз, час8Часовая тарифная ставка инженера АСУ Ч, руб.273,86Экономия топливного газа G, м3/час 50Экономия топливного газа С = G∙Mц ∙Sн, руб. 1976896затраты на освоение З = Sз∙Ч, руб.2190,9Экономический результат Э = С — З, руб.1974706

Экономический результат составил 1974706 рублей. На эту сумму снижаются затраты по статье материалы, соответственно, можно увеличить долю оплаты труда в структуре операционных затрат ПТС КЦ-1. Доля оплаты труда увеличится на 1342800 рублей, оставшаяся часть денег пойдет на страховые выплаты.

На сегодняшний день тариф в ПФР составляет 22%, в ФОМС — 5,1%, в ФСС — 2,9%, социальные отчисления на травматизм — 2%. Страховые взносы, согласно статье 253 НК РФ, включаются в прочие затраты. Таким образом, прочие затраты, после освоения инновации, увеличатся на 631905 рублей.

Проанализируем изменение параметров операционных затрат, показатели сведем в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 — Операционные затраты ПТС КЦ-1

Вид затратДо освоения инновацииПосле освоения инновацииМатериальные затраты142916 — 71,5%140941 — 70,5%Оплата труда9628 — 4,9%10971 — 5,5%Амортизация31366 — 15,7%31366 — 15,7%прочие затраты15951 — 7,9%16583 — 8,3%Итого199861 199861

.2 Постановка на баланс ПТС освоенной технологической инновации в качестве нематериального актива

Разработанную компьютерную программу алгоритма работы трехходового клапана VF3 поставим на баланс ПТС КЦ-1 в качестве нематериального актива.

Нематериальный актив — это актив, не имеющий материально-вещественной формы, приобретенный или созданный предприятием в результате интеллектуальной деятельности, или иной объект интеллектуальной собственности, участвующий в производстве продукции или управлении организацией, дающий выгоды своему собственнику (правообладателю), со сроком полезного использования свыше 12 месяцев.

Согласно статьи 1225 гражданского кодекса РФ, одним из результатов интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются и программы для электронных вычислительных машин [8].

Зарегистрированная компьютерная программа, обладает исключительным правом автора (собственника) на её использование.

Регистрация с получением свидетельства на программу для ЭВМ или базу данных, также предусмотрена Гражданским кодексом и осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Заявка рассматривается в срок от 3 дней до 2 месяцев, после чего правообладателю выдается свидетельство о том, что данное программное обеспечение включается в реестр программ для ЭВМ, который публикуется в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФИПС).

При обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина для организаций составит 4500 рублей.

Согласно 25 главе НК РФ начальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов.

Для того чтобы поставить на баланс предприятия НМА, оцененный не по затратному, а по доходному подходу предлагается учреждение научно-технического центра, который регистрирует исключительные права на НМА и продает их в основное предприятие по стоимости, определенной доходным подходом. Предприятие ставит рыночную стоимость НМА у себя на баланс и амортизирует в течение срока полезного использования.

Определим стоимость нематериального актива методом прямой капитализации, используемым в доходном подходе оценки, по формуле 3.1:

U=Д/ i, руб. , (3.1)

где Д — экономический результат, руб.;

i — коэффициент капитализации.

Экономический результат от освоения инновации, согласно таблице 3.1 равен 1974706 рублей за год.

В качестве коэффициента капитализации примем критерий конверсии рассматриваемой ПТС равный 0,35.

Выполнив подстановку необходимых величин в формулу 3.1, получим стоимость нематериального актива, на которую увеличится балансовая стоимость рассматриваемой ПТС, равную 5642017 рублей. Нематериальный актив не облагается налогом на имущество, поэтому увеличение балансовой стоимости не приведет к увеличению данного вида налогообложения [23].

Для целей налогообложения амортизируемым признается нематериальный актив со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и стоимостью свыше 100000 рублей.

По статье 258 НК РФ срок полезного использования нематериального актива определяется исходя из срока действия патента или свидетельства. В тех случаях, когда невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам. Примем этот срок для расчета амортизационных отчислений линейным способом.

Рассчитаем годовую норму амортизации на нематериальный актив по формуле 3.2:

K =1/n∙100%, %, (3.2)

где K — норма амортизации нематериального актива, %;

n — срок полезного использования, год.

годовая норма амортизации нематериального актива составит 10%, соответственно годовые амортизационные отчисления на нематериальный актив будут равны 564202 рублям. На эту величину возрастут прочие затраты и чистый доход ПТС КЦ-1, равный сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений от материальных и нематериальных активов.

Оптимизированную структуру операционных затрат представим в таблице 3.3.

Таблица 3.3 — Операционные затраты ПТС КЦ-1

Параметры финансовой деятельности после освоения технологической инновации и постановки ее на баланс предприятия представим в виде графической интерпретации — рисунок 3.2.

