Учебная работа. Научный вклад А. А. Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки
Научный вклад А.А. Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Направление подготовки бакалавров 080500.62 «Менеджмент»
Профиль «Управление малым бизнесом»
Кафедра теории и практики менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория организации»
на тему: Научный вклад А.А. Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки
Хабаровск 2017 г.
Содержание
Введение
. Биографический путь А. А. Богданова
.1 Биографический очерк
.2 основные работы Богданова
. Школа всеобщей организационной науки
.1 возникновение школы и ее основные положения
.2 Развитие школы всеобщей организационной науки
. Вклад Богданова в школу всеобщей организационной науки
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
богданов школа организационный наука
В данной работе рассматривается тема «Научный вклад А. А. Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки».
Целью данной работы является изучение вклада Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки и оценка его значимости для данной науки.
Актуальность темы:
Изучая такой предмет, как теория организации, необходимо иметь знания, которые для данной дисциплины являются фактически началом истории ее возникновения и развития, поэтому она и является важной и актуальной.
Анализ теоретической базы: для изучения даннойтемы были использованы следующие источники. При ознакомлении с биографией и основными работами А.А. Богданова был использован сайт «международный институт А.А. Богданова», откуда были взяты цитаты из таких работ Богданова, как «Год работы Института переливания крови» (1927), «Мое пребывание в Туле» (1923), «между человеком и машиною» (1918) и «Инженер Мэнни» (1912). большинство печатных источников использовались для ознакомления с оценкой современниками работы «Тектология», например, такими источником является статья «Александр Богданов и его наследие» Клебанера В.С. и статья Шушпанова А.Н. «О жизненной стратегии Александра Богданова». Основные положения труда «Тектология» были рассмотрены, непосредственно в самом труде Богданова «Тектология», а также на дополнительных интернет ресурсах.
Проблема:
Шарль де Костер говорил, что «у народа, который не знает прошлого, нет будущего». И это действительно так. Знать первоистоки важно, поэтому также важно изучить ценность вклада Богданова, ведь без его работы школа всеобщей организационной науки, возможно не получила бы своего развития.
Предметом исследования является вклад Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки.
Объектом исследования является формирование школы всеобщей организационной науки.
задачи:
1.Изучить общие положения и возникновение школы всеобщей организационной науки.
2.Изучить развитие данной школы.
.рассмотреть биографический путь Богданова (как он пришел к исследованию данной области).
.Отметить его основные работы.
.Исследовать как именно работа Богданова отразилась на формировании данной школы.
Теоретико-методологической базой исследования курсовой работы послужили труды современных ученых по данной тематике, публикации, а также интернет источники. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме и метод обобщения.
Практическая значимость курсовой работы:
Данную работу можно использовать при изучении школы всеобщей организационной науки, возможно использование при других дисциплинах и при написании выпускных квалификационных работ.
1. Биографический путь А. А. Богданова
1.1 Биографический очерк
Одним из самых ярких представителей отечественной школы теории организации является Александр Александрович Богданов (1873-1926).
Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия Малиновский, другие наиболее известные псевдонимы — Максимов, Рядовой, Вернер) родился 10 (22) августа 1873 г. в г. Соколка Гродненской губернии, был вторым из шести детей народного учителя, А. А. Малиновского, выходца из коренной вологодской семьи.
Еще мальчиком Александр оказывал семье материальную помощь, зарабатывая репетиторством; окончив гимназию с золотой медалью, в 1893 г. поступил на естественное отделение московского университета. В декабре 1894 г. за участие в народовольческом Союзе Северных землячеств был исключен из университета, арестован и выслан в Тулу, где рабочим-оружейником Иваном Савельевым был привлечен к занятиям в рабочих кружках. общение Богданова с рабочими способствовало его переходу от народовольческих идей к социал-демократизму, а ознакомление со статьей В. И. Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в кн. г. Струве» стало решающим толчком в сторону марксистской теории.
На основе кружка А. А. Богданова — И. И. Савельева, каждый член которого обязан был создать собственный кружок из 3-5 рабочих, к 1897 г. выросла тульская социал-демократическая организация. В 1899 г. Богданов закончил медицинский факультет Харьковского университета; в том же году женился на фельдшерице Наталье Богдановне Корсак (1865-1945), дочери помещика, ушедшей из своей семьи и включившейся в активную революционную работу.
вскоре Богданов был арестован за социал-демократическую пропаганду, полгода пробыл в московской тюрьме, затем был выслан в Калугу, где возглавил кружок политических ссыльных, ставших впоследствии большевиками. Из Калуги Богданов за неблагонадежность был выслан на 3 года в Вологду, где работал врачом в психиатрической лечебнице.
Люди, которые лично знали Богданова, отмечали не только его разносторонность и универсальную образованность, но и глубокую честность, искренность, чуткое отношение к товарищам.
По окончании ссылки, весной 1904 г., Богданов выехал в Швейцарию, где решительно стал на сторону большевиков в их ожесточенной борьбе с меньшевиками. После совещания «22-х твердокаменных» (30 июля — 1 августа 1904 г.), выдвинувшего задачу борьбы за новый партийный съезд, Богданов уехал в Россию как представитель Бюро комитетов большинства и проделал большую работу по привлечению на III съезд партии крупных работников с мест. Тогда уже он был избран в ЦК РСДРП, в который переизбирался на IV (1906 г.) и V (1907 г.) съездах партии.
Богданов активно участвовал в Первой российской революции, как член исполкома Петербургского Совета рабочих депутатов был арестован; выйдя из тюрьмы, снова вернулся к партийной работе. В 1907 г. вошел в состав тройки по редактированию большевистского ЦО «Пролетарий» (В. И. Ленин, И. Ф. Дубровинский, А. А. Богданов).
именно в редакции «Пролетария» разгорелись острые споры между В. И. Лениным и А. А. Богдановым. Сначала В. И. Ленин осудил «ультиматизм» А. А. Богданова и его сторонников как революционную фразу, а затем подверг критике попытки А. А. Богданова «дополнить» марксизм элементами идеалистической философии Э. Маха и энергетизма В. Оствальда. Разобрав ошибки богдановских работ «Эмпириомонизм» (1904-1906 гг.) и «Из психологии общества» (1905 г.), В. И. Ленин убедительно показал, как «мертвый философский Идеализм хватает живого марксиста Богданова». «Богданов лично, — подчеркивал он, — заклятый враг всякой реакции и буржуазной реакции в частности. Богдановская «подстановка» и теория тождества общественного бытия и общественного сознания служит этой реакции. Это — печальный факт, но факт».
За пропаганду взглядов, несовместимых с философией марксизма, Богданов на расширенном заседании редакции «Пролетария» (июль 1909 г.) был выведен из ее состава и из Большевистского Центра, а на «объединительном» пленуме ЦК РСДРП (январь 1910 г.) — из ЦК партии.
В 1909 г. Богданов вместе с А. М. Горьким, А. В. Луначарским и рабочим-революционером Н. Е. Вилоновым основал на острове Капри «высшую социал-демократическую школу», которая по замыслу организаторов должна была стать центром подготовки рабочих-пропагандистов для россии и разработки проблем «пролетарской культуры». однако пропагандировавшаяся в школе «философия пролетарской борьбы» левооппортунистического оттенка придавала ее деятельности фракционный характер, что вызвало протест ряда рабочих во главе с Н. Е. Вилоновым, покинувших Капри и уехавших в Париж к В. И. Ленину.
Богданов же и его сторонники в конце 1909 г. образовали группу «Вперед», которую В. И. Ленин охарактеризовал как фракцию «карикатурных большевиков». стремление Богданова на основе группы «Вперед» создать организацию для культурного воспитания пролетариата оказалось тщетным. Приобретший значительное влияние в группе Г. Алексинский стал разлагать ее «своим дегенеративным философский честолюбием», отрицал богдановскую идею «пролетарской культуры», пытался увлечь группу на путь политических интриг и сделать ее орудием борьбы против ЦК РСДРП. Выступив против политиканства Алексинского, Богданов порвал с группой «Вперед» и отошел от активной политической деятель, начав работу над «Всеобщей организационной наукой».
Во время первой мировой войны Богданов был мобилизован в действующую армию и год пробыл на фронте врачом.
А. А. Богданов подверг критике мнение (высказанное Ш. М. Дволайцким) о неприменимости метода «Капитала» К. Маркса к анализу некапиталистических общественно-экономических формаций, подчеркнув, что проблема заключается не в различии методов исследования, а в различии «исходных абстракций», поставив тем самым, хотя и в неявной форме, проблему исходных экономических категорий различных способов производства.
На первой Всесоюзной конференции по научной организации труда (1921 г.) Богданов высказал идею разграничения организационного искусства и организационной науки, близкую современным представлениям о соотношении науки и искусства управления.
А. А. Богданов первым оценил огромные перспективы, которые открывает перед человечеством овладение атомной энергией, и те опасности, которые таит ее неконтролируемое использование. Он предупреждал, что достижения науки о строении материи могут привести к тому, что «у милитаризма враждебных друг другу наций оказались бы в руках истребительные орудия невиданной силы, и вся планета в несколько месяцев была бы опустошена». Применение атомной энергии, считал он, должно осуществляться лишь силами общечеловеческого коллектива.
В последние годы жизни А. А. Богданов энергично работал директором основанного им в 1926 г. первого в мире Института переливания крови. Метод трансфузии (переливания крови) он рассматривал как возможность применения в медицине положений, развиваемых «всеобщей организационной наукой», как средство повышения жизнеспособности организма, продления человеческой жизни.
идея создания Института переливания крови была поддержана В. И. Лениным и наркомом здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко. С самого начала своей деятельности Институт ставил перед собой не только научно-исследовательские, но и практические задачи. Богданов писал: «В практике клиник и больших госпиталей Запада переливание стало вполне обычным средством. Наша страна, долгие годы отрезанная войной и блокадою от научной жизни Запада, совершенно отстала в этом отношении. между тем потребность в этом новом методе у нас, конечно, не меньше, чем там. Мы уже не говорим о том, какой преступной небрежностью было бы, в случае, если бы разразилась угрожающая нам теперь война, допустить, чтобы наши противники имели перед нами преимущество в этом драгоценном способе спасать истекающих кровью или отравленных газами бойцов и ускорять выздоровление истощенных ранами или болезнями. Но и наша трудовая, производственная армия с ее неизбежными и, к сожалению, слишком еще частыми травмами… постоянно нуждается в одних же могущественном средстве. А болезни крови после пережитых тяжелых лет войны и разрухи, несомненно, усилились, разные формы малокровия распространены во всех возрастах больше, чем когда-либо, — и первичные формы, и особенно вторичные, зависящие от туберкулеза, малярии и пр. Борьба со всем этим стоит на очереди. Переливание в одних случаях может служить для нее основанием, в других — вспомогательным, но и тогда немаловажным средством».
Решение научно-экспериментальных задач Института было сопряжено с известным риском. Богданов считал возможным проводить наиболее рискованные опыты только на самом себе. Двенадцатый эксперимент закончился для него трагически — тяжелой болезнью и смертью 7 апреля 1928 г.
героическая смерть Богданова вызвала широкий отклик среди советской общественности. Н. К. Крупская в теплом письме к жене А. А. Богданова высказала ей глубокое соболезнование. Со статьями, посвященными памяти А. А. Богданова, выступили многие видные деятели Коммунистической партии и советской науки и культуры — Н. И. Бухарин, И. И. Скворцов-Степанов, Б. В. Легран, П. Н. Лепешинский, А. В. Луначарский, Н. А. Семашко, В. М. Фриче и др.
Постановлением Совнаркома РСФСР от 13 апреля 1928 г. Государственному научному институту переливания крови было присвоено имя А. А. Богданова. А. А. Богданов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
1.2 основные работы Богданова
Заслугой Богданова является разработка фундаментальных методологических проблем теории организации. Богданов внес огромный вклад в теорию организации и управления. основные его идеи нашли отражение в работах: «Очерки всеобщей организационной науки» (Самара, 1921), «Организационная наука и хозяйственная планомерность» (Труды первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, 1923), «Всеобщая организационная наука (Тектология)».
Тектология А.А. Богданова справедливо может считаться исторической основой современной теории организации. А.А. Богданов (Малиновский) (1873 — 1928 гг.) выдвинул идею создания науки об общих принципах организации — тектологии, предвосхитив тем самым некоторые положения кибернетики. Сам А. А. Богданов понимал тектологию как «развитую и обобщенную методологию науки», как «науку всеобъемлющего масштаба, общую методологию всякой практики и теории» и т. п. Методологическая природа тектологии, таким образом, была для него несомненной. Этот факт не отрицали и некоторые критики А. А. Богданова, и поэтому весь вопрос заключается в том, как при этом они интерпретировали методологическое содержание тектологии.
Как отмечал сам Богданов, его Мировоззрение оформлялось под воздействием книг разночинцев-«шестидесятников» — таких выдающихся популяризаторов, как Чернышевский и Писарев, и таких видных естествоиспытателей, как Сеченов и Тимирязев. Исторический метод в биологии виднейшего русского дарвиниста профессора Тимирязева укрепил затем в младшекурснике Московского университета (с 1892) приверженность «материализму естественников» — «несколько примитивной философии», «идейному знамени суровых демократов-нигилистов». Учеба прервалась исключением за участие в студенческом протесте, в котором он участвовал в 1894, и диплом был защищен уже в другом университете — Харьковском, на медицинском факультете в 1899.
В 1896 году, находясь в тульской ссылке, он вступает в РСДРП и начинает подпольные занятия. Беседуя с рабочими на экономические и политические темы, Богданов вскоре почувствовал неудовлетворенность легальными учебниками по политэкономии и по совету Савельева стал, опираясь на «Капитал» Маркса, составлять специальные лекции, из которых вырос «краткий курс экономической науки» (М., 1897), который стал первой и самой успешной при жизни книгой. Широта и разнообразие запросов со стороны рабочих побудили Богданова к углубленным занятиям проблемами общего мировоззрения, и появилась его первая философская книга «Основные элементы исторического взгляда на природу» (СПб., 1899).
А. А. Богданов был одним из пионеров нотовского движения в СССР. Еще в 1913 г. он написал брошюру «между человеком и машиною», где дал анализ отдельных прогрессивных сторон системы Тейлора и ее реакционной социальной сущности. В дополненном переиздании этой работы 1918 г. он ставил вопрос об использовании научных элементов системы Тейлора для того, чтобы «поднять трудоспособность масс до высшего уровня, какой совместим с поддержанием здоровья рабочих и возможностью развиваться культурно». На примере системы Тейлора Богданов показывал, что «надо учиться у буржуазного мира всему, что пригодно для достижения наших целей, но только брать все это сознательно, с критикой, исследуя, что и где лучше применить, отбрасывая все негодное или просто лишнее. Тогда мы сможем подняться над буржуазным миром и, в конце концов, победим его как в борьбе, так и в строительстве».
В 20-е годы многократно переиздавались написанные А. А. Богдановым «Краткий курс экономической науки» и «начальный курс политической экономии». Эти пособия имели как положительные (ясность и стройность изложения, критика буржуазных экономических теорий), так и отрицательные стороны (механицизм, периодизация экономических эпох по степени развития меновых отношений и др.), но в целом сыграли немаловажную роль в распространении экономических знаний.
2. Школа всеобщей организационной науки
2.1 Возникновение школы и ее основные положения
Организационный фактор имел доминирующее дать ключ к усвоению законов и принципов организационных систем, сделать их понятными с точки зрения внутреннего устройства и механизма работы. Особое значение это имеет для современных отечественных организаций, положение которых в условиях рыночной экономики коренным образом меняется. В настоящее время организация должна самостоятельно формировать цели и задачи, разрабатывать стратегию и тактику развития, изыскивать требуемые материальные поля и трудовые ресурсы для реализации поставленных задач, решать вопросы создания, слияния и ликвидации структурных подразделений, служб и филиалов, перестройки системы управления организаций и т.п.
Практическое применение теоретических положений: законов, закономерностей и сформулированных на этой основе принципов, методических рекомендаций, методов и правил в организаторской деятель — позволяет повысить степень обоснованности принимаемых решений, полнее использовать имеющиеся и приобретаемые ресурсы. Оно имеет большое значение для профилактики ошибок, предотвращения потерь и упущенных выгод, возникающих на почве организационной безграмотности. Это особенно важно при проведении крупномасштабных мероприятий, преобразующих сложившиеся организационные формы собственности, хозяйствования и управления, при выработке и реализации новаторских, имеющих долговременные социальные последствия решений.
Теория организации не только нужна как фундамент, в котором закладываются общекультурологические, мировоззренческо — методологические элементы подготовки будущего специалиста в области менеджмента, но и дает конструктивное знание в форме определенных методов, приемов и способов, знание, необходимое для поиска решений конкретных организаторских задач.
В 20-60-е годы сложилась тектология — как вариант механицизма. Во многих критических работах, посвященных А. А. Богданову, говорится о том, что он «отождествлял социально-экономические процессы с процессами энергетическими и биологическими» и предлагал взамен диалектики «механистическую теорию развития», считающую равновесие естественным и нормальным состоянием, а движение, изменение — временным и преходящим.
Основные положения работы Богданова:
. Всеобщую организационную науку (как говорил сам Богданов) мы будем называть «тектологией», что в переводе с греческого означает «Учение о строительстве»: «строительство» — наиболее широкий подходящий синоним для современного понятия «организация». исходным пунктом его теоретических воззрений является необходимость подхода к изучению любых природных и общественных явлений с организационной точки зрения.
. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней — от микромира до биологических и социальных. Это предполагает единство организационных методов в них.
. Самые разнородные явления объединяются общими структурными связями на основании единства и объективности законов организации объектов. задача тектологии — систематизировать организационный опыт: ясно, что это наука эмпирическая и по своим выводам должна идти путем индукции.
. Богданов одним из первых в мире ввел понятие системности, указав, что организация есть целое, которое больше суммы своих частей. «Принять организационную точку зрения — значит изучить любую систему с точки зрения, как отношения всех и частей, так и отношения ее как целого со средой, т.е. со всеми внешними материалами. Им была разработана идея о структурной устойчивости системы и ее условиях. В самой системе Богданов предложил два универсальных организационных принципа:
формирующий принцип ингрессии (закономерности формирующие системы — и развития, приводящие к переходу системы в другое качество);
регулирующий принцип «подбора» (регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации заданного качества системы).
. Богданов дал определение понятиям, которые характеризуют этапы развития различных систем целостного образования:
термин «комплексия» обозначает могли чисто механическое практическая объединение элементов, ознакомление между которыми между еще начались крупская процессы взаимодействия;
термин «конъюгация» — этап философский развития системы, богданов когда формируются человеком связи и начинается поступил взаимодействие между богданов отдельными элементами поэтому системы;
термин «ингрессия» выражает богданова этап перехода всякое системы к новому биографический качеству (сплоченность, участие взаимопонимание, сработанность богданов коллектива);
«дезингрессия» — процесс деградации системы, ее распада как целостного образования.
. В результате мировой борьбы организационных форм менее целесообразные формы в процессе естественного отбора разрушаются.
. законсложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействиям и определяется наименьшей его частичной устойчивостью, т.е. устойчивость целого во всякий момент зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей».
. Механизм, регулирующий организацию: основой универсального регулирующего механизма является естественный отбор в природе и подбор в социальной среде. Рынок природы выступает в качестве сложнейшей иерархически организованной системы отбраковок и замещений отбракованных структур новыми, непрерывно рождающимися.
. Организационные структуры: каждая организационная система должна обладать устойчивостью во времени не только количественной, но и структурной: практическая устойчивость комплекса зависит не только от количества сконцентрированных в нем активностей — сопротивлений, но и от способа их сочетания, от характера их организационной связи, т.е. от структуры системы.
Итак, мы познакомились с возникновением школы всеобщей организационной науки, узнали, что фактическим родоначальником ее был А. А. Богданов, который создал труд «Тектология» и обозначили основные положения этой работы.
2.2 Развитие школы всеобщей организационной науки
Становление понятия «системы» в науке, связанное с общей теорией систем, относится ко второй половине ХХ в., зарождение этих представлений произошло еще в его начале. Одна из первых попыток широкого системного и организационного видения мира — книга А. А. Богданова «Всеобщая организационная наука. Тектология» (1912 — 1917 гг.), и курс которую он считал главным трудом жизни. Богданов ставил перед организационной наукой задачу триединой организации — вещей, людей и идей. Эта наука, по мнению Богданова, должна систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием организационных законов.
Исходя из анализа сущности организации, А. А. Богдановым была выдвинута идея о необходимости системного подхода к ее изучению. Десятилетие, которое было потрачено на разработку тектологии (1912-1922) было эпохой величайшего «кризиса форм» — научных, социальных и политических революций. Революционность в жизни, науке — эта черта помогла найти автору путь к «Тектологии». Печать глубокой противоречивости лежит и на главной теоретической работе А. А. Богданова — «Тектологии». По своему содержанию «Тектология» намного обогнала свое время, и, как это часто происходило в истории, в момент публикации она оказалась непонятой научным и философским обществом. вместе с тем «Тектология», конечно, неотделима от времени ее создания: уровень развития марксистской философии, характерные для начала XX в. дискуссии среди философов-марксистов — все это нашло свое выражение в тектологических идеях А. А. Богданова.
первые попытки точно определить, что такое организация, привели к идее целесообразности. Понятие организации относилось тогда, конечно, только к живым существам, и исходным пунктом исследования брался отдельный организм. Биологи уже давно характеризовали организм как целое, которое больше суммы своих частей.
Примером может быть элементарное сотрудничество. Уже соединение одинаковых рабочих сил на какой-нибудь механической работе может вести к возрастанию практических результатов в большей пропорции, чем количество этих рабочих сил. Если дело идет, положим, о расчистке поля от камней, кустарников и корней и если один человек расчищает в день 1 десятину, то два вместе выполнят за день не двойную работу, а больше: 2,25-2,5 десятины. При 3, 4 работниках отношение может оказаться еще более благоприятным — до известного предела, разумеется. Но не исключена и та возможность, что 2, 3, 4 работника совместно выполняют менее чем двойную, тройную, четверную работу. Оба случая всецело зависят от способа сочетания данных сил. В первом случае вполне законно утверждение, что целое оказалось практически больше простой суммы своих частей, во втором — что оно практически ее меньше. Первое и обозначается как организованность, второе — как дезорганизованность.
Время «Тектологии» наступило только в середине нашего века — в период бурного распространения идей научно-технической революции. Развитие современных научно-технических дисциплин показало, что многие положения кибернетики и общей теории систем предвосхищены в «Тектологии» А. А. Богданова. Первую Всероссийскую инициативную конференцию по НОТ (научная организация труда) 20 января 1921 г. открывал доклад А. А.Богданова «Организационная наука и хозяйственная планомерность». Он вызвал восторженные отзывы виднейшего специалиста по статистике труда, одного из будущих руководителей Госплана С. Струмилина и организатора Центрального научно-технического клуба профсоюзов С. Раецкого. однако для ведущих советских идеологов НОТ А. Гастева и О. Ерманского тектологический подход был слишком абстрактным. Председатель массовой нотовской Лиги «время» П. Керженцев присоединился к громогласным хулителям силами Богданова, извращенно толкуя «законравняться по наиболее слабому звену». В целом позиция власти к идеям Богданова была отрицательной и вполне укладывалась в следующую цитату заведующего Агитпропом ЦК, что «богдановщина — идеалистическая фальсификация Марксизма, смыкающаяся с реакционной буржуазной наукой» (XVI съезд ВКП(б).
впоследствии начиная с 60-х годов, такие авторы, как Сетров, Блауберг, Малиновский и др. перешли к радикальному пересмотру отношения к тектологии и ее оценке. Так в 1972 г. академик А. Л. Тахтаджян в обширной статье изложил основные идеи тектологии, сравнил ее с общей теорией систем Л. фон Берталанфи (в пользу А. А. Богданова) и обогатил новыми категориями, установленными биологической систематикой, теорией эволюции и кибернетикой. Переиздание в СССР «Тектологии» после 60-летнего перерыва в 1989 г. под редакцией академика Л. И. Абалкина стало своеобразным «свидетельством о возрождении».
Подводя итоги первой главы, следует отметить, что становление школы всеобщей организационной науки было довольно не простым. Труд Богданова «Тектология», выражает всю суть школы всеобщей организационной науки. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней, прочие основные положения, также, были рассмотрены в главе. Но, к сожалению, данный труд не был положительно оценен критиками-современниками Богданова. И не смотря на это, позже, он нашел признание в дальнейшем. Следует отметить, что, по некоторым современным оценкам, А. А. Богданов разработал наиболее полно теорию динамического экономического равновесия, лежащую в основе современных представлений об оптимальном перспективном планировании, и внес заметный вклад в принципы построения межотраслевого баланса. Принципы наименьших и подвижного равновесия и другие тектологические правила не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день, так как они продолжают изучаться студентами вузов.
далее, при изучении научного вклада Богданова в школу всеобщей организационной науки, рассмотрим вклад Богданова и значимость труда «Тектология» более подробно.
3. Вклад Богданова в школу всеобщей организационной науки
"Всеобщая организационная наука", или "Тектология", Александра Александровича Богданова — выдающийся памятник русской теоретической мысли начала XX в. Создатель "Тектологии" — яркий, талантливый человек, один из интереснейших представителей русской революционной интеллигенции на рубеже XIX-XX вв., сочетавший в себе страстную революционность, энциклопедические познания, безудержное стремление к поискам нового — будь то медицина, Философия или экономика, кропотливая повседневная революционная работа, разработка методов формирования пролетарской культуры или борьба за организацию в стране службы переливания крови.
Тектология в буквальном переводе с греческого означает учение о строительстве. «Тектология» А.А. Богданова справедливо может считаться исторической основой современной теории организации.
А.А. Богданов (Малиновский) (1873 — 1928 гг.) выдвинул идею создания науки об общих принципах организации — тектологии, предвосхитив тем самым некоторые положения кибернетики. Первый том был издан в 1912 г., в Санкт-Петербурге, он остался непонятым научным сообществом, не был востребован ни экономистами, ни политиками, ни философами. второй том был опубликован в 1917 г. В предисловии к нему А.А. Богданов пишет: «Историческая насущность поставленной задачи казалась мне достаточно выясненной, а ее грандиозность — способной привлечь наиболее деятельные и мужественные умы. Но вскоре разразилась мировая война. При первых ударах гигантского кризиса я, разумеется, понял, что осуществление моей надежды отложено жизнью, что всем уже не до того». Но потом, как известно, была в России революция, а потом — критика и непонимание его идей. Настаивая на всеобщности системно-организационного подхода, Богданов невольно оказывался оппонентом марксовой диалектики. За эти «философские блуждания» В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» подверг его резкой критике. К сожалению, это историческое обстоятельство, а также несовместимость тоталитарно-коммунистического режима советского периода с научными основами организации общества и экономики серьезно повлияли на своевременное восприятие идей А.А. Богданова в ХХ в.
По мнению А.А. Богданова, организационные принципы и законы одинаково применимы во всех сферах и процессах организации органического и неорганического мира, живой и неживой природы, работе стихийных сил и сознательной человеческой деятельности.
А.А. Богданов разделил человеческую деятельность на организующую или дезорганизующую. Это значит: всякую человеческую деятельность — техническую, общественную, познавательную, художественную — можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения.
Триединство организации разработанная А.А. Богдановым действует в технике (организация вещей), экономике (организация людей) и идеологии (организация идей). Организация вещей имеет приоритетное сути дела обосновал необходимость системного подхода к изучению организации, дал характеристики соотношения систем и ее элементов, показал, что организованное целое оказывается больше суммы его частей (синергетический эффект). Во всякой организации элементы, как считает А.А. Богданов, проявляются в активностях и сопротивлениях. Их сочетания могут привести к трем видам организации: организованным, дезорганизованным и нейтральным комплексам.
) организованные, целое больше суммы частей. Пример — фирма как совокупность структурных элементов (подразделений), причем совокупность больше, чем механическая сумма элементов. Другим наглядным примером является кооперация: появляющаяся комбинированная рабочая сила является более производительной, чем механическая сумма индивидуальных производительностей труда;
) дезорганизованные, целое меньше суммы частей. Пример — разбитый большой алмаз. Сумма цен маленьких алмазов (частей целого) во много раз меньше, чем цена одного большого;
) нейтральные, целое равно сумме частей. Пример-разделение слитка золота на части. Стоимость частей в этом случае равна сумме целого слитка металла.
Главный принцип тектологии А.А.Богданова является — «целое больше сумм своих частей. Этот принцип означает изучение организации любого объекта с точки зрения отношений как его частей, так и отношений его как целого со средой, т.е. со всеми внешними системами.
По Богданову, существуют два основных организационных механизма: формирующий и регулирующий.
а) формирующие, т.е. закономерности развития, приводящие к переходу системы в другое качество;
б) регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качества системы
К формирующим механизмам, по мнению А.А. Богданова относят:
конъюгацию (соединение комплексов),
ингрессию (вхождение элемента одного комплекса в другой)
дезингрессию (распад комплекса).
рассмотрим более подробно основные организационные механизмы.
Конъюгация. человек в своей организующей деятельности является только учеником и подражателем великого всеобщего организатора — природы. Поэтому методы человеческие не могут выйти за пределы методов природы и представляют по отношению к ним только частные случаи.
Следовательно, первичный момент, порождающий изменение, возникновение разрушение, развитие организационных форм, или основа формирующего тектологического механизма, есть соединение комплексов. Конъюгация — это, например, сотрудничество, а также всякое иное общение, (разговор), соединение понятий в идеи, сплавление металлов, электрический разряд между двумя телами, обмен предприятий товарами.
Ингрессия. Все задачи практики, познания, художественного творчества сводятся к тому, что требуется организовать какие-либо наличные элементы или комплексы в группировки, более сложные и соответствующие определенным целям. Простейший тип разрешения этих задач есть именно установление (реальное или мысленное, смотря по или комплексами. При этом могут представиться различные случаи.
В таких случаях обычно применяется метод ингрессии, т. е. метод «вводных» или «посредствующих» комплексов. Эту роль может сыграть, например, клей, в жидком виде легко конъюгирующий с поверхностью дерева, а затем твердеющий, не теряя приобретенной связи.
Дезингрессия. Научное определение дезорганизации сводится к тому, что она противоположна организации: там целое практически больше суммы своих частей, тут оно меньше этой суммы.
основной тип организационной связи есть ингрессия. Соответственно ему основную форму дезорганизации удобно обозначить как «дезингрессию», т. е. как отрицательную ингрессию. например, при интерференции волн имеется или частичная «конъюгация», или даже полная, но с разрушительным результатом.
Организационная деятельность человека, в какой бы сфере она ни осуществлялась, заключается в соединении и разъединении каких-нибудь комплексов. соединение комплексов (первичный элемент) составляет первооснову механизма тектологии, названную биологическим термином конъюгация. Это означает, и сотрудничество, и всякое иное общение, и плавление металлов, и обмен товарами между предприятиями и многое другое. Соединение комплексов, ведущее к организационному кризису, разрыву технологической границы между ними и возникновению какой-то качественно новой связки (ингрессии). Наряду с соединением комплексов часто имеет место и разделение, распад организационный кризис системы, только иного типа.
Модель организационного устройства Богданова носит универсальный характер и применяется им к познанию безграничного диапазона процессов и явлений, происходящих как в природе, так и в обществе.
Богданов выдвинул следующие принципы тектологии:
. Всякое организованное целое есть система активностей, развертывающихся в определенной среде в непрерывном взаимодействии с ней. Отсюда и общество представляет систему «человеческих активностей» в природной среде в борьбе с ее сопротивлениями.
2. каждая часть организационной системы находится в определенном функциональном отношении к целому. Так, в обществе каждая отрасль его хозяйства, каждое может предприятие, каждый которую работник выполняют отошел свою определенную активностей функцию.
Следует отметить, что труда А.А.Богданова по тектогии впервые появились в начале 20-х годов. Именно в этот период авторы классической (административной) школы управления в США создавали теоретическую основу формирования органов управления организациями: универсальные принципы управления и принципы построения структуры организации и управления работниками. основные принципы организации управления, к которым тогда относились единоначалие (единоценрие) , единство направлений, разделение труда (накопления активностей), скалярная связь (цепная эгрессия), нашли отражение во всеобщей организационной науке.
Линейно-функциональная организация управления до сих пор широко используется организациями во всем мире. однако, изменения, произошедшие в характере управляемых объектов: масштабы и разнообразие сфер деятельности, организационных форм, правового статуса и других параметров поставило вопрос о необходимости разработки и использования соответствующих схем управления.
Принципы централитстических структур использования и в организации государственного управления в капиталистических странах. Например, в довоенной и послевоенной Германии. В первом слечае это было связано с необходимостью концентрации всех ресурсов для осуществления милитаризации экономики. Во втором случае в ФРГ централистические методы руководства связаны с проведением реформы по выводу страны из сложившегося экономического положения9 .
Одна из многочисленных заслуг А.А. Богданова состоит в том, что в его трудах уже в то время были определены недостатки централистических структур.Так, в качестве одного из них автор отмечает понижение организованности по мере перехода от высшего звена к низшим. Было выведено очень важное положение: по мере увеличения числа уровней низшие звенья все меньше определяются цнтральным комплексом10 . такая связь может быть достаточной при устойчивом равновесии всей системы, но ее слабость обнаруживается, когда выступают процессы развития или разложения
В качестве еще одного недостатка централистической системы было отмечено накопление системных противоречий между центральным комплексом и переферическим элементом, проявляющееся в том, что между организаторами или властвующими, и исполнителями или подчиненными идет психологическое расхождение: их взаимное понимание становится неполным, а затем тенденция к его уменьшению все более усиливается.
именно этот фактор послужил основой формирования концепции школы человеческих отношений. Отправным пунктом концепции является то положение, что мотивами поступков работников является не экономические, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно удовлетворяются с помощью денег. Школа рекомендовала использовать приемы управления человеческими отношениями. С 50-х годов развитие поведенческих наук: социологии, психологии позволили выработать приемы оказания помощи работнику в осознании и использовании своих собственных возможностей. Это явилось значительным фактором повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
особое значение приемы формирования межличностных отношений, социологические и психологические методы приобрели в организации управления в Японии, как кружки качества, повышения производительности труда, кадровой политике ( с 60-х годов по настоящее время).
