Учебная работа. Свободное время личности — пространство профессиональной деятельности менеджеров СКД

Свободное время личности — пространство профессиональной деятельности менеджеров СКД

Оглавление

Введение

.Свободное время личности — как область научных исследований и социальной практики

.1Свободное время личности: понятия, сущность, социальная значимость

.2Организация свободного времени — как научная и социальная проблема

.Менеджерсвободного времени

.1Профессиограмма менеджера социально-культурной деятель

.2Менеджер социально-культурной деятельности как организатор свободного времени

Заключение

Список используемых источников

Введение

Актуальность исследования. новая социально-экономическая ситуация и новые требования к культуре труда и общественных отношений предопределяет сегодня необходимость пересмотреть принципы организации свободного времени, требуют сформировать новый подход к организации свободного времени у менеджеров СКД.

Социальная значимость проблемы. Сегодня проблема организации свободного времени в первую очередь связана с уровнем профессионализма менеджеров СКД. таким образом, данная работа решает вопросы эффективной организации свободного времени, научного подхода к организации свободного времени, а также профессиональной подготовки менеджеров-организаторов культурно-досуговой деятель.

Степень разработанности проблемы. Различные дидактические и теоретические вопросы организации свободного времени раскрывались в трудах социологов и педагогов И.М. Асановой, Г.В. Головиной, Г.Е. Зборовским, Т.Г. Киселевой, Ф.М. Козловым, Т.С. Крюковым, В.Н. Лавриненко, Э.В. Соколовым, В.М. Чижиковым.

особенности предпочтений населения в сфере досуга исследованы В.П. Букиным, А. Крамером, М.С. Либеровой, Н.Н. Седовой, В. Патрушевым

различные аспекты управления свободным временем рассматривали И.Е. Ворожайкин, Г.М. Галуцкий, А.Ф. Казаков, А.Я. Кибанов, Е.М. Клюско, О. Понукалина.

вопросы профессиональной деятельности менеджеров СКД в сфере досуга рассматривали в своих трудах В.Е. Новаторов, В.А. Спивак.

Объектом исследования является профессиональная деятельность менеджеров СКД в сфере свободного времени личности.

Предметом исследования выступает процесс формирования профессиональных навыков по организации свободного времени личности у менеджеров СКД.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть значимость деятельности менеджера СКД в сфере организации свободного времени.

Задачи исследования:

. Определить сущность и социальную значимость досуга.

. рассмотреть организацию свободного времени как научную и социальную проблему.

. Проанализировать профессиограмму менеджера СКД.

. Рассмотреть менеджера СКД в качестве организатора свободного времени.

Методы исследования

Теоретический анализ социально-культурной, педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме; анализ разнообразных источников по организации свободного времени.

Педагогическое наблюдение, изучение, анализ и обощение опыта работы центров дополнительного образования, студий, клубов, молодежных центров организации досуга, опыта работы различных авторов в сфере свободного времени.

Практическая значимость исследования заключается в формировании профессиональных качеств менеджеров СКД в сфере организации свободного времени, обеспечении социально-педагогических условий для совершенствования их деятель. Материалы данного исследования могут быть использованы организаторами различных образовательных учреждений, клубными объединениями, культурно-досуговыми учреждениями, Домами и Дворцами культуры, центрами молодежного досуга, домами художественного и технического творчества, творческими студиями и лабораториями.

структура курсовой работы

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы. исследование содержит 27 источников.

В первом параграфе главы «Свободное время личности — как область научных исследований и социальной практики» рассматривается понятие свободного времени, а также его сущность и социальная значимость. Во втором параграфе дается анализ научных исследований свободного времени.

В первом параграфе главы «Менеджерсвободного времени» рассматривается профессиограмма менеджера социально-культурной деятель. Во втором параграфе менеджер социально-культурной деятель рассматривается в качестве организатора свободного времени.

объем курсовой работы составляет страниц основного текста, 3 страницы библиографии.

В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования.

1. Свободное время личности — как область научных исследований и социальной практики

.1 Свободное время личности: понятия, сущность, социальная значимость

Социальное время человека делится на 2 части: рабочее и внерабочее. Внерабочее время включает в себя следующие группы затрат:

) затраты, связанные с работой на производстве;

) домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей;

) удовлетворение физиологических потребностей;

) свободное время.

Эти основные группы разделяются затем на подгруппы и отдельные элементы. особенно многообразным может быть свободное время.

Свободное время — это часть социального времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости, находящаяся в распоряжении индивида и употребляемая им по его личному усмотрению для отдыха или развития его личности.

Следует отличать понятие свободного времени от понятия досуга и отдыха.

Отдых — это психофизиологический процесс, определяемый социальными условиями, снимающий утомление, восстанавливающий духовные и интеллектуальные силы человека.

Досуг — это часть свободного времени, которая используется для сохранения, распределения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Культура досуга — это качество личности, отражающее потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время.

