Учебная работа № /6913. «Курсовая Социальная позиция студенческой молодежи
Учебная работа № /6913. «Курсовая Социальная позиция студенческой молодежи
Содержание:
Содержание
Введение
Глава 1. Современная молодежь: основные ценности, позиции, ориентиры
1.1. Интеллектуально-образовательные ценности современной российской молодежи
1.2. Культурные ценности современной российской молодежи
Глава 2. Социальная позиция и ценностные ориентации студенческой молодежи: социологические исследования
2.1. Социальная позиция и ценностные ориентации студентов коми и русского этносов
2.2. Социальная позиция и ценностные ориентации студентов Московского современного гуманитарного университета
2.3. Социальная позиция и ценностные ориентации студентов вузов Республики Татарстан
Глава 3. Социальная позиция и ценностные ориентации студенческой молодежи в разных сферах
3.1. Политические ценности молодого поколения
3.2. Роль семьи и брака в жизни современной российской молодежи
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. Монографии:
1.1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 450 с.
1.2. Гидденс Э. Социология. – М.: Антология мысли, 1999. – 464 с.
1.3. Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. – М.: Мир книги, 2003. – 461 с.
1.4. Давидюк Г.П. Прикладная социология. – Минск: Вять, 1999. – 395 с.
1.5. Зборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. – Екатеринбург, 1998. – 328 с.
1.6. Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический проект; Екатеринбург, «Деловая книга», 2002.
1.7. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 546 с.
1.8. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, 1994. – 538 с.
2. Учебники и учебные пособия:
2.1. Модернизация в России и конфликт ценностей./Под ред. Н.Н. Козлова. – М.: Владос, 1994. – 391 с.
2.2. Молодежь в условиях социально-экономических ре¬форм. – СПб.: Питер, 1995. – 354 с.
2.3. Молодежь: будущее России. – М.: Книга, 1995. – 441 с.
2.4. Молодежь России: положение, тенденции, перспек¬тивы. – М.: Логос, 1993. – 468 с.
2.5. Молодежь России: социальное развитие: Учебное по¬собие./Под ред. С.Н. Быкова, Т.Е. Березкина. – М.: Вятич, 1992. – 486 с.
2.6. Россия: трансформирующееся общество./Под ред. В.А. Ядова. – М.: Канон Пресс-Центр, 2001. – 473 с.
2.7. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов./Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев – М.: Норма, 2002. – 513 с.
2.8. Социология./Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 1995. – 465 с.
2.9. Социология молодежи: Учебник./Отв. ред. проф. В.Т. Ли¬совский. – СПб.: Питер, 1996. – 573 с.
3. Периодические материалы и публицистические статьи
3.1. Вызова В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов // Психологический журнал. – 1998. – № 5.
3.2. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении // Социологические исследования. – 1993. – № 4.
3.3. Васильев А. Ценностные установки молодежи // Че¬ловек и труд. – 1994. – № 6.
3.4. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. и др. Жизненные пла¬ны, ценностные ориентации и моральный облик россий¬ской молодежи // Вестник РАН. – 1998. – № 6.
3.5. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Молодежь новой Рос¬сии: политические ориентации // Вестник Российской АН. – 1998. – № 7.
3.6. Дряхлое М. Социокультурные ценности россиян: вче¬ра, сегодня, завтра // Социологические исследования. – 1997. – № 7.
3.7. Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Диф¬ференциация ценностных ориентации студентов // Социо¬логические исследования. – 1999. – № 6.
3.8. Карпенко М.П., Лапгаов В.А., Кибакин М.В. Соци¬альный портрет студента негосударственного вуза // Со¬циологические исследования. – 1999. – № 8.
3.9. Картушин О.Я. Самооценка молодежи как индика¬тор ее социокультурной идентификации // Социологичес¬кие исследования. – 1998. – № 12.
3.10. Кирилова Е.В. Исследование ценностных ориента¬ции старшеклассников и управление социализацией лич¬ности // Обществознание в школе. – 1999. – № 2.
3.11. Маршак А. Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи // Социологи¬ческие исследования. – 1998. – № 12.
3.12. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентации учащейся молодежи // Со¬циологические исследования. – 1999. – № 6.
3.13. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования – 1998. – № 5.
3.14. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации мо¬лодежи // Социологические исследования. – 1997. – № 6.
3.15. Хорак И., Вачек Ц. Молодежь и ее ценностная ори¬ентация // Гуманизация образования. – 1995. – № 2.
3.16. Чупров В.И. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследо¬вания. – 1991. – № 9.
3.17. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже свое¬го тридцатилетия // Социологические исследования. – 1994. – № 6.
Выдержка из похожей работы
кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной
и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив
экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью,
— все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения,
как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность
и т.д.
Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию,
вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым»
обществом ценностей и норм,Именно этот асоциальный резерв студенчества становится
заложником агрессивно — политических, радикальных и откровенно
антиконституционных сил общества,Девиантно — деленквинтная часть студенчества (по
разным подсчетам, примерно 1—5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего
национализма, национал — большевизма (весьма распространенное явление среди студенческой
молодежи Санкт — Петербурга).
Основная проблема ценностной ориентации студенчества
заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное
влияние на их расклад и направленность.
2.Общие тенденции изменения ценностных ориентаций
Проблема общих тенденций изменений ценностных
ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр внимания множества
самых разных социологических исследований,.
Система ценностных ориентаций обладает
определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный
характер,Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются
пусть медленной, но трансформации,А в период революционной ломки традиционных устоев
ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения
в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.
Само современное общество характеризуется принципиальной
нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного
общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении
многих веков,Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер,
и починялась законам циклических повторений.
Современной общество является динамической системой
с подвижным, нестабильным центром.
На всем протяжении существования современного общества
сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций —
оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации, и оппозиции
субъективизма и объективизма,Социальный мир представляет собой «социентальную систему»,
которого подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, — смещение одного
элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное равновесие
сохраняется,Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее, дееспособнее ценностная ориентация
социальной функции, тем ближе она к позиции, центрирующей поле социальной
системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше функция отодвинута к
периферии, смещена к ней.
Система ценностных ориентаций разделяется на три
большие группы: 1) «материнские» как материально — экономические; 2) «отцовские»
как духовно — гуманитарные; 3) символически — интерсубъективные как
рациональные.
1) Материально — экономические ценностные ориентации.
Этот вид ценностей распределяется по оси «плановая экономика — рыночная экономика».
Выбор в пользу то или иной группы детерминируется
экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной
группе, экономически активной или экономически пассивной,Если та или иная социальная
группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной
поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении
экономикой и в развитии государственного сектора экономики,Эта группа, будучи объектом
опеки со стороны государства, ратует за социально ориентированную экономику.
С другой стороны, экономически активные
субъекты и сообщества, являясь революционно – реформаторской частью общества, уверены
в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов
экономической самостоятельности,Экономическая независимость – основа политической
независимости.
2) Духовно — гуманитарные ценностные
ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно
направленные или политические ценностные ориентации.
3) Рационально — ценностные ориентации основаны
на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов.
Если материально — экономические и гуманитарно — духовные ориентации устанавливаются
субъектом или даются ему на основе социально — общественного опыта как детерминированной
извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально —ценностные
ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов
в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, правда
немыслимой без своего выражения вовне.
Рационально — ценностные ориентации, как и в предыдущих
случаях, делятся на субъективно — рациональные и объективно — рациональные ориентации.
1.Материально — экономические ценностные ориентации
студенческой молодежи имеют двойственный характер,Они располагаются по двум осям
— «приватность — социальность» и «материализм — постматериализм».
Поскольку студенчество является экономически
зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно
крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного
сектора экономики,Будучи объектом опеки со стороны государства, студенчество
ратует за социально ориентированную экономику.
Однако «на смену патерналистским и в какой то степени
инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личностных
усилий».
Однако, с другой стороны, студенчество, являясь
революционно – реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития
рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической
самостоятельности,Поскольку экономическая независимость основа политической независимости
и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за
либерализацию экономики»