Учебная работа. Социальное управление

социальное управление

Контрольная работа

Тема 8. социальное управление

Оглавление

1. Предмет социального управления и его объективные предпосылки

. Структура социального управления

3. Типы, принципы социального управления и требования к управленческим кадрам

Список использованной литературы

. Предмет социального управления и его объективные предпосылки

Чаще понятие "социальное управление" используют для определения совокупности реально существующих управленческих отношений, которые определяют сущность управления как общественного феномена. Самое существенное, что отличает социальное управление от других видов управления (технического и биологического), является то, что оно осуществляется путем воздействия на сознание и волю, а, следовательно, на стремление человека достигать поставленных целей.

Объектами социального управления является социальная организация общества с присущими ей социальной структурой и социальными процессами. Таким образом, социальные институты управления, которые в той или иной форме существовали в обществе, всегда создавались для сознательного воздействия людей на процессы общественного развития и регулирования общественных отношений [2, c. 18-20].

Управление имеет четко выраженную социальную сущность, что подтверждается следующими положениями.

. Общество как социальная организация — сложная самоуправляемая система, которая самоуправляется и постоянно находится в движении, не может существовать без наличия непрерывного управления.

. Управление является особой социальную функцию, которая возникает из потребности самого общества как самоуправляемой системы и сопровождает всю историю общества.

. Каждому типу социальной организации, конкретно-историческом обществу присущи свой смысл, специфические процессы, формы и методы управления. Поэтому содержание управления нельзя отрывать от среды его функционирования.

. социальное управление — элемент системы общественных отношений, его характер и содержание зависят от их сущности. В свою очередь, социальное управление сводится к упорядочению и развитию общественных отношений.

. Организационное содержание управления наиболее четко выражается в планировании коллективных усилий и распределении обязанностей их участников в достижении конкретных целей, в регулировании повседневной деятельности коллективов, в контроле за ходом осуществления поставленной цели, в организационном обеспечении всех стадий управленческого процесса.

. Цель — важнейшая характеристика управления. Собственно для достижения определенной цели и осуществляется управление [1, c. 45-47].

вопрос видовой классификации социального управления имеет очень важное как теоретическое, так и практическое позволяет более глубоко и детально изучать специфику отдельных видов социального управления. В науке известно несколько классификаций социального управления, однако с учетом изменений, происходящих в обществе, наиболее полной является следующая:

Государственное управление;

общественное управление;

Семейное управления [6, c. 85].

Государственное управление — сложное и многогранное явление, с которым связано выяснения сути, содержания и формы государства, то есть формы государственного правления и государственного устройства, раскрытия функциональных, организационно-структурных и политико-правовых параметров исполнительной власти как отдельной ветви государственной власти. Особенность исполнительной власти заключается в том, что именно в процессе ее реализации происходит воплощение в жизнь законов и других нормативных актов государства, практическое применение всех рычагов государственного регулирования и управления. Государственное управление — совокупность целенаправленных воздействий органов государственной власти, взимаемых ими в рамках соответствующей компетенции на определенных лиц, социальные системы, и весь социальный организм в целом с целью их упорядочения, сохранения или преобразования. Государственное управление осуществляется преимущественно в правовых формах: распорядительно-исполнительная деятельность его органов имеет юридический, властный характер. Органы государственного управления действуют по поручению и от имени государства, что наделяет их властными полномочиями, которые необходимы для выполнения задач, стоящих перед ними. властные полномочия воплощаются в их компетенции, определяемой законами и иными нормативными актами. Вместе с тем, ряд действий государственных органов управления осуществляются в форме совещаний, инструктирование, распространение передового опыта и т.д. Государственное управление, в свою очередь, состоит из управления в области социально-политического, экономического и духовного развития общества.

общественное управление осуществляется негосударственными организациями, преимущественно средствами неюридического характера и иногда дополняет государственное управление, поскольку последнее не может охватить все проявления общественной жизни. В условиях демократизации общества все большее или самодеятельными объединениями. В данных условиях возрастает важность частного управления (частнопредпринимательская), которое является порождением реформирования общества в сторону рыночной экономики, а также семейного управления, актуальность которого будет храниться в общественных отношениях [5, c. 77-81].

2. Структура социального управления

главный элемент социального управления — это цель. Социальные цели имеют комплексный характер. Их реализация находится под воздействием различных объективных и субъективных факторов. Социальные факторы оказывают неодинаковое воздействие на отдельные управленческие группы. Все компоненты, входящие в общую структуру социальных факторов, взаимосвязаны и образуют сложную динамическую, взаимно обуславливающую и взаимно компенсирующую систему, имеющую иерархический характер, внешнюю и внутреннюю структуру.

К внешней структуре относятся социально-психологические явления, такие как морально-психологический климат, особенности стиля руководства, формы собственности, ролевая структура, структура управления и т.д.

К внутренней структуре относятся соответственно личностные характеристики, такие как мотивы, установки, потребности, интересы и т.д.

Такое деление достаточно условно и используется для простоты изложения, это позволяет структурировать всю совокупность социальных факторов.

чтобы установить воздействие отдельных факторов в социальном управлении необходимо соблюдать последовательность:

) определение целей;

) анализ основных факторов при разрешении социальных проблем;

) разработка и увязка всех мероприятий в единую программу, с указанием их значимости и времени реализации, по решению социальных проблем управления;

) определение источников финансовых ресурсов для достижения поставленных целей при решении социальных проблем управления;

) четкое определение ответственности и системы контроля за реализацией мероприятий по решению социальных проблем управления [4, c. 69].

В процессе формирования целей большое значение имеет учет социально-экономических последствий управленческих групп в хозяйственных системах, их социальных проблем. Социальное управление изучается с помощью теории социально-управленческого механизма. В социальном менеджменте он служит мостом, который позволяет перейти от общей экономико-социальной теории познания социальных процессов управления производством к реальным ситуациям экономического производства.

социальный механизм управления представляет собой совокупность средств и инструментов, выполняющих двигательную роль соответствующих сфер. Структура социального механизма управления производством отражает настроение управленческих групп, обладающих способностью к саморегуляторской активности и находящихся в объективно заданных условиях, ограничивающих их «субъективный потенциал» [7].

Двойственный характер этого механизма порожден устройством общества и наличием в нем двух структур: формальной и неформальной. Формальная структура отношений управленческих групп строится на основе нормативно-правовых актов, а неформальная структура общества на интересах, симпатиях.

Субъекты социального механизма управления производством подразделяются на три укрупненные группы: руководители общей компетенции — группы районного уровня и руководители предприятий; технологи — специалисты двух уровней; организаторы — линейные группы нижнего уровня, а также исполнители управленческих функций на общественных началах.

Система управления обществом в государстве состоит из реальных иерархий и уровней управления, а также специфических отношений между субъектами различных государственных институтов. Она отражает результат деятельности субъекта власти на основе созданного им механизма управления, где формы и способы их соединения в целом не случайны.

Элементы этого механизма — функциональные звенья и органы управления, методы и системы управления и отношения между ними в зависимости от полномочий занимаемых должностей.

макроструктуру;

мезоструктуру;

мини-структуру.

Макроструктура — это административно-территориальное деление страны, республики, области, края, района и поселения. Мезоструктура — структура государственных органов управления. Мини-структура — низшие звенья и органы системы управления и отношения между ними.

В хозяйственных системах к макроэкономической структуре относятся народные хозяйства и отрасли; к мезо-структуре — органы управления отраслью; мини-структуре — структура предприятия.

Из всего многообразия должностей в системе рассматриваем три:

руководителей высшего уровня;

первых заместителей;

заместителей в административной представительской контрольной подсистеме [7].

Тип руководства организацией определяется характером руководящей инициативы и видом интеграции. В зависимости от того, как они комбинируются, можно выделить следующие разновидности руководства:

. Формализм, который может быть как авторитарным, так и интегративным. В целом здесь преобладают акценты на традицию, установившийся порядок, ориентация на букву инструкций, приказов, команд и распоряжений, ритуализм действий. Этот тип руководства основан на принципах откровенного и одностороннего господства властных членов организации над безвластными. Он эффективен в условиях, когда отношения неравные, несправедливые: труд — отчужден, положительная мотивация отсутствует, деятельность является преимущественно исполнительской. В системе производства такой тип руководства распространен, достаточно эффективный, хотя и не очень желателен.

. Утилитаризм как тип руководства характеризуется индивидуальным подходом к исполнителям, совмещении принуждения и поощрения, стремлении сочетать индивидуальные и общие интересы. Но происходит это путем угнетения индивидуального и особенного.

. Координация же, напротив, предполагает согласование действий, отношений и интересов. Принципом такого руководства является согласование структурно-функциональных различий внутри организации. Общее правило заключается в том, чтобы совокупность организационных структур была достаточной для реализации системы управленческих функций, и наоборот: совокупность функций должно соответствовать имеющемуся объему структур. Данный тип управления — родная земля бюрократии, особой разновидностью которой является промышленная . Демократическая харизма направлена ​​на культурно-ценностное (ближе к идеологическому) определение ситуации и нормативное (морально-правовое) регулирование деятель и отношений в самой организации. Руководство рассматривает организацию как инструмент исторического творчества, а деятельность ее членов — как призвание. поэтому стремится к духовно-идеологической мобилизации коллективной активности, соответствующего формирования мотивации и критериев вознаграждения (одобрение, признание, влияние, авторитет). Руководство рассматривает ее как персонификацию, олицетворение ценностных ориентаций, а не технологии деяния или материализованных средств достижения цели [2, c. 36-37].

социальный управление кадры

3. Типы, принципы социального управления и требования к управленческим кадрам

Принципы социального управления — это основные положения, усвоенные человеком объективные законы и закономерности, которыми органы управления руководствуются в процессе создания и функционирования социальных систем управления.

Принципы управления являются результатами обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков.

Таким образом, принципы социального управления должны: быть основанными на законах развития общества, его социальных и экономических законах, а также на законах и закономерностях социального управления; соответствовать целям социального управления, отражать основные свойства, связи и отношения управления; учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления; иметь правовое оформление. особое значение приобретает систематизация принципов социального управления, которая основывается на познании его закономерностей.

Различают две группы принципов: общие, влияют на все сферы общественного управления (общественно-политические); специальные принципы построения системы управления и осуществления процесса управления [5, c. 52].

Принцип научности (научной обоснованности, объективности) предполагает целенаправленное воздействие на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья на основе познания и использования объективных законов и закономерностей. Управлять научно — это своевременно выявлять тенденции социального развития, его закономерности, организовывать, регулировать и контролировать движение этих закономерностей.

Принцип законности заключается в обязательном исполнении законов и подзаконных актов органами управления, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Это один из наиболее важных принципов, тем более для правоохранительных органов, к которым относится государственная налоговая служба.

Принцип гласности заключается в своевременном, широком и регулярном информировании граждан о деятельности органов управления, реальное положение в обществе. Реализация достигается за счет обязательных отчетов органов управления перед населением, всестороннего обсуждения в установленном порядке определенных вопросов и решений, которые принимаются. Данный принцип является средством формирования общественного мнения, включения в процесс управления граждан, повышения их активности. Инструментом реализации являются средства массовой информации.

Принцип гуманизма выражает систему взглядов, признающую Ценность человека как личности, его права на свободу, Счастье, развитие, выявление способностей, является одним из основополагающих принципов управления в демократическом обществе.

Принцип разделения властей (автор Шарль Монтескье — французский правовед, философ, писатель) определяет распределение власти на законодательную, исполнительную и судебную (труд "О духе законов"). Это создает гарантии от узурпации власти, безграничных полномочий, злоупотреблений властью, позволяет разграничить сферы компетенции и ответственности.

Принцип системности направлен на сочетание (при отсутствии дифференциации) отдельных взаимообусловленных видов управленческой деятель на основе общей цели, предусматривает тесно связаны действия различных органов управления, которые осуществляются в рамках одной направленности. Это не означает тривиальную координацию, а предусматривает сочетание действий в целостной целевой программе, где отдельные органы управления, их задачи выступают как взаимосвязанные элементы, наделенные своим местом и ролью в ходе осуществления управленческого процесса. Реализация требует определенных усилий, но обеспечивает высокий эффект.

Принцип плановости обеспечивает пропорциональное развитие разных регионов, отраслей экономики, других видов социальной деятель на различных уровнях системы на основе законов, потребностей общества, коллективов, социальных групп. недостаточная практика применения не делает плохим сам принцип, поскольку без него управления вообще невозможно.

Принцип конкретности заключается в том, что необходимо изучать конкретные процессы управления, сопоставлять их с соответствующими законами, анализировать их действие в конкретных обстоятельствах и готовить заключения и предложения для практического использования.

Профессиональный и социальный опыт руководителя имеет определяющее значение для эффективной деятельности организации, но следует учитывать, что опыт может быть широким и повторным. Широкий опыт имеют руководители, которые последовательно работают на разных должностях, а повторный — руководители, которые длительное время занимают одну и ту же должность. последними решения принимаются достаточно осторожно и они в подавляющем большинстве выраженные консерваторы. анализ деятельности успешных руководителей показал, что лучшие из них до назначения на данную должность прошли 8-10 должностных ступенек, а средняя продолжительность пребывания на каждой не превышала 2,5 лет, то есть они практически не выходили за пределы максимальной эффективности и достигали высокой должности в расцвете лет и творческих сил. Следует отметить еще и то, что руководители линейного типа организации более решительные и ответственные, чем руководители функциональных структур [3, c. 177-179].

основными направлениями совершенствования качественного состава руководителей и специалистов можно считать:

Организацию профессиональной организации и профессионального отбора управленческих кадров, глубокое изучение личных и деловых качеств работников;

Организацию целенаправленной профессиональной подготовки управленческих кадров в составе резерва для выдвижения, систематическое повышение деловой квалификации и общеобразовательного уровня каждого работника;

организацию оптимальной расстановки кадров на основе использования современных форм и методов кадровой работы;

Повышение уровня воспитательной работы с управленческими кадрами на основе учета специфики различных категорий и групп работников [6, c. 144].

список использованной литературы

Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд. — Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 288 с.

Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 139 с.

Зборовский Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 272 с.

Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-еизд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с.

объективная необходимость и сущность социального управления/ С.С.Андреев // Социально-гуманитарные знания. -2000. -№ 6. — 148 с.

Учебная работа. Социальное управление