рисунок 3.2 — Графическая интерпретация структуры затрат ПТС КЦ-1

Для того, чтобы увеличение прочих затрат не примело к увеличению стоимости переделов продукции, необходимо грамотное распределение сэкономленных средств от снижения материальных затрат(1974706 рублей) по другим элементам структуры затрат. Поэтому одна часть денежных средств, в сумме 959143 рублей поступит на оплату труда, а другая часть — 1015563 рубля уйдут в прочие затраты: 451361 рубль составят страховые взносы и 564202 рубля покроют амортизационные отчисления на НМА. таким образом общая сумма операционных затрат останется на прежнем уровне — 199861 тыс. рублей.

Чистый доход ПТС КЦ-1 после постановки на баланс нематериального актива составит 114196 тыс. рублей.

Таким образом, результатом освоения инновации и постановки ее на баланс предприятии в качестве НМА стало:

увеличение стоимости акционерного капитала;

увеличение стоимости бизнеса и в частности залогового фонда для получения кредита [4];

увеличение дохода предприятия в виде амортизационных отчислений от НМА;

оптимизация структуры затрат с целью увеличения доли оплаты труда при сохранении прежней стоимости, оказываемых услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной выпускной квалификационной работы была исследована проблема управления операционными затратами, как основной составляющей рыночной стоимости продукции (товаров, работ и услуг).

Целью выпускной квалификационной работы было определено проектирование инновационной модели управления операционными затратами расхода газа на собственные нужды в условиях Шекснинского ЛПУМГ ФЛ ООО «Газпром трансгаз Ухта», дочернего предприятия ПАО «Газпром».

При рассмотрении теоретических аспектов управления операционными затратами в производственно-технологических системах, в частности, были рассмотрены основные понятия инновационного менеджмента, а также вопросы специфики управления операционными затратами и возможных направлений их снижения.

Итогом данной части работы стали теоретические выкладки, определившие основные направления исследования в ходе написания практической и проектной частей выпускной квалификационной работы.

В практической части работы были рассмотрены организационные и экономические особенности деятельности исследуемой организации. При выполнении ситуационного анализа выявлено, что Доход от основной деятельности получает головное предприятие, а затем филиалу компенсируются операционные затраты строго в соответствии с установленными планами и лимитами.

Рыночный уклад, для эффективного управления структурой затрат, было предложено реализовать на основе создания зон финансовой ответственности, осуществляющих переделы продукции, которые реализуются по трансфертной цене.

В качестве самостоятельной зоны финансовой ответственности был рассмотрен компрессорный цех №1, осуществляющий три передела товарного газа: очистку, компримирование и охлаждение. Данные переделы образуют комплексную производственно-технологическую систему КЦ-1.

Для оценки деятель ПТС КЦ-1 были рассчитаны мультипликаторы общей системы ПАО «Газпром».

После составления и анализа структуры затрат компрессорного цеха было установлено, что основным параметром затрат газа на собственные нужды являются затраты на топливный газ ГПА, составляющие 86% затрат от общего количества.

Также, во второй части работы, выявлена проблема отсутствия нематериальных активов на балансе предприятия, при высоком уровне освоения рационализаторских предложений, являющихся незащищенными объектами интеллектуальной собственности.

В третьей части ВКР рассматривается освоение технологической инновации, позволяющей поддерживать температуру топливного газа в заданном диапазоне, что ведет к снижению его расхода.

Данная инновация реализована на основе компьютерной программы алгоритма работы трехходового клапана. Компьютерная программа на базе САУ «Янтарь» позволила производить ступенчатое регулирование подачей теплоносителя в подогреватели топливного газа.

Результатом освоение технологической инновации стало снижение материальных затрат газа на собственные нужды ПТС КЦ-1 в сумме 1974706 рублей.

Далее был рассмотрен способ постановки на баланс предприятия освоенной инновации, в качестве нематериального актива с учетом всех требований гражданского и налогового законодательства. На нематериальный актив была начислена амортизация.

Экономический результат от освоения инновации и постановки ее на баланс предприятия позволил оптимизировать структуру затрат, снизив материальные затраты и увеличив долю оплаты труда. А также произошло увеличение дохода рассматриваемой ПТС и ее балансовой стоимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адаменко, С.В. Организация производства, формирующая стоимость транспортируемого газа / С.В. Адаменко // Инноватика и Инноватор. — 2012. -№4. — С.7-12.

2. Бисенова, С.В. инновационный консалтинг — инструмент распространения инновационной культуры / С. В. Бисенова // инновационная деятельность. — 2012. — № 4. — С. 84-89.

. Богатин, Ю.В. Экономическое управление бизнесом: учебное пособие для вузов / Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. — Москва: Юнити, 2011. — 391 с.

4. Борисов, А.А. проблемы препятствующие развитию нематериальных активов в капитале предприятия / А. А. Борисов //: NovaInfo. — 2016. — №42-3. — С. 123-126.

