Учебная работа. Выявление ключевых и отличительных навыков компетенции компании
Выявление ключевых и отличительных навыков компетенции компании
Оглавление
Введение
Глава 1. идентификация компетенций предприятия
1.1 Природа явления компетенции
1.2 Разновидности компетенций в современной ресурсной теории
Глава 2. концепция ключевых компетенций
2.1 Различные взгляды на природу ключевых и отличительных компетенций
2.2 Методики по выявлению ключевых компетенций предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Сложившаяся экономическая ситуация на отечественном и мировом рынке требует разработки новой маркетинговой стратегии для предприятий, которая будет учитывать специфику инновационной деятель — прежде всего, создание и реализацию инновационной продукции, высокий организационный и технологический уровень производственного процесса, наличие кадрового потенциала, обладающего уникальными знаниями, умениями и навыками. Продукция многих современных предприятий обладает повышенным риском в области реализации и требует долгосрочных инвестиций от потенциальных клиентов и партнеров предприятия на различных стадиях разработки и реализации проектов.
В условиях жесткой конкуренции эффективными становятся те предприятия, которые способны гибко реагировать на изменение внешней ситуации. Постоянно возрастающий объем информации о внешних и внутренних экономических факторах, которые усложняют управление научно-производственным предприятием, требует постоянной обработки этой информации, ее оценки и анализа в целях выработки эффективных управленческих решений.
Актуальность. Обострение конкуренции, борьба за клиентов, "переход власти" от производителя к потребителю, ставят перед компаниями вопросы относительно выживания и достижения долгосрочного успеха. Ответ на этот вопрос можно найти с помощью теории ключевых компетенций, которая помогает выявить и развить необходимые конкурентные преимущества, что позволит предоставлять потребителям уникальные предложения, создавать дополнительную потребительскую Ценность и т.п. Выявление и формирование ключевых компетенций компании позволит проанализировать их возможности с точки зрения конкурентоспособности и устойчивости на рынке товаров и услуг.
ключевая отличительная компетенция идентификация
Целью данной курсовой работы является анализ существующих и разработка новых методик выявления ключевых и отличительных компетенций компании.
Задачи курсовой работы заключаются в:
характеристике понятия компетенции предприятия;
выявлении различных форм компетенций;
рассмотрении сущности понятия "ключевая компетенция предприятия";
усовершенствовании существующих методик оценки ключевых компетенций компании.
Объектом курсовой работы является ключевая компетенция компании.
Предмет исследования — изучение имеющихся методик выявления ключевых и отличительных компетенций компании.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и списка источников.
Глава 1. идентификация компетенций предприятия
1.1 Природа явления компетенции
Непредусмотрительные условия функционирования хозяйствующих субъектов характеризуются высокой степенью неопределенности и динамичности и обусловливают необходимость поиска новых, соответствующих современным реалиям методологических подходов к обеспечению успешного долгосрочного развития предприятия. Как признают исследователи, предпосылками такого развития являются:
) разработка и принятие внутренне непротиворечивого набора задач и функциональных политик;
) выявление сильных и слабых сторон в деятель предприятия путем сопоставления его возможностей с условиями внешней среды и учета соответствующих результатов при формировании своей рыночного поведения;
) создание, наращивание и эффективное использование так называемых отличительных компетенций предприятия или его ключевых факторов успеха.
Первый из указанных факторов требует глубоких научных и эмпирических исследований и заслуживает отдельного изучения. Второй относительно развитый в работах, посвященных стратегическому управлению, а также широко представлен в методических разработках многих консалтинговых фирм. В этой связи основное внимание хотелось бы уделить такой дефиниции как компетенции предприятия, которая, на наш взгляд, только приобрела определенную обрисовку и остается дискуссионной, несмотря на бурное развитие этого направления исследований в трудах зарубежных стратегов и пристальное внимание, которое уделяют изучению данной проблемы отечественные ученые.
На современном этапе развития экономических реалий в России и мире можно констатировать, что обеспечение долгосрочного успеха предприятия уже определяется не только наличием и/или возможностью привлечения материальных и финансовых ресурсов. Эра роста компании в результате развития материальных активов заканчивается. В условиях открытости рынков материальных ресурсов, расширения возможностей и преодоления барьеров их привлечения существенно уменьшается их значимость для обеспечения конкурентных преимуществ.
В нынешние времена роль таких нематериальных ресурсов как личная репутация и талант топ-менеджеров, особенности организационных отношений, формирование корпоративной культуры приобретают первостепенное значение. Однако обеспечение предприятия такими ресурсами связано с необходимостью, во-первых, определения качественного состава отсутствующих или недостаточно развитых нематериальных активов, обеспечивающих стратегический успех предприятия, во-вторых, привлечения и "инсталляции" их в подсистемы организации (производственную, организационную, финансовую и т.п.), в-третьих, сбалансирования состава, взаимосвязи и корреляции воздействий отдельных элементов нематериальных активов для обеспечения успешного долгосрочного развития компании.
Принимая во внимание то, что "источником стоимости предприятий в современных условиях хозяйствования становится интеллектуальный Капитал в форме нематериальных активов", вопрос идентификации и количественного измерения составляющих этих активов требуют нового осмысления с учетом стратегической ориентации управленческих решений.
В данном контексте дальнейшего исследования требует не только методологический аппарат идентификации составляющих нематериальных активов, но и степень их корреляции между собой, синергетический эффект их сочетания с материальными активами, качественная и количественная их оценка, формирование соответствующего механизма влияния полученных результатов при принятии оперативных и стратегических решений.
один из самых распространенных взглядов на указанную проблему основывается на определении организационных способностей и компетенций предприятия как наиболее влиятельных факторов его успешного долгосрочного развития. Изучение теоретических и эмпирических достижений, результаты которых опубликованы в отечественной и зарубежной литературе, позволяет утверждать, что соответствующий понятийный аппарат остается нечетким, а по некоторым позициям — вообще неопределенным. Ученые, менеджеры-практики, консультанты достаточно свободно применяют в контексте стратегического управления понятие "компетенции", "организационные способности", "стратегические активы", "нематериальные ресурсы". К тому же, когда речь идет о разновидности компетенций, оказывается, что каждый исследователь понимает их по-своему. Такая поливариантность толкования одних и тех же понятий и категорий существенно тормозит развитие соответствующего методического инструментария, создает почти непреодолимые барьеры на пути разработки и внедрения новейших методов управления современным предприятием.
Прежде всего, следует уточнить место компетенций и организационных способностей предприятия в системе ресурсов, которые используются для обеспечения его функционирования как технико-технологической и социально-институциональной системы. В прямом смысле слова ресурсы (от фр. Resources) — это средства, запасы, возможности, источники чего-либо.
Современное толкование этого понятия приобрело более широкий смысл. Согласно известному подходу Дж. Барни, ресурсы — это все активы, способности, организационные процессы, информация, знания, которые контролируются предприятием и предоставляют возможности разрабатывать и реализовывать стратегии, обеспечивающие повышение уровня рациональности и эффективности предприятия.
Если ресурсы востребованы предприятием, они превращаются в факторы производства. Те из них, которые создают добавленную стоимость и/или благодаря своим определенным параметрам позволяют формировать преимущества по сравнению с другими предприятиями, становятся активами, которые чаще всего делятся на материальные и нематериальные. Учитывая, что источниками добавленной ценности, которую создают эти активы, являются люди (их знания, опыт, интеллектуальные способности, репутация и т.д.), представляется логичным ввести их в состав стратегических активов. именно люди являются носителями такой специфической характеристики как компетенции.
Следует отметить, что компетенции могут быть воплощенными в нематериальных активах (при условии возможности их стоимостной оценки и преобразования на объекты интеллектуальной собственности). В противном случае компетенции являются коллективным знанием, которое сохраняется и распространяется внутри предприятия путем обучения, коммуникации и т.п.
Таким образом, можно констатировать, что компетенции в отличие от нематериальных активов всегда имеют "внутреннее" происхождение практически без временных ограничений их использования, а также являются основой для создания неповторимой отличительности предприятия в рыночном пространстве.
1.2 Разновидности компетенций в современной ресурсной теории
Во времена доминирования технологической точки зрения на природу предприятия как основного звена экономики компетенции на уровне компании (фирмы, предприятия), как правило, не рассматривались. Развитием классической ресурсной теории стала попытка исследователей определить роль не только имеющихся ресурсов предприятия с фиксацией их состояния и соответствия внешним условиям, а также выявить возможности предприятия использовать ресурсы для достижения стратегических задач.
