Учебная работа. Стилистические особенности хорового письма Сергея Ивановича Танеева
Стилистические особенности хорового письма Сергея Ивановича Танеева
Стилистические особенности хорового письма Сергея Ивановича Танеева (на примере произведений a capella)
Резюме. В статье идет изучение стилистических особенностей хорового письма русского композитора Сергей Ивановича Танеева, на примере двух работ в жанре a capella. Хоровая полифония, воплощенная в хоровой миниатюре Танеева. Также рассказывается о его творческой деятель и ее критики.
Ключевые слова: Сергей Иванович Танеев, хор, стилистика письма, a capella, полифония.
Dolgova Ekaterina Valer’evna,
2 course, a faculty is a conservatory,
"Krasnodar State Institute of Culture "adviser:Bezzabotova Svetlana Fedorovnafeatures of choral writing Sergei Ivanovich Taneyev (for example, works a capella)
Resume. The study of stylistic features of choral letter of the Russian composer Sergey Ivan Taneeva goes in the article, on the example of two works and capella. Choral polyphony incarnate in a choral miniature Taneeva. Also told about his creative activity and its criticism.: Sergey Ivan Taneev, choir stilistika of letter, a capella.
Сергей Иванович Танеев русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, внесший большой вклад в музыкальную культуру и педагогическую деятельность нашей страны. Закончив Московскую консерваторию по направлениям фортепиано и композиции с золотой медалью, начал свою концертную деятельность как пианист-солист и ансамблист, так же вел активную педагогическую деятельность в Московской консерватории по гармонии, фортепиано, композиции, инструментовки, полифонии и музыкальной форме.
Танеев внес колоссальный вклад во все направления своей деятельности. Как ученый-музыковед, он производил исследования в области фольклора, полифонии и источниковедения. Как педагог, Сергей Иванович создал основу для музыкально-теоретической подготовки и поднял её на достаточно высокий уровень. Именно он предложил разделить профессиональное музыкальное образование на две ступени, среднее и высшее, а также вывел на новый уровень преподавание по классам канона, фуги и контрапункта. Создав собственную композиторскую школу, Танеев дал хорошую базу многим известным дирижерам, музыковедам и пианистам, среди которых Сергей Рахманов, Александр Скрябин и многие другие.
Будучи убежденным последователем классики, Сергей Иванович умело воплощал в жизни свои замыслы, наполненные глубиной и благородством, имеющие этичность и философскую направленность, непревзойдённым мастерством тематического и полифонического развития. Тяготея в своих произведениях к нравственно — философской проблематике, он пишет единственную свою оперу «Орестея» (1894 г.). прекрасно реализовав себя как пианист, и композитор, Танеев пишет камерно-инструментальные произведения, а также лирико-философские кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма». танеев хоровой музыкальный композитор
Говоря о творчестве Сергея Ивановича Танеева нельзя не упомянуть о его специфической особенности написания хоровых произведений. Уникальностью для того времени был его «классицизирующий» опыт, который не был лишен современности. Танеевская разностильность обладает яркой образностью и выпуклостью характеристик. У композитора существует особый стиль написания произведений, он сочиняет не такт за тактом, сцена за сценой, а пишет от целого к частностям и движется к деталям дедуктивным путем. Данный способ позволяет заранее определить пропорции будущего произведения, выделив наиболее важные эпизоды, на которые должно быть устремлено главное внимание композитора. метод Танеева отчасти напоминает моцартовский — Моцарт, по некоторым свидетельствам, «видел» своё произведение целиком, после чего ему оставалось только записать его. Этот способ Танеев разрабатывал длительное время и довел до рефлексии. В последние годы жизни Танеев усовершенствовал свой метод, что позволило ему значительно ускорить темпы своего творчества.
Помимо всех прочих заслуг великого Танеева, является и его хоровая музыка. Ведь он не мог не обраться к ней. Изучение и освоение полифонии строго стиля, которой композитор посвятил так много времени, затратив немалое количество сил, и как художник, и как ученый, развивалась исключительно в жанрах хоровой музыки без сопровождения; с условиями вокального интонирования были связаны основные особенности строго письма — опора на консонанс, размеренная ритмика, а также плавность мелодического движения.
Такому жанру как a cappella, хотелось бы уделить особое внимание, ведь в этом направлении Танеев написал более 40 хоровых произведений.
«Искусство Танеева — мужественное и суровое — указывает на большое, близкое к современности обогащение техники и приёмов хорового письма, на бодрствующую мысль, на новый строй и силу музыкального содержания и на исключительное мастерство в распоряжении голосоведением и динамикой хора». [1, с. 52]
На первый план он выносит образно-эмоциональное созвучие и художественное качество поэтического текста, но между стихами, избранными для романсов и для хоров, есть большая разница. поэтому в томе сочинений Я.П. Полонского стихотворения для будущих вокальных произведений, Танеев делает пометки, указывающие, где должен исполнять хор, или же это романс.
«Романсовые тексты гораздо более лиричны. Они произнесены «от первого лица», причем в прямом, непереносном смысле: слова «я,», «ты», «моё», «мне» встречаются в каждом стихотворении. В хоровом цикле на слова Полонского «я» встречается один раз на все двенадцать стихотворений…первое лицо, возникает только во множественном числе: «мы», «нам», «нас» как выражение коллективной эмоцииТанеев понимает хоровой жанр как сферу высокого обобщения, эпоса, философского размышления, и его образный мир хоров — иной, нежели в романсах. Сергей Иванович всегда старался найти философскую концепцию бытия.
К 1909 году Танеев заканчивает двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов на стихи Полонского. популярными номера танеевского хорового наследия из этого цикла являются такие произведения, как «Вечер», «посмотри какая мгла» и «Развалину башни, жилище орла», исполнение которых можно услышать любым профессиональным коллективом.
В хорах Танеева обобщенно трактуется поэтическое слово, которое не детализируется. Автору важно настроение стихотворение и его он соблюдает. Закономерностями чисто музыкального порядка, композитор придерживается в развитии мелодии, тем более что в сложных полифонических построениях слово становится трудноразличимым. Как и у старых мастеров, текст Танеева лишь тезис, который служит предметом музыкального «обсуждения».
Большее количество хоров Танеева считается трудным для исполнения, причиной этому является высокая тесситура и широкий диапазон, большое количество модуляций, из-за которых появляются интонационные трудности, также присутствует инструментальная трактовка голосов и различная подтекстовка в партиях.
К последнему же циклу Танеева относятся Шестнадцать хоров на стили К. Бальмонта, который был создан в 1912-1913 годах, по просьбе Певческого союза пражских учителей; отсюда и характерный исполнительский состав — это большой мужской хор. Тем не менее опубликовано было всего лишь восемь хоров.
По сравнению с циклом на стихи Полонского, Бальмонтовский цикл — это новое слово в стилистике танеевского хорового письма. Вытесняют же, уже привычные для композитора сложные полифонические построения, почти импрессионистские звуковые эффекты.
Циклы Танеева — это развитие русской хоровой культуры, это новое слово в мире музыки. издавна пение a cappella имело для нее очень важное значение, ведь оно определяло облик двух основных ветвей русского хорового искусства — фольклорной и культовой. (Начало века было временем расцвета русского хорового исполнительства, вершиной которого стала деятельность Придворной певческой капеллы в Петербурге и Синодального хора в Москве.) — С.И. Савенко «Сергей Иванович Танеев». композитор создает собственный стиль светской хоровой музыки, который затем сумели развить композиторы послеоктябрьского времени.
О стилистических приёмах Сергея Ивановича Танеева хотелось бы подробнее рассказать на примере его творчества. В качестве образца возьмем известное произведение композитора «Серенада», на слова А. Фета. Написанное автором для смешанного хора в четырехголосном изложении, прослеживается тематика любви, как матери к ребенку, так и к природе, восхищение её красками. Описание ночного царство луны и звезд, плавно перетекающих между собой, передает нам всю красоту убывающего вечера. От самого первого звука до последнего «растворения» и затухания, которые используются на протяжении всего произведения, передается мягкая атака звука и ровное дыхание.
«Серенада» написана в характере спокойного шага и умеренном темпе «Andante», в тональности си мажор, с размером ¾. Миниатюра начинается из затакта с третьей доли. Небольшой импульс вперед, придающий движение, словно дуновение ветра, делают восьмые длительности. Данный ритмический рисунок можно наблюдать в начале каждой из фраз. Цепное дыхание, которое объединяет между собой фразы, совершает функцию непрерывного звучания в хоре.
Немаловажную роль в исполнении хорового произведения играют фермата и пауза. Они дают возможность перестроиться на другой образ и характер новой части и осмыслить происходящее.
Танеевская «Серенада» имеет повествовательный характер. В ней описывается восхитительный пейзаж, зарисовка заходящего солнца и приближение ночи. Из всего образа вытекает и динамика произведения, мягким, нежным, несколько волшебным звуком, пиано вводит слушателя в лирико-романтический образ. Возникает желание понаблюдать за сменой вечерних красок, начать чувствовать дыхание ночи, о котором пишет поэт «…как легко дыхание ночи…», увидеть мерцание звезд. Все эти образы появляются в человеческих умах с самых первых аккордов.
Не нарушая спокойствие ночи, которое создает сама природа, поэтический текст можно выверить и певческое дыхание, берущиеся цепным способом, должно «перетекать» из фразы во фразу.
Ещё один из приемов автора, это изменение темпа. использование постепенного замедления, после чего возвращение к первоначальному темпу.
Смешанная фактура произведения, с преобладанием гомофонно-гармонического, что достаточно характерно данному жанру, и лишь в третьем разделе, при неоднократном повторении текста «…спи, моё дитя…», можно наблюдать полифоническое изложение текста. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что данное произведение имеет образ колыбельной песни.
совершенно другого плана и другого образа работа композитора на стих Я. Полонского «посмотри — какая мгла…». Танеев поместил эту композицию в первые хоровую тетрадь. Данное произведение написано для четырехголосного хора. Оно выдержано в одном темпе и стиле, и не имеет внутренних контрастов. В сборнике Танеева, в плане исполнительства считается одним из легких. По содержанию творение имеет полетный, стремительный характер. Оно предвосхищает красоту, передаваемую при помощи монолога с неведомым собеседником. Завораживающее произведение вносит густоту, «тьму» при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Оттеняется при помощи полупрозрачной дымки, которая появляется в фразе «в сонном сумраке ракит». Добавляет таинственность, загадочность, и даже некую мистичность пейзажу бедный, фосфорический луч месяца.
Это небольшое произведение можно разделить на несколько частей. В первой описывается общий план всей картины, а во второй акцентируется всё внимание на месяце. Лирический герой испытывает ощущение нежной грусти, но более доминируют чувства радости и восторга.
В области полифонии данное произведение построено по принципу нарастания. Это интонационное прорастание, имеющие постоянное обновление, порождает другую разновидность полифонической вариации — форма мотета.
Подводя итог моим суждениям, хотелось бы сказать в целом о стилистическом приёме хорового письма Сергея Ивановича Танеева. Стоит указать на высокий уровень технике его мастерства, вынесение главной темы на первый план, необыкновенную свободу и голосоведение, а также гибкость, четкость и выпуклость линий. Уникальное достижение музыкальной мысли ведомая за поэтическим текстом, ее превосходное звучание — всё это богатейший материал как для исследователей музыкальных творений, так и для ее исполнителей.
Искусство для Танеева — это «духовная деятельность, что соединяет людей не насилием, а любовью, что служит указанием на радость единения между собой». Отождествляемыми русскими мыслителями с «хоровым началом», речь в котором идет о единстве. Она преодолевает вражду любовью, имеет некую соборность и всеединство. Несомненно, хоровой цикл С.И. Танеева входит в «золотой фонд» русской хоровой музыки. Его произведения постоянно исполняются музыкальными учреждениями, а многие хоры считают за должное исполнение его творчества. В исполнении хора консерватории КГИК, неоднократно звучали его творения.
Подводя итог можно сделать вывод, что музыка Танеева имеет очень глубокий смысл, которая совершает прямой путь к умам и сердцам слушателя любого поколения.
Список используемой литературы
1.Асафьев Б. «О хоровом искусстве». Москва — 1980 г.
2.Коробельникова Л. «Творчество С.И. Танеева». — Музыка, 1986 г.