5. Борисов, А.А. Управление операционными затратами в системе контролинга / А.А. Борисов // Инноватика и Инноватор. — 2012. — №4. — С.117-119.

6. Борисов, А.А. Формирование системы параметров, определяющих стоимость инженерного бизнеса / А.А. Борисов // организатор производства. — 2014. — № 3. — С. 19-22.

7. Валдайцев, С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: учебное пособие / С.В. Валдайцев. — Санкт-Петербург: ЛИК, 2011. — 221 с.

8. гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 от 18.дек. 2006 г. [электронный ресурс]: федер. закон № 230-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».

. Гретченко, А.А. Инновации в россии: история, современность и перспективы / А.А. Гретченко, С.В. Манахов // Креативная Экономика. — 2011. — № 3. — С. 76-84.

. Жуков, А.Л. Нормирование и оплата труда в промышленности: учебник / А.Л. Жуков. — Москва: Дашков и Ко, 2011. — 43 с.

11. Иванов, Э.С. Обеспечение эффективности работы компрессорных станций в условиях сниженной загрузки магистральных газопроводов: дис. канд. экон. наук: 25.00.19 / Э.С. Иванов. — Уфа, 2015. — 189 с.

12. Костенко, М.А. Правовые основы инновационной деятельности <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(обязательное)

классификация затрат по видам бизнес-отношений

Таблица 1.1 — классификация затрат по видам бизнес отношений

Вид бизнес-отношенийВид затрат1. Отношения с государственными органами- Налоги, сборы; — обязательные платежи; — прочие затраты.2. Отношения с трудовыми ресурсами- затраты на поиск кадров, отбор, тестирование; -оплата труда; — затраты на повышение квалификации персонала; — страхование; — затраты на улучшение условий труда; -затраты на мотивацию персонала.3. отношения с бизнес-партнерами (инвесторами, акционерами)- затраты на выпуск ценных бумаг; — прочие затраты.4. Отношения с поставщиками- транспортные затраты; — затраты на стимулирование поставщиков; — затраты на проверку надежности поставщика; — прочие затраты.5. Отношения с покупателями, с посредниками- затраты на рекламу; — расходы на проведение маркетинговых мероприятий; — затраты на обработку заказов; — создание эффективной технологии обслуживания; — внедрение клиент —ориентированных технологий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(обязательное)

Технико-экономические показатели работы филиала

Таблица 2.1 -Технико-экономические показатели работы филиала

Наименование элемента дохода/затрат, тыс. рублей2014г факт2015 г план2015г фактОтклонениеУтвержденный (ПКП)Обоснованное превышениеC учетом обоснованного превышенияот плана 2015гтыс. рублей%Доходы, всего69 12344 9754497544 173-80298,2Выручка от прочих видов деятельности69 12344 9754497544 173-80298,2Затраты, всего1 782 1592 486 823-6278324240402 412 351-1168999,5Материалы312973779 176-102641676535665 881-1065498,4Вспомогательные материалы156 486119 377-6773112604112 6040100Химреагенты и катализаторы37433 92288048024 8020100нефтепродукты от ПАО «Газпром» (по приказу об обеспечении нефтепродуктами дочерних обществ)29 46120 17811322131021 3100100прочие материалы12328395 277-87858649286 4920100МТР для капремонта0659 799-95868563931553 277-1065498,1В том числе МТР в капремонте хоз.способом01 492-6514271 4270100Газ на собственные нужды36 24328 727-117001702717 026-1100Энергия покупная81 68076 80178938469484 6940100Электроэнергия80 77975 88279138379583 7950100Теплоэнергия901919-208998990100Расходы на оплату труда, социальные льготы и выплаты453 407497 10217270514372513 394-97899,8фонд заработной платы396 075434 9319306444237443 500-73799,8социальные льготы и выплаты56 95661 74379646970769 466-24199,7прочие выплаты в пользу работников37642804284280100Взносы в государственные внебюджетные фонды124 298139 8663652143518143 517-1100Амортизация66 96276 9314847741577 4150100Аренда основных средств534 677568 22423541591765591 79631100Аренда основных средств у ПАО «Газпром»525 422559 49823543583041583 0410100прочая аренда9 2568 726-287248 75531100,4Лизинг8 7338 26421184758 4750100Налоги и иные обязательные платежи5 8624 383-41239714 06291102,3Затраты по договорам страхования2 5363 411-634053 288-11796,6капитальный ремонт (подрядный способ)69 16358 020-22655575555 7550100Прочие расходы242 112245 9181190247108247 048-60100услуги стороннего транспорта9 1872 021-16713503500100железнодорожный транспорт6 8402 021-16713503500100автотранспорт2 34700000100услуги по диагностике41 30434 578-413453734 5370100Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту142 653158 3123368161680161 679-1100услуги связи2 7632 3969624922 4920100

Учебная работа. Управление операционными затратами газа на собственные нужды в условиях Шекснинского ЛПУМГ ФЛ ООО &#039;Газпром трансгаз Ухта&#039