однако представление о предприятии, базирующееся на ресурсах, не вызывало интереса у практиков до появления работы но ключевым (отличительным) компетенциям К. Прахалада и др. Они показали, что уникальное сочетание ключевых компетенций в рамках ресурсно-ориентированной точки зрения, может создать настоящее конкурентное преимущество, и предложили переосмысление стратегии на основе компетенции.
В 90-х годах прошлого века развитие теории конкурентных преимуществ было связано с расширением трактовки ресурсного обеспечения функционирования предприятия.
Для оценки стратегического потенциала предприятия кроме материальных и нематериальных ресурсов, было предложено определять ключевые компетенции (К. Прахалад и Г. Хамел) и динамические способности компании (Д. Тис). Понятие "компетенция" (от лат.competentia — принадлежность по праву) в прямом смысле означает круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, или круг вопросов, в которых данное лицо имеет опыт и знания.
Концепция "индивидуальной" компетенции, распространенной в менеджменте персонала, основывается на понимании компетенции как набора навыков, которым должен обладать индивид для выполнения определенной работы. И хотя концепция "индивидуальной" компетенции достаточно развита в области управления человеческими ресурсами, все еще продолжаются дебаты относительно точного определения этого термина.
среди менеджеров-практиков распространено мнение, что компетенция работника заключается в соответствии его способностей с требованиями, предъявляемыми к определенному роду деятель. С другой стороны, некоторые исследователи рассматривают компетенции как широкий набор профессиональных навыков и знаний, которые можно использовать в различных ситуациях. Самым распространенным толкованием категории компетенций является их отождествления с ключевой компетенцией.
Развивая теорию конкурентных преимуществ и концепцию ключевой компетенции в контексте ресурсной теории фирмы, Ф. Гуияр и Дж.Н. Келли предлагают определять ключевую компетенцию как взаимосвязанный набор навыков, способностей и технологий, который образует уникальность компании в определенной области или сфере, и может применяться во многих видах бизнеса и отраслях. Но такая трактовка не позволяет определить элементный состав компетенций, принципы их формирования для отдельного предприятия, целесообразность их развития для обеспечения определенного уровня уникальности компании на рынке ее продукта.
Появление в исследованиях С.К. Виккери, Дж.С. Кима и П. Арнольда термина "стратегические компетенции" стало попыткой согласовать требования внешней среды со способностью предприятия отвечать этим требованиям. Стратегические компетенции предприятия, по мнению этих авторов, позволяют определить согласованность деловой стратегии компании с условиями бизнес-среды.
В направлении исследования соответствия определенных ресурсов предприятия на разных функциональных уровнях внешних условий появилось понятие "производственных" компетенций как критерий согласования между конкурентными приоритетами фирмы и силой ее производственной функции. Эта концепция в дальнейшем была развита в трудах Г. Клевленда, Дж.С. Кима и П. Арнольда, К. Корбетта и Л. Ван Вассенхова.
некоторые из этих авторов использовали термин "операционная" или "производительная" компетенция. А.П. Наливайко признает наличие группы экономических, управленческих и психологических компетенций. Согласно такой концепции экономические компетенции дают возможность предприятию эффективно функционировать на определенном этапе в соответствующем аспекте (технологии, научно-исследовательские и внедренческие работы, Производство, маркетинг, послепродажное обслуживание). Необходимый уровень текущей и перспективной достаточности конкурентных преимуществ обеспечивается через управленческие компетенции. внешнее их проявление отражено в функциях стратегического и финансового аспектов менеджмента, организационной структуры, процессах принятия решений и контроля и др. Что касается психологических компетенций, то вообще (по мнению автора)"они характеризуют способность персонала и, прежде всего его руководящего звена быстро воспринимать изменения в правилах поведения в бизнес-среде их функционирования, а также в макросреде".
Приведенные взгляды на природу компетенций позволяют сделать вывод о продолжающемся развитии этого комплекса вопросов и существовании методологической проблемы понимания и идентификации компетенций на разных уровнях организации труда (индивидуум, группа индивидуумов, подразделение, предприятие). В этой связи представляется актуальным обобщить существующие взгляды на проблемы понимания и идентификации компетенций современного предприятия и представить свое видение этой концепции.
Рассматривая предприятие как иерархическую организационную систему принятия управленческих решений, необходимо определить, что для каждого управленческого уровня предприятия можно выделить собственные компетенции, обеспечивающие появление или усиление конкурентных преимуществ предприятия в целом. Это позволяет утверждать, что в настоящее время для успешного формирования и реализации долгосрочного развития предприятия необходимо признать наличие компетенций определенных уровней, их соответствие стратегическим целям и возможность управления динамикой компетенции. именно их идентификация, определение качественных характеристик компетенций определенных уровней, оценка их соответствия стратегическим задачам и, наконец, управление развитием компании на основе управления его компетенциями является новым направлением стратегического менеджмента.
По мнению автора данной работы, термин "компетенции предприятия" целесообразно определять в двух плоскостях:
) для обозначения наличия навыков (знаний) в определенной сфере деятельности (или компетентность как таковая) 2) для обозначения соответствия требованиям для выполнения определенного вида работы или реализации определенного направления деятельности (или конгруэнтность).
Итак, представляется логичным привести следующее определение: компетенции предприятия (организации) — это неотъемлемая составляющая его стратегических активов, отражающая комплекс коллективного знания, опыта и способностей предприятия, которая в сочетании с уникальной технологией позволяет создавать (поддерживать) конкурентные преимущества и обеспечивать неповторимое отличие предприятия в определенном рыночном окружении. Такое изучения профиля компетенций современного предприятия. Компетенции целесообразно идентифицировать по пяти уровням:
) отдельных индивидуумов (профессиональные компетенции) 2) ролей, которые выполняют члены коллектива в группах в процессе хозяйственной деятель (ролевые компетенции) 3) осуществление определенных функций в процессе производства и реализации продукции (функциональные компетенции) 4) предприятия как участника рыночных отношений (стратегические компетенции) 5) неповторимости и отличительности предприятия (ключевые компетенции).
Если анализировать представленные виды компетенций по степени их значимости для развития предприятия можно определить два их уровня — индивидуумов и организации.
Уровень личных компетенций включает профессиональные компетенции человека, под которыми понимаются базовые знания, умения и способности личности, "представляющие собой инвариантный компонент личности современного специалиста и способствует успеху в его профессиональной деятельности", а также ролевые компетенции как личностные характеристики, определяющие социальную активность индивидуума в процессе организации и осуществления совместной деятельности людей в группах при выполнении определенных производственных задач.
именно личные компетенции образуют базис компетенций предприятия как сложной открытой социально-институциональной и технико-технологической системы. По яркому выражению А. Ванькова, "персонал является ключевым системообразующим фактором системы организации". Все остальные составляющие этой системы явлюется ничем иным, как воплощенным в материальной и интеллектуальной форме опытом и знанием людей".
Качественно иной уровень образуют компетенции предприятия (организации). В свою очередь этот уровень представлен экономическими, стратегическими и ключевыми компетенциями. Функциональные компетенции определяются характерными способностями подсистем предприятия осуществлять производственные и коммерческие функции оптимальным (максимально эффективным) способом. Подчеркивая стратегическую важность таких компетенций, некоторые исследователи называют их стратегическими, поскольку они являются "стратегически важными для бизнес-единицы" и воплощаются в определенных направлениях деятель, в которых бизнес-единица является "сильной". По нашему мнению, стратегические компетенции означают отличительные характеристики деловой стратегии в контексте ее соответствия внешней конкурентной среде на уровне предприятия (а не его подразделения). В этом смысле речь идет скорее о конгруэнтности общей стратегии предприятия тем возможностям, которые возникают в турбулентном рыночной обстановке.
наконец те из компетенций, которые могут обеспечивать потенциальный доступ предприятия к различным рынкам, означают отличительные характеристики конечного продукта и практически не могут быть воспроизведены конкурентами, поскольку (по определению К.К. Прахалада и Г. Хамела) представляют собой сложное взаимодействие отдельных индивидуальных технологий и навыков, которые создают группу ключевых компетенций предприятия.
В отличие от стратегических, ключевые компетенции позволяют реализовать принцип проактивного поведения предприятия, согласно которому последнее не только приспосабливается к возникающему в рыночной среде, а пытается создавать новые возможности для собственного развития путем активного воздействия на свое окружение.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Неотъемлемым элементом стратегического аудита по разработке стратегии развития предприятия является идентификация его компетенций в составе стратегических активов. Такие компетенции целесообразно исследовать на различных уровнях организации труда, что позволяет различать личные (профессиональные и ролевые) компетенции, а также функциональные, стратегические и ключевые компетенции предприятия, находящиеся в иерархической связи. далее мы подробно остановимся именно на концепции ключевых компетенций и методах выявления отличительных и ключевых навыках компании.
Глава 2. Концепция ключевых компетенций
2.1 различные взгляды на природу ключевых и отличительных компетенций
идея концепции ключевых компетенций предприятия возникла еще в 1957 году, когда была опубликована книга Ф. Селзника "Лидерство в управлении". В дальнейшем концепция развивалась в пределах ресурсной теории конкурентоспособности. К. Эндрюс одним из первых заговорил об отличительных компетенциях: "Отличительные компетенции организации — это больше, чем то, что она может делать; это то, что она может делать особенно хорошо". По мнению К. Эндрюса, фирмам следует "определять навыки, которые лежат в основе любого достигнутого успеха" и "находить или создавать умение, которое является по настоящему отличительным".
Однако широкое признание концепция получила только после выхода публикации "ключевые компетенции корпораций" К.К. Прахалада и Г. Хамела в 1990 году, которая признана основополагающей работой по исследованию ключевых компетенций компании.
К. Прахалад и др. определяют ключевую компетенцию как "коллективное обучение в организации. сочетание потоков технологий. организацию работы и снабжение ценностями" и говорят о том, что развитие основных умений является ключом к конкурентоспособности".
И.Б. Гурков под ключевой компетенцией или отличительной способностью понимает свойство или ряд свойств, специфичных для конкретного предприятия, которые позволяют ей производить товары качеством выше среднего, принятого в данной отрасли.
В терминологии К. Прахалада и др., для того чтобы компетенции были "ключевыми", они должны удовлетворять трем критериям :
)предлагать покупателям реальные выгоды;
2)быть сложно имитируемыми;
)обеспечивать доступ к множеству рынков.
А.Б. Идрисов считает, что успех предприятия в конкурентной борьбе зависит от грех базовых групп факторов:
внутренние компетенции;
внешние компетенции;
динамические способности.
Именно низкие динамические способности, т.е. неспособность быстро адаптироваться к изменениям на рынке и управлять знаниями, являются одной из наиболее существенных причин слабой конкурентной позиции отечественных предприятий. Компания, стремящаяся к лидерству, должна обеспечивать высокий инновационный потенциал во всем: в маркетинге, в разработке продуктов, в управлении взаимоотношениями с клиентами, в производстве, логистике, управлении персоналом и т.д.
опираясь на источники, можем сказать, что ключевая компетенция предприятия (ККП) — это сложившиеся на основе опыта функционирования компании неповторимые и сложно воспроизводимые знания, умения, технологии, ноу-хау и т.п., которые обеспечивают предприятию устойчивые и долгосрочные конкурентные преимущества за счет создания дополнительной потребительской ценности продукта (или услуги) и повышают защитные барьеры на существующем рынке.
свойства ключевых компетенций: обеспечение доступа к широкому спектру рынков; уникальность (трудно скопировать конкурентам) создание дополнительной потребительской стоимости продукта (она именно ККП создает большую долю воспринимаемой потребителем ценности) сложность (ККП производные от совокупности ресурсов и способностей компании) износостойкость и долговечность; неповторимость (присущие только данной конфигурации ресурсов); незаменимость (не может быть замещена другой компетенцией); ориентированность на потребителя; обеспечение синергетического эффекта (ключевая компетенция включает в себя совокупность других компетенций и способностей, что может быть использовано для их взаимного усиления); проблемы с идентификацией (у каждого предприятия, в каждой отрасли выделяют различные ключевые компетенции); возможность совершенствования (при появлении новых требований рынка компетенция может быть использована после определенного видоизменения) .
Примерами ключевых компетенций, отражающих наличие указанных трех составляющих, можно назвать миниатюризацию в Sony; сетевой Менеджмент в AT&T; удобство выписывания счетов в Regional Bell Operating Companies; ставка на удобство пользователя в Apple и производство продукции в больших количествах в Matsushita.
Роль ключевых компетенций состоит в том, что они позволяют эффективно использовать ресурсы предприятия, концентрируя внимание на той деятельности, которую субъект хозяйственной деятель выполняет лучше, что создает определенный барьер входа на Рынок для конкурентов и предоставляет компании возможность наиболее полно использовать потенциал рынка.
2.2 Методики по выявлению ключевых компетенций предприятия
В настоящее время наблюдается недостаток методик по выявлению ключевых компетенций предприятия. Отчасти это объясняется пока недостаточной распространенностью ресурсного подхода в управленческой практике. отчасти тем, что ключевые компетенции уникальны для каждого предприятия. Поэтому в данном случае целесообразно использовать ситуационный подход, оценивая состояние ресурсов каждого предприятия индивидуально.
