Учебная работа № /7420. «Курсовая Особенностей фонетико-фонематической стороны у детей с онр
Учебная работа № /7420. «Курсовая Особенностей фонетико-фонематической стороны у детей с онр
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей
фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи 5
1.1 Понятие общего недоразвития речи 5
1.2 Анализ недостатков развития устной речи у дошкольников 8
1.3 Анализ проявления фонетико-фонематического недоразвития речи
у дошкольников с общим недоразвитие речи 11
Глава 2. Выявление особенностей фонетико-фонематической стороны
речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 14
2.1 Исследование фонематического анализа, синтеза и фонематических
представлений дошкольников с общим недоразвитием речи 14
2.2 Анализ результатов обследования дошкольников с общим
недоразвитием речи 19
2.3 Методические рекомендации по работе в группах детей
с общим недоразвитием речи 21
Заключение 25
Литература 27
Приложение 29
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
часть
1.1 Взгляды педагогов на
роль фонематического
восприятия в развитии речи
Поступление
ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его
развития,К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить,Важно, чтобы
дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой
речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой
подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа,Детский сад является
первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в
подготовке детей к школе.
Во
многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы,
где детям оказывают помощь логопед и воспитатели,Помимо коррекции речи с
детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой
моторики, обучают грамоте, и математике.
Ведущие
учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина,
И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая
зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями
овладения грамотой.
Одной
из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в
обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности,
достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
В
современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том,
что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая
предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность
которых построена по звукобуквенному принципу.
Исследования
ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия,
Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают,
что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и
на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря,
артикуляции и дикции,И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в
школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной,
лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навык
чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в
слоги и слова,По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть
воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».
К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто
понял звуко-слоговое строение слова»,
То
есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро,
легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и
синтезу.
В
свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии каждого звука родного языка,Фонематическим восприятием
или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно
и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи
(фонемы).
Эта
способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения,
в7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а
не на предметное значение,Это так называемый период дофонемного развития речи.
К
концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает
служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок
начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Далее
фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные
возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения
(А.Н.Гвоздев),Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при
понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков
родного языка.
Несовершенное
фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление
детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков
звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны,
Формирование
правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу
речевых звуков, т.е,от определённого уровня развития фонематического слуха,
обеспечивающего восприятие фонем данного языка,Фонематическое восприятие
звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и
кинестетических раздражений,Постепенно эти раздражения дифференцируются, и
становится возможным вычленение отдельных фонем»