Учебная работа. Разработка мероприятий по улучшению финансового положения ОАО 'Пассажирское автотранспортное предприятие № 2&#039

Разработка мероприятий по улучшению финансового положения ОАО ‘Пассажирское автотранспортное предприятие № 2’

Министерство образования и науки российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

пояснительная ЗАПИСКА

к выпускной квалификационной работе

Содержание

Введение

. анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

.1Общая характеристика деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

1.2анализ производственной деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

1.3анализ организационной структуры ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

.4анализ финансовой деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

2. Теоретические аспекты мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

.1 Финансовая стабильность в системе оценки финансового состояния субъекта рыночного хозяйствования

.2 Анализ ликвидности и платежеспособности автотранспортного предприятия

.3 Анализ структуры актива и пассива предприятия и их взаимосвязи

. Разработка мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

.1 Общая оценка финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

.2 Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

.3 Расчет эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

Заключение

список использованных источников

Аннотация

Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе выступает финансовое положение ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» и мероприятии по его улучшению.

Целью работы является разработка мероприятий по улучшению финансового положения ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» за счет собственных материальных средств и активов.

Методом проведение работы является — исследование путем анализа специальной литературы и законодательных актов; анализа финансовых документов организации — базы практики; анализа технической и отчетной документации ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2».

Результатом работы является конкретные мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» с указанием суммы планируемого увеличения прибыли.

Мы считаем, что разработка по улучшению финансового положения ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», так как внедрение предложенных мероприятий, проведение в 2015 году позволить повысить прибыль, укрепить финансовую стабильность организации, повысит конкурентоспособность и внесет вклад в развитие социально значимых областей экономики, таких как сфера пассажирских перевозок

Ликвидность платежеспособность пассив финансовый

Введение

Актуальность темы. Современные условия рынка диктуют субъектам экономической деятель свои условия. Необходимо искать и находить новые пути развития предприятия, оптимизации хозяйственной деятель. Зачастую на текущую деятельность организации оказывают влияние внешние факторы, бороться с которыми предприятие не в состоянии или же это представляется весьма сложной задачей. особенно это актуально для организаций, основной сферой деятель которых является общественно и социально значимые виды деятель. К таким организациям относятся и пассажирские автотранспортные предприятия. Анализ финансового состояния предприятия является крайне важной и актуальной проблемой, как для каждого предприятия, так и для государства в целом. Еще в недавнем прошлом при анализе работы предприятия основное внимание уделялось нормированию оборотных средств, вводились разного рода лимиты, фонды, а из главных показателей выделялась прибыль. Именно по этому показателю судили о финансовом состоянии предприятия. Большего, по всей видимости, и не требовалось, при этом не было и необходимости введения какого-то специального учета, соответствующей формы отчетности или развернутого механизма анализа.

В настоящее время такой подход невозможен: в условиях рыночных отношений каждое предприятие заинтересовано в стабильности, платежеспособности, возможностях экономического роста, в современных методах оценки и анализа. В этой связи важно уже не столько учитывать размер прибыли, рентабельность собственного капитала, продаж или активов, сколько определять всю величину полученного дохода, уровень платежеспособности и темпы экономического роста.

практически применяемые сегодня в России методы анализа и прогнозирования финансово-экономического состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и вносятся некоторые изменения, в целом она еще не соответствует потребностям управления предприятием в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценке финансового состояния отдельного предприятия.

Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы и востребованность в ее рассмотрении

главная задача таких предприятий обеспечивать ежедневную бесперебойную перевозку пассажиров, несмотря на внутренние экономические трудности. В частности, работа пассажирского автотранспортного предприятия осложняется такими внешними факторами как состояние дорожного полотна, недостаточное финансирование, несвоевременное выполнение плановых обновлений парка автомобильной техники. Однако, несмотря на внешние экономические преграды, пассажирское автотранспортное предприятие обязано обеспечить достойный уровень оказания транспортных услуг населению, так как деятельность организации является социально значимой. Поиск путей улучшения финансового состоянии ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» за счет собственных ресурсов и средств и обусловило актуальность темы данного исследования.

Объект исследования. Финансовое состояние ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» и пути его улучшения.

Предмет исследования. анализ финансового состоянии ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2№, проводимы на основе данных финансовой отчетности предприятия, данных баланса, а также отчета о прибылях и убытках за 2013 и 2014 годы.

Цель работы. Разработать мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» за счет собственных материальных средств и активов.

Задачи исследования:

1.Провести общий анализ хозяйственной деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», основываясь на данных финансовой и технической документации организации.

2.Рассмотреть теоретические аспекты мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия, основанные на мировом опыте.

.Разработать мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2».

методы исследования. Анализ специальной литературы и законодательных актов; анализ финансовых документов организации — базы практики; анализ технической и отчетной документации ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2».

Новизна исследования состоит в обосновании проблем ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» и разработке конкретных мер по улучшению финансового состояния организации без привлечения дополнительных источников образования материальных средств.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанных мероприятий по улучшению финансового состоянии на практике, что в итоге приведет к повышению конкурентоспособности организации на современном рынке товаров и услуг.

1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

.1Общая характеристика деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (сокращенное наименование ОАО «ПАТП № 2») зарегистрировано 11.11.2005. Основной вид деятельности — «деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию». адрес предприятия: г. Омск, пер. 10 Семиреченский, д. 16.

На территории предприятия находятся корпуса:

·гараж-стоянка для автомобильного транспорта;

·мастерская по ремонту транспорта;

·административно-бытовой;

·пункт заправки горюче-смазочными материалами;

·моечный пункт.

«ПАТП № 2» располагает площадь равную 6,34 га. Предприятие выступает юридическим лицом и имеет в собственности личное имущество, отражаемое в строках его бухгалтерского баланса, включая имущество, переданное ему акционерами в счёт оплаты акций. Организация имеет Право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет право в установленном законом порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами. Предприятие имеет круглую печать, содержащую полное наименование организации на русском языке и эмблему, а также указание на фактическое место нахождения предприятия. Предприятие несет обязанность по выполнению государственных мероприятий по мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами правительства. Предприятие несёт ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества. Акционерное общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. основной целью работы предприятия является получение прибыли путем удовлетворения потребностей общества в услугах, продукции, работах. Организация имеет гражданские права и несет возложенные на нее обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Организационная структура ОАО «Пассажирского автотранспортного предприятия № 2» характерна для предприятий с такой формой собственности — функциональная. Для такой системы характерно ярко выраженная специализация управленческого труда либо по функциям управления, либо по функциональным сферам деятельности. Для такой системы характерна множественность подчинения. Преимущества такой системы выражаются в высокой компетентности функциональных руководителей, разделении управленческого труда, исключении дублирования управленческих функций. [10] Во главе организационной системы управления ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» находится генеральный директор. В непосредственном подчинении генерального директора находятся руководители всех структурных подразделений общества, которых он назначает на должность. такими руководителями являются: главный инженер, начальник эксплуатационно-коммерческой службы, главный бухгалтер, начальник отдела кадров.

Среднесписочная численность работников предприятия — 884 человека.

Имеющимся подвижным составом ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» обслуживает 25 маршрутов, в том числе: 3 пригородных круглогодичных маршрута и 2 садовых маршрута, действующих только в садовый сезон. Маршрутная сеть ОАО «Пассажирское транспортное предприятие № 2» покрывает большую часть города, соединяя таким образом центр города и наиболее важные объекты, такие как аэропорт и железнодорожный вокзал, с удаленными от центра районами города.

Парк автомобильной техники, обслуживающей маршруты по городу и пригородные маршруты, составляет 205 единиц, в том числе: ЛиАЗ-525645 — 150 единиц, ЛиАЗ-525653 — 32 единицы и ПАЗ-4230-03 — 24 единицы. Большая часть автомобильной техники ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» произведена в 2005-2006 гг. наглядная демонстрация распределения автомобильного транспорта по маркам производителя представлена на рисунке 1.

рисунок 1 — Количество единиц техники ПАТП № 2

таким образом, ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» располагает достаточно большим парком автомобильной техники со средним или небольшим износом и располагает всеми ресурсами для обслуживания пассажирских перевозок в городе Омске как в черте города, так и за его пределами.

1.2анализ производственной деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

На ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» согласно положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава выполняются следующие виды работ:

·ежедневное обслуживание включает помывочные работы, общий контроль состояния автомобильной техники, заправка горюче-смазочными материалами. ежедневное обслуживание осуществляется непосредственно перед выходом автобуса на линию и при въезде на нее после завершения работы;

·техническое обслуживание-1 включает работы по смазке, регулировке, крепежу, производимые без снятия механизмов и их разборки;

·техническое обслуживание-2 в дополнение к комплексу работ технического обслуживания-1 включает Производство контрольно-диагностических и регулировочных работ большого объема с частичной разборкой механизмов.

Техническое обслуживание-1 для всех автобусов осуществляется с периодичностью каждые 5000 км, техническое обслуживание-2 — каждые 18000 км.

Годовой, квартальный и месячный план обслуживания автомобилей, составляемые на основании расчетов, являются основными документами по планированию технического обслуживания и технического ремонта автомобилей. Данные периодичности, суточное количество автомобилей, поступающих на обслуживание, число постов и др. используются в качестве исходных данных. Производственно-технический отдел занимается планированием периодичности технического обслуживания-1 и технического обслуживания-2. Карточка учета — документ, подтверждающий прохождение технического обслуживания, предназначен для планирования технического обслуживания, учета и анализа выполнения технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Основные сведения, фиксируемые в карточке учета, — суточный пробег, частота проведения технического обслуживания, график работы автотранспортного предприятия.

Организация производства на ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» осуществляется методом специализированных бригад, при котором все работы каждого вида технического обслуживания и технического ремонта производятся бригадами рабочих, выполняющих ограниченный объем работ по всему подвижному составу.

Техническое обслуживание — технические манипуляции, направленные на поддержание работоспособности подвижного состава. Оно предназначено для уменьшения изнашивания деталей, предупреждения и выявления отказов и неисправностей с целью своевременного их устранения, то есть для поддержания исправности автомобильной техники. [12]

Организация работ в зонах ежедневного обслуживания, технического обслуживания-1, технического обслуживания-2 производится на специализированных постах. Рабочие на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости. Соответственно, оборудование постов также специализировано по производимым операциям.

ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» располагает следующим перечнем оборудования: осмотровые канавы, струйно-щеточные моечные установки, эстакады, опрокидыватели, шестистоечные электромеханические подъемники, оборудование для смазки (солидолонагнетатели, гидропробойники), наборы инструментов (универсальные и специализированные), гайковерты инерционные, динамометрические ключи.

перечень работ выполняемых на постах технического обслуживания-1, технического обслуживания-2: то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента»>диагностика, крепежные работы, регулировка, смазка, заправочно-очистительные работы, электротехнические работы, мероприятия по обслуживанию систем питания, шинные работы, кузовные работы, мелкосрочный ремонт.

Применяемое оборудование: набор инструментов, гайковерты, измерительные инструменты, станок для балансировки, стенды.

ежедневное техническое обслуживание производится водителем один раз в рабочую смену, непосредственно перед выходом на линию.

Проверяется: при помощи внешнего осмотра состояние соединения и воздухопроводов воздушного тракта (особое внимание уделяется участку от воздушного фильтра к двигателю); колеса и шины; привод рулевого управления; показания индикатора засоренности воздушного фильтра; действие рабочего, запасного и стояночного тормозов, приборов освещения и световой сигнализации; работу стеклоочистителей. Проверяется и при необходимости доводится до нормы уровень масла в картере двигателя и жидкости в системе охлаждения.

Под текущим ремонтом автомобиля понимается устранение отказов и неисправностей, возникающих в процессе его эксплуатации до капитального ремонта.

Технический ремонт на ПАТП № 2 производится специализированной бригадой агрегатным методом. Такой метод предполагает направление автобуса на пост технического ремонта в случае выявления неисправности какого-либо агрегата или системы на отделе технического контроля или самим водителем автобуса. В зоне технического ремонта находится шесть электромеханических подъемников и все необходимое оборудование, а также инструменты для проведения работ непосредственно на постах. Для транспортировки снятых механизмов в производственные цеха используется следующее подъемно-транспортное оборудование: грузовые тележки, кран-балки, передвижные краны. На рисунке 2 приведена общая технологическая схема проведения технического ремонта на ПАТП № 2.

непосредственно на постах технического ремонта проводятся контрольно-диагностические работы, регулировка, крепежные работы, демонтажно-монтажные и сборочно-разборочные работы.

Рисунок 2 — Технологическая схема технического ремонта

В производственных цехах выполняются агрегатные работы, электротехнические работы, аккумуляторные работы, манипуляции по ремонту приборов и систем питания, шиномонтажные и шиноремонтные (вулканизационные) работы, кузнечно-рессорные работы, сварка, медницкие, кузовные и малярные работы.

Агрегатный цех. В агрегатном цехе проводят разборочно-сборочные, моечные, регулировочные работы, диагностика и контроль операций по коробке переключения передач, двигателю, рулевому управлению, ведомым и ведущим мостам и другим механизмам и системам.

В агрегатном цехе имеется стенд для обкатки двигателей, верстаки, стеллажи, ванны для мойки и чистки механизмов и агрегатов, емкости для слива масел, стенд для ремонта коробок передач, подъемно-транспортное оборудование (тележки, кран-балка), стенд для ремонта карданных валов, съемники, верстачные прессы для опрессовки подшипников и втулок, станок для сверления, набор инструментов.

Электромеханический цех. Основное оборудование цеха: контрольно-испытательный стенд проверки генераторов и стартеров, приборов систем зажигания, контрольно-измерительный приборов, сверлильный станок, ванны для мойки деталей.

Электротехнические работы: проверка и перемотка обмоток, проточка коллекторов при наличии на них царапин и рисок, замена подшипников якорей генераторов и др.

Цех зарядки аккумуляторов. Цех оснащен специальным верстаком (с вытяжкой и ванной для слива электролита) для разборки аккумуляторных батарей, тисками, стеллажами, эмалированной ванной для промывки деталей аккумуляторных батарей, оборудованием для плавления свинца, кислотоупорной ванной для разведения электролита, выпрямительными установками для зарядки аккумуляторных батарей, ареометрами. Цех имеет два совместных помещения: в первом осуществляют ремонт и проверку аккумуляторных батарей, во втором приготавливают электролит и осуществляют зарядку батарей.

Основные работы: ремонт или замена баков аккумуляторных батарей, пластин, проверка на пригодность, замена или доливка электролита, зарядка и другие работы.

Шиномонтажный и шиноремонтный цех. Основное оборудование и оснастка: тележки для транспортировки шин, шероховальный станок, скребки и щетки для очистки шин и дисков, стенд для монтажа (демонтажа) шин и балансировки колес, комплект резиновых пробок и грибков, сектор для вулканизации шин, компрессор, ванны для проверки герметичности камер, электровулканизатор, сырая резина, стеллажи для покрышек и колес, вешалки для камер.

основные работы: монтаж и демонтаж шин, ремонт камер, шин и дисков, балансировка колес.

Кузнечно-рессорный цех. Оборудование: верстаки, газовый резак, термические печи для закалки, наковальни, ванны с водой.

Работы: ковка деталей, ремонт рессор с последующей их закалкой.

Арматурно-кузовной цех. Оборудование и оснастка: сверлильный станок, верстаки, ручная электродуговая сварка, точило, набор инструментов для сварки, оборудование для полуавтоматической сварки, газовый резак, подъемник, набор молотков и приспособлений для правки кузовов.

Выполняемые работы: устранение вмятин, трещин и повреждений на кузове, удаление следов ржавчины, ремонт замков и петель дверей, ремонт стеклоподъемников, вставка стекол и др.

Медницкий цех. Для выполнения медницких работ применяют специальный верстак для ремонта радиаторов (с ванной для проверки герметичности), ванна для испытания топливных баков, набор паяльников для пайки, ванночки для флюса и припоя, ножницы для резки металла, приспособления для правки, гребенки.

Производимые работы: правка топливных баков, радиаторов, проверка их на герметичность, пайка, удаление отложений накипи в баках радиаторов и др.

Слесарно-механический цех. основные инструменты: слесарные верстаки с тисами, стеллажи, проверочная плита, токарный, сверлильный, обдирочно-шлифовальный, фрезеровальный станки, набор инструментов слесаря.

Выполняемые работы: изготовление деталей крепежа деталей, расточка тормозных барабанов, расточка блоков двигателей под размер ремонта, фрезерование поврежденных поверхностей.

Малярный цех. Инструменты: тара для хранения краски, грунтовки, шпатлевки, смывок, наборы шпателей, кистей, пульверизаторы ручные, компрессорная установка, камера для окраски кузовов, оборудованная системой вентиляции, сушильная камера.

Выполняемые работы: окраска мелких деталей, окраска кузовов, подкраска и окраска номерных знаков, подготовка поверхностей под покраску, удаление следов коррозии на кузовах, шпатлевание, грунтование, шлифование окрашенных поверхностей.

Механизмы и детали перед проведением ремонтных работ предварительно очищают от загрязнений, моют и обезжиривают. В качестве основных моющих средств используют растворы кальцинированной и каустиковой соды, а при необходимости бензин или дизельное топливо.

Способы восстановления запасных частей, используемые на предприятии: наплавка высококачественного износостойкого материала при помощи электродуговой сварки, правка, использование клеевых композиций, сварка, применение дополнительных деталей для ремонта.

Технологический процесс технического ремонта должен быть задокументирован. Для этого используются технологические карты, которые представляют собой форму технологического документа, содержащую весь процесс манипуляций с автомобилем или его агрегатами, указаны в установленной последовательности операции, профессии и квалификация исполнителей, технологическое оборудование и оснастка, технические условия, указания и норма времени или трудоемкость. [29]

Таким образом, ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» располагает всеми необходимыми ресурсами для выполнения пассажирских перевозок, проведения технического обслуживания и технического ремонта автомобильного транспорта, что соответствует требованиям соблюдения безопасности на автомобильном транспорте.

1.3Анализ организационной структуры ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

Организационная структура — один из главных составляющих элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между структурными подразделениями и работниками предприятия. Структура управления — это организационная форма распределения труда по принятию и реализации решений управления. [7]

таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность элементов управления, расположенных в строгой иерархии и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. [14]

Во главе организационной системы управления ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» находится генеральный директор. В непосредственном подчинении генерального директора находятся руководители всех структурных подразделений предприятия, которых он назначает на должность. такими руководителями являются: главный инженер, начальник эксплуатационно-коммерческой службы, главный бухгалтер, начальник отдела кадров

Основными обязанностями руководства ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» являются:

·соблюдение законов и иных, нормативно-правовых актов, условий трудовых договоров;

·предоставление персоналу предприятия работы, обусловленной трудовым договором;

·обеспечение безопасности труда и условий, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда;

·обеспечение работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

·выплата в полном объеме причитающейся работникам заработной платы;

·обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;

·обеспечение соблюдения трудовой дисциплины, применение мер воздействия к нарушителям трудовой дисциплины;

·способствование работникам в повышении им своей квалификации, совершенствовании профессиональных навыков. [2]

Организационная структура управления ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» является функциональной. На функциональные подразделения возлагаются функции по руководству при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятель.

Проведем оценку действующей организационной структуры ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2». Первичные количественные показатели. Общая численность работников организации — 884 человека, в том числе:

·число управленческих работников — 66 человек; доля управленческих работников в общей численности работников предприятия — 7,4%;

·число неруководящего персонала — 818 человек или 92,6%.

Объем реализованной продукции в денежном выражении. Доходы от перевозок пассажиров:

·за 2013 год -387 846,3 тыс. руб.;

·за 2014 год — 298 040,5 тыс. руб.

Вторичные количественные показатели.

Среднее число подчиненных у одного руководителя: 7,5. Коэффициент в норме (норма 7-10 подчиненных).

Для нормального функционирования ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т. е. были гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполняли свои функции. ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» имеет довольно сложную организационную структуру, которая требует корректировки. В условиях экономических изменений ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», как и любое другое предприятие, предлагающее услуги, сталкивается с множеством проблем. Источниками повышенной трудности управления являются высокая степень неопределенности ситуации на современном рынке, усиление конкуренции в области пассажирских перевозок, нехватка материальных ресурсов и т. д. В таких условиях назрела необходимость нового мышления, которое должно воплотиться в программу действий, реализующую цели и средства реализации выбранного вектора развития.

Развитие на долгосрочную перспективу зависят от способности руководства ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» своевременно предвидеть изменения на рынке и соответствующим образом адаптировать свою организационную структуру к существующим рыночным условиям. Поэтому в настоящее время необходим системный комплексный подход к совершенствованию планирования работы ПАТП № 2, уделяющий наибольшее внимание стратегическим аспектам планирования. Необходимо формирование общего направления, на котором следует искать пути достижения целей, а также набора правил и средств для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности, т. е. формирование стратегии функционирования ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» в современных условиях.

Первой задачей на пути формирования новой современной структуры организации управления является определение таких областей деятельности организации, которые непосредственно и значительно влияют на достижение стратегических целей предприятия. Вторая задача при формировании организационной структуры состоит в том, чтобы перейти от классического к стратегическому методу управления организацией, уделив особое внимание на стратегии, финансы, персонал. В то же время следует учесть, что переход к стратегическому управлению меняет характер работы руководителей всех уровней и подразделений, а также характер мотивационных механизмов, направленных на развитие, инновации, научно-технический прогресс.

Следующая задача новой организационной структуры — обеспечение высокой гибкости системы управления, способности отслеживать быстрые изменения внешней среды. [3]

Таким образом, построение правильной организационной структуры является главной задачей любого автотранспортного предприятия. От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениями в значительной степени зависит эффективность работы предприятия в целом. Организационная структура ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» является достаточно эффективной, хотя и требует определенных мероприятий по улучшению ее функционирования.

1.4анализ финансовой деятельности ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

Общую финансовую устойчивость предприятия характеризуют показатели: коэффициент автономии, коэффициент концентрации заемного капитала, коэффициент соотношения заемных и собственных средств.

анализ финансовых коэффициентов заключается в изучении их динамики за отчетный период и сравнении их значений с базисными или нормативными величинами. [20]

Коэффициент автономии, или коэффициент концентрации собственного капитала, показывает долю собственных средств в общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия.

Формула расчета этого коэффициента имеет следующий вид:

Коэффициент автономии = Собственный капитал / Валюта баланса, (1),

где собственный капитал — источники собственных средств (итог 3 раздела пассива баланса «Капитал и резервы»);

Финансовое положение предприятия считается устойчивым, если Такое собственными средствами. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой стабильности, прочности предприятия и независимости его от кредитов извне, увеличивает гарантии выполнения предприятием своих обязательств и расширяет возможность привлечения средств от внешних источников.

Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заемного капитана, который характеризует долю долга в общей сумме капитала. Чем выше эта доля, тем больше зависимость предприятия от внешних источников финансирования, данный коэффициент рассчитывается по формуле 2:

Коэффициент концентрации заемного капитала = Заемный Капитал / Валюта баланса, (2)

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств или плечо финансового рычага определяется отношением величины обязательств предприятия к величине собственных средств.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в активы собственных средств. повышение значения коэффициента за отчетный период говорит об усилении зависимости предприятия от привлечения заемных средств и снижении его финансовой устойчивости. Нормальное ограничение для коэффициента соотношения заемных и собственных средств — не больше 1.

Если значение данного коэффициента превышает единицу, то это указывает на снижение финансовой устойчивости. Однако стоит отметить, что при высокой оборачиваемости материальных оборотных средств и дебиторской задолженности критическое значение коэффициента может быть выше единицы. [26] По данным баланса произведем расчет коэффициентов, характеризующих общую финансовую устойчивость ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» и зафиксируем результаты в таблице 1:

Таблица 1 — Коэффициенты, характеризующие общую финансовую устойчивость.

показатели2013 г.2014 г.Нормальные ограничения1. Коэффициент автономии0,01 (2512/243117)-0,13 (-37439/269093)Не менее 0,52. Коэффициент концентрации заемного капитала0,351 (85514/243117)0,318 (85599/269093)-3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага) 34 (85514/2512)-2,28 (85599/-37439)Не более 1

Проанализируем полученные данные:

Как показывают данные таблицы 1, коэффициент автономии в 2014 году значительно снизился. Его значения остаются ниже нормативного (>0,5). Это говорит о том, что имущество предприятия сформировано не за счет собственных средств, т. е. ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» не в состоянии полностью отвечать по своим обязательсвам, реализовав имущество, сформированное за счет собственных источников.

Коэффициент концентрации заемного капитала уменьшился с 0,351 до 0,318. значения коэффициента за рассматриваемые периоды остались намного выше, чем значения коэффициента автономии. Это показывает, что доля заемных средств ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» больше, чем собственных. Следовательно, предприятие не отличается общей финансовой устойчивостью.

Таким образом, можно сказать, что ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» не отличается финансовой стабильностью, и требуется принятие ряда мер по улучшению финансового состояния предприятия.

2. Теоретические аспекты мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2»

.1 Финансовая стабильность в системе оценки финансового состояния субъекта рыночного хозяйствования

Пассажирские перевозки в любом городе приходятся. на автомобильный транспорт. Во многих городах он является единственным. Городским автомобильным транспортом пользуются все категории граждан, независимо от достатка и возраста. Он удобный, доступный и относительно недорогой.

От четкой и слаженной работы городского транспорта зависит повседневная жизнь города. Любой сбой в пассажирских перевозках сказывается не только на экономике, но и настроении горожан.

Предоставлением услуг по пассажирским перевозкам жителей и гостей города занимаются автотранспортные предприятия (АТП). В их обязанность входит создание такой организации транспортного обеспечения населения, при которой учитывалась бы возможность доступа к поездкам малообеспеченным категориям граждан, соблюдая при этом баланс интересов пассажиров и перевозчика.

кроме пассажирских перевозок по установленным маршрутам, такие предприятия одновременно могут предоставлять транспортные услуги и на других направлениях.

Также в перечень услуг транспортного предприятия могут входить: доставка пассажиров с вокзалов или аэропортов; предоставление автотранспорта в аренду; транспортное обеспечение корпоративного и семейного отдыха, свадеб, студенческих и школьных экскурсий; вахтовые перевозки.

любое транспортная компания должна иметь территорию с комплексом необходимых строений и автопарком. Как правило, это административные здания, помещения для кузовных, диагностических и малярных работ, база для ремонта автомашин, автомойка, открытая стоянка для автотранспорта или теплые гаражи.

С помощью современных информационных технологий можно эффективно управлять и контролировать движение автотранспорта в любой точке маршрута. Все чаще, пассажирский автотранспорт оборудуется системами навигации (GPS), а диспетчерская располагает специальными компьютерными программами, позволяющие оптимально организовать движение и работу имеющихся транспортных средств. На электронной карте отображается вся оперативная обстановка в реальном режиме.

Важным фактором в работе транспортного предприятия является наличие в штате медицинских работников, которые способны не только отслеживать физическое состояние водителей, но и оказать, при необходимости, действенную медицинскую помощь.

Финансовое состояние предприятия — это способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью материальными ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью размещения и эффективностью использования материальных средств, экономическими взаимоотношениями с юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и экономической устойчивостью. Устойчивость выступает условием выживаемости и основой стабильного положения организации. Устойчивое финансовое положение способно оказывать положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. [21]

На финансовую стабильность влияют различные факторы — внутренние и внешние: устойчивое положение предприятия на рынке товаров и услуг; налаженность экономических связей с партнерами; высокий уровень материально-технической оснащенности производства и применение современных технологий; ритмичность кругооборота материальных средств; эффективность хозяйственных и финансовых операций; низкая степень риска в процессе осуществления производственной и финансовой деятельности и т. д. Такое разнообразие факторов обусловливает различные грани самой устойчивости, понятие которой условно и не имеет строгих границ. Стабильность предприятия подразделяется по следующим видам: внутренняя стабильность, внешняя стабильность, общая (ценовая) стабильность, финансовая стабильность и т. д. Внутренняя стабильность — это такое финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается устойчиво высокий результат его деятельности. В основе этой стабильности лежит принцип активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов. Внешняя стабильность обусловлена устойчивостью внешнеэкономической среды, и она может быть достигнута только стабилизацией макроэкономических факторов. Также необходимо отметить унаследованную стабильность, которая характеризуется наличием достаточного запаса прочности, защищающего предприятие от неблагоприятных дестабилизирующих факторов. [1]

Общая устойчивость предприятия — это движение денежных средств, которые обеспечивают постоянное превышение доходов над расходами. Общая устойчивость предприятия в условиях рынка требует, прежде всего, устойчивого получения выручки, достаточной по своим размерам, чтобы рассчитаться с государством, кредиторами, поставщиками, персоналом и др. В то же время для развития организации необходимо, чтобы после совершения всех расчетов и выполнения всех обязательств оставалась прибыль, позволяющая развивать производство, модернизировать материально-техническую базу предприятия, улучшить социальный климат и т. д. [5]

Финансовая стабильность отражает такое состояние материальных ресурсов, при котором организация, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем рационального их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по расширению и обновлению предприятия. Определение границ финансовой стабильности предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем, т. к. недостаточная финансовая стабильность может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная в свою очередь будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Финансовая стабильность должна обеспечиваться таким состоянием материальных ресурсов, которое соответствует требованиям рынка и отвечает потребностям развития организации.

Сущность финансовой устойчивости определяется формированием, распределением и эффективным использованием материальных ресурсов. Стабильное финансовое состояние формируется в процессе всей экономической деятельности предприятия, определение его на тот или иной момент помогает решить, насколько правильно предприятие управляло материальными ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате; как оно использовало имущество, какова структура этого имущества, насколько рационально оно сочетало собственные и заемные источники; насколько эффективно использовало собственные средства; какова отдача производственного потенциала; нормальны ли взаимоотношения с кредиторами, дебиторами, акционерами, бюджетом и т. д. [13]

Для оценки стабильности финансового положения организации используется целая система показателей, характеризующих изменения:

·интенсивности и эффективности использования капитала; платежеспособности и кредитоспособности организации;

·структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;

·запаса его финансовой стабильности.

Финансовая стабильность предприятия характеризуется рядом признаков (компонентов). Важнейшим компонентом является платежеспособность. Платежеспособность — это способность своевременно выполнить свои платежные обязательства, вытекающие из кредитных, торговых и иных операций платежного характера. При хорошем финансовом состоянии организация устойчиво платежеспособна, при плохом — периодически или постоянно неплатежеспособна. Одним из важных составляющих финансовой стабильности предприятия является наличие у него материальных ресурсов, необходимых для развития. Сами же материальные ресурсы могут быть сформированы в достаточном размере только при условии эффективной работы организации, обеспечивающей получение прибыли. В рыночных условиях именно рост прибыли создает материальную базу как для самофинансирования текущей деятель, так и для осуществления расширенного воспроизводства. При этом для достижения и поддержания финансовой стабильности важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т. е. рентабельность (прибыльность). Величина и динамика прибыльности обсловливают степень деловой активности организации и ее материального благополучия. Высшей формой стабильности предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней экономической среды. Для этого организация должна обладать гибкой структурой материальных ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т. е. быть кредитоспособным. Кредитоспособной является организация, у которой имеются предпосылки для получения кредита и способность своевременно возвратить заемные средства с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли и других материальных ресурсов. Кредитоспособность тесно связана с финансовой стабильностью предприятия. Она характеризуется тем, насколько аккуратно (т. е. в установленный срок и в полном объеме) рассчитывается предприятие по ранее полученным кредитам, обладает ли оно способностью при необходимости мобилизовать материальные средства из других источников и др. Но основное, чем определяется кредитоспособность — это текущее материальное положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения. Если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным. Изменение материального положения предприятия в худшую сторону в связи с падением рентабельности может повлечь за собой и более серьезные последствия из-за недостатка финансов — снижение ликвидности и платежеспособности. Возникновение при этом кризиса наличных средств приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособное», а это уже может расцениваться как первая ступень на пути к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий. [23]

Финансовая стабильность определяется целым коэффициентов, разносторонне оценивающих структуру баланса. Цель такого набора показателей — оценка степени независимости предприятия от случайных факторов, связанных не только с условиями рынка, но и с обычными срывами договоров, неплатежами и т. д. Существует множество факторов, влияющих на финансовую стабильность. В основу классификации факторов могут быть положены разные признаки:

·по важности результата — основные и второстепенные;

·по месту возникновения различают внешние и внутренние факторы;

·по структуре — сложные и простые;

·по времени действия — временные и постоянные.

любая классификация факторов служит определенным целям. Принимая во внимание, что организация является одновременно и объектом, и субъектом отношений в рыночной экономике, а также то, что она обладает разными возможностями влиять на динамику различных факторов, наиболее важным представляется разделение их на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему. Организация не может или почти не может влиять на их изменение. Моделируя производственно-хозяйственную деятельность и пытаясь управлять финансовой стабильностью, осуществляя комплексный поиск резервов в целях повышения эффективности производства, наиболее целесообразно руководствоваться этой классификацией факторов. [24]

С точки зрения влияния на финансовую стабильность предприятия определяющими внутренними факторами являются:

·структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем платежеспособном спросе;

·отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;

·состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру;

·размер оплаченного уставного капитала, величина и структура издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами. [28]

Для устойчивости организации очень важна не только общая величина затрат, но и соотношение между постоянными и переменными издержками. Другим важным фактором финансовой стабильности предприятия, тесно связанным с видами производимой продукции (оказываемых услуг) и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный подбор стратегии управления активами. Устойчивость предприятия и потенциальная эффективность бизнеса во многом зависят от качества управления текущими активами, от того, сколько оборотных средств задействовано в производстве и каких именно, какова величина запасов и активов в денежном выражении. например, если предприятие уменьшает запасы и ликвидные средства, то оно может пустить больше капитала в оборот и, следовательно, получить больше прибыли. Но вместе с тем возрастает риск неплатежеспособности организации и остановки производства из-за недостаточности запасов. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах организации лишь минимально необходимую сумму ликвидных средств, которая нужна для текущей хозяйственной деятель. [17]

Следующим значительным внутренним фактором финансовой стабильности является состав и структура материальных ресурсов, правильный подбор стратегии и тактики управления ими. Чем больше у организации собственных материальных ресурсов, прежде всего прибыли, тем устойчивее его материальное положение. Большое влияние на финансовую стабильность предприятия оказывают средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов.

Степень интегрального влияния внутренних факторов на финансовую стабильность зависит не только от соотношения этих факторов, но и от той стадии жизненного цикла, на которой в данное время находится предприятие, от компетенции и профессионализма его управленческого персонала. Практика показывает, что значительная часть неудач организации может быть связана именно с неопытностью или некомпетентностью менеджеров, с их неумением учитывать изменения внутренней и внешней экономической среды. [22]

таким образом, финансовая стабильность — это комплексное понятие и характеризует такое состояние материальных ресурсов предприятия, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и увеличения капитала при сохранении кредитоспособности и платежеспособности в условиях допустимого уровня экономического риска

2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности автотранспортного предприятия

В современных условиях массовой неплатежеспособности и вступления многих организаций в процедуру банкротства (признания несостоятельности) точная и объективная оценка финансово-экономического состояния приобретает большое значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и степень ликвидности предприятия. Зачастую между показателями ликвидности и платежеспособности ставят знак равенства, однако мы склонны считать, что эти экономические категории не тождественны. Одним из важнейших критериев оценки финансового положения предприятия Под платежеспособностью понимается готовность предприятия возместить кредиторскую задолженность при наступлении сроков платежа текущими поступлениями денежных средств. Иными словами, предприятие считается платежеспособным, когда оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы. Анализ платежеспособности, производимый на основе данных бухгалтерского баланса, необходим не только для оценки и составления прогнозов финансовой деятель, но и для внешних инвесторов (например, банковских организаций). прежде чем одобрить выдачу кредита банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. При характеристике платежеспособности следует обращать внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банках, в кассе организации, убытки, не погашенные в срок кредиты и займы, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность. особенно необходимо знать о материальных возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки очередного платежа. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из кредитных, торговых и иных денежных операций. Платежеспособность влияет на условия и формы коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита. [27]

наличие незначительных остатков денежных средств на расчетном счете не всегда означает, что предприятие неплатежеспособно, — средства могут поступить на расчетный счет в течение ближайших дней, тем более что некоторые виды активов при необходимости легко превращаются в денежную наличность, и т. п. В ходе анализа платежеспособности проводят расчеты по определению ликвидности баланса предприятия, ликвидности его активов, исчисляют абсолютные и относительные показатели ликвидности. Ликвидность баланса определяется степенью покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата). Ликвидность активов — это величина, обратная времени, необходимому при превращении их в деньги, т. е. чем меньше времени необходимо для превращения активов в материальную форму, тем активы считаются ликвиднее. Когда говорят о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в объеме, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, даже с нарушением сроков погашения, предусмотренных договорными обязательствами. [19]

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на расчетных счетах в банках и легкореализуемые компоненты оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность организации в любой момент совершать необходимые расходные операции. таким образом, ликвидность предприятия — это его способность превращать свои активы в денежные средства для погашения всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства в течение нескольких месяцев перед бюджетом и кредиторами приводит к инициации процедуры банкротства. Основанием для признания организации банкротом является, помимо прочего, невыполнение требований физических и юридических лиц, имеющих с организацией имущественные и финансовые отношения. Понятия ликвидности и платежеспособности по сути очень близки, но ликвидность — более емкое. повышение платежеспособности предприятия неразрывно связано с методами управления оборотным капиталом. Другими словами, прибыль — долгосрочная цель, но в краткосрочном плане даже прибыльное предприятие может обанкротиться из-за отсутствия материальных средств. [15]

Для оценки ликвидности и платежеспособности используются следующие приемы: расчет финансовых коэффициентов ликвидности, анализ ликвидности баланса. Главная задача составления анализа ликвидности баланса — определение величины покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в материальную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность активов — величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в материальные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в материальные средства, активы организации делятся на следующие группы:

А 1. Наиболее ликвидные активы — это все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные материальные вложения (ценные бумаги).

А 2. быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение одного года после отчетной даты.

А 3. медленно реализуемые активы — статьи раздела II актива баланса, включают запасы, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через один год после отчетной даты), НДС и прочие оборотные активы.

А 4. Трудно реализуемые активы — статьи раздела I актива баланса — внеоборотные активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П 1. наиболее срочные обязательства — к таким относится кредиторская задолженность.

П 2. краткосрочные пассивы — это краткосрочные заемные средства и прочие краткосрочные пассивы.

П 3. Долгосрочные пассивы — это статьи баланса, относящиеся к IV и V разделам, т. е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей, а также фонды потребления.

П 4. постоянные пассивы или устойчивые — это статьи раздела баланса «Капитал» и «резервы».

Баланс считается абсолютно ликвидным, если одновременно выполнены условия, по формуле 3:

А 1 > П 1; А 2 > П 2; А 3 > П 3; А 4 <= П 4, (3)

необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое носит дополняющий характер, но в то же время имеет глубокий экономический смысл: его выполнение показывает соблюдение минимального условия финансовой стабильности — наличия у организации собственных оборотных средств. Если любое из неравенств имеет знак, противоположный в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной. В теории недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не способны заменить более ликвидные. [16]

Для качественной оценки ликвидности и платежеспособности предприятия, кроме анализа ликвидности баланса, необходим расчет коэффициентов ликвидности. Показатели ликвидности применяют для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление о платежеспособности предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий. Цель расчета этих коэффициентов — оценить соотношение имеющихся активов, как предназначенных для непосредственной реализации, так и задействованных в технологическом процессе с целью их последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены предприятием в предстоящем периоде. [9]

Главное преимущество показателей — наглядность и простота — может обернуться значительным недостатком, а именно неточностью выводов. Следует осторожно подходить к оценке платежеспособности предприятия этим методом.

финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидности предприятия:

. Коэффициент текущей (общей) ликвидности выступает мерой платежеспособности организации, способности погашать текущие (до 12 месяцев) обязательства организации. Кредиторы широко применяют данный коэффициент в оценке текущего финансового положения организации, опасности выдаче ей краткосрочных займов.

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / краткосрочные обязательства, (4)

Расчет производят по балансу: числитель формулы берется из актива бухгалтерского баланса, знаменатель — из пассива.

Чем выше Ликвидность активов компании. Нормальным, а зачастую и оптимальным, считается снижение данного показателя для некоторых отраслей до 1,5. Заниженное же своих текущих обязательств. Тем не менее для полноты картины необходимо смотреть поток денежных средств от операционной деятель организации — часто низкий коэффициент объясняется мощным потоком наличности.

Слишком высокий коэффициент текущей ликвидности тоже не желателен, поскольку может отражать недостаточно эффективное использование оборотных активов или краткосрочного финансирования. В любом случае, кредиторы предпочитают видеть более высокое финансового положения компании.

2. Коэффициент быстрой ликвидности определяет способность организации погасить свои краткосрочные обязательства за счет продажи ликвидных активов. При этом в ликвидные активы <#"justify">3. Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности организации; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендована нижняя граница показателя, приводимая в современной литературе, — 0,2. В отечественной практике фактические средние значения рассмотренных коэффициентов ликвидности, как правило, значительно ниже значений, упоминаемых в западных литературных источниках. поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов пока не закончена, практически желательно проводить анализ динамики данных показателей в совокупности со сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятель. Формула расчета 7 коэффициента абсолютной ликвидности выглядит так:

Коэффициент абсолютной ликвидности = Денежные средства / Краткосрочные пассивы, (7),

Формулу расчета этого показателя можно представить как отношение денежных средств к итогу четвертого раздела баланса за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих платежей и расходов. [15]

Таким образом, основная задача анализа ликвидности баланса в ходе характеристики финансового состояния предприятия заключается в необходимости дать оценку кредитоспособности предприятия, т. е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

2.3 Анализ структуры актива и пассива предприятия и их взаимосвязи

Финансoвое состояние организации во многом определяется тем, какие средства оно имеет в своем распоряжении и во что они вложены. По степени принадлежности Капитал, используемый в текущей деятельности, подразделяется на собственный (раздел III баланса) и заемный (раздел IV и V баланса). По длительности использования различают капитал долгосрочный постоянный (перманентный) (III и IV разделы баланса), и краткосрочный — V раздел баланса.

Данные, записанные в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре заемного и собственного капитала, сколько краткосрочных и долгосрочных заемных средств привлечено в оборот организации, т. е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому должно за них предприятие. [11]

Неoбхoдимoсть в наличии сoбственного капитала обусловлена требованием самофинансирования предприятия. Он является ядром самостоятельности и независимости предприятия. Тем не менее нужно учитывать, что финансирование деятель организации только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, если производство носит характер сезонности. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться значительные средства на счетах в банке, а в другие периоды их будет недоставать. Кроме того, следует иметь в виду, что если цены на материальные ресурсы невысоки, а oрганизация может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный Капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.

В тo же время, если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и на привлечение в оборот на непродолжительное время новых кредитов. следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капиталов, во многом зависит финансовое положение предприятия. Выработка правильной финансовой стpатегии помогает пpедпpиятию повысить эффективность своей деятельности. Важными показателями, котоpые хаpактеризуют рыночную устойчивость предприятия, являются:

·коэффициент материальной автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала;

·коэффициент материальной зависимости (доля заемного капитала);

·плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному).

При внутреннем анализе материального состояния необходимо изучить динамику и структуру собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения отдельных его слагаемых и дать оценку этим изменениям за отчетный период.

Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее материальное положение организации. Оценка изменений, которые произошли в структуре капитала, может быть различной: с позиции инвесторов и с позиции предприятия. Для банков и прочих инвесторов более надежная ситуация, если доля собственного капитала у клиента более высокая. Это исключает финансовый pиск. Организация же, как правило, заинтересована в привлечении заемных средств. Получив заемные средства под меньший процент, чем экономическая рентабельность предприятия, можно расширить Производство, повысить доходность собственного капитала. В различных отраслях сложились своего рода нормативы соотношения заемных и собственных средств. В отраслях, где низкий коэффициент оборачиваемости капитала, плечо финансового рычага не должно превышать 0,5. В других отраслях, где оборачиваемость капитала высокая, коэффициент может быть выше 1. [3]

Следовательно, разумные размеры привлечения заемного капитала способны улучшить финансовое состояние предприятия, а чрезмерные — ухудшить его. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, внебюджетным фондам, установить сумму выплаченной пени за просрочку платежей. [6]

Пpивлечение заемных средств в обороте предприятия является нормальным явлением. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что средства не замораживаются на пpодолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае, может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов, санкциям и ухудшению финансового положения.

Средняя продолжительность использования кредиторской задолженности в обороте предприятия (Пк) рассчитывается по фоpмуле 8:

Пк = (Сpедние остатки кредиторской задолженность х дни периода) / Сумма кредитовых оборотов по счетам расчетов с кредиторами (8),

Источники материальных ресурсов необходимы предприятию для приобретения имущества, т. е формирования актива баланса. Актив баланса содержит данные о состоянии капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т. е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной материальной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.

При анализе долгосрочного заемного капитала, если он имеется на предприятии, Интерес представляют сроки востребования долгосрочных кредитов, так как от этого зависит стабильность финансового состояния предприятия. При анализе кредиторской задолженности следует учитывать, что она является одновременно источником покрытия дебиторской задолженности. поэтому в процессе анализа необходимо сравнить суммы дебиторской и кредиторской задолженностей. Если первая превышает вторую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность.

главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности — быстрота превращения в денежную наличность. По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные или основной капитал (раздел I) и текущие (оборотные активы) (раздел II). Средства предприятия могут использоваться в его внутреннем обороте и за его пределами (дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акций, облигаций других предприятий).

Оборотный капитал может находиться в сфере производства и сфере обращения. Оборотный капитал может функционировать в денежной и материальной формах.

Учебная работа. Разработка мероприятий по улучшению финансового положения ОАО &#039;Пассажирское автотранспортное предприятие № 2&#039