В современной экономической литературе существует два основных подхода к анализу (оценке) ключевых компетенций предприятия, которые по-разному рассматривают их: на индивидуальном уровне или уровне организации.
Согласно первому подходу носителями компетенций являются отдельные люди, индивидуумы, которые задействованы в определенной трудовой деятель; поэтому анализируются нематериальные активы предприятия. Оценка производится с помощью интервью, психологических тестов, собеседований и тому подобное. Недостаток такого подхода заключается в чрезмерном субъективизме, сосредоточенности только на компетенциях работников (деловые и личные качества), в то время как ключевые компетенции компании являются значительно более широким понятием.
Согласно второму подходу анализ компетенций основывается на принципах анализа всех активов предприятия, которые могут быть источником возникновения компетенции. широко распространена методика оценки ключевых компетенций Ефремова В.С. и Ханыкова И.А. , по которой анализируется Рынок и внутренние условия бизнеса, ранжируются компетенции, выявляется ключевая компетенция и разрабатывается стратегический план. Ее преимуществом является логическая структурированность, обстоятельность в разъяснении отдельных этапов и определения ключевой компетенции на основе доли потребительской стоимости, а недостатками — сложность и субъективность при формировании матриц, а также слабая (не двусторонняя) связь между ключевой компетенцией и стратегией предприятия.
Помимо представленных методик можно отметить методику Д.Н. Кочеткова, А.А. Афанасова, где предлагается подход к выявлению ключевых компетенций предприятия, основанный на проведении анализа ресурсной базы предприятия: проводится полный анализ состояния ресурсов предприятия, определяются источники потенциальных конкурентных преимуществ. У авторов цель определения компетенций — сформировать всестороннее понимание умений и навыков, которые в настоящее время обеспечивают стратегический успех предприятия, перейти к поиску новых возможностей и создать основу для активного управления самыми ценными ресурсами предприятия.
Авторы предлагают проводить анализ ресурсов предприятия по следующим направлениям:
)Анализ состояния трудовых ресурсов, оценивающий:
профессионально-квалификационную структуру кадров;
деловые и личностные качества работников, их мотивацию;
проведение аттестаций и собеседований;
уровень и специфику корпоративной культуры;
эффективность применяемых методов управления персоналом.
) Производственный анализ, оценивающий:
состояние производственной базы;
эффективность используемых технологий;
научно-технический уровень организации производства;
уровень освоения новой техники;
качество и конкурентоспособность продукции;
динамику обновления ассортимента.
) анализ управления, оценивающий:
эффективность информационной и коммуникационной системы предприятия;
качество взаимодействия сотрудников по вопросам проведения НИОКР;
эффективность организационной структуры;
эффективность материально-технического обеспечения, логистики;
эффективность маркетинга и сбыта;
качество управления финансовыми ресурсами;
качество эффективности стратегического управления.
) анализ финансово-экономического положения, оценивающий:
уровень динамики производства и реализации продукции;
финансовые результаты предприятия;
ликвидность и платежеспособность предприятия;
финансовую устойчивость предприятия;
деловую активность и рентабельность.
) Анализ развития предприятия, оценивающий:
планы развития рынков по определенным видам продукции;
планы и программы НИОКР;
стратегию в области освоения новой продукции;
эффективность внедрения новой техники и технологий;
внедрение новых управленческих технологий;
качество изобретений и рационализаторских предложений.
Для анализа ресурсов авторы предлагают использовать такие широко распространенные инструменты, как SWOT-анализ, PEST-анализ, экономический, финансовый, маркетинговый анализ. Это достаточно всеобъемлющий, но и чрезмерно объемный анализ, подходящий не для всех компаний.
учитывая недостатки существующих подходов, предлагаем собственную методику, которая состоит из трех этапов:
. Внешний анализ для выявления конкурентных преимуществ предприятия.
. Внутренний анализ для выявления ключевых компетенций предприятия.
. Оценка ключевых компетенций предприятия на соответствие стратегии предприятия.
Первый этап предусматривает рыночный анализ компании для определения ее конкурентных преимуществ как проявлений реализации ключевых компетенций (согласно Г. Хамелу и К.К. Прахаладу компетенции лежат в основе "стратегической архитектуры" фирмы, выступают "корнями" конкурентоспособности компании, создают конкурентные преимущества предприятия, которые обеспечивают ее долгосрочный успех).
Второй этап означает идентификацию ключевых компетенций предприятия. Сначала необходимо определить все компетенции предприятия — в соответствии с выявленными конкурентными преимуществами (как их факторов). Следующей стадией является выделение среди компетенций предприятия ключевой компетенции (или ключевых компетенций), с помощью трех признаков:
) возможность применения для диверсификации;
) возможность адаптироваться к изменениям в потребностях потребителей;
) защищенность компетенции. Обоснованность данных признаков подтверждают слова Г. Хамела и К.К. Прахалада о том, что "любая ключевая компетенция обеспечивает потенциальный доступ к широкому спектру рынков", кроме того является "двигателем для развития нового бизнеса"; "любая ключевая компетенция должна быть достаточно сложной для имитации ее конкурентами"), а также то, что "при появлении новых требований рынка компетенция может быть использована после определенного видоизменения".
Третий этап осуществляется для оценки ключевых компетенций предприятия с точки зрения их соответствия стратегии предприятия для определения того, является ли определенная ключевая компетенция необходимой для предприятия и достаточно ли ее для выполнения стратегии.
Итак, можем сказать, что определенной компетенцией могут обладать все участники рынка независимо от того, имеют они конкурентное преимущество или нет, однако отсутствие компетенции может привести к очень быстрому исчезновению компании с рынка. Ключевая компетенция обеспечивает долговременное функционирование компании на рынке за счет уникальности и неповторимости субъекта хозяйственной деятель и выступает источником формирования конкурентного преимущества предприятия.
Заключение
Итак, ресурсы — это все активы, способности, организационные процессы, информация, знания, которые контролируются предприятием и предоставляют возможности разрабатывать и реализовывать стратегии, обеспечивающие повышение уровня рациональности и эффективности предприятия. Если ресурсы востребованы предприятием, они превращаются в факторы производства. Учитывая, что источниками добавленной ценности, которую создают эти активы, являются люди (их знания, опыт, интеллектуальные способности, репутация и т.д.), представляется логичным ввести их в состав стратегических активов. именно люди являются носителями такой специфической характеристики как компетенции. Компетенции в отличие от нематериальных активов всегда имеют "внутреннее" происхождение практически без временных ограничений их использования, а также являются основой для создания неповторимой отличительности предприятия в рыночном пространстве.
Неотъемлемым элементом стратегического аудита по разработке стратегии развития предприятия является идентификация его компетенций в составе стратегических активов. Такие компетенции целесообразно исследовать на различных уровнях организации труда, что позволяет различать личные (профессиональные и ролевые) компетенции, а также функциональные, стратегические и ключевые компетенции предприятия, находящиеся в иерархической связи.
Роль ключевых компетенций состоит в том, что они позволяют эффективно использовать ресурсы предприятия, концентрируя внимание на той деятельности, которую субъект хозяйственной деятель выполняет лучше, что создает определенный барьер входа на Рынок для конкурентов и предоставляет компании возможность наиболее полно использовать потенциал рынка.
Учитывая недостатки существующих подходов в выявлении ключевых компетенций предприятия, мы предложили собственную методику, которая состоит из трех этапов:
. Внешний анализ для выявления конкурентных преимуществ предприятия.
. Внутренний анализ для выявления ключевых компетенций предприятия.
. Оценка ключевых компетенций предприятия на соответствие стратегии предприятия.
Первый этап предусматривает рыночный анализ компании для определения ее конкурентных преимуществ как проявлений реализации ключевых компетенций
Второй этап означает идентификацию ключевых компетенций предприятия. Сначала необходимо определить все компетенции предприятия — в соответствии с выявленными конкурентными преимуществами (как их факторов). Следующей стадией является выделение среди компетенций предприятия ключевой компетенции (или ключевых компетенций), с помощью трех признаков:
) возможность применения для диверсификации;
) возможность адаптироваться к изменениям в потребностях потребителей;
) защищенность компетенции.
третий этап осуществляется для оценки ключевых компетенций предприятия с точки зрения их соответствия стратегии предприятия для определения того, является ли определенная ключевая компетенция необходимой для предприятия и достаточно ли ее для выполнения стратегии.
таким образом, заявленная цель курсовой работы, а именно анализ существующих и разработка новых методик выявления ключевых и отличительных компетенций компании, достигнута. Задачи, стоящими перед нами, такие как: характеристика понятия компетенции предприятия; выявление различных форм компетенций; рассмотрение сущности понятия "ключевая компетенция предприятия"; усовершенствование существующих методик оценки ключевых компетенций компании, выполнены.