Свободное время и Досуг не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания. Досуг — это категория социально-педагогическая. Свободное время — это категория социально-экономическая. Отдых — психофизиологическая категория.

человек может распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. В свободное время возможна всякая деятельность: творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, и т.д.

Э.В.Соколов формулирует систему ценностей свободного времени, в которой человек переходит от простых форм к более сложным, от потребления и усвоения культуры — к творчеству, от узкогрупповой, семейной деятельности — к социальной и культурной. Каждая фаза досуга отличается от остальных и подбором занятий, и, главное, особенной доминантой, направленностью на ту или иную Ценность. Первыми и элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. человек не может перейти к более сложным формам досуга, не удовлетворив базовую потребность в отдыхе.

После отдыха человек испытывает естественную Потребность в игровой деятельности, развлечении. В качестве развлечений могут быть избраны прогулки, путешествия, беседы, чтение, спортивные и комнатные игры, посещение кино, театра, разнообразные хобби. Идеальной формой развлечения является игра. Условием её служит воображаемая ситуация, с помощью которой можно создавать конфликты, препятствия, необычные формы взаимоотношений. Удовлетворив потребность в развлечении, человек готов перейти к более серьезной деятельности — к просвещению. Просвещение в широком смысле слова — это приобщение личности к культуре. Просвещение состоит в усвоении ценностей классического культурного наследия, в первую очередь науки, искусства, философии. Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью других народов, изучение языков, истории.

Тенденции к расширению свободы, полноты бытия, которые лишь намечались на трех предыдущих уровнях досуга, получают в творчестве полный простор. Творчество — самый свободный вид деятельности. Жизнь человека может быть полноценной только в том случае, когда в ней есть место для творчества, созидательной деятельности, ведь именно в творчестве человек реализует свой потенциал. следующая фаза досуга — это созерцание. В минуты созерцания человек подводит итог пережитому и совершенному, осознает свое единство с миром, свое место в нем. Созерцание успокаивает, приводит в равновесие. Выделяют 3 вида созерцания: созерцание природы, историческое созерцание и самосозерцание. познать созерцательный досуг могут только всесторонне развитые, гармоничные личности. Специфическая черта созерцания — уединенность, но человек не может долго находиться в одиночестве. Преодоление одиночества возможно посредством праздника, который следует считать одним из важнейших элементов культуры. Праздник создает чувство общности, братства.

таким образом, система ценностей свободного времени по Э.В.Соколову состоит из следующих элементов:

Отдых и движение

Развлечение

Просвещение

Творчество

Созерцание

праздник.

Содержание свободного времени зависит от финансового состояния человека, территории проживания, социального статуса, образования, традиций и обычаев, национальности, вероисповедания, профессии, политики государства, состояния здоровья, характера и темперамента, возраста, пола, семейного положения и других факторов.

Свободное время выполняет следующие функции:

Рекреативная

Коммуникативная

Развивающая

Социализирующая

Гедонистическая

Компенсаторная.

Эти функции реализуются в различных видах деятельности в свободное время.

Есть основания полагать, что трудность в выявлении сущности свободного времени, вероятнее всего, была обусловлена тем, что как всякое объективно существующее явление оно обладает сущностями различного порядка, каждая из которых раскрывает одну из его социально значимых граней. В частности, сущностью первого порядка — онтологической сущностью (т.е. определяющей его существование как самостоятельного феномена) является то, что свободное время есть время, не занятое делами производственной или жизненной необходимости.

Сторонники такого подхода видели сущность свободного времени в духовно насыщенной деятельности, а также в нравственно и эстетически приемлемых формах досуга, как видах восстановительной деятель, которым предается индивид после труда.

В то же время особое значение свободного времени заключается в том, что оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что общество и конкретная личность определяют для себя способы использования свободного времени сообразно своим потребностям, интересам и целям.

Выявление сущности свободного времени не представляет собой чисто теоретическую задачу, а имеет целью установить его общественное и индивидуальное предназначение, а через это и его социальную Ценность.

Исследование свободного времени продемонстрировало общественный Интерес к нему и показало практическую значимость этого социального феномена в важнейших сферах жизни общества и на различных этапах его развития.

В литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, достаточно единодушно выделяются два основных подхода к ее изучению:

Экономический, в рамках которого свободное время рассматривается как часть внерабочего времени, используемого для расширенного воспроизводства рабочей силы, а также для подготовки более квалифицированных работников, отвечающих требованиям эпохи научно технического прогресса.

Данный подход рассматривает свободное время как средство, способствующее превращению индивида в более развитую личность, в качестве каковой он опять вступает в процесс производства и положительным образом себя в нем проявляет.

Социологический подход отличается наиболее глубоким изучением проблемы. Для него характерны всестороннее исследование феномена социального времени, выявления его природы, соотношения рабочего и внерабочего времени, роли свободного времени для жизнедеятельности различных групп населения и т.д.

