Учебная работа. Совершенствование системы регионального управления в строительной отрасли на примере Красноярского края
совершенствование системы регионального управления в строительной отрасли на примере Красноярского края
Дипломная работа
совершенствование системы регионального управления в строительной отрасли на примере Красноярского края
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ аспекты РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
.1 Строительный комплекс — ключевая отрасль экономики России
.2 Система регионального управления в строительной отрасли
.3 Региональная инвестиционная политика строительной отрасли
ГЛАВА 2. исследование СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
.1 особенности управления в строительной отрасли Красноярского края
.2 характеристика состояния строительной отрасли Красноярского края на современном этапе
.3 Стратегическое позиционирование, основные проблемы и направления развития строительной отрасли Красноярского края
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ системы УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
.1 основные направления совершенствования системы управления строительным комплексом региона
.2 программа мероприятий, направленных на совершенствование системы управления в строительной отрасли Красноярского края
.3 Обоснование социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
региональный менеджмент управление строительный комплекс
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
строительство представляет собой одну из важнейших отраслей экономики страны, обеспечивающий развитие всех видов экономической деятель: производственное, жилищно-коммунальное, дорожно-транспортное и др., и во многом определяет возможности интенсивного развития российской экономики.
Ведущая роль строительной отрасли: уровень, тенденции и темпы развития, в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что его конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов, не только на федеральном, но преимущественно на региональном уровнях. В этой сфере сходятся интересы Российской Федерации и ее субъектов.
Переход россии к рыночной экономике предполагает качественно новые аспекты управления деятельностью строительного комплекса России. строительство — это не только процесс возведения зданий, но и научные исследования, экспертизы, проектирование, разработки, образование кадрового состава, Менеджмент рабочего процесса, решение финансовых вопросов. комплексное решение этих вопросов упрощается при условии эффективного управления с участием государства.
Развитие строительного комплекса, его рыночная адаптация является важнейшей предпосылкой возрождения экономического потенциала россии и успешного решения целого комплекса социально-экономических задач.
В настоящее время, условиях растущей децентрализации управления, развитие строительной отрасли характеризуется регионализацией строительного производства, с все возрастающей ролью территориальных факторов развития.
Актуальность проблемы регионального управления в строительной отрасли, а также недостаточная изученность управленческих аспектов функционирования строительства в условиях рыночной экономики и предопределили выбор темы исследования.
Степень разработанности темы.
Вклад в теорию и практику управленческой деятель в строительстве внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Определения и подходы к структуре строительного комплекса наиболее подробно рассмотрены в работах: Б.С. Бушуевa, Н.В. Васиной, Э.П. Горбунова, Л.М. Данильченко, А.Ф. Клюева, И.К. Комарова, И.М. Корнеева, Б.В. Прыкина, Р.Ф. Самусевой, И.С. Степановой и др. Теоретико-методологические исследования управления строительным комплексом представлены в работах В.М. Васильева, В.В. Герасимова, Э.В. Кругловой. В работах В.А. Заренкова, А.Ю. Панибратова. Отдельным вопросам функционирования и развития системы управления строительной отраслью посвящены труды российских ученых Л.И. Абрамова, Л.Д. Богуславского, Бузырева В.В., Козловского А.В., В.А. Лисичкина, Ю.Б. Монфреда, И.И. Никитина, Степанова И.С., А.М. Полонского, С.Д. Резника, В.И. Рыбальского, В.М. Симчеры, А.К., Чекалина В.С., Шрайбера и других. В работах Л.М. Чистова анализируется сущность строительного комплекса как социально-экономической системы, изучаются его свойства, характеристики, особенности функционирования и развития.
Объектом исследования выступает строительный комплекс Красноярского края.
Предметом исследования является система регионального управления в строительной отрасли.
Целью дипломной работы является разработка основных направлений совершенствования системы регионального управления в строительной отрасли (на примере Красноярского края).
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать строительный комплекс России как ключевую отрасль экономической системы;
изучить систему регионального управления в строительной отрасли: понятие, сущность, структуру, особенности управления;
провести анализ состояния строительной отрасли Красноярского края с выявлением ключевых проблем;
предложить пути совершенствования управления строительной отраслью Красноярского края.
основным методом исследования в дипломной работе является анализ литературных, методических, аналитических и учебных материалов относящихся к теме дипломной работы в рассматриваемой сфере деятельности, а также методы сравнения, обобщения, статистической обработки.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, проводится анализ степени изученности проблемы, формулируются объект, предмет, цели и задачи. В первой главе раскрываются теоретико-методологические аспекты управления строительной отраслью как экономической системой, дается оценка состояния и проблемы развития системы управления в строительной отрасли в регионах российской Федерации. Вторая глава содержит анализ состояния, проблемы и перспективы развития строительной отрасли Красноярского края. В главе три формулируются пути совершенствования системы регионального управления в строительной отрасли, проводится обоснование предложенных мероприятий. В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ аспекты РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
1.1 Строительный комплекс — ключевая отрасль экономики России
Современная Россия — страна с многоукладной экономикой, представляет собой сложный хозяйственный механизм, включающий отрасли производственной и непроизводственной деятель.
Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики, которая предназначена для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Определяющая роль строительной отрасли заключается в создании условий для динамичного развития экономики страны. [53, с. 23]
Строительная отрасль — это комплекс взаимосвязанных субъектов хозяйствования, осуществляющих проектно-изыскательские, производствен-ные, коммерческие, строительные работы в сфере строительства объектов для функционирования отраслей народного хозяйства и жизнедеятельности населения субъектов российской Федерации и России в целом [50, с. 10].
При этом, строительный комплекс и составляющие его подразделения относятся к числу самоуправляемых систем, т.е. систем, обладающих свойством управлять своим поведением, и включают две подсистемы: управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления):
) Управляемую подсистему (объект управления) в строительстве составляет совокупный производственный коллектив инженерно-технических работников, объединенных в подразделения, и выполняющих производственные функции (технологические, энергетические, транспортные, вспомогательные) по созданию строительной продукции.
) Управляющая подсистема (субъект управления) строительного комплекса вырабатывает, инициирует управляющие воздействия с помощью сигналов, команд, поступающих к управляемой подсистеме (объекту управления).
структура строительного комплекса включает: предприятия стройиндустрии, строительные организации, предприятия промышленности.
Предприятия стройиндустрии составляют заводы по производству железобетонных конструкций и изделий, заводы по производству изделий крупнопанельного домостроения, бетоносмесительные установки и растворобетонные узлы.
К предприятиям промышленности строительных материалов относят: заводы по производству кирпича, заводы по производству кровельных материалов, предприятия по производству нерудных строительных материалов, предприятия по производству столярных изделий.
К строительным организациям отнесены: организации заказчики-застройщики, генподрядная организация, монтажные организации; организации, выполняющие научно-изыскательские работы; проектные и научно-исследовательские институты и конструкторские бюро; обще-строительные и специализированные строительные организации; строительных материалов; организации по ремонту строительных объектов, их расширению и реконструкции.
Как видно из структуры строительного комплекса, здесь осуществляется весь цикл работ по созданию строительных объектов — от проектирования до ввода их в действие, с необходимыми для этого строительной базой и производством специальных видов материальных ресурсов. Таким образом, в сфере строительства потребляются и перерабатываются колоссальные ресурсы, от результативности использования которых зависит очень многое, в том числе и темпы экономического роста страны. Так, на долю строительной отрасли в россии приходится свыше 70% стоимости продукции и численности занятых, до 50% стоимости основных фондов строительного комплекса [23, с. 19].
строительство является и крупнейшим потребителем продукции других отраслей экономики, которые обеспечивают его металлом и металлоконструкциями, цементом, лесоматериалами, строительными машинами, транспортными средствами, топливом, энергетическими и другими ресурсами. По данным Росстата, в строительстве используется 50 % продукции промышленности строительных материалов, около 18 % металлопроката, 40 % лесоматериалов, более 10 % продукции машиностроения. Для перевозки строительных материалов, конструкций, строительной техники используются практически все виды транспорта. Из этого следует, что значительная часть проблем и задач, связанных с развитием строительной отрасли, носит межотраслевой характер.
Таким образом, состояние строительной отрасли имеет определяющее страны в целом. Будучи одной из ведущих фондообразующих отраслей национального хозяйства, строительство обладает, тем не менее, рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование управления в этой сфере деятель, основные из которых:
строительная продукция характеризуется высоким уровнем трудоёмкости а, следовательно, и капиталоёмкости;
длительность цикла создания строительной продукции и необходимость привлечения большого числа специализированных производителей современных рациональных форм, структур и методов управления инвестиционно-строительным процессом;
рынок строительной продукции охватывает все отрасли национального хозяйства.
К особенностям, отличающих строительство от других отраслей и сфер народного хозяйства также относят:
территориальная закрепленность продукции строительства (региональный характер предложения);
— относительно высокий уровень концентрации поставщиков и низкий — потребителей;
низкая ликвидность незавершенного строительства;
особенности ценообразования, связанные с использованием базисной сметной стоимости строительства и индексов удорожания сметной стоимости;
значительная дифференциация локальных рынков (региональный характер) строительства.
стратегическая значимость отрасли и приоритетность ее развития с государственной точки зрения;
высокая финансовая емкость (для застройщиков и для потребителей);
географическая неравномерность спроса и зависимость от местного законодательства и регулирования.
деятель человека невозможны без строительства.
Одной из основных особенностей строительства является то, что, как правило, строительное производство носит региональный характер, за исключением строительных работ, связанных с решением задач общегосударственного характера. Строительные же предприятия, расположенные в данном регионе, выполняют преимущественно заказы потребителей, расположенных в этом же регионе. следовательно, указанные выше особенности необходимо учитывать при разработке мер по совершенствованию управления в строительной отрасли, не только на уровне федеральных органов, но и на региональном уровне.
Возрождение крупно-объектного строительства началось лишь с середины 2000-х годов [75]. Самым высоким, начиная с 1990 года был показатель ввода в эксплуатацию жилых помещений в 2008 году — 64,058 млн кв. м; наименьшие объемы строительства жилья зафиксированы в 2000 году — 30,296 млн кв. м. В 2009 году объем работ в строительстве упал на 16%, сократились темпы строительства жилья, зданий, дорог, уменьшилось производство строительных материалов. На сегодняшний день удалось повысить эти показатели. В 2012 году строительный комплекс практически вышел на докризисный период по освоению средств (более 5 трлн. рублей).
Динамика объема выполненных работ в строительной отрасли показана в табл. 1.
Таблица 1 Динамика объема выполненных работ в строительной отрасли Российской Федерации за 2000-2012 гг.
ГодВ факт. ценах, млрд руб.В %, к предыдущему годук 19902000503,8113,536,12001703,8110,439,92002831,0102,941,020031042,7112,846,320041313,6110,150,920051754,4113,257,720062350,8118,168,120073293,3118,280,520084528,1112,890,820093998,386,878,920104454,1105,082,820115140,3105,187,020125711,8102,489,1
Сегодня строительная отрасль в России формирует порядка 8% ВВП страны, при этом обеспечивая занятость почти 5,5 миллиона человек, т.к. рабочее место в строительстве создает от 8 до 12 мест в смежных отраслях, так или иначе, связанных со строительством.
Например, комплекс строительно-монтажных работ, ввод в действие новых производственных мощностей и объектов в ходе реконструкции, технического перевооружения, нового строительства или расширения действующих предприятий являются непосредственными задачами строительства и дают мультипликативный эффект в экономике.
кроме того, появились новые отрасли строительной промышленности, направленные на удовлетворение спроса частных компаний, благодаря чему начал развиваться сектор деловой и коммерческой недвижимости, а также частных лиц, которые стимулировали активное развитие жилищного строительства.
строительство играет исключительно важную роль в развитии экономической системы государства вне зависимости от его геополитического положения, уровня развития, численности населения и других характеристик. Так, добиться экономического роста страны это значит создать производственные мощности во всех отраслях народного хозяйства, соответствующие современному уровню научно-технического прогресса. добиться повышения качества жизни людей — это значит, прежде всего, обеспечить их необходимым жильем. именно в строительстве закладывается уровень комфортности жилья, черты будущего городов, инфраструктура, состояние городского хозяйства. таким образом, и то, и другое означает освоение большого объема капитальных вложений, а значит, функционирования отрасли «строительство».
По данным Росстата в 2012 году состояние строительной отрасли, характеризуется такими показателями:
объем выполненных работ составил 5711,8 млрд. рублей, или 102,4% к уровню 2011 года;
среднесписочная численность работников (с учетом субъектов малого предпринимательства) составила 3,1 млн. человек и выросла по сравнению с 2011 годом на 1,7%;
среднемесячная начисленная заработная плата составила 26,4 тыс. рублей, что на 10,2% выше уровня 2011 года и на 1,4% ниже среднероссийского уровня;
сальдированный финансовый результат строительных организаций составил 157,5 млрд. рублей (при этом 3,5 организаций получили Прибыль — 222,7 млрд. рублей, а 1 тысяча убыток — 65,2 млрд. рублей).
введено в действие 235,2 тыс. зданий (в 2011 — 223,8 тыс. зданий), их общий строительный объем составил 447,1 млн. куб. метров (в 2011 — 407,7 млн. куб. метров), общая площадь — 103,9 млн. кв. метров (в 2011 — 94,8 млн. кв. метров). Из числа введенных в действие в 2012 году зданий — 93,3% составляют здания жилого назначения.
Организациями всех форм собственности построено 826,8 тыс. квартир общей площадью 65,2 млн. кв. м., что на 4,7% выше предыдущего года. Индивидуальными застройщиками построено 28,2 млн. кв. метров общей площади жилых домов, или 43,2% от общего объема жилья, введенного в 2012 году. Основные экономические показатели по виду деятельности «Строительство» в российской Федерации в динамике показаны в таб. 2.