список литературы
1.Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2012. С.23
2.Бурман К. Нематериальные организационные способности как компонент стоимости предприятия // проблемы теории и практики управления. — 2003. — №3
.Ванькова А. Когда персонал больше, чем капитал. СпБ., 2014. С.4
.Верба В.А., Гребешкова А.Н. проблемы идентификации компетенций предприятия. М., 2011
.Гуияр Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000. С.224
.Гурков И.Б. Стратегический Менеджмент организации: Учеб, пособие. — М.: ТЕИС, 2004
.Ефремов В. С, Ханыков И.А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 5.
.Ефремов В.С., Ханыков И.А. ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа. СпБ., 2013
.Захарченко В.В., Белова Т. идентификация ключевых компетенций предприятия, Ростов-на-Дону, 2010
.Идрисов Л.Б. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании // Контроллинг в россии. — 2002. — №1
.Кочетков Д.Н., Афанасов А.А. Ключевые компетенции предприятий оборонной отрасли и возможности их использования при диверсификации производства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. общественные науки № 1/2011
.Матушанский Г.У. Ключевые компетенции, их формирование и развитие в процессе непрерывной подготовки специалиста. М., 2009. С.23
.Мендрул А.Г. Управление стоимостью предприятий: теоретические и практические аспекты / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. — М.: финансы, 2013. С.6
.Наливайко А.П. Теория стратегии предприятия. Современное состояние и направления развития: Монография. — М.: Финансы, 2012. С.11
.Прахалад К.К., Хэмел Г. Стержневые компетенции Корпорации — СПб: Питер, 2011. — с.117 — 118
.Симченко Н.А. Использование компетенционного подхода к формированию устойчивых конкурентных преимуществ предприятия. Волгоград, 2015;
.Файм Л., Рэндел Р. Курс MBA по стратегическому менеджменту. — М.: Альпина бизнес Букс. 2006.
.Хамел К.К., Прахалад Г. Ключевая компетенция Корпорации. / К.К. Хамел, Г. Прахалад // Вестник СПбГУ — Сэр.8 — 2003 — Вып.3 (№24)
.Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., ОНил Д. Стратегическая гибкость. — СПб.: Питер, 2005. — 384 с.
20.Andrews К. R. The concept of Corporate Strategy Homewood. — IL: Irvin, 1987.
.Cleveland, G., Schroeder, R. G. and Anderson, J. C. (1989), "A theory of production competence, Decision Science, Vol. 20, pp.655-668
.Corbett, C. and Van Wassenhove, L. (1993), "Trade-off? What trade-off? Competence and competitiveness in manufacturing strategy, California Management Review, Summer, pp.107-122.
.Hamel G., Prahalad C. K.competing for the Future: Breakthrough Strategies for Seizing Control of Your Industry and Creating Markets of Tomorrow. Boston: Harvard Business School Press. 1994, p. 197-220
.Hayes, R. H. and Wheelwright, S. C. (1979), "Link manufacturing process and prodact life cycle, Harvard Business Review, Vol.57, No.1, pp.79-91
.Kim, J. S. and Arnold, P. (1992), "Manufacturing competence and business performance: a framework and empirical analysis, International Journal of Technology Management, Special Issue on the 5th International Forum on Technology Management, Vol.11 Nos 3/4, pp.494-503
.Prahalad, C. K. and Hamel, G. (1990) The core competence of the corporation, Harvard Business Review (v.68, no.3) pp.79-91.
.Teece D., Pisano G., Shuen A. Dynamic Capabilities and Strategic Management. Working Paper. — Berkeley: University of California at Berkeley, 1992.
.Vickery, S. K. (1991), "Theory of production competence revisited, Decision Sciences, Vol.22 No.3, pp.635-643.
список ИСТОЧНИКОВ
1.MARKETOPEDIA — онлайн энциклопедия маркетинга [электронный ре-сурс] — Режим доступа к источнику: #»justify»>2.ключевые компетенции организации на примере компании Microsoft [электронный ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.новейший словарь иностранных слов и выражений М.: ООО "Издательство АСТ", Мн.: Харвест, 2002. — с.419
.Словарь иностранных слов. — 7-е изд., перераб. — М.: русский язык, 1980. — с.442