Можно сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует проблему свободного времени, выявляет все составляющие этого социального явления. В частности, в рамках этого подхода исследуется зависимость содержания свободного времени от различных социально-исторических и индивидуальных причин, а также от объективных и субъективных факторов.

Важную роль для социолога в исследовании свободного времени играет выявление основных типов времяпровождения людей, а также анализ и разработка механизмов регулирования как величин свободного времени, присущих различным слоям населения, так и его содержания.

вопрос содержания свободного времени особенно деликатен, так как в сфере его разрешения сталкиваются общественные и личные интересы. Так, например, общество стремится направить личность к нравственно и эстетически значимым видам деятель, а личность может иметь девиантные интересы, то есть отклоняющиеся от общественных. Возникающая коллизия должна быть решена законными средствами и в приемлемых формах, без посягательства на личные права и свободы граждан.

Рассматривая существующие подходы в изучении свободного времени, нельзя не отметить еще два.

Социально-психологический, исследующий, например, отношение индивидов к свободной деятель, и произвольные изменения свободного времени в сторону его увеличения за счет сокращения рабочего или учебного времени.

При этом с точки зрения этих индивидов существуют два типа деятельности: (1) представляющая сама по себе непосредственную ценность для индивида, подкрепленная его положительными психическими состояниями или приводящая к ним, и (2) имеющая индивидуальных ценностей.

Содержательной стороной этого подхода является анализ субъективных отношений к массе возможных видов деятель и выявление причин предпочтения ее конкретных видов.

Наибольшее внимание исследователи этого направления уделяют изучению содержания свободного времени подростков и молодежи.

Близок к социально-психологическому подход с ярко выраженным педагогическим уклоном. Его основной ориентацией является исследование методов, форм и средств воспитательного воздействия на формирующуюся личность в сфере свободного времени. Сторонники этого подхода всем содержанием своей исследовательской деятельности подчеркивают, что свободное время — это не зона абсолютной независимости индивида от общества. Реализуя свое свободное время, человек остается социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими людьми.

В социологической литературе можно выделить еще один, с нашей точки зрения, наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко всему объему внерабочего времени. По сути представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью.

Следует особо подчеркнуть, что выделенные подходы к изучению свободного времени находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи, определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени.

.2 Организация свободного времени — как научная и социальная проблема

Последние десятилетия XX — начало XXI века отмечены бурным развитием теоретических исследований в области досуга. В постиндустриальных странах Европы и Северной Америке теория досуга прочно утвердила себя как самостоятельное научное направление в системе социальных наук. Наиболее полно исторический аспект исследований представлен в работах американского философа Шарля Сильвестера. Он полагает, что два течения европейской мысли еще в далекие времена задали тон всем последующим подходам к трактовке понятий «работа» и «Досуг» — античная философия и раннее христианство. Первыми, кто сформулировал дихотомию «работа — досуг», были В «Законах» Платона указано, что философы по причине своего призвания и способности к достижению истинного знания и гражданскому лидерству могут не заниматься ремеслом. Их философская и политическая деятельность требует досуга и свободы от необходимости работы для добывания средств к существованию. Платон считает физический труд уделом «низшего типа» людей, рабов и рабочих, не пригодных по своей природе к досугу, востребованному для нравственно высшей жизни. Досуговая деятельность «высшего класса» граждан превосходит все другие виды деятельности.

деятель, которую он расценивал как «высшее жизненное благо». В «Никомаховой этике» он излагает нравственный императив досуга в виде констатации того, что «Счастье есть зависимое от досуга». Он убежден, что физический труд для выживания враждебен досугу, он мешает созерцанию, а также сокращает время на участие в гражданской и культурной жизни. Все нравственно оправданные Аристотелем деятельности вращаются вокруг досуга.

следующий этап в развитии взглядов на работу и Досуг связывается учеными с влиянием на них иудейско-христианского учения в ранний период христианства и идеологии монашества — в более поздний. Ш.Сильвестер обращает внимание на то, что в раннем христианстве время, затрачиваемое на работу, представлено более выпукло, чем время, отпущенное на досуг, досуг же принимает на себя «безмолвную» роль восстановления сил человека. Сюжет о том, что на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал и поэтому человеческие существа не должны были выполнять никакой работы, как бы узаконивал Право человека на досуг, но смысл его состоял в прославлении Бога и наслаждении его творениями.

Ш.Сильвестер особо останавливается на роли отдельных представителей монашества и монашеского движения в целом в развитии идей работы и досуга в Средние века. Одним из ярких примеров является составленный Святым Бенедиктом (480-550) перечень правил для управления жизнью монашеского ордена бенедиктовцев. В своем труде «Правила» он указывает на то, что «досуг — враг души», и в силу этого довода братья-монахи должны тратить некоторое количество времени на физическую работу и чтение божественных книг. Католический теолог Святой Фома Аквинский (1225-1274) выразил свое кредо в следующем: все в мире подчинено молитве и созерцанию Бога, поэтому тот, кто не хотел бы работать, не был бы освобожден от обязательств работы. Свобода от физического труда потребовала бы от человека заняться духовной работой.

Коренные перемены в переосмыслении понятия «Досуг» внесла протестантская Реформация. Провозглашалась Ценность любой работы, какой бы грубой она не казалась. безделье, праздность осуждались как попусту растраченное человеком время, развращающее его. Таким образом идее досуга связывалась с праздностью и расточительством, что послужило причиной её постепенной девальвации.

Дж. Локк развил идеи, заложенные в Протестанской рабочей этике, придал им характер светской науки. В противоположность труду безделье Дж. Локк характеризовал как аморальное, понимая под ним расточительный Досуг высшего класса. Досуг рассматривался только с точки зрения рекреации, восстановления сил человека для работы.

К.Маркс считал, что в будущем коммунистическом обществе более высокая машинная технология позволит сократить до минимума время, необходимое для производства всего нужного для жизни, увеличив тем самым время для досуга. Досуг, в понимании К. Маркса, не просто забава, развлечение, отдых, но, прежде всего, труд, затраченный на творчество ради него самого. Творчество должно преимущественно заполнять свободное время человека. Это способствует самореализации человека и приносит истинное счастье.

В россии исследования свободного времени — как «пространства» досуга — в контексте обследования бюджетов времени насчитывает более чем вековую историю, зародившись еще в 70-80-х гг. XIX в. в период формирования земской статистики. В советской науке господствовал сугубо объективный подход к изучению свободного времени, трактовавший его как часть внерабочего времени, изучавший его через круг занятий, направленных на развитие личности.

Л.А.Гордон и Э.В.Клопов утверждали, что свободное время нельзя связывать с определенным кругом занятий, поскольку «свободное время — это особая форма, особый характер осуществления любого (или почти любого) вида деятельности, которая обладает самоценностью. деятельность в свободное время ценна сама по себе, своим процессом, и поэтому ощущается как свободная деятельность.»

Аристотель говорил, что именно в досуге заключается Счастье, а Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, делающим человека полным обладателем своего «я». Для современного человека возможность отвлечься от выполнения своих обязанностей — трудовых, гражданских, семейных — и погрузиться в свой собственный мир, заниматься тем, чем хочется, а не тем, что должно, приобретает особое значение. Однако ритм современной жизни и условия достижения успеха таковы, что заставляют человека пренебрегать полноценным досугом. Труд и отдых — два необходимых и вполне равноценных компонента здоровой и счастливой жизни человека, тем не менее, личное свободное время сегодня явно приносится в жертву работе.

Как показало исследование, свободное время является почти вдвое менее ценной сферой жизни, нежели работа — если работу очень важной для себя считают большинство опрошенных (55%), то на долю свободного времени ответов «очень важно» приходится куда меньше (30%). гораздо больше (46%) оказывается тех, кто ставит свободное время на второй план, давая ему оценку «скорее важно». Более того, каждый четвертый вовсе не считает свободное время значимой сферой собственной жизни — оно для них «скорее не важно» либо «совсем не важно» (24%).

В России не прижилась тенденция, формирующаяся в развитых странах с 1960-х гг., когда увеличение объема свободного времени (из-за уменьшения рабочего времени) сопровождается ростом его значимости, а досуг становится едва ли не основной ценностью собственно человеческого существования.

Чем выше положение в иерархиях благополучия, тем выше Ценность свободного времени. Более высокая актуальность свободного времени определяется его дефицитом. Достижение финансового благополучия часто обеспечивается за счет отказа людей от досуга, полной сосредоточенности на достижении трудовых, карьерных успехов.

Ценность свободного времени для россиян в целом достаточно велика, но это далеко не безусловный приоритет. Но даже и такая, довольно умеренная Потребность в наличии свободного времени не удовлетворяется в полной мере.

лишь 16% респондентов смогли констатировать, что в графике их жизни строка «свободное время» занимает достойное место. 19% респондентов не обладают достаточным количеством свободного времени, но считают, что обеспечат его себе в будущем. Для 35% респондентов наличие свободного времени является важной, но практически недостижимой жизненной целью. Таким образом, Потребности россиян в свободном времени удовлетворены или могут быть удовлетворены на сегодняшний день лишь наполовину.

Однако сам по себе факт наличия свободного времени еще не означает того, что люди имеют полноценный Досуг, и дело здесь в его содержательном наполнении. Как показывают данные опроса, самым распространенным видом деятель в свободное время для россиян является просмотр телепередач и слушание радио (78% опрошенных), занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (59%), встречи с друзьями и походы в гости (47%), «просто отдых» (47%), прогулки на природе (30%), чтение газет и журналов (43%), чтение книг вкупе с просмотром видео и слушанием музыки (36%), Интернет (18%), посещение театров, концертов и кино (12%), посещение церкви и других религиозных мероприятий (11%), хобби (11%). доля тех, кто регулярно хочет и может себе позволить ходить в кафе, бары и рестораны, на дискотеки и в ночные клубы, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное образование и повышать квалификацию составляет 6-9% россиян. И всего 4% посещают музеи, выставки, вернисажи. лишь 1-2% опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги.

снижается доля россиян, которые проводят свое свободное время вне дома. Просматривается вектор на индивидуализацию и все большее «одомашнивание» досуга россиян.

А.Крамер в статье «Досуг: свобода выбора неволи» ставит проблему выбора досуговой деятельности. В качестве примера автор приводит «серьезный досуг», или «профессиональное любительство»: коллекционирование, ремесленничество, спорт, любительское Искусство или наука. «Серьезный досуг» начал формироваться еще в XVIII-XIX веках, и иногда позволял любителям перейти в профессионалы. В 1930-х людей с отсутствием хобби причисляли к «группам риска» в сугубо медицинском, психиатрическом смысле. В 1880-х годах возникла концепция «разумных развлечений», целью которой было отвлечь рабочих от пьянства, т.к. качество досуга сильно влияет на качество труда. однако еще в …. Веке философ Артур Шопенгауэр сказал «И что дает большинству людей свободный досуг? Скуку и томление, коль скоро не представляется чувственных наслаждений и дурачеств, чтобы его наполнить». действительно, социальные исследования показывают, что большая часть людей предпочитает самовыражению пассивное потребление развлечений, а творчеству просмотр телевизора. Просмотр телепрограмм в развитых странах занимает свыше половины досуга. Россиянин в настоящее время посвящает просмотру телепрограмм 3,5 часа в день, а среднестатистический житель США и Японии — 5 часов.

Свободное время современного городского жителя складывается из 3 составляющих: отпусков, выходных и времени до и после рабочих часов. В настоящее время досуг все в большей степени захватывает ночное время (клубы, дискотеки, бары, рестораны). Человек увеличивает свое свободное время засчет сна, забывая о рекреативной функции досуга. Недостаток сна приводит к увеличению ошибок во время работы, а также губительно сказывается на здоровье.

2. Менеджер социально-культурной деятель и его роль в организации свободного времени

.1 Профессиограмма менеджера социально-культурной деятель

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятель и ее конкретных субъектов:

. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления — сопричастного менеджмента.

. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

. Социокультурный Менеджмент и производственный процесс в этой сфере — это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, Личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной Деятельностью.

. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятель, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятель должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.

. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.

профессиональная компетентность по своей сути тесно соприкасается с таким понятием, как «знание»: доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей.

Классифицируя указанные виды знаний, нетрудно установить, что профессиональную компетентность менеджера определяют:

методологические знания (знание общих принципов познания явлений и процессов);

теоретические знания (знание конкретных моделей и конструкций профессионального управления и его возможных трансформаций);

технологические знания (знание способов, методов, средств и форм построения управленческих действий).

Единство методологических, теоретических и технологических знаний в совокупности с практическим опытом рождают и накапливают умения и навыки, профессиональный опыт как основу профессионального мастерства.

основные функциональные обязанности менеджера социально — культурной сферы:

. Создание благоприятной культурной среды

. Выявление, удовлетворение духовных интересов и потребностей различных групп

. Разработка и реализация различных культурных программ

. Стимулирование инновационных процессов

Менеджер — технолог социально — культурной деятель должен уметь:

вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры;

формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую, физическую культуру;

обеспечивать методическую инструментовку различных форм социально-культурной деятельности;

осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры;

эффективно использовать искусство живого слова; наглядные, технические и иные средства идейно-эмоционального воздействия;

оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам социально-культурной деятельности;

прогнозировать, планировать и осуществлять просветительную, художественно-творческую, зрелищно-игровую, организационно-методическую и административно-хозяйственную деятельность учреждений культуры и досуга;

разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные и иные культурные программы;

изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт социально-культурной деятель;

Менеджер — технолог социально — культурной деятельности должен владеть навыками:

изучения и учета потребностей разных групп населения (поисково-социологическое мастерство);

культурно-организаторской деятель; экономического, правового, информационного, методического и организационного обеспечения функционирования учреждений, организаций и объединений социально-культурной сферы (менеджерское мастерство);

организации неформального общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство);

дифференциации и индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятель; создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство);

проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ.

Менеджерсвободного времени

Человек всегда стремился управлять своим временем, поддерживать такой распорядок дел, который бы включал в себя как можно больше значимых, важных для него занятий и исключал бы пустое, бессмысленное времяпровождение. Время — специфический предмет, не желающий ждать, пока мы придумаем, как его лучше использовать. Неиспользованное время не сохраняется, подобно деньгам, а исчезает бесследно.

Управление временем в самом общем смысле предполагает поддержание оптимального ритма, режима жизнедеятельности, регулирование последовательности отдельных её фаз и периодов, обеспечение синхронности или, напротив, разведенности во времени различных видов деятель. Управлять временем — значит пользоваться им с наибольшим эффектом, уметь реализовать вновь открывающиеся возможности.

Задача управления свободным временем — сравнительно новая для социальной науки и общественной практики. В связи с ней встает, прежде всего, вопрос о возможности и целесообразности такого управления. Ведь если свободное время является по своей сути временем свободного выбора, удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, то регулирование его извне означает, по крайней мере частично, утрату им этой своей сущности. Прямое внешнее регулирование свободного времени осуществляется лишь по отношению к людям, не достигшим социальной зрелости, умалишенным или преступникам. Предписывать способ проведения досуга нормальному взрослому человеку — значит ущемлять его достоинство.

Но нельзя не учитывать и другой стороны вопроса. Содержание досуга, хотя и обусловлено характером, склонностями, выбором человека, довольно жестко детерминировано характером окружающей его социокультурной среды. каждый человек выбирает, как ему распорядиться своим свободным временем. Он может сделать этот выбор самостоятельно, исходя только из своих внутренних духовно-нравственных потребностей, но может делать выбор и под мощным давлением социализирующих факторов, которые соответствуют сложившимся на данный момент общественным потребностям. Именно свободное время индивида является той точкой, в которой пересекаются духовно-нравственные потребности индивида и социально-культурные потребности общества.

Сама идея досуга предполагает свободное, непринужденное времяпровождение, выключение некоторых контролирующих и сдерживающих механизмов сознания, которыми направляется деятельность в процессе труда. Поэтому в свободное время человек находится не в меньшей, а в большей зависимости от среды, чем в рабочее время, хотя не всегда осознает это.

В досуге человек склонен предъявлять к себе и своей деятельности повышенные требования, которые он все же не может реализовать без помощи извне. Отсутствие места для спортивных занятий или соответствующих культурных учреждений блокирует потребности досуга, потребности общения, обрекая человека на пассивность и скуку. И наоборот, культурная среда, организованная с учетом этих потребностей, позволяет ему полнее отдыхать, жить насыщенной духовной жизнью.

таким образом, необходимо организовывать досуг. А значит, что общество нуждается в специалистах — организаторах культурно-досуговой деятель. Организаторы культурно-досуговой деятельности должны обладать совокупностью профессиональных качеств и навыков, чтобы успешно осуществлять организацию досуга населения.

Одним из главных свойств профессионального мастерства менеджеров-организаторов свободного времени является владение несколькими видами деятель, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятель специалистов в области досуга характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно-досугового процесса, ориентированными на конечный «продукт культуры» в его общественном значении. Соответственно подготовка менеджера-постановщика культурно-досуговых программ в университете охватывает весь цикл работ над культурно-досуговой программой — от идеи до законченной программы, и дает возможность каждому студенту поработать на всех стадиях цикла: изучения потенциальной аудитории, поиска идеи, разработки сценария, режиссерского решения и его воплощения.

Оканчивая университет, выпускник получает профессию, которая интегрирована одной общей целью — создавать культурную среду для разумного досуга людей. Эта профессия представляет собой род практической деятель по решению разного типа культурологических задач и проблем, имеющей свой особый технологический процесс, произведенный своими особыми методами и средствами. Обучаясь по специальности «социально-культурная деятельность», студенты овладевают той областью профессиональной деятельности, которая ограничена предметным полем, включающим проблемы социально-культурного, духовного, нравственного развития общества. Данная специальность имеет достаточно широкое, может быть, чрезмерно обширное предметное поле, и в рамках этой специальности развиваются более узкие области деятель со своими характерными предметом и методами.

Организация деятель учреждений культуры как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.

В этих условиях особую важность приобретают прежде всего упорядочение и активизация профессиональной деятельности каждого специалиста на основе общих положений, определяющих все стороны организации деятельности учреждения культуры и его составляющих, но одновременно и корректировка ведомственных уставов и инструкций с учетом совместной деятель различных учреждений культуры.

Менеджер-постановщик культурно-досуговых программ представляет собой специалиста высшей квалификации в области культуры досуга. Он должен обладать высоким уровнем профессионализма в области современного менеджмента, методики культурно-досуговой деятель и режиссуры культурно-досуговых программ, а также иметь высокий уровень общей культуры и эрудиции. Характер деятель специалиста предопределят глубокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия, выдающихся мастеров театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, современных тенденций в развитии литературы, искусства, народного творчества.

Его профессиональное назначение заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятель:

менеджера-организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центрах, в государственных, кооперативных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурологической направленности (Менеджмент, организация развлекательных, игровых, просветительских программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов и т.д.);

директора, менеджера, художественного руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста Российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение культурно-досуговой деятель учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых программ, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологические исследования культурных запросов и интересов людей, моделирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятель, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры);

режиссера-постановщика и сценариста разнообразных культурно-развлекательных, художественно-публицистических, информационных, дискуссионных программ, шоу-программ, конкурсов, концертов-смотров народного творчества;

методиста-консультанта по вопросам сценарного мастерства, режиссуры и постановочной работы, обобщения и распространения лучших современных отечественных и зарубежных методик культурно-досуговой практики;

руководителя любительских объединений по интересам, отдельных творческих самодеятельных коллективов (ансамбли бального танца, литературно-поэтические студии), исполнителя в творческих профессиональных коллективах;

преподавателя дисциплин специальности «культурология», преподавателя специальных дисциплин в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства, институтах, факультетах и курсах повышения квалификации специалистов;

научного сотрудника НИИ культуры, научно-исследовательских секторов вузов культуры; научного руководителя по проблемам теории, методики и организации культурно-досуговой деятель.

Деятельность менеджера-постановщика культурно-досуговых программ распространяется на все возрастные категории населения; осуществляется в различных формах жизни людей и предусматривает духовное, нравственное возрождение общества, семьи, личности.

Этот специалист способен:

создать условия для включения населения в культурно-творческую, рекреационно-досуговую деятельность в свободное время;

моделировать разнообразные культурно-досуговые программы;

прогнозировать культурно-досуговую деятельность людей в условиях свободного времени;

оказывать методическую помощь работникам культуры, творческим коллективам, любительским объединениям;

создавать собственный и использовать имеющийся сценарный материал;

практически реализовать свой режиссерский замысел в постановке культурно-досуговых программ, найдя оригинальный режиссерский ход, образное решение, сценическую атмосферу;

использовать в режиссерской практике такие средства, как музыкальное оформление, сценографию, световое и пространственное решение;

в постановке культурно-досуговых программ творчески работать с самодеятельными коллективами и профессиональными исполнителями;

профессионально общаться со сценой, аудиторией в рамках культурно-досуговых программ, импровизировать;

владеть сценической пластикой (танец, ритмика, сценическое движение), культурой устной речи (техника, художественное слово, ораторское искусство).

Для осуществления этой деятель менеджер-постановщик

овладевает: знаниями теории, методики и практики культурно-досуговой деятель; педагогическими знаниями и умением работать с людьми, в том числе с коллективами и конкретным человеком; знаниями различных вдов искусства, их выразительных средств и языка; драматургии культурно-досуговых программ, форм и методов работы среди различных категорий населения, методики социологических исследований, общей, социальной и возрастной психологии, приемов менеджерской деятель, маркетинга.

У менеджера-постановщика культурно-досуговых программ хорошо развиты психологические свойства: внимание, восприятие, память, воображение, работоспособность и способность к обучению, обаяние; внешние данные: голос, дикция, мимика, пластика, музыкальность, чувство ритма.

Ему необходимо находить пути финансирование (при необходимости спонсирования) творческих замыслов, знать законы шоу-рынка и уметь применять их на практик.

Организатор культурно — досуговой деятель призван: 1. Выявлять, удовлетворять и развивать социально — культурные интересы различных групп населения 2. Разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления 3. Стимулировать инновационные движения в сфере культуры 4. Управлять экономическими механизмами организации социально — культурной деятель 5. Внедрять эффективные, педагогические методики развития культурно — эстетического творчества.

Заключение

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы организации свободного времени. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности.

повышенный интерес к социологическому исследованию свободного времени определяется также изменениями содержания и структуры свободного времени под воздействием социо-культурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий).

Основные выводы по теме исследования:

. Свободное время — это часть социального времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости, находящаяся в распоряжении индивида и употребляемая им по его личному усмотрению для отдыха или развития его личности.

«Свободное время» — более широкое понятие, чем «досуг» и «отдых», эти понятия имеют разное значение.

Свободное время включает в себя отдых и движение, развлечение, просвещение, творчество, созерцание, праздник.

Свободное время выполняет следующие функции: рекреативная, коммуникативная, развивающая, социализирующая, гедонистическая, компенсаторная.

Свободное время играет важную роль в жизни человека, поскольку именно свободное время позволяет человеку отдыхать от работы, восстанавливать физические и психические силы, интеллектуально и творчески развиваться.

. Свободное время и досуг изучены в качестве социальной, научной и философской проблемы многими учеными и мыслителями со времен Античности до наших дней. Социологи выделяют несколько подходов к определению сущности и социальной значимости свободного времени:. Досуговая деятельность является самой важной в жизни человека, а свободное время — необходимым условием формирования полноценной личности, способной к созерцанию. (время необходимо человеку для духовной работы (чтения божественных книг, молитв). (Святой Бенедикт, Святой Фома Аквинский). Свободное время развращает человека, его рассматривают как безделье и праздность. Свободное время необходимо только для восстановления сил для работы. (Протестанская рабочая этика, Дж. Локк). Досуг не просто забава, развлечение, отдых, но, прежде всего, труд, затраченный на творчество ради него самого. Творчество должно преимущественно заполнять свободное время человека. Это способствует самореализации человека и приносит истинное счастье. (К. Маркс)

. Менеджердругой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

основные функциональные обязанности менеджера социально — культурной сферы:

Создание благоприятной культурной среды

Выявление, удовлетворение духовных интересов и потребностей различных групп

Разработка и реализация различных культурных программ

Стимулирование инновационных процессов

. Свободное время является одной из сфер профессиональной деятельности менеджеров СКД. Именно свободное время индивида является той точкой, в которой пересекаются духовно-нравственные потребности индивида и социально-культурные потребности общества. именно менеджер СКД должен уметь организовать свободное время населения таким образом, чтобы эффективно удовлетворить духовно-нравственные потребности отдельного человека и социально-культурные потребности всего общества.

организатор культурно — досуговой деятельности призван:

Выявлять, удовлетворять и развивать социально — культурные интересы различных групп населения

Разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления

Управлять экономическими механизмами организации социально — культурной деятель

Внедрять эффективные, педагогические методики развития культурно — эстетического творчества.

список используемых источников

СКД на отлично [электронный ресурс]. — Режим доступа : Google.com/site/zadaniaskd/>

Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятель : учеб. для вузов / И. М. Асанова, С. О. Дерябина . — Москва : Академия, 2011. — 192 с. — (Высшее профессиональное образование).

Букин, В.П. Предпочтения и возможности молодежи российской провинции в сфере досуга/В.П.Букин//Социально-гуманитарные знания. — 2010. — №1. — С. 111-120.

Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации: учебник / И.Е.Ворожейкин. — М.: ИНФРА — М, 2001. — 176 с.

Головина, Г.В. HTTP://212.33.239.230/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=3&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%83%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,%20%D0%93.%20%D0%9C.> управляемость культуры и управление культурными процессами : учебное пособие / Галуцкий Г.М. — Москва : [б. и.], 1998. — 464 с.

Зборовский, Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. — 2006. — №12, С. 56-63.

Казаков, А. Ф. Формирование профессиональной ориентации молодежи в условиях свободного времени : автореферат дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / А. Ф. Казаков ; Казан. гос. ун-т культуры и искусства. — Казань, 2011. — 26 с.

Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 638 с.

Киселева, Т. Г. <HTTP://212.33.239.230/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%A2.%20%D0%93.> Социально-культурная деятельность : учебник для вузов / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — Москва : МГУКИ, 2004. — 539 с.

Клюско, Е.М. Исторический подход к анализу дихотомии «работа-Досуг»: по материалам зарубежных исследователей / Е.М. Клюско // Вестник Моск. Гос. Ун-та культуры и искусств.- 2013. — №1. — С.115-124.

Козлов, Ф. М. Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации : автореферат дис. . д-ра пед. наук : 13.00.05 / Ф. М. Козлов ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — Санкт-Петербург, 2007. — 39 с.

Крамер, А. Досуг: свобода выбора неволи / А.Крамер // Вокруг света. — 2011. — №12. -С.238-240.

Крюков, Т.С. деятельность современных российских молодежных объединений в области досуга/ Т.С. Крюков // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — №6. -С. 182-184.

Культурно-досуговая деятельность : Учебник для вузов культуры и искусств. — Москва : МГУК, 1998. — 461с.

Лавриненко, В.Н. Социология: учебник для вузов / Под. ред. проф. В.Н. Лавриенко. — 3- е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 448 с.

Либерова, М.С. характер перемен в сфере молодежного досуга/ М.С.Либерова // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — №4. — С.349-355.

Нартов, Н.А. Социология: учеб. Для Вузов / Под ред. Проф. В.И. Староверова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 511 с.

Новаторов, В.Е. Менеджердиск (CD-ROM).

Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев — Лада, В.М. Димов [и др.]. — К.: Изд-во при Киев. Ун-те, 1990. — 240 с.

Понукалина, О. Корпоративный Досуг: цели и способы организации / О. Понукалина // человек и труд. — 2008. — №11. — С. 69-72.

Седова, Н.Н. Досуговая активность граждан/ Н.Н. Седова // Социологические исследования. — 2009. — №12. — С.56-69.

Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1/ национальный общественно — научный фонд/ Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; главный редактор В.Н. Иванов. — М.: Мысль, 2003. — 694 с.

Соколов, Э. В. <HTTP://212.33.239.230/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=3&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2,%20%D0%AD.%20%D0%92.> Свободное время и культура досуга / Э. В. Соколов. — Ленинград : [б. и.], 1977. — 207 с.

Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие / В.А. Спивак. — М.: Эксмо, 2008. — 624 с.

Патрушев , В. <HTTP://212.33.239.230/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=3&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%20,%20%D0%92.> Свободное время работающих горожан России и США (сравнительный анализ) / В. Патрушев // Социологические исследования. — 2004. — № 12. — С. 30- 40. свободное время профессиональный менеджер

Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — Москва : МГУКИ, 2008. — 607 с.

Учебная работа. Свободное время личности — пространство профессиональной деятельности менеджеров СКД