Таблица 2 основные экономические показатели по виду деятельности «строительство» в Российской Федерации, за 2009-2012 гг.
показатели2009201020112012Объём работ, выполненных по виду деятель «Строительство», млрд. руб. (в фактических ценах)3998,34454,25140,35711,8в % к предыдущему году (в постоянных ценах)86,8105,0105,1102,4Среднегодовая численность занятых, тыс. человек5315,25379,45473,6в % к предыдущему году (в постоянных ценах)96,6101,2101,8Удельный вес занятых в строительстве в общей численности занятых в экономике, %7,98,08,1Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников строительства, руб.18122,221171,723682,026400в % к предыдущему году97,6116,8111,9+10,2в % к среднему уровню в экономике97,2101,0101,3-1,4
Направления деятель строительных организаций в основном сосредоточена на строительстве жилых домов и составляла 16,8% всех строительных организаций, услуги по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений — чуть больше 18% компаний. информация об объемах ввода жилья в Российской Федерации в 2012 году и плановых показателях объемов ввода жилья в Российской Федерации на 2013 год представлена в Приложении Б.
За первое полугодие 2013 года по данным Росстата:
среднесписочная численность работников в строительстве составила 2,8 млн. человек и снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. на 0,7%;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 28,2 тыс. рублей, что на 7,8% выше уровня соответствующего периода 2012 г. и на 2,2% — ниже среднероссийского уровня;
сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) строительных организаций составил 20,9 млрд. рублей (3,0 тысяч строительных организаций получили Прибыль в размере 85,5 млрд. рублей, 1,4 тысяч организаций имели убыток на сумму 64,6 млрд. рублей);
доля убыточных организаций, осуществляющих строительную деятельность, по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. уменьшилась на 0,1 %;
введено в действие строительных объектов — 96,9 тыс. зданий (в I полугодии 2012 г. — 90,4 тыс. зданий), их общий строительный объем составил 169,1 млн. куб. метров (в I полугодии 2012 г.- 146,5 млн. куб. метров), общая площадь — 37,2 млн. кв. метров (в I квартале 2012 г. — 33,3 млн. кв. метров); из их числа 93,7% жилых;
наметился рост производства строительных материалов и конструкций (6-34 %);.
построено организациями всех форм собственности 278,2 тыс. квартир общей площадью 22,6 млн. кв. м., что на 7,6% выше уровня предыдущего года
при этом индивидуальными застройщиками построено 11,6 млн. кв. метров общей площади жилых домов, или 51,5% от общего объема жилья, введенного в январе-июне 2013 года.
средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра общей площади отдельно-стоящих жилых домов составила 35628 рублей (в I полугодии 2012 г. — 31870 рублей). При этом, отмечается что в 1,5 раза и более этот уровень превышен в Ненецком автономном округе (52333 рубля), Сахалинской области (54070 рублей), Ямало-Ненецком автономном округе (54627 рублей), Магаданской области (54869 рублей), Хабаровском крае (57396 рублей) и Чукотском автономном округе (80000 рублей). В 51 субъекте российской Федерации эта стоимость ниже, чем в среднем по россии, из них наиболее низкая — в Республиках Тыва (11331 рубль), Дагестан (17457 рублей) и Курской области (21851 рубль).
В сравнении с соответствующим периодом 2012 года:
уменьшился ввод санаториев — на 76,7%, домов отдыха — на 53,2%, амбулаторно-поликлинических организаций — на 23,2%, образовательных учреждений среднего профессионального образования — на 16,7%, больничных организаций — на 2,6%;
увеличился ввод концертных и киноконцертных залов — в 2,8 раза, гостиниц — в 2,4 раза, домов-интернатов для престарелых, инвалидов (взрослых и детей) — в 2,1 раза, торгово-офисных центров — в 2,0 раза, торгово-развлекательных центров — в 1,9 раза, образовательных учреждений высшего профессионального образования — на 55,8%, образовательных учреждений — на 49,5%, учреждений культуры клубного типа — на 34,1%, культовых сооружений — на 20,3%, дошкольных образовательных учреждений — 15,7%. По сравнению с соответствующим периодом 2012 года снизился ввод в действие тепловых сетей — на 60,2%, газовых сетей — на 40,2%; водопроводных сетей — на 24,0%, увеличился ввод в действие канализационных сетей в 1,9 раза.
Из объектов здравоохранения были построены: детские поликлиники на 307 посещений в смену в Республике Ингушетия, Кемеровской области; родильные дома на 180 коек в Пермском крае, Волгоградской, Свердловской областях; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 160 ученических мест в Приморском крае. однако за этот же период не осуществлялся ввод детских больниц, женских консультаций, детских домов, домов ребенка.
Из объектов туризма и спорта введены: туристские базы на 174 места, мотели на 146 мест, кемпинги на 112 мест, 13 плавательных бассейнов с длиной дорожек 25 метров и 50 метров, 11 спортивных сооружений с искусственным льдом площадью 135,9 тыс. кв. метров, 39 физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов площадью 17,0 тыс. кв. метров, горнолыжная трасса протяженностью 0,4 тыс. метров.
Производство продукции для строительства в I полугодии 2013 года по сравнению с соответствующим периодом:
увеличился выпуск стекла листового всего — на 11,0%, блоков стеновых мелких из ячеистого бетона — на 9,2%, конструкций и деталей сборных железобетонных — на 8,7%, портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных цементов гидравлических — на 7,5%, плиток керамических глазурованных для внутренней облицовки стен — на 7,2%, извести строительной — на 5,2%;
сократился объем производства труб и муфт асбестоцементных на 2,9% и извести технологической — на 1,8%.
Стоит отметить, что в 2013 году темпы роста в отрасли, за первые три квартала текущего года они сократились, хоть и не более чем на 1,1%. Среди ключевых факторов, влияющих на замедление темпов роста строительной отрасли можно назвать замедление темпов роста экономики России в целом, все еще сложную среду для привлечения капитала. В первом полугодии 2013 года в строительной отрасли россии было заключено на 1,9% контрактов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций по результатам исследований, являются: высокий уровень налогов (на этот фактор указали 45% опрошенных руководителей организаций), неплатежеспособность заказчиков и конкуренция со стороны других строительных фирм (по 26%), высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (25%).
Среди ключевых факторов, обусловивших это замедление, можно отметить и недостаточную работу в области инвестиционной деятельности. В первые три квартала текущего года инвестиции сократились на 1,4%.
Снижение инвестиций произошло после того, как многие российские крупные компании сократили свои инвестиционные программы.
кроме того, слабые макроэкономические показатели заставили власти РФ в этом году сократить прогнозируемые расходы на целевые государственные программы развития инфраструктуры.
Если в целом по строительной отрасли происходит замедление темпов роста, то в разрезе отдельных секторов происходят различные изменения. Так, в секторе нежилого строительства наблюдается восходящий тренд: по данным Росстата, в 2012 году в стране в целом было введено в эксплуатацию 18341 нежилое здание, что на 15,1% больше. А общая площадь новых предложений на 30% превышает показатели 2011 года. Эта положительная тенденция сохранилась и в 2013 году.
Рост отмечен и в жилищном строительстве. сегодня вся жилищная политика государства построена на реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской Федерации» [8], где в качестве программно-целевых инструментов используются: ФЦП «Жилище» и на подпрограммах, входящих в них. При этом, строительная активность переместилась преимущественно в регионы страны, где темпы роста строительной отрасли за последние годы увеличились втрое.
Для решения ФЦП «жилище», как на федеральном, так и на региональном уровнях приняты ряд нормативно-правовых актов, призванных создать законодательную основу по увеличению и развития жилищного строительства, соответствующего новым, современным стандартам его качества и размеров. Так, от 22.05.2013 Госстрой издал приказ № 180/ГС «об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства» [9], которые определяют основные принципы и рекомендуемый порядок разработки программ развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации.
В 2013 году самая большая доля построенного жилья также пришлась на Центральный федеральный округ 28% и Приволжский федеральный округ 22%, далее следует ЮФО 14%, Сибирский федеральный округ 11%, Уральский федеральный округ 7%, Северо-Кавказский федеральный округ 6% и Дальне-Восточный федеральный округ 2%.
Если составить рейтинг самых активно строящихся регионов России то выглядеть они будут следующим образом, всего в этих регионах построена половина жилья России (таб. 3).
Таблица 3 Рейтинг самых активно строящихся регионов Российской Федерации в 2013 году
МестоРегион РоссииПостроено жилья, тыс. м2%1Московская область2 266,1102Краснодарский край1 697,07,53Республика Татарстан1 199,85,34Москва1 187,15,35Тюменская область1 011,54,56Республика Башкортостан1 009,74,57Санкт-Петербург947,54,28Ростовская область837,93,79Ленинградская область556,62,510Белгородская область551,32,4
таким образом, строительная отрасль — это управляемая система, которая включает совокупность специализированных производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата — обеспечении расширенного воспроизводства основных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечивая тем самым экономическое развитие ключевых отраслей, и во многом определяя решение социальных, экономических задач развития экономики страны.
после перехода России к рыночным отношениям и структурной перестройки экономики, в строительной отрасли произошли большие изменения. особенно это касается жилищного строительства, так как основной задачей, которую ставит правительство перед строительной отраслью, является обеспечение комфортным жильем граждан России. На данный момент ситуация в отрасли улучшается, объемы жилищного строительства растут, государство активно поддерживает строительный комплекс: во-первых, финансированием программ, связанных с жилищным строительством, таких как «Жилище»; во-вторых, реализацией программ, связанных со строительством дорог и инженерной инфраструктуры, как отдельных городов, так и страны в целом. При этом, основной тенденцией развития отрасли является ее регионализация.
1.2 Система регионального управления в строительной отрасли
В соответствии с федеральными законодательными актами, центр тяжести по управлению экономическими процессами в строительстве, в настоящее время осуществляется на уровне субъектов, образуя региональный строительный комплекс. Региональный строительный комплекс (РСК) — это территориально-производственная совокупность строительных предприятий, предприятий строительных материалов и объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих ее сбалансированность и эффективное функционирование комплекса в целом, а также региональных органов управления и общественных организаций. Схематически региональный строительный комплекс показан на рис. 5.
Рис.5 Региональный строительный комплекс
На уровне региона управляющей подсистемой строительного комплекса является региональный орган управления (министерство или комитет), который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Из схемы видно (рис. 6), региональный строительный комплекс обладает как общими, так и специфическими признаками экономической системы.
Рис. 6 Управление региональным строительным комплексом как экономической системой
К общим относятся:
целостность регионального строительного комплекса проявляется в том, что он функционирует как целостное образование в пределах определенной территории и изменение элементов системы приводит к изменениям системы в целом;
иерархичность свидетельствует о взаимодействии и взаимосвязи всех элементов в системе, в качестве которых выступают отрасли строительного комплекса;
адаптивность характеризуется приспособлением строительного комплекса как экономической системы к изменениям внешней и внутренней среды в связи с развитием НТП и дифференциацией строительных услуг, а также в связи с изменениями нормативно-законодательной базы;
открытость свидетельствует о расширении межотраслевых связей строительного комплекса с другими отраслями народного хозяйства.
В число специфических системных признаков можно включить:
— нестационарность, свидетельствующая о подвижности рабочих мест и неподвижности продукции строительного комплекса;
особые условия функционирования, что обусловлено необходимостью учета местных природно-географических и экономических условий при осуществлении строительных работ и участием многих отраслей экономики в создании конечной продукции строительного комплекса;
множество источников финансирования, свидетельствующие об использовании в производстве средств бюджетов всех уровней, банков, инвесторов, граждан;
самоуправляемость заключающиеся в способности строительного комплекса самостоятельно определять правила своей деятельности.
Региональный строительный комплекс функционирует с присущими ему особенностями, тенденциями и перспективами развития. Региональные различия в условиях развития строительства и его материально-технической базы определяются:
перспективами развития производительных сил в регионе (темпами роста капитальных вложений, их территориальной и отраслевой структурой, формированием новых производственных комплексов и т.д.), планами развития городов и других населенных пунктов, намечаемыми темпами улучшения обеспеченности населения жильем и объектами культурно-бытового назначения;
особенностями региона в транспортном отношении и возможностью расширения путей сообщения и транспортно-экономических связей;
демографической характеристикой региона (численностью и плотностью населения, обеспеченностью трудовыми ресурсами);
состоянием мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий и хозяйств материально-технической базы строительства.
При этом, размещение строительства на территории субъектов России определяется уровнем его экономической освоенности и отраслевой структурой капитальных вложений, сложившейся системой населенных пунктов и особенностями осваиваемых природных ресурсов. Наиболее обеспечены сырьем для выработки строительных материалов Центральный, Северо-Кавказский, Уральский, Поволжский, Западно-Сибирский, Волго-Вятский, Северо-Западный, Дальневосточный регионы.
кроме того, размещение строительного комплекса отличается крайней неравномерностью, обусловленное экономической освоенностью территории страны. Высокоразвитым строительным комплексом отличаются Центр, Северный Кавказ, Урал, Поволжье, Центральное Черноземье и Волго-Вятский регион.
Управление строительным комплексом как экономической системой осуществляется с помощью системы методов. Под методом управления строительным комплекса понимается способ, средство, прием воздействия субъекта управления (органа управления, руководителя) на производствен-ные коллективы или отдельных их членов как объектов управления для достижения цели управления. В целом метод управления строительным комплексом представляет собой конкретный способ, средство, прием осуществления задач и функций субъекта управления, обеспечивающий достижения его цели. Система методов управления включает в себя: административные, организационные, экономические методы.
Административные методы характеризуются законами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, которые составляют правовую основу, прямо или косвенно влияющую на строительную деятельность. Так, к законам, оказывающим прямое влияние отнесены, законы: о государственном бюджете, о лицензировании строительной деятельности. законы, оказывающие косвенное влияние, в числе которых, например, Гражданский кодекс Российской Федерации, налоговое законода, призваны оказывать положительное воздействие на формирование внешней среды строительного комплекса.
Отличительной особенностью административных методов является их государственно-властный характер и обязательность исполнения предписаний органов власти подчиненными им объектами. важное значение при этом имеет административное воздействие, которое должно быть тщательно обосновано, в том числе и экономически, с точки зрения возможных последствий.
Организационные методы управления строительным комплексом представляют собой совокупность организационных воздействий субъекта управления на управляемый объект и подразделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно-методическое инструктирование. Организационные методы управления реализуются в виде нормативных документов, устанавливающих четкий порядок организации деятельности, как объекта, так и субъекта управления, а также в применении различного рода норм и нормативов.
Экономические методы рассматриваются как основа реализации требований экономических законов и как средство воздействия на экономические управленческие решения. Экономические методы включают: экономическое стимулирование, экономическую ответственность, хозяйственный (коммерческий) расчет. При этом важно, что эти методы способствуют удовлетворению требований потребителей продукции строительного комплекса и сочетанию экономических интересов работников, производителей и потребителей.
Экономическое стимулирование как метод управления базируется на экономических интересах работников. При этом принципиальное значение в экономическом стимулировании имеет материальное стимулирование, которое основывается на экономическом законе распределения материальных благ в соответствии с количеством и качеством труда.
экономическая ответственность за результаты деятельности органов власти как один из экономических методов управления строительным комплексом предполагает компенсацию потерь, возникающих по вине органов управления и должностных лиц. Также к методам экономической ответственности относятся гарантированные платежи в бюджет независимо от выполнения плана по прибыли.
Хозяйственный (коммерческий) расчет как экономический метод управления основывается на заинтересованности субъектов строительного комплекса в получении прибыли, производстве конкурентоспособной строительной продукции и услуг, что обеспечивает стабильное развитие строительного комплекса в целом.
Анализируя управление современным строительным комплексом как экономической системой, выделим факторы, как способствующие развитию, так и препятствующие системы регионального управления строительным комплексом, которые соответственно и оказывают на его функционирование как положительное, так и отрицательное воздействие. Так, к факторам, препятствующим управлению региональным строительным комплексом отнесены:
управление осуществляется как отраслевыми органами управления, так и региональными органами государственного управления, что приводит к дублированию управленческих функций, принятию неэффективных управленческих решений;
несовершенство законодательства в строительстве;
отсутствие в отдельных регионах стратегического планирования в управлении строительным комплексом;
неэффективное использование государственного заказа как инструмента регулирования строительного комплекса в регионе;
наличие множества согласовывающих организаций и длительность процесса согласования проектно-технической документации.
К факторам, способствующим управлению региональным строительным комплексом отнесены:
прямое регламентирование деятель хозяйствующих субъектов в регионе;
увеличение инвестиционных процессов в регион;
создание государственно-частного партнерства.
кроме того, необходимо усиление контрольных функций органов регионального управления строительным комплексом, стабилизация и развитие инвестиционных процессов отрасли.
Таким образом, решение проблемы повышение качества и эффективности регионального управления в строительной отрасли является одной из актуальных задач строительства. При этом, для развития строительной отрасли необходимо не только проведение эффективной экономической политики в данной сфере, но и качественно новая структура взаимоотношений участников, путем принятия комплекса мер и мероприятий, направленных на привлечение инвестиций.
1.3 Региональная инвестиционная политика строительной отрасли
Система регионального управления в строительной отрасли связана, в первую очередь, с формированием и стимулированием инвестиционного климата в регионе. Механизм решения данной проблемы выделен в региональную инвестиционную политику.
Под региональным инвестиционно-строительным комплексом (ИСК) следует понимать связанную едиными организационно-экономическими взаимоотношениями совокупность отраслей, производств и организаций (включая органы территориально-отраслевого управления), создающих материально-вещественную базу народного хозяйства путем вовлечения денежных и неденежных инвестиций в создание конкретных объектов производственного и непроизводственного назначения в региональных границах. Другими словами, региональный ИСК представляет собой определенным образом организованную территориальную совокупность инвестиционных институтов, строительных производств и результатов их финансово-хозяйственной деятель с регионально-отраслевым управлением.
Рассматривая управление ИСК региона, а также взаимодействие его субъектов с внешними партнерами и инвесторами как единой большой системы, отметим, что инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системой производственных, функциональных и институциональных структур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики в целом. В то же время, особенности ИСК связаны с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами. Поэтому конкретное содержание и экономическое наполнение ИСК обретает только на региональном уровне [49, с. 25].
таким образом, региональный инвестиционно-строительный комплекс может быть представлен как совокупность локальных комплексов. При этом каждый региональный инвестиционно-строительный комплекс характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития, и оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
Как видим, инвестиционно-строительный комплекс является сложной многоуровневой системой, состоящей из взаимосвязанных экономических подсистем, обладающих определенной независимостью и самостоятельностью в выборе оптимального режима своего функционирования, что не может не отразиться на поведении системы в целом. Это требует осуществления внешнего регулирующего воздействия на отдельные элементы системы в целях достижения конечного результата с наименьшими потерями времени и ресурсов. необходимо выбрать такой общий режим функционирования, при котором система достигает определенного оптимума при одновременном сохранении для подсистем выбора режима их самостоятельной деятель.
Следует отметить также, что региональный инвестиционно-строительный сектор функционирует в определенных экономических условиях, которые могут способствовать развитию инвестиционно-строительной деятельности, но могут его и сдерживать. основные факторы, влияющие на деятельность инвестиционно-строительного комплекса, представлены в Приложении В.
Управление ИСК представляет собой систему мер по обеспечению его сбалансированного развития и достижению установленных стратегических целей путем преодоления возникающих отклонений от желаемого состояния, реализуемую на основе концепции социально-экономического развития региона.
Региональное управление в инвестиционно-строительном комплексе реализуются в организационно-правовых формах. При этом ИСК может быть представлен на внутрисистемном уровне как децентрализованная система, составная часть народного хозяйства отдельных территорий. Такой подход позволяет соединить все стороны развития регионального инвестиционно-строительного комплекса. На внешнем уровне ИСК региона выступает как межотраслевой комплекс, под которым понимается объект хозяйствования, характеризующийся:
— совокупностью тесно и постоянно связанных отраслей, предприятий, организаций;
созданием условий и единством материальной базы производства конечной продукции.
В качестве межотраслевых связей ИСК, объединяющих его субъектов, являются связи, построенные на основе:
общности целей, в том числе, решения межотраслевых проблем, например, низкой мобильности населения страны, различий в уровне социально-экономического развития субъектов административно-территориального деления, географического разделения территорий, в которых сосредоточены основные запасы природных ресурсов и территорий, обладающих наибольшим промышленным производственным потенциалом;
функционального взаимодействия: ресурсно-продуктивные связи по обслуживанию основного строительного производства в обеспечении материалами, комплектующими, транспортом, строительной техникой, кадрами и т.д.;
инвестиционно-финансового взаимодействия, в результате которого объединяются финансовые и инвестиционные потоки ресурсов и их субъекты.
На внутрисистемном уровне региональный ИСК реализуется, как составная часть отраслей народного хозяйства отдельных регионов, являясь частью более крупной системы — регионального социально-экономического комплекса. Сохраняя многоотраслевое содержание, инвестиционно-строительный комплекс региона отражает специфические особенности территориального развития, обеспечивая при этом его единство.
Подходы к управлению ИСК региона представлены в Приложении Г.
Регулирование инвестиционной деятельности регионального ИСК осуществляется при помощи методов прямого и косвенного воздействия. При этом, все формы воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом «об инвестиционной деятельности в РФ» [3] подразделяются на три направления: правовой, административный и экономический (табл. 4).
При переходе к рыночной системе, методы прямого управления заменяются на регулирующие функции, которые в развитии ИСК являются одними из главных в решении проблемы повышения его эффективности.
Региональная конкурентоспособность обеспечивается эффективным использованием капитала и рабочей силы. Фактором этого, в том числе, является высокое качество жизни населения, что в свою очередь, тесно связано с его жилищными условиями. Очевидно, проблема обеспечения доступного и комфортного жилья не может быть решена без интенсификации жилищного строительства. В свою очередь, жилищное строительство, являясь наиболее социально значимым видом, и в первую очередь, нуждается в инвестициях.
Таблица 4 Инструменты регулирования инвестиционной деятельности [32; С. 65]
ПравовыеАдминистративныеЭкономическиеактивно-структурныебюджетно-налоговыеденежно-кредитныеМеры создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельностиЗащита интересов инвесторовПроведение пере-оценки основных фондов в соответствии с темпами инфляцииПредоставление льготных условий пользования землейСовершенствование системы налогов, механизма начисления амортизацииРасширение использования залогов при осуществлении кредитованияПринятие антимо-нопольных мерУстановление спец налоговых режимовПрямое государственное участие в инвестиционной деятельностиРазработка и утверждение нормПроведение экспертизы инвестиционных проектовФинансирование инвестиционных проектовВыпуск облигационных и целевых займовЗащита организаций от поставок устаревших технологий и пр.Формирование перечня строек и финансирован из бюджетаВовлечение в инвестиционный процесс приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности