Учебная работа № /6679. «Контрольная Характерные черты и идейные истоки русской философии. Ранний период и век Просвещения в ее истории
Учебная работа № /6679. «Контрольная Характерные черты и идейные истоки русской философии. Ранний период и век Просвещения в ее истории
Содержание:
1. Философско-мировоззренческие идеи и умонастроения в допетровской России 3
2. Эпоха Петра I 6
3. Философия русского Просвещения. Союз науки и философии в учении М.В.Ломоносова 8
4. Вольномыслие в екатерининскую эпоху 10
5. Религиозно-этическая мысль второй половины XVIII века 17
Заключение 20
Список литературы 22
1. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, Ч.1, СПб., 1991.
2. История русской философии. Часть I: С древнейших времен до середины XIX века. Курс лекций: Учебное пособие. – 2–е изд., испр. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2004
3. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель. – 1991.- 480с.
4. Философия. Под ред. Л.Н.Москвичева.- М.: Изд-во РАГС, 2006. – 648с.
Выдержка из похожей работы
1.История термина «тоталитаризм»
Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского
слова «totalitas» означающее «цельность» Он возник и получил
распространение в 20-30 годы 20 века и использовался для обозначения
политических систем в фашисткой Италии, нацисткой Германии и большевистском
СССР, а так же так называемых народно-демократических режимов, установленных
после второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы и Азии.
Тоталитаризм — это полный (тотальный)
контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами
жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого
вооруженного насилия,При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как
правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты Осуществление
политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно
лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему,
политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.
Однако значительно раньше тоталитаризм
развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества
этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого
«самовластный», «имеющий неограниченное право»),В далекой древности идеи
тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся
многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда,Считалось, что
примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с
помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными
процессами.
Представитель одной из основных
философских школ Древнего Китая — школы закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4
тыс,до н,э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от
наказания»,Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и
примирения справедливости с насилием»,Государство, по Шан Яну, функционирует
на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний
над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления
(например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью); 4)
разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.
Автократическая традиция в управлении обществом
была свойственна политической мысли не только Востока, но и Запада.
Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля,
Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо
правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо.
Для правильно организованного государства главное состоит не в том, «чтобы
лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом».
Ради блага целого, т,е,справедливости, запрещается или упраздняется все, что
нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины;
упраздняются семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей;
государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную
жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после
рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных
воспитателей).
Всякий раз, когда в развитии человеческого
общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись
новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости
социальными процессами,Заметно усложненное и дифференцированное общество
далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост
социальной напряженности,Власти на первых порах пытались преодолеть
возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми
решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества,Так
происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма.
Позже, в начале XX в., тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику
в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки
тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику,Правда, практика
социально-экономического и политико-культурного развития тоталитарных систем
привела ряд ученых к выводу о том, что тоталитаризм представляет собой не
только политический режим, но и определенный тип общественной системы,Однако
доминирующей в политической науке является трактовка его как политического
режима
Термин «тоталитаризм» широко использовал Б.Муссолини,
который придавал ему положительный смысл в своей «теории органистского
государства»(stato totalitario) олицетворяющего мощь официальной власти и
призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.
Муссолини говорил: «Мы первыми заявили, что чем
сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности…»
В более широком
смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей
власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж»