Учебная работа № /7031. «Курсовая Теоретические основы изучения особенностей психических процессов объекта информационно-психологического воздействия при организации психологических операций
Учебная работа № /7031. «Курсовая Теоретические основы изучения особенностей психических процессов объекта информационно-психологического воздействия при организации психологических операций
Содержание:
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета основных психических характеристик объекта информационно-психологического воздействия при организации психологических операций
1.1. Психологическое своеобразие представителей различных этносов
1.2. Индивидуально-личностные особенности людей и их групповая принадлежность
1.3. Морально-психологическое состояние военнослужащих противника
Глава 2. Теоретические основы изучения особенностей объекта информационно-психологического воздействия
2.1. Принципы и содержание процесса изучения объектов психологических операций
2.2. Методы изучения объектов психологической войны
Глава 3. Особенности организации отдельных методов изучения особенностей объекта информационно-психологического воздействия
3.1. Обобщение социологической и психологической статистики
3.2. Организация изучения объектов психологических операций
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. Монографии:
1.1. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: ЭКМО, 2002. – 382 с.
1.2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
1.3. Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. – М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.
1.4. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – М.: Фолио, 2003. – 450 с.
1.5. Куликов В.Н. Психология внушения. – Иваново: Пед. ин-т., 1988. – 172 с.
1.6. Манойло А.В. Информационно-психологическая война как средство достижения политических целей. – М.: ЭКМО, 2003. – 341 с.
1.7. Немов Р.С. Психология: в 3 Т. Т. 1. – М.: Феникс, 2000. – 681 с.
1.8. Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М.: РЕФЛ-бук, 2002. – 477 с.
1.9. Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. – М.: Синтег, 2000. – 418 с.
1.10. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. – М.: Центр, 2003. – 489 с.
1.11. Севрюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия и влияния на людей. – Челябинск: Обл. ид-во, 1996. – 416 с.
1.12. Столяренко Л.Д. Общая психология. – М.: Искра, 2003. – 680 с.
2. Учебники и учебные пособия, энциклопедические издания, словари:
2.1. Введение в практическую социальную психологию. – М.: Наука, 1994. – 450 с.
2.2. Социальная психология личности. / Под ред. В. Е. Шороховой. – М.: Наука, 1979. – 301 с.
2.3. Социальная психология: Учебное пособие. / Под ред. А.В. Петровский, М.Е. Зеленова, и др. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
2.4. Прикладная социальная психология: Учебное пособие. / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. – Воронеж: МОДЭК, 1998. – 688 с.
2.5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат. 1990. – 596 с.
2.6. Психология: Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Гардарики, 1998. – 418 с.
2.7. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 615 с.
2.8. Техника дезинформации и обмана. / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Мысль, 1978. – 248 с.
2.9. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. – СПб.: Питер, 1996. – 395 с.
Выдержка из похожей работы
инфраструктура, информационная супермагистраль, «информация на кончиках
пальцев» — это различные наименования пятой информационной революции,
революции в телекоммуникациях,Эти метафоры означают, что новые технологии
уничтожают понятие расстояния как таковое.
Фактически эта революция интегрирует эффекты всех
предшествующих, ибо создает технологическую основу объединения интеллектуальных
способностей и духовных сил всего человечества,Как никакое предшествующее
открытие или изобретение в мире информации и коммуникаций, сетевая
информационная революция оказывает мощное воздействие на все сферы жизни
общества: политику, экономику, культуру и, разумеется, на жизнь и безопасность
людей.
Опыт развития мировых открытых сетей, например, Интернета,
позволяет говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки
информации,В таких сетях пользователь воспринимает сам себя и воспринимается
другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества,Именно
это обстоятельство требует внимательного анализа новых угроз, порожденных
сетевой информационной революцией, физическому, психическому и социальному
здоровью людей.
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху.
Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в
суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня
составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и
далее к информационной стадии развития может служить процент населения,
занятого в сфере услуг:
— если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг,
наступила постиндустриальная фаза его развития;
— если в обществе более 50% населения занято в сфере
информационных услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в
постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния
преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в
1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в
области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля
“информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко
экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого
“экологического колониализма”.
Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения
знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье
— к 1950 году, т.е,уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в
8-10 раз [1],Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний
в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем
в 30 раз,Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается
среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
— быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных
научных знаний;
— превышение материальными затратами на хранение, передачу
и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
— возможность впервые реально наблюдать человечество из
космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках
радиодиапазона сблизились) [2].
Концепция постиндустриального общества как
общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными
исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком,
О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др,Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное
общество как “цивилизацию услуг”.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике
значительно позже,Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в
терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу
формационным терминам — “социалистическое”, ”коммунистическое” общество.
Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными
типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой
из них.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в
развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева,
А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др,В настоящее время активно работают
в этом направлении Г.Т.Артамонов, К.К.Колин и др.
Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От
ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального
состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.
Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как
“системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления
и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного
общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса цивилизации” [4].
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в
себя три взаимосвязанных процесса:
— медиатизацию — процесс совершенствования средств сбора,
хранения и распространения информации;
— компьютеризацию — процесс совершенствования средств
поиска и обработки информации, а также
— интеллектуализацию — процесс развития способности
восприятия и порождения информации, т.е,повышения интеллектуального потенциала
общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Специалистами отмечается [5], что, к сожалению, социальная
информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных
процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной
техники,Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие,
качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных
информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и
процессов,Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной
интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее
информационной среды.
При обсуждении в конце 80-х гг,концепции информатизации
страны учеными и специалистами выделялась главная мысль — дело не столько в
концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его
структур, что информатизация — спутник демократизации и невозможна без нее.
Идущий во всем мире процесс становления и развития
информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать
“извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят
к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование
информационной среды.
Что же такое информационное общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И.Ракитова [6] общество считается
информационным, если:
— любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в
любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или
бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию
и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально
значимых задач;
— в обществе производится, функционирует и доступна любому
индивиду, группе или организации современная информационная технология;
— имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание
национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания
постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического
прогресса;
— происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации
всех сфер и отраслей производства и управления;
— происходят радикальные изменения социальных структур,
следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и
услуг.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических
подхода к информатизации общества:
— технократический, когда информационные технологии
считаются средством повышения производительности труда и их использование
ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
— гуманитарный, когда информационная технология
рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только
для производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического
подхода, отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация” носят как
объективный, так и субъективный характер»