Все недостатки централистических структур, выявленные А.А. Богдановым, подтвердились практикой организации управления крупными промышленными комплексами и другими организациями, но спустя десятилетия.
Еще большие заслуги автора трудов по тектологии в определении скелетной структуры управления, исследовании ее особенностей и прогрессивности. появление пластичных форм связывается с усложнением организационных форм системы, с изменением ее содержания. При этом подчеркивается и иной характер внешней среды системы, который характеризуется непостоянством, неизвестностью, параметры ее не поддаются человеческому восприятию, расчету предвидению. ясно, что для такой системы необходима другая структура, которая была бы способна фиксировать и старое, и новое.
Итак, в данной главе, была рассмотрена биография А. А. Богданова, а также, как именно происходило возникновение работы «Тектология» и какие оценки она принимала в свой адрес. Далее, были подчеркнуты основные работы Богданова, на каком жизненном этапе они писались. И наконец, описав основные компоненты формирующего механизма, был изучен и оценен масштабный вклад Богданова, который он внес в развитие школы всеобщей организационной науки.
Заключение
В данной работе была поставлена цель изучения вклада А.А. Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки. Цель была достигнута через поставленные ранее задачи.
Таким образом, в первой главе был рассмотрен биографический путь Богданова, и как он пришел к исследованию именно этой области. Стоит заметить, что автор «Тектологии» жил в очень непростое время, которое было полно противоречий. Также, были упомянуты его основные работы, и в какой период времени они писались. наконец, был исследован сам вклад Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки, и что именно принесла в себе «Тектология» (упомянутые ранее «конъюгация», «ингрессия» и «дезингрессия») как книга — первоисточник современникам и последователям. И в этом смысле тектологию как науку об организации можно считать состоявшейся, поскольку понятие организации подобно понятиям системы, структуры, связи, управления и другое стало неотъемлемой принадлежностью языка современной науки. Тектология по справедливости может быть названа первым в истории науки развернутым вариантом общесистемной концепции.
Во второй главе были рассмотрены и изучены обще положения о том, что основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней, о законе наименьших, а также об определении таких понятий как «комплексия», «конъюгация», «ингрессия» и «дезингрессия», вклада также было необоснованных рассмотрено возникновение группу школы всеобщей тогда организационной науки практическая и развитие данной творчества школы. В ходе фриче изучения, выяснилось, работниках что работа психологии Богданова «Тектология», известного которая и выражала широта идею всеобщей закономерности организационной школы, поставив не нашла признания причин в первые годы самые своего существования. И основными только в дальнейшем биологии получила поддержку, богданов как довольно происходящих значимая работа азночинцев в организационной науке.
Тектологические положения Богданова А.А. приобретают особую актуальность для современных условий нашей страны в период ломки старых форм производственных отношений и формирования новых механизмов организации экономики, новых целостных моделей систем управления на всех уровнях.
многие методы, разработанные А.А. Богдановым, имеют свое практическое применение в наше время, как в нашей стране, так и за рубежом.
список использованных источников и литературы
1.Богданов, А.А. Тектология. Всеобщая отмечал организационная наука. Т. 1-2. — человеком М. : богданов финансы, 2003.
2.Устинов А. Н., Селезнев В. А. Теория организации: Учебно-практическое пособие» / московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2005. — 120 с.
.Беляков, А.А. Александр Богданов. электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL:http://www.beliakov.net/Bogdanov.htm — Загл. с экрана.
.Шушпанов, А.Н. О жизненной стратегии Александра Богданова: ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕЛИ: Статья. [электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL:http://copy.Yandex.net/?lang=ru&fmode=envelope&tld=ru — Загл. с экрана.
.Клебанер, В.С. Александр Богданов и его наследие. — 2003. [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL:HTTP://ihst.ru/projects/sohist/papers/kleb03vf.htm — Загл. с экрана.
.Семенова, И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 222 с.
.Кравченко, А.И. История менеджмента. 5-е изд., 2005. — 560 с.
.Мескон М.Х., Альберт М. основы менеджмента: Пер. с англ. — М. : Дело, 2005. — 704 с.
.Арутюнова Л.М., Пирогова Е.В. Теория организации: Учебное пособие. — Ульяновск : УлГТУ, 2007. — 110 с.
.Смирнов, Э.А. основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М. : Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 375 с.
.Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие / А. П. Агарков, Р. С. Голов, А. М. Голиков и др.; под общ. ред. проф. А. П. Агаркова. — М.: Издательскооторговая HTTP://gtmarket.ru/laboratory/basis/5909
.Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие. — М., 2007.
.HTTP://library.tuit.uz
.http://knowledge.allbest.ru
.HTTP://teororgan.ru
.http://www.bogdinst.ru
.http://crossborder.ucoz.com
20.HTTP://gtmarket.ru