Учебная работа. Теория менеджмента

Теория менеджмента

1.Система управления: управляющая и управляемая подсистемы

управление подразделение конфликт

Под системой понимают совокупность взаимодействующих элементов, которые составляют целостное образование, имеющее новые свойства, которые отсутствуют у ее элементов. В мире все системно, но несмотря на общность систем всех видов, они имеют определенные специфические черты и закономерности. Особенно сильно различаются социальные системы, поскольку их неотъемлемым элементом являются коллективы людей, активно участвующие в формировании этих систем и влияющие на характер их связей и отношений, состояние, функционирование и развитие.

В первом приближении социальные системы можно условно разделить на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения и т.п.), социально-культурные (творческие, научные, просветительские сообщества и т.п.) и социально-экономические (предприятия, организации, отрасли и т.п.). Генезис социальных систем привел к тому, что внутренне присущее им управление превратилось в самостоятельную область деятельности. Например, общественное Производство является социально-экономической системой (социальной — потому, что люди, осуществляющие процессы производства и управления им, являются главными элементами, а экономической — потому, что в результате осуществления процессов производства и управления им создаются материальные блага, совокупный общественный продукт, потребляемый членами общества). иными словами, экономическая система представляет собой способ, с помощью которого общество производит и распределяет имеющиеся в его распоряжении ресурсы для удовлетворения потребностей населения. В основе известных современному обществу экономических систем, независимо от конкретных особенностей их функционирования, лежат одни и те же фундаментальные вопросы: как используются ограниченные ресурсы для удовлетворения нужд общества, какие товары и услуги должны быть произведены, кто будет их производить, как эти товары и услуги распределяются между членами общества. Различные варианты ответов на эти вопросы определяют три основных типа современных экономических систем: капитализм, коммунизм и социализм. наилучший способ выявить различия между ними — это сравнить степени свободы, которую они предоставляют индивидам в овладении факторами производства и реализации собственных экономических интересов.

любая система является совокупностью элементов. Элемент всегда есть структурообразующей частью системы (например, предприятие — элемент производственного объединения (Корпорации) как системы; вместе с тем предприятие представляет собой сложную совокупность элементов — цехов и служб). Элементу присуще одно или несколько свойств, которые определяют его место во внутренней организации системы. При этом свое назначение элемент может выполнять только тогда, когда будет взаимодействовать с другими элементами системы.

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг, к управляющей подсистеме — элементы, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.

Каждая из названных подсистем имеет определенные особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.

2.Понятие и роль конфликта в организации. Типы конфликта

Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из более распространенных конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большой степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», также были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.

существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать — как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель но качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им, солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой Внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, Капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Как показал Хоторнский каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тоща группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство, но поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.

таким образом, можно сделать вывод, что существуют три подхода к оценке конфликта.

. Конфликт — негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой.

. Конфликт — это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы. Однако таким конфликтом надо уметь управлять.

. Современный подход к конфликту основывается на том, что постоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять конфликтом для достижения целей организации.

3.выберите организацию и перечислите уровни управления и их состав (названия подразделений (отделов) и (или) должностей) с характеристикой рода деятель

Мной была выбрана организация ГКУ «Центр занятости населения г. Казани» находящееся в городе Казани по ул. Декабристов, 81а.

Уровни управления я привела в виде таблицы.

1ДиректорКорнеев Валерий Григорьевич2ЗаместительМиронцева Людмила Анатольевна3ЗаместительХуснутдинов Ринат Исмагилович4ЗаместительВасиленко Андрей Васильевич5Начальник финансово-экономичес-кого отделаАхтямов Саид Мухамед-Яхиевич6Начальник отдела программ занято-сти и рынка трудаКомолова Галина Павловна7Начальник отдела трудоустройства и специальных программФилиппова Гульнара Маратовна8Начальник отдела профориентации и профессионального обученияФархутдинова Раушания Баяновна9Начальник отдела по организации работы с работодателямиСавельева Светлана Давидовна10Начальник отдела социальных выплатГатауллина Евгения Юрьевна

А теперь рассмотрим подразделения организации и их функции.

Подразделения организацииРод деятельностиПриемная1) Поиск подходящей вакансии и содействие в трудоустройстве безработных 2) Прием граждан по общим вопросам трудоустройства и перенаправление в отделыФинансово-экономический отдел1) Оформление документов и ведение финансирова-ния, бухгалтерского учета, государственных закупок. 2) Осуществление контроля за правильным и эффективным расходованием средств. 3) Начисление заработной платы, больничных, отпускных, учет денежных средств, пенсионных отчислений; 4) Проведение инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей. 5) Составление и сдача отчетности по бухгалтерскому учету и государственным закупкам.Отдел трудоустройства и специальных программ1) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных; 2) Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан; 3) Обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей РТ; 4) Разработка специальных программ по содействию занятости безработных граждан, в том числе для граждан, испытывающих трудности в поиске работы и координации работы по их реализации центрами занятости населения.Отдел профориентации и профессионального обучения1) Консультация претендентов на участие в профессиональном обучении и профориентации 3) Проведение информационно-разъяснительной работы и предоставление консультационных услуг самозанятым, безработным и малообечсепченным гражданам по вопросам профподготовки. 4) Оказание адаптационных услуг и психологической поддержки. 5) Прием документов на участие в профподгтовке. 7) Рассмотрение жалоб и обращений граждан в порядке, установленном действующим законодательством. 8) Организация профессионального обучения и переподготовки 9) Осуществление иных видов деятель, способствующей продуктивной занятости населения.Отдел по организации работы с работодателями1) Обеспечение участия работодателя в Ярмарках вакансий и других мероприятий по трудоустройству. 2) Сбор сведений от работодателей о свободных вакансиях.Отдел социальных выплат1) Организационно-методическая работа в обеспечении правильного применения законодательства при назначении, перерасчете, индексации, выплате пособий по безработице 2) Организация контроля за своевременным и правильным назначением, перерасчетом, выплатой пособий по безработице 3) Организация контроля за содержанием данных регионального регистра лиц, имеющих Право пособие оп безработице.

Список использованных источников и литературы

2.Александров, В.В., Болтянский, В.Г. оптимизация динамики управляемых систем. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 231 с.

.Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 528 с.

4.Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. — 2-е изд., стереотип. — Минск: «Тетра Системе», 2011. — 464 с.

5.Кабушкин, Н.И. основы менеджмента: Учебное пособие. — М.: Вестник, 2000. — 134 с.

.Менеджмент: учебник / под ред. проф. В.И. Королёва. — М50 М.: Экономист, 2006. — 432 с.

.Подопригора М.Г. .Природа конфликта в организации [электронный ресурс]. — URL.: http://besonus.narod.ru/conflict.htm (дата обращения 02.06.2014).

Учебная работа. Теория менеджмента