Аспирант+
Контрольные рефераты

Учебная работа .Необходимость и формы государственного регулирования финансовых отношений №2872

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и финансового менеджмента

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Необходимость и формы государственного регулирования финансовых отношений

Студентка

ФФБД, 3 курс, ДФМ С. О. Матченя

Проверила: А. В. Сидорова

МИНСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

1 Необходимость государственного регулирования финансовых отношений.4

2 Формы государственного регулирования финансовых отношений…………6

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованных источников……………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование финансовых отношений — совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей. Финансы можно рассматривать как объект и субъект регулирования. Если их рассматривать как субъект, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы — объект регулирования, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами регулировали через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без регулирования финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах. Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: внешнее, т.е. государственное регулирование; внутреннее, «корпоративное» регулирование. В данном реферате рассматривается непосредственно государственное регулирование финансовых отношений, заключающееся в воздействии органов государственного управления на различные звенья финансовых отношений, такие как государственный бюджет, специализированные государственные бюджетные фонды, государственный кредит и др.

В руках государства регулирование финансовых отношений становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений. С помощью финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.

1 Необходимость государственного регулирования финансовых отношений

На процесс общественного воспроизводства, с одной стороны, влияет множество факторов: количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-технического прогресса, степень развития рыночных отношений и другие факторы. Но с другой стороны, этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера, которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода непредвиденных событий, нарушающих условия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования, что влияет на финансовые показатели их деятельности и обуславливает необходимость регулирования финансовых отношений между ними. В целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств между уровнями бюджетной системы государства [1].

Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях. То есть под регилированием понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Поскольку в финансовой сфере объектами государственного регулирования являются разнообразные виды финансовых отношений, то регулирование финансовых отношений представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

В ходе регулирования финансовых отношений они выступают как объект управления. Рассматривая их в таком качестве, следует учитывать, что они являются объективной экономической категорией, поэтому управлять ими необходимо через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. В то же время без регулирования финансовых отношений, конкретными формами проявления категории финансов невозможно эффективно развивать экономику государства. Под субъектами регулирования в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление.

На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие регулирование государственными и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы.

Деятельность этих органов характеризуется многоаспектностью и большой сложностью, поскольку объектом регулирования выступают финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом регулирования [3].

В руках государства регулирование финансовых отношений становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений. С помощью финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.

Очевидно, что, воздействуя на «выравнивание» финансовых отношений (используя возможности государства), можно быстро и с малыми затратами (для общества) исправлять перекосы в воспроизводственной динамике, а без финансов, финансовых отношений невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности — т.е. создавать условия для устойчивого развития экономики в масштабах всей страны.

2 Формы государственного регулирования финансовых отношений

В качестве основных форм и методов государственного регулирования финансовых отношений можно выделить следующие:

· финансовое планирование и прогнозирование;

· программирование;

· финансовое регулирование;

· оперативное управление;

· финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование

Применительно к государственному регулированию финансов финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный процесс);

2) связь с обработкой информации;

3) направленность на достижение определенных целей;

4) временный характер.

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы [4].

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (государственному, субъектов, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального регулирования.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, правовыми актами органов местного и государственного управления.

Наряду с бюджетами на общегосударственном уровне, уровне субъектов страны, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой ни что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и современного принятия соответствующих мер.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз- это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование – это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование [2].

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

· методы экспертных оценок;

· метод обработки пространственных и временных совокупностей;

· методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

· методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами

Финансовое программирование метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

· установление приоритетов расходов по направлениям;

· повышение эффективности расходования средств;

· прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.

Частью общего регулирования финансов являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост экономической и финансовой информации. Всё это требует умения ориентироваться в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Комплексное управление финансами специалистами финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ) [4].

В государственном регулировании финансовых отношений используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РБ функционирует АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности регулирования финансов на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.

АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс задач по: сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РБ.

Финансовое регулирование

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

· налоги и неналоговые платежи в бюджет;

· финансовые льготы и санкции;

· общие и целевые субсидии;

· доходы и расходы внебюджетных фондов;

· доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций [4].

Оперативное регулирование

Оперативное регулирование финансовых отношений связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное регулирование представляет собой комплекс мер, разрабатываемые на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное регулирование финансов – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Финансовый контроль

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций [5].

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменяются по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов.). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов [4].

Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.

Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам.

Признак классификации

Форма финансового контроля

Регламент осуществления

Время проведения

Субъекты контроля

Объекты контроля

Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

Предварительный, текущий, последовательный

Государственный (в том числе президентский, органов законодательной власти, представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относится, в частности, налоговые проверки обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов, и выступают в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (общегосударственного, субъектов хозяйствования, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т.д.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Предыдущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводиться органами государственной власти. Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверки правильности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами [5].

Внутрихозяйственный контроль проводиться финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводиться аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государственное регулирование финансовых отношений необходимо для нормального функционирования всей экономики в целом.

В настоящее время очевидна общая тенденция современности — повышение роли финансов в механизмах государственного регулирования воспроизводства. Это связано с наличием целого ряда причин и, в первую очередь, с признанием все большим числом стран мира ценностей социальной рыночной экономики. В свою очередь централизация денежных ресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень социально незащищенных слоев населения, повышает, в конечном счете, совокупное потребление общества. Последнее, в свою очередь, является фактором повышения эффективности производства. С помощью финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.

Очевидно, что, воздействуя на стабильность финансовых отношений (в данном случае государство использует свою регулирующую функцию), можно быстро и с малыми затратами для общества исправлять «перекосы» в воспроизводственной динамике, а без финансов, финансовых отношений невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности — т.е. создавать условия для устойчивого развития экономики в масштабах всей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Грязева А.Г., Маркина К.В. «Финансы» // [Электронный ресурс] / Экономика и финансы. – Режим доступа: http://finote.ru/finansy/neobxodimost-isoderzhanie-upravleniya-finansami/.- Дата доступа: 20.11.2010.

2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.minfin.gov.by/

3. Трошин, А.Н. Финансы, денежное обращение и кредиты / А.Н. Трошин, В.И. Фомкина — М., 2002г.

4. Финансы и кредит. Управление финансами // [Электронный ресурс] / Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/finance-3/4.htm. — Дата доступа: 20.11.2010.

5. Финансовый контроль // Электронный ресурс] / Soldi-news. — Режим доступа: http://www.soldi-news.ru/26.php/. — Дата доступа: 20.11.2010.

Учебная работа. Необходимость и формы государственного регулирования финансовых отношений № 2872

–ейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика