Учебная работа. Центры оценок как метод отбора персонала: опыт отечественного менеджмента

Центры оценок как метод отбора персонала: опыт отечественного менеджмента

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ технический УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ГАГАРИНА Ю.А.»

Контрольная работа

по дисциплине «Управление персоналом»

на тему: Центры оценок как метод отбора персонала: опыт отечественного менеджмента

Выполнил: студент группы ТУРМ 21

сокращенно — заочной формы обучения

Лобанова А.И.

Проверил: Керими К.М.

Саратов 2015

Содержание

Введение

. особенности построения системы набора и отбора кадров

.1 Центр оценки персонала как метод кадровой работы

.2 Особенности центра оценки персонала в социальной сфере

.3 факторы надежности и эффективности центра оценки персонала

.4 отечественный и зарубежный опыт в оценке персонала

. Метод оценки персонала на примере ООО «системы оценки персонала

.3 Разработка нормативных документов, регламентирующих процедуру оценки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Управление организацией на современном этапе требует от руководителя, менеджера способности и умения работать с персоналом. Одного осознания руководителем кадровых проблем и задач явно недостаточно. Необходимо владеть конкретными методами и технологиями такой работы, уместно их использовать. Персонал является мотором любой организации, и ошибки при подборе кадров — особенно когда речь идет об отборе кандидатов на руководящие должности — обходятся слишком дорого. Потери, которые несут предприятия от аварий, травматизма и брака в результате того, что были допущены ошибки при отборе новых работников, — это только часть тех расходов, которые приходится нести организации.

Актуальность проблемы в том, что данной теме посвящено много публикаций, но она не теряет своей важности, потому что в России еще не многие работодатели действительно готовы тратить время и средства на отбор и наём сотрудников. В большинстве зарубежных компаний пришли к пониманию того, что гораздо дешевле найти нужного сотрудника, пусть даже потратив на это некоторые ресурсы, чем потом терпеть издержки, связанные с его увольнением и поиском нового сотрудника на освободившуюся вакансию. Этот факт подчеркивается во многих источниках, однако в России, особенно во время кризиса, требуется быстрый, дешевый и эффективный способ вербовки кадров. Поэтому важно выбрать такую методику отбора, инструменты которой были бы валидны, надежны и легко интерпретируемы.

Целью данной работы является изучение центра оценки и функционирования системы набора персонала.

Объектом исследования является набор и отбор кадров, предметом — особенности и организация набора и отбора кадров в ООО «Именно оценке потенциала работника, в частности при приеме на работу, и посвящен настоящий реферат. Мы рассмотрели метод Центров Оценки персонала, отдельно подчеркнув особенности данного метода при использовании его в социальной сфере.

деловой оценка персонал кадры

1. особенности построения системы набора и отбора кадров

.1 Центр оценки персонала как метод кадровой работы

Одним из важнейших факторов успешного функционирования организации, учреждения является правильная, адекватная миссии, целям и задачам организации кадровая Политика. Неотъемлемой ее частью является управление персоналом. В настоящий момент явственно просматривается тенденция смены содержания и форм работы кадровых служб предприятий и организаций: от простой регистрации и хранения данных о работнике к активной оценке и воздействию на персонал.

Оценка потенциала работника является одним из уровней оценки персонала, обеспечивающей получение прогнозной информации о сотрудниках. «В настоящее время используются различные методы оценки потенциала, в числе которых одним из наиболее эффективных…представляется метод Центров Оценки («ЦО»)». Наиважнейшими моментами, в которых требуется прогнозная информация, являются прием на работу и планирование карьеры работника.

суть метода Центров оценки заключается в определении степени выраженности у работника профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения рабочих функций. технология, позволяющая реализовать метод Центра Оценки, предполагает последовательное проведение испытуемого через систему мероприятий, упражнений, тестов, моделирующих значимые, «узловые» моменты профессиональной деятель и общения.

Как правило, выделяют три важнейших составляющих Центра оценки: интервью с работником, психодиагностические тесты, игровые упражнения. Они могут по-другому называться, но суть от этого не меняется. Например, журнал «Управление персоналом» утверждает: «при отборе кандидатов и последующей оценке работников чаще всего используются три основных метода:

) личное интервью;

) тестирование (психологическое, интеллектуальное, профессиональное);

) ассесмент-центр — метод оценки персонала, основанный на моделировании ключевых моментов деятельности оцениваемого для выявления у него профессионально-значимых качеств».

Интервью, как метод оценки персонала, предназначено для выявления профессиональных целей и ценностей работника, оценку уровня собственных достижений и неудач, ориентированность на профессиональный и карьерный рост. Интервью может быть как формализованное (с использованием стандартных вопросов), так и неформализованное (свободное, имеющее в виду сбор информации по определенному вопросу). «Еще А.Файоль обозначил те моменты, которые особенноинформативны при беседе с персоналом. К их числу относится фиксация внимания на том, что говорит человек, о чем он предпочитает не говорить, и о чем не может сказать».

Тестирование (психометрия) играет вспомогательную роль, так как выявляются не столько профессиональные цели и ценности, сколько личностные, интеллектуальные, мотивационные аспекты и т.п. Тестирование служит хорошим дополнением к интервью с работником. Ценность тестирования заключается в повышении вероятности прогноза будущей деятель конкретного работника или кандидата, поступающего на работу. Чаще всего используются опросник Кеттелла (16-ЛФ), матрицы Равена, тест Люшера, мотивационные опросники, опросники, выявляющие силу нервной системы, темперамент и т.д. Подбор тестов связан также связан с программой ЦО.

Групповые упражнения (ассесмент-центр) предназначены «для выявления компетенций участников посредством наблюдения их реального поведения в деловых играх». Ввиду того, что организации всегда остро нуждаются в новых идеях, можно использовать активные игры, в которых есть возможность оценить нестандартность мышления работника, способность его порождать конкретные новые идеи. Для этих целей хорошо подходит многократно описанная в литературе технология «мозгового штурма». Оценка работника и есть кадровый эффект мозгового штурма. показатели, по которым происходит оценка: креативность, умение работать с информацией; самостоятельность и волевые качества (инициативность), коммуникативные способности. Кроме того, ассесмент-центр может продолжаться от полудня до 2 дней, что обеспечивает высокую надежность результатов. Важная роль здесь отводится экспертам, подготовленным из числа сотрудников организации, оценивающим участников игр.

Следует отметить, что Центр Оценки объединяет традиционные методы, которые неплохо разработаны и описаны в специальной литературе. Нетрадиционные методы оценки персонала типа углубленного тренинга, детектора лжи, проективных методов и т.п. также могут быть включены в различных необходимых «дозировках» в традиционный Центр Оценки. Какие из них будут использованы в Центре Оценки, может быть определено программой Центра Оценки, которая разрабатывается работниками кадровых структур.

Подготовка программы Центра Оценки включает шесть основных этапов:

) подготовка программы ЦО — работа по определению целей, сроков, объемов, возможных результатов оценки, перспектив, кадровых проектов в конкретном учреждении;

) анализ деятельности и формулирование критериев оценки;

) конструирование процедур оценки;

) обучение экспертов (наблюдателей-оценщиков);

) реализация программы ЦО;

) анализ результатов и оформление материалов для передачи заказчику.

.2 особенности центра оценки персонала в социальной сфере

специфика труда в социальной сфере заключена в том, что он теснейшим образом связан с общением. зачастую сама успешность работы зависит от умения построить отношения с клиентами и коллегами. Не будет большой ошибкой сказать, что профессиональное общение работников социальной сферы превращается в специальную деятельность.

Ключевым показателем, по-нашему мнению, является способность работников различать и органично сочетать субъект-субъектные и манипулятивные (один из вариантов субъект-объектных отношений с людьми) меры отношений с другими людьми. Сложно быть всегда искренним и прозрачным, а часто это и не нужно. Но и нельзя переставать чувствовать, слышать и понимать других людей. Поскольку субъект-субъектные отношения являются совершенно необходимыми в социальной сфере, то можно в Центр Оценки персонала включать особые методики, позволяющие прогнозировать проявления этого отношения к людям у будущего работника. Таким показателями могут быть:

Эти особые показатели могут «отслеживаться» в интервью, процессе тестирования и игровых упражнениях.

Интервью может включать в себя поведенческие ситуации, комплектующие сценарии для определенной вакансии. Ситуационные методы могут помочь выявить предпочитаемые кандидатом способы решения межличностных проблем, возникающих в процессе выполнения им профессиональной деятельности. Например, при разрешении проблемной ситуации «снижение остроты конфликта между двумя пожилыми подопечными» с неизбежностью возникнут критерии оценки, такие как рефлексия в межличностных отношениях и эмпатия. В ситуации «Утренний обход пожилых подопечных» возможна оценка по критерию «Способность к диалогу, преодоление монологических тенденций».

При тестировании работника, возможно выявление у него предпочитаемого стиля управления, склонности к эмоциональному выгоранию для групп профессий «человек-человек». Для этого можно воспользоваться, например, опросниками «Методика определения стиля руководства коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева» и «методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко».

В игровых упражнениях можно полноценно оценить навыки профессионального общения работника, осуществления им просоциального поведения. Этого можно достичь через задание ролевых игровых ситуаций, моделирующих конкретную деятельность работника социальной сферы. Конкретные навыки общения, такие как умение, получить информацию, умение аргуменировать, убеждать, настроенность помогать или, наоборот, только оценивать; система установок на определенный контингент, с которым работает интернат для пожилых людей и многое другое. К тому же ценности работника становятся в игре «видимыми», явными, так как реализуются в поведении.

.3 факторы надежности и эффективности центра оценки персонала

Оценка персонала по-видимому, не может быть абсолютно надежной и совершенно эффективной, так как она всегда осложнена рядом обстоятельств:

  • Ее проводят люди. Элемент субъективности даже у высокопрофессиональных менеджеров по персоналу всегда в работе присутствует;
  • В абсолютном большинстве случаев проведение дополнительной личностной оценки при приеме на работу законодательно не регламентировано. Поэтому отказ кандидата от прохождения тестирования не может служить основанием к отказу в его приеме;
  • Не существует абсолютно идеальных методик оценки, дающих объективное Это только наиболее существенные обстоятельства. Подробное рассмотрение таковых выходит за рамки данного реферата.

    проблема надежности и эффективности может перерастать в проблему объективности оценки персонала, которая, в свою очередь, формулируется в виде отдельных требований к оценочной технологии. «Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:

  • объективно — вне зависимости от чьего-либо частного мнения;
  • надежно — относительно свободно от ситуативных факторов;
  • достоверно — оценка реального уровня профессиональных навыков;
  • с возможностью прогноза — потенциальные возможности человека;
  • комплексно — в связи с организацией;
  • оценочные мероприятия должны встраиваться в общую систему кадровой работы организации;
  • .4 Отечественный и зарубежный опыт в оценке персонала

    зарубежные компании имеют достаточно обширный опыт и давно сложившуюся систему управления персоналом. Входящая в систему управления персоналом оценка персонала также имеет свои особенности. Так среди основных факторов, имеющих следующие:

    характер задач, выполняемых данным работником. естественно, что задачи служащего и менеджера заслуживают более высокой оценки, чем задачи чернорабочего.

    государственные требования, ограничения и законы.

    Если нравственные и моральные ценности оценщика совпадают с рабочей этикой, то его оценка может значить очень многое. Но в то же время, если этот процесс в «плохих» руках, то это может стать причиной увеличения количества увольнений, отказов, понижения производительности труда.

    стиль работы руководителя: руководитель может по-разному использовать полученную оценку — честно или нечестно, в поддержку или в наказание, положительно или отрицательно, причем оценка результативности труда может привести к совершенно иным выводам, чем это предполагалось организаторами.

    действия профсоюзов: они могут, как поддерживать, так и выступать против этой системы.

    Что касается частоты проведения оценки, то статистика следующая: 74% служащих и 58% разнорабочих проходили оценку раз в год; 25% служащих и 30% разнорабочих оценивались раз в полгода, около 10% проходили оценку результативности труда чаще, чем раз в полгода. В компаниях США обычным является довольно частая периодика оценок. Оценкой работников чаще всего занимается менеджер-управляющий. Но оценку могут осуществлять также:

    комитет из нескольких контролеров, что исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником.

    коллеги оцениваемого. Для этого необходимо, чтобы оцениваемый и оценивающие достаточно хорошо знали друг друга, особенно это касается уровня результативности труда, чтобы верили друг другу и не стремились выиграть друг у друга в вопросах зарплаты или продвижения по службе.

    подчиненные оцениваемого.

    кто-либо, кто не имеет непосредственного отношения к рабочей ситуации. однако этот метод требует больших затрат по сравнению с другими и он чаще всего используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту.

    самооценка — работник оценивает себя при помощи методов, используемыми другими оценщиками. Целью данного метода является скорее развитие навыков самоанализа у работников.

    комбинация перечисленных форм оценки. Примером использования комбинации форм оценки может стать процесс оценки результативности труда на одной из американских фирм, где менеджер и сам работник заполняют вопросник по форме, отражающей специфику работ в должности самостоятельного служащего, обслуживающего клиентов. Двухстороннее (оценщик — оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.

    Необходимо отметить, что важнейшей целью оценки является выявление возможностей личного развития работников, поэтому лучше использовать оценку начальника его подчиненными непосредственно или в сочетании с другими методами.

    2. Метод оценки персонала на примере ООО «.1 Анализ существующей системы деловой оценки персонала

    В исследуемой организации, как и во многих крупных организациях, существует проблема проведения деловой оценки. В Банке существует только аттестация и то аттестация формальная, ее по своему усмотрению проводят непосредственные руководители сотрудников, если вообще проводят. Такая аттестация не дает объективной оценки, кто достоин повышения должности, оклада, увеличения льгот и т.д., а кто сильно отстал, то есть решения принимаются субъективно. Должности и оклады повышаются исходя из личного мнения руководителя о своих подчиненных, что приводит к тому, что сотрудники не справляются с возложенными на них обязанностями. И наоборот способные, но незаметные сотрудники остаются без вознаграждения своих усилий, навыков, способностей и т.д.

    Этой проблеме высшее руководство не придает значения. Выявление людей, способных руководить, отлично знающих все тонкости своего ремесла и наделение их соответствующей компетенцией, может увеличить производительность подразделения в целом. поэтому, что бы «не гадать на ромашке»: справиться — не справиться, достоин — недостоин, следует разработать порядок аттестации сотрудников, которая позволяла бы руководителям отслеживать соответствие профессиональных компетенций специалистов выполнению поставленных перед ними задач, а сотрудникам — планировать свою карьеру и служебный рост внутри Банка.

    Сотрудники относятся в формальной аттестации негативно, так как не могут прогнозировать свою карьеру в Банке, в следствии чего сотрудники часто увольняются.

    При увольнении сотрудникам предлагают заполнить анкету, одним из самых частых ответов на вопрос о причине увольнения респондентов является: « Нет перспектив роста». Что еще раз говорит о необходимости разработки методики деловой оценки и связать ее с карьерным продвижением.

    .2 Разработка системы оценки персонала

    основной целью системы оценки персонала является оперативное обеспечение всех уровней руководства банка объективной информацией для формирования управленческих решений.

    Общие требования к организации процесса:

    * регулярность оценки, периодичность которой (от квартала до нескольких лет) определяется конкретными управленческими задачами;

    * комплексность оценки, отражающей результаты по различным аспектам деятельности сотрудника с рациональным распределением приоритетов;

    * объективность оценки, обеспечиваемая использованием унифицированных методик;

    * индивидуальность оценки, предполагающая использование дифференцированных по категориям персонала подходов, приоритетов и критериев;

    * реализуемость оценки, обеспечиваемая наличием формализованных управленческих процедур, принимаемых по ее результатам.

    Субъекты оценки, их функции и механизм взаимодействия:

    а. Служба персонала:

    * разработка управленческих процедур и механизмов, их согласование с руководителями подразделений и организация процесса внедрения;

    * контроль над процессом их текущей эксплуатации;

    * оказание методической помощи руководителям структурных подразделений;

    * прямое участие в наиболее важных процедурах оценки;

    * сбор, анализ и обобщение результатов индивидуальных оценок, разработка и передача руководству банка выводов о тенденциях дальнейшего развития персонала с учетом полученных результатов.

    б. Руководители структурных подразделений банка:

    * косвенное (в режиме предложений и согласования) участие в разработке процедур и механизмов оценки;

    * организация непосредственной эксплуатации процедур и механизмов оценки внутри своих подразделений, передача службе персонала полученных результатов;

    * разработка и передача службе персонала предложений по повышению эффективности используемых методов и процедур оценки;

    * формирование и практическая реализация (в рамках установленной компетенции) управленческих решений по результатам проведенных оценок.

    первое направление: организация процесса текущей оценки деятель персонала.

    Прикладные задачи оценки:

    * обеспечение исходной информации для оперативных управленческих решений в рамках текущего развития сотрудников и подсистемы оплаты труда;

    * накопление информации для осуществления комплексной оценки деятельности сотрудника за межаттестационный период.

    Периодичность текущей оценки:

    * для категории исполнители — один раз в месяц;

    * для категорий эксперты и руководители — один раз в квартал.

    Второе направление: аттестация сотрудников — формализованная процедура комплексной оценки сотрудника за фиксированный период времени.

    Прикладные задачи:

    * обеспечение исходной управленческой информацией подсистемы развития персонала в части возможных должностных перемещений, а также управления резервом на выдвижение;

    * обеспечение информацией для оценки общей эффективности системы персонального менеджмента.

    Виды аттестации:

    * плановая, периодичность которой зависит от категории аттестуемого сотрудника;

    * внеплановая, организуемая в форме целевого внеочередного мероприятия, связанного со срочной необходимостью должностного перемещения аттестуемого.

    .3 Разработка нормативных документов, регламентирующих процедуру оценки

    Инструментами для оценки выступают разработанные службой персонала с участием ведущих специалистов банка типовые методики, отвечающие следующим общим требованиям:

    * документ содержит перечень оцениваемых параметров, отражающих профессиональные, а также некоторые личностные качества сотрудников;

    * общая номенклатура используемых параметров дифференцирована по категориям персонала и ограничена по количеству оцениваемых позиций (как правило — не более 5-8 качеств, наиболее важных для конкретной категории сотрудников);

    * по каждой из позиций перечня устанавливается фиксированная оценочная шкала, диапазон которой определяется степенью приоритета конкретного личностного или профессионального качества;

    * конкретное указанных выше позиций единолично осуществляет непосредственный технический руководитель оцениваемого сотрудника (чья деятельность, в свою очередь, оценивается руководителем структурного подразделения);

    * для предотвращения искусственного усложнения методик с неизбежной потерей их практической функциональности использование многофакторных расчетных коэффициентов не допускается;

    * суммарный оценочный коэффициент характеризует общую эффективность трудовой деятельности сотрудника за оцениваемый период, резервы повышения которой определяются разницей между максимально возможным и фактически полученным баллом;

    * информация о результатах оценки деятель сотрудников подразделения за установленный период времени доводится до сведения каждого из них в строго индивидуальном режиме.

    Методические условия организации аттестации персонала:

    * формализованное закрепление в системе персонального менеджмента статуса аттестации как обязательного предварительного условия любых вертикальных или горизонтальных должностных перемещений всех категорий сотрудников банка;

    * использование в процессе аттестации ранее обобщенных результатов текущей оценки деятель аттестуемого сотрудника по утвержденным типовым методикам;

    * регулярность проведения аттестации;

    * осуществление на заочной основе с приглашением аттестуемого лишь при необходимости уточнения конкретных вопросов.

    исходная информация для аттестации:

    а. От руководителя соответствующего структурного подразделения:

    * обобщенные за весь межаттестационный период результаты текущих оценок деятель сотрудника;

    * прямая рекомендация по дальнейшему развитию сотрудника (в предельно лаконичной и конкретной форме, например, сотрудник работает эффективно, но не может полностью реализовать свой потенциал из-за несоответствия масштаба функций на замещаемом рабочем месте — рекомендуется повышение в должности или горизонтальное перемещение с расширением возложенных на него обязанностей).

    б. От службы персонала:

    * фактологическая информация о результатах развития сотрудника за межаттестационный период;

    * заключение психолога.

    в. От службы безопасности — информация о допущенных нарушениях за межаттестационный период (если они имелись).

    * вице-президент по работе с персоналом (председатель Комиссии);

    * специалист службы персонала, выполняющий функции по ведению индивидуальных досье сотрудников банка;

    * специалист службы безопасности, выполняющий функции контроля над лояльностью персонала и соблюдение им установленных данной службой правил;

    * руководители всех самостоятельных структурных подразделений банка.

    Примечание: вице-президент лично присутствует на аттестации сотрудников категорий «руководители» и «эксперты»; присутствие руководителей структурных подразделений обязательно только при аттестации их непосредственных подчиненных.

    возможные результаты аттестации (соответственно — и механизма комплексной оценки индивидуальной деятельности сотрудника) представляются в форме конкретных типовых рекомендаций в адрес высшего руководства банка:

    * у сотрудника отмечен хороший потенциал при отсутствии достаточной теоретической подготовки — рекомендуется направление на обучение или повышение квалификации;

    * у сотрудника выявлены лидерские качества, подтверждена профессиональная квалификация, но отмечено несоответствие масштаба должности реальному потенциалу — рекомендуется включение в число кандидатов в состав резерва на выдвижение;

    * сотрудник успешно завершил программу обучения кандидатов в состав резерва на выдвижение — рекомендуется вертикальное перемещение в форме повышения в должности при появлении вакантного рабочего места соответствующего уровня;

    * отмечено существенное улучшение текущих результатов деятель сотрудника при полном соответствии его занимаемой должности — рекомендуется повышение должностного оклада в рамках установленного диапазона;

    * у сотрудника отсутствуют необходимые качества для работы в соответствующем подразделении, других негативных аспектов в его деятельности не отмечено — рекомендуется горизонтальное перемещение, т.е. перевод в другое подразделение;

    * отмечено несоответствие сотрудника занимаемой должности при отсутствии перспектив оперативного исправления ситуации (например, путем специальной дополнительной подготовки) — рекомендуется вертикальное перемещение в форме понижения в должности;

    * отмечено существенное ухудшение текущих результатов деятель сотрудника — рекомендуется понижение должностного оклада в рамках установленного диапазона;

    * отмечено дальнейшее ухудшение результатов деятельности сотрудника в сравнении с результатами предыдущей аттестации; выявлены качества, исключающие возможность продолжения работы в банке; допущены нарушения должностной инструкции или контракта, служащие основанием для немедленного его досрочного расторжения — рекомендуется увольнение.

    Процедура реализации рекомендаций Аттестационной комиссии:

    * решения, связанные с перемещением в должности или увольнением, находятся в исключительной компетенции первого руководителя банка;

    * решения по всем прочим рекомендациям Комиссии вправе принимать вице-президент по работе с персоналом.

    Заключение

    Для разработки программ найма необходимо провести анализ кадровой ситуации в регионе или, в крайнем случае, в городе, разработать процедуры привлечения и полноценной оценки кандидатов, ведь отбор работников нельзя осуществлять, ориентируясь лишь на какой-либо один признак или решение какой-либо одной задачи. Поэтому при отборе кадров должен использоваться не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.

    Не меньшее внимание следует уделять адаптации нового работника, иначе, если работник уволится, не сумев как следует освоить новую работу или не вписавшись в трудовой коллектив, сойдут на нет все усилия кадрового менеджмента.

    В данной работе мы изучили центры оценки и функционирование системы набора персонала. Предметом исследования был » выявлена проблема организации деловой оценки персонала, что ухудшает качество работы персонала ввиду нерациональной расстановки штата, несоответствию некоторых работников занимаемым должностям. Таким образом, было принято решение о необходимости совершенствования системы деловой оценки персонала.

    Список использованной литературы

    1. Гончаров В.В. руководство для высшего управленческого персонала (опыт лучших промышленных фирм С»А, Японии и стран Зап. Европы). В 2-х тт.- М., 2007. т.1, т.2.

    . Карякин А.М. Управление персоналом: электронное учеб. пособие. 3-я редакция/ Иван. гос. энер. ун-т. — Иваново, 2008.

    . Щеткин Б.В. Система управления и организации работы с персоналом: Учеб.-метод. Пособие. -К, 2007.-78с.

    . Самыгин С.И., Столяренико Л.Д. Менеджмент персонала: уч.пос.-Ростов-н/Д: Феникс.2007гю 480с.

    . Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 2008.

    . Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саламатина — М.: ИНФРА-М., 2008.

    . Щекин Г.В. Как работают с людьми за рубежом. — Киев, 2008.

    . Шкатулла В. И. Кадровая Политика в современных условиях //Б-ка журнала «Кадры». № 47. 2008

    . Коваленко Н. Прогноз по ситуации//Кадровое дело. 2009. Октябрь. №10

    Учебная работа. Центры оценок как метод отбора персонала: опыт отечественного менеджмента