Учебная работа. Риторический аспект тренингов IT-тематики

Риторический аспект тренингов IT-тематики

Национальный исследовательский университет

Южно-Уральский государственный университет

РЕФЕРАТ

На тему:

Риторика и Выполнила: Гапсатарова Диляра,

Студентка группы ЗФ-203

г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Риторика

.1 Риторика как наука и Искусство

.2 Предмет, объект, цель изучения деловой риторики

. .1 Этика как наука

.2 Факторы, определяющие формирование речевого этикета

.3 Группы формул речевого этикета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

ВВЕДЕНИЕ

Академик Д. С. Лихачев советовал: «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума». [2, с. 60].

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятель представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия — влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.

очень важно сформировать речевые навыки устного делового контакта, овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.

Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.

Освоить все эти навыки могут помочь различные предметы в высших учебных заведениях, например, предмет «Деловая риторика» представляет собой коммуникативно ориентированный курс обучения деловой речи.

Настоящее учебное пособие содержит необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления). По каждой теме предлагается список литературы для дополнительного чтения.

Работать над речевыми навыками нужно не только для делового общения, но и для общения в повседневной жизни. Ведь не зная даже малейших правил общения, можно обидеть собеседника. Также хорошие речевые навыки показывают уровень начитанности и образованности, а главное, показывают уважение к тому, с кем Вы общаетесь.

1.РИТОРИКА

.1 Риторика как наука и Искусство

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское Искусство» (лат.orator говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому — это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму — это искусство речи.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в. до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

По словам В.Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством» [3, с. 73]. жители классического города — государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них — Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события. В эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, новые профессии — ритора — учителя красноречия, логографа — составителя речей.

другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом.

Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

Греки полагали, что главное — убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVII века. К этому времени относятся первые работы — епископа Макария, М.И. Усачева, к более позднему — сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М.В. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы.

Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в россии интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) — это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятель (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт обновленной риторики — определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А.Ф. кони.

Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Скорее всего, в риторике — важнейшей области культуры — наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

.2 Предмет, объект, цель изучения деловой риторики

С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно — политическим, социально — бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России XIX — начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики — деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации.

Деловая риторика — это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах или жанрах делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ.

Цель курса — овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование имиджа.

Для специалиста по управлению, коммерсанта достижение этой цели означает обретение важнейшего компонента профессиональной деятельности. Ли Якокка, выдающийся американский бизнесмен, замечал: «Это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии понятно рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом. Хорошему менеджеру нужно уметь слушать так же, как уметь говорить» [4, с. 60].

Итак, чтобы стать ценным и профессиональным сотрудником какой-либо отрасли, нужно уметь грамотно преподнести свою речь и показать все свои отработанные языковые навыки.

2. ЭТИКА

.1 Этика как наука

возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. понятие «этический», от которого происходит нравы.

Греческое слово «ethos», было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «Мораль» (moralitas) которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «Таким образом, следуя этимологии, слова «однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.

Под понятием «Под понятиями «нравственность» и «Мораль» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятель.

Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что знания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является Производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали описывать моральные оценки и критерии различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.

Подводя итог, следует отметить, что мораль (нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.

2.2 факторы, определяющие формирование речевого этикета

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть презентация, конференция, симпозиум; совещание, на котором обсуждается экономическое, финансовое положение компании, предприятия; прием на работу или увольнение; консультация; юбилей фирмы и др.

многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, то есть к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяют человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно: неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы-форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной и/или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них. Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (застолье, присутственное место, производственное совещание) и т.д.

Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций речевого этикета. Вот некоторые из них. Речевой этикет:

·способствует установлению контакта между собеседниками;

·привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;

·позволяет засвидетельствовать уважение;

·помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный)

·формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).

Речевой этикет реализуется как в характеристиках речи в целом, так и в специализированных единицах. Эти единицы — формулы приветствия, прощания, извинения, просьбы, — как правило, представляют собой перформативы (то есть высказывания, произнесение которых одновременно означает совершение названного действия). Действительно, фразы Приношу извинения, Благодарю, прошу Вас и тому подобные не описывают действия, а сами является действиями — соответственно, извинением, принесением благодарности, просьбой.

Единицы речевого этикета регулярным образом соотносятся с однокоренными или синонимическими словами и конструкциями, не имеющими этикетного характера, например: Сердечно благодарю Вас. — Он сердечно поблагодарил меня. И наконец, нельзя не заметить, что речевой этикет часто вписывается в более широкий контекст прагматики поведения в типичных ситуациях. Например, с устойчивыми формулами извинения связан весь комплекс «рече-поведенческих тактик изглаживания деликта» (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров) — иными словами, весь спектр речевых моделей, используемых говорящим или пишущим для изжития вины. Так что с устойчивой формулой «Извините меня» необходимо поместить другие более или менее устойчивые формулы: «Не за что мне извиняться! Я не мог иначе поступить! Мой проступок не так уж и велик! Ах, что же мне делать, Вы меня теперь никогда не простите!». таким образом, в устойчивой формуле извинения носитель языка в любой момент может вычленить те или иные смысловые элементы.

Явления речевого этикета различаются в зависимости от социального статуса участников коммуникации. Эти различия проявляются в нескольких планах.

Прежде всего, различные единицы речевого этикета употребляются в зависимости от социальных ролей, которые принимают на себя участники коммуникации. здесь важны как социальные роли сами по себе, так и их соотносительное положение в общественной иерархии

На эти аспекты речевого поведения накладываются также различия в употреблении единиц речевого этикета у представителей разных социальных групп. Многие специализированные единицы и общие проявления речевого этикета различаются по их устойчивой прикрепленности к тем или иным социальным группам носителей языка. Эти группы могут быть выделены по следующим критериям:

·возраст: формулы речевого этикета, связываемые с молодежным жаргоном (Алё, Чао, Гудбай); специфические формы вежливости в речи людей старшего поколения (Благодарствую, Окажите любезность);

·образование и воспитание: более образованные и воспитанные люди тяготеют к более аккуратному употреблению единиц речевого этикета, более широко употребляют Вы-формы и прочее;

·пол: женщины в среднем тяготеют к более вежливой речи, реже употребляют грубую, близкую к бранной и обсценной лексику, более щепетильны в выборе тем;

·принадлежность к специфическим профессиональным группам.

2.3Группы формул речевого этикета

любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы:

Разрешите с вами (с тобой) познакомиться.

Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

Позвольте с вами (с тобой) познакомиться.

позвольте познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:

позвольте (разрешите) представиться.

Моя фамилия Колесников.

Я Павлов.

Во многих странах уже давно при знакомстве используются визитные карточки. Они подаются во время представления. Представление бывает двусторонним и односторонним. последнее происходит чаще всего тогда, когда собравшимся на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг, встречу представляют организаторов этих встреч или тех участников, которые незнакомы всем или части собравшихся.

Формулы представления:

Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Зубкова. Анатолий Евгеньевич Сорокин.

Я хочу (хотел бы) познакомить вас с…

Я хочу (хотел бы) представить вас….

Этикет определяет и норму поведения. Принято мужчину представлять женщине, младшего по возрасту — старшему, сотрудника — начальнику.

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие — здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», то есть здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и значение «приветствовать».

следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья. впервые приветствие «здравствуй» встречается в «Письмах и бумагах Петра великого 1688-1701». Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающие на время встречи:

Доброе утро!

Добрый день!

добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

(очень) рад вас видеть (приветствовать)!

Разрешите (позвольте) вас приветствовать.

Добро пожаловать!

Мое почтение.

Среди военнослужащих принято приветствовать словами:

Здравия желаю!

По этому приветствию узнают военных в отставке.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, то есть очередность приветствия. Первыми приветствуют:

мужчина — женщину;

младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую);

младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше её;

младший по должности — старшего;

Формулы расставания, прекращения общения выражают:

пожелание: всего вам доброго (хорошего)! До свидания!

надежду на новую встречу: до вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстанемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу.

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации:

) торжественная;

)скорбная;

)рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие офиса, магазина; презентация; заключение договора, контракта.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию следует высылать приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение:

позвольте (разрешите) пригласить вас…

приглашаю Вас (тебя) …

Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается вопросительным предложением:

Я могу (могу ли, не могу ли, нельзя ли) пригласить вас…

Поздравление:

Разрешите (позвольте) поздравить вас с…

Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие ,искренние) поздравления…

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием терактами, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухими, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:

Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.

Приношу (Вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.

Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную. В трагической, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение. Утешение сопровождается уверением в благополучном исходе, советом, выражает сопереживание. Перечисленные зачины (приглашение, поздравления, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Приведем примеры:

Выражение благодарности:

позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отличную работу.

Замечание, предупреждение:

Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)….

Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:

Все (вы) обязаны (должны)…

Такие советы не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга. Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

Если вам не трудно (вас это не затруднит)…

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

(сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).

При отказе используются выражения:

(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы. Комплимент всегда приятен.

комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите.

Вы не меняетесь.

таким образом, научившись выражать свои эмоции и правильно показывать уважение к собеседнику, можно показать свои воспитанность, начитанность и образованность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

таким образом, речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа делового человека, то есть самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры — терпимое отношение к миру и к людям — неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии.

Итак, этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и тому подобное; общение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения).

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах». Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяют человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1.Александров Д.Н. — учебное пособие — «2.Лихачев Д.С. — Слово лектора — «О речевой культуре» — 1989 — №4.

.Белинский В.Г. — Полное собрание сочинений — 1954

.Якокка Л. — «карьера менеджера» — 1991

.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. — Учебное пособие для вузов — «русский язык и культура речи»

.Венедиктова В.И. — «О деловой этике и этикете» — 1999.

Учебная работа. Риторический аспект тренингов IT-тематики