Учебная работа. Руководитель и его роль в процессе управления
руководитель и его роль в процессе управления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. эффективная экономика — прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление — прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления — руководство. Результат труда руководителя — решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.
Современный руководитель может всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой коммуникаций, знаниями и навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.
В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент многих предприятиях руководители сводят воздействие работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.
1. руководитель И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
.1 Координирование коллективной работы — важнейшая деятельность в организации
Как известно, все великие достижения человечества создавались коллективным (от латинского collectivus — собирательный) трудом. Каким бы продолжительным ни был спор о роли личности в истории, непреложным остается тот факт, что без коллективной деятель эти личности вряд ли бы состоялись. Весь мир устроен так, что люди должны (стремятся, вынуждены) находиться в коллективах (группах) [8].
Если рассматривать коллектив с точки зрения бизнеса, то можно отметить следующее.
Преимущество коллективной (групповой) работы состоит в том, что она позволяет повышать эффективность работы за счет синергического эффекта, при котором результаты совместной деятель превышают простую сумму результатов работы отдельных членов. Синергический эффект достигается за счет разделения труда, специализации и координации.
В результате коллективной работы появляется знание особенностей поведения людей, закономерностей групповой совместной деятельности, психологических механизмов межличностного взаимодействия, а также умение анализировать свою деятельность как совокупность конкретных проблемных ситуаций, осуществлять межличностное взаимодействие.
Коллективная работа дает возможность осознать необходимость изменения обстоятельств, а также позволяет найти средства для практического осуществления этих целей. Формирование корпоративной культуры возможно только через использование методов работы с коллективом или его группами.
Коммуникационный процесс является частью коллективной работы. Эффективные группы полностью используют знания, навыки своих членов, что поддерживает их мотивацию для выполнения поставленных задач.
Современные информационные технологии способствует появлению удобной среды для совместной работы, которая позволяет пользователям получать всю необходимую для работы информацию и обмениваться ею друг с другом. Причем возможна и связь между территориально рассредоточенными сотрудниками организации. В любой организации выделятся три формы взаимодействия сотрудников, связанных между собой общими бизнес-процессами. Это так называемые «ККК»: коммуникации, кооперация и координация [4].
Во-первых, сотрудники могут запрашивать у кого-либо и посылать кому-либо различную информацию. Для автоматизации этой формы общения требуется программное обеспечение, выполняющее функции коммуникаций или электронной почты.
Во-вторых, для коллективного выполнения работы нужно общее рабочее пространство как физическое, так и виртуальное. В терминах информационных технологий — это базы данных электронных документов общего доступа. При этом для территориально распределенных организаций через каналы связи должен существовать механизм синхронизации копий одной и той же базы данных документов.
В-третьих, когда документы пересылаются в соответствии с определенными правилами, они должны быть скоординированы. Программное обеспечение, решающее такую задачу, должно включать в себя встроенные средства координации или автоматизации бизнес-процессов и документооборота.
Все это предполагает коллективную (совместную) работу, выполнение которой осуществляется с помощью различного программного обеспечения. Операционные системы позволяют использовать общие ресурсы сети (папки, принтеры, модемы и т. д.), в офисные пакеты встроены функции коллективной работы с документами. Но существует программное обеспечение, которое принято относить к программам коллективной работы. Несколько лет тому компания IDC провела опрос европейских пользователей систем для совместной и коллективной работы. Были получены следующие результаты (указаны в порядке убывания интенсивности использования), которые и составляют суть программного обеспечения для коллективной работы:
электронная почта;
средства распространения и совместного использования информации;
управление документами;
возможности выполнения специализированных приложений;
средства календарного планирования и составления расписаний;
средства управления корпоративными знаниями;
управление потоками работ;
дискуссионные базы данных;
мгновенная пересылка сообщений (chat);
конференции в реальном времени.
Электронная почта на сегодняшний день является самым распространенным средством общения и в особых комментариях уже не нуждается. Для ее использования применяются почтовые серверы и клиенты, как правило, встроенные в Web-браузеры, обеспечивающие работу с ресурсами Интернета.
мгновенная пересылка сообщений (chat), которые еще называют прямым диалогом, позволяет пользователям обмениваться текстовыми сообщениями практически мгновенно, моделируя обычный разговор между людьми. Эту функцию, основанную на открытом протоколе Internet Relay Chat, часто называют «мгновенной (моментальной) почтой». К программам этой категории относятся, прежде всего, ICQ, MSN Messenger и Odigo.
В рамках дискуссионной базы данных основная тема, подтемы и отзывы пользователей имеют заголовки, на основе которых строится ведение диалога. Для дискуссионных баз данных можно использовать специальные продукты, такие как Consensus @nyWare от soft Bicycle, и приложения для организации рабочего пространства коллектива, объединяющие в дискуссионной базе данных функции анализа и поддержки принятия решений.
Конференции отличаются от других средств коллективной работы тем, что предоставляют удаленным пользователям возможность общения в режиме реального времени. средства конференций объединяют chat, дискуссионные базы данных, передачу голоса и видео, а также функцию «белой доски», с помощью которой пользователи могут делать на документе свои пометки и знакомиться с комментариями и поправками других участников. Такие средства конференций, как Symposium от Centra Software, позволяют осуществлять и дистанционное обучение [2].
1.2 Принцип горизонтального и вертикального разделения труда
Разделение труда происходит по двум направлениям:
. Горизонтальное — качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятель (разделение общего производственного процесса на частное обособление различных видов деятельности со специализацией производства) делится на:
функциональное (специализация работников);
товарно-отраслевое (специализация по определенным видам деятель);
по квалификационным признакам (при определении видов деятель исходят из сложности работ).
. Вертикальное — обособление функций управления (целенаправленное координирование и интегрирование деятель всех элементов организации) от исполнительских.
Вертикальное разделение существует по следующим направлениям:
общее руководство;
технологическое (внедрение технологий);
экономическое;
оперативное — составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов;
управление персоналом.
Вертикальное разделение имеет несколько моментов:
интеллектуальный (подготовка и принятие управленческого решения);
волевой (реализация управленческого решения).
Вертикальное разделение труда обретает уровни управления:
высший — президент, генеральный директор, заместитель директора, вице-президент, члены совета директоров и правление. Эти руководители осуществляют основные функции, направленные на выполнение интересов и потребностей акционеров (собственников). Они определяют стратегию развития организации и деловую политику;
средний — руководители филиалов и имеющие несколько предприятий, руководители проектов и программ, начальники отделов и цехов. Они имеют широкий круг обязанностей, обладают большой самостоятельностью при принятии решений и реализуют разработанную высшим руководством стратегию организации. Так же отвечают за доведение заданий до подразделений и их исполнение;
низший — руководители смены, мастера, бригадиры. Они находятся в непосредственном контакте с неуправленческими работниками, доводят до них задания и проверяют их исполнение.
1.3 Уровни иерархии, основные закономерности
Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении:
Высший МенеджерОбычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.
Иерархия управления — инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятель (рис.1) [3].
Рисунок 1 — Иерархия менеджмента
1.4 Роль и навыки руководителя
Управление фирмой — сложный и ответственный процесс, требующий от руководителя определенных знаний и умений.
Роль руководителя. Здесь доминантой является ориентация управленческого сознания на работников фирмы. Объективно она привлекает сотрудников к решению общих задач, сплачивая в команду единомышленников и координируя во времени и пространстве. Эта роль обеспечивает формирование оптимальных коммуникаций, особенно в решении стыковых проблем, так как их не решаемость и губит фирму. По тому, как данная роль контролирует организационную среду, можно судить о ее эффективности. именно она ответственна и за делегирование полномочий, и за технологию распределения ресурсов, и за культуру управления фирмой.
В книге «Подготовленный ум лидера», авторами Биллом Велтером и Джином Игмонтом, выделяются основные восемь навыков и умений лидера компании для преодоления перечисленных проблем. Рассмотрим эти навыки, определим их важность для руководителя фирмы, приведём рекомендации и упражнения для их приобретения и развития [5].
. Умение наблюдать.
Для нас не является новостью, что среда функционирования компании постоянно меняется. Именно поэтому лидеры должны постоянно искать информацию, на её основе строить планы и разрабатывать стратегии для дальнейшей работы. Умение поиска информации подразумевает нахождение не просто данных, а особенно значимых данных для фирмы — тех, что приводят к противоречию мнений и опровергают устоявшиеся факты. Если лидер вовремя сумеет найти информацию, и на её основе скорректировать свои решения, то он может избежать неправильных действий, ошибок и огрехов.
. Умение обосновывать.
Умение обосновывать заключается в возможности лидера, на основе полученной информации, делать выводы, приводить аргументы в пользу своего решения. Персонал компании должен знать о том, куда вы ведёте компанию, какими путями, что вы хотите достичь, насколько это важно. Лидер компании должен уметь доносить до сотрудников информацию, отвечать на все поставленные вопросы.
. Умение предвидеть
Предсказывать будущее никто не умеет, но это не говорит о том, что не надо пытаться. лидеру необходимо представлять будущее, воображать его, чтобы с максимальной верностью принимать решения, генерировать идеи для развития компании. Умение предсказывать важно ещё и тем, что Менеджерили иное решение, как будет работать компания при изменении её бизнес-модели. Также необходимо уметь предсказывать шаги основных конкурентов, уметь их опережать.
. Умение бросать вызов.
Хороший руководитель должен чувствовать свои знания, силы, не бояться бросить вызов для того, чтобы доказать свою точку зрения, убедить в верности своих доводов, изменить мнения и убеждения собеседников. Умение бросать вызов состоит в своевременности постановки вопросов самому себе: в правильном ли направлении развивается фирма, с необходимой ли скоростью, нужны ли изменения, и т.д.
А также в умении найти на них верные ответы.
. Умение быстро принимать решения.
Правильное, быстрое принятие решения — главнейший навык лидера, которым он должен умело пользоваться.
Если руководитель фирмы не умеет принимать быстрые, адекватные решения, тогда фирму ожидает поражение. Умение быстро применять решения особенно актуально в наше время, усложненное кризисной ситуацией.
. Умение постоянно обучаться.
Мир постоянно изменяется, и то, что вчера было актуальным, сегодня является устаревшим и может вам навредить.
Обучение <#"192" src="/wimg/16/doc_zip2.jpg" />
рисунок 2 — Пирамида управления
Руководители низового звена. Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве [7].
Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания равнялось 48 секундам. Временный период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.
Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Таким образом, образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях. руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также заседании различных комитетов. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89 % времени в устном взаимодействии [2].
Руководители среднего звена как социальная группа <#"justify">2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
а) Укажите качества менеджера будущего — менеджера XXI века.
В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятель фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
к руководителю по отношению к подчиненным;
к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
В качестве основных личных качеств, присущих современному менеджеру, можно назвать:
способность управлять собой;
способность влиять на окружающих;
стремление к личностному росту;
изобретательность;
умение обучать подчиненных;
умение управлять своим временем.
б) Качества должны быть не только названы, но и «расшифрованы» в терминах поведения менеджера и в его отношении к фактам и к событиям.
. Способность управлять собой. Работа может поглотить человека, выжать из него творческую силу и лишить радости жизни. Поэтому менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, постоянно поддерживая свою производительность. об этом умении свидетельствуют: поддержание собственного физического здоровья, и основным, легко отслеживаемым, показателем здесь является стабильный вес; поддержание собственного психического здоровья, и для этого необходимо; наличие у руководителя здравой системы личных ценностей.
Если руководителю недостаточно ясны его личные ценности, то ему будет не хватать твердых оснований для принятия решений, которые поэтому могут восприниматься окружающими как необоснованные.
. Способность влиять на окружающих. успех руководителя во многом зависит от его способности создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и от умения убеждать подчиненных в том, что их личный успех зависит от того, насколько достигнуты цели, стоящие перед организацией.
чтобы добиться успеха, оказывая влияние на подчиненных, необходимо соблюдать следующие принципы: четко и ясно формулировать задачу; быть открытым, доступным для общения с сотрудниками; быть решительным, ответственным; обращаться с людьми с уважением, высказывать свое одобрение, оказывать знаки внимания; проявлять к сотрудникам искренний Интерес; не высказывать раздражительности, ожесточенности и неприязни по отношению к подчиненным; использовать систему поощрений.
. Стремление к личностному росту и развитию. один из наиболее любопытных аспектов индивидуального развития состоит в том, что ни одно из предпринимаемых в этом направлении действий не может получить полного завершения. Саморазвитие — скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь. Менеджер должен сам отвечать за свое обучение, управлять своим профессиональным развитием, оценивать свой опыт.
Сдерживающими факторами здесь часто становятся: влияние семьи, в рамках которой формируется или капитуляция перед успехом; разочарования, связанные с неудачами; недостаток поддержки и враждебность окружающих; недостаток ресурсов.
. Изобретательность и способность к инновациям. Изобретательство во все времена было двигателем прогресса и всегда было связано с риском, поэтому не всегда новшество заканчивается победой.
Отдельная Личность может справиться с творческой работой над ограниченной задачей, но когда проблема становиться больше и сложнее необходимо создание творческих коллективов. Поощряя творчество своих сотрудников, руководитель должен стремиться создать изобретательную и сбалансированную группу, в которой будут представлены всевозможные таланты. Это позволит добиться выдающихся результатов, т.к. члены группы в наибольшей степени будут готовы посвятить себя, обеспечить свою поддержку именно тем решениям, которые они сами предложили и приняли.
. Умение обучать подчиненных. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания».
В обязанности руководителя входит создание благоприятных условий для личного роста сотрудников, а также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия и проведения постоянных консультаций. Поэтому в каком-то смысле каждый менеджер является по совместительству преподавателем.
руководитель, как пишет А. Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.
Рыночная Экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.
Каждый менеджер и прежде всего руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
Фирмадолжна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.
в) Объектом анализа могут выступать руководители в учебном заведении, преподаватели.
Современная система высшего образования предъявляет новые требования к профессии преподавателя высшей школы в связи с переходом к новой модели высшего образования, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса; активизацией инновационных процессов в сфере образования; диверсификацией образовательных программ высшей школы; повышением технологического оснащения образовательного процесса; усилением междисциплинарной интеграции и нарастанием интеграционных процессов в сфере образования; изменением запросов рынка интеллектуального труда; необходимостью адаптации вузов к рыночной среде; повышением ролевой активности преподавателя высшей школы.
Профессия преподавателя высшей школы имеет свои особенности: высокую автономность профессии, требующую напряженного умственного труда; повышенную степень профессиональной ответственности; сопряжение функций педагога, исследователя и менеджера; потребность (осознанную необходимость) непрерывного саморазвития на основе педагогической деятельности и научных исследований; зависимость эффективности образовательной деятель как от обучающего, так и от обучаемого. основными ценностными установками преподавателя высшей школы являются склонность к познанию окружающего мира и систематизации знаний; стремление к творческому самовыражению через педагогическую и научную деятельность; профессиональное признание равных как средство самоконтроля и стимул к непрерывному профессиональному росту.
Компетенции преподавателя определяются наличием педагогических умений формулировать цели изучения учебной дисциплины (при отборе и описании целей важно соблюсти принцип их достижимости); измерять уровень достижения цели адекватными методами педагогического контроля; оценивать учебный процесс и определять направления его совершенствования; формировать качественно новые взаимоотношения между преподавателем и студентом; проводить занятия с максимальной мотивацией к познавательной деятельности.
Преподаватель также должен владеть основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе; методами и приемами устного и письменного изложения учебного материала, современными образовательными технологиями; активными методами обучения, основами применения информационных технологий в учебном процессе; методами формирования навыков самостоятельной работы студентов. преподаватель должен уметь анализировать деятельность студентов и их психологические cостояния, а также владеть навыками педагогического общения.
К профессионально важным качествам личности преподавателя относятся: положительная мотивация, Интерес и любовь к педагогическому труду, педагогические и организаторские способности, артистизм, адекватные профессии черты характера (требовательность, справедливость, доброжелательность).
Современный преподаватель высшей школы должен быть един в четырех лицах:
обучающий (передающий знания, стимулирующий активность студентов, формирующий навыки и умения);
воспитатель (заботящийся о всестороннем развитии личности студентов, формирующий профессиональные и психологические качества);
ученый (занимающийся научными исследованиями в области преподаваемой дисциплины);
менеджер (организующий аудиторные занятия, стимулирующий и контролирующий самостоятельную работу студентов).
3. ЗАДАЧА
На предприятии подготовлен резерв для замещения различных должностей руководителей производства (скажем, начальников производственных участков). Руководители предприятия, кадровая служба составили список резерва (в алфавитном порядке) и путем экспертного опроса установили (приблизительно, конечно) степень соответствия каждого кандидата каждой из возможных вакансий. например, установлено, что кандидат А для замещения должности IV подходит примерно в два раза лучше, чем для должности II; для замещения должности I кандидат Б в два раза хуже, чем В, и т.д. Придавая таким характеристикам численную форму, можно составить таблицу соответствия кандидатов различным должностям (табл. 1).
Таблица 1
КандидатыДолжностиIIIIIIIVVА1020504060Б4020301080В8050303070Г6070201040Д5070601040
Как произвести подбор кандидатов на все должности, чтобы суммарная оценка их качеств оказалась наибольшей?
Ответ:
Первый по алфавиту кандидат А лучше всего отвечает должности V.
Закрепим за ним эту должность, поставив в правом верхнем углу соответствующей клетки звездочку.
Таблица 2
КандидатыДолжностиIIIIIIIVVА1020504060 *Б40 *20301080В8050*303070Г607020*1040Д50706010*40руководитель иерархия корпоративный правило
Следующего кандидата Б лучше всего было бы назначить на должность V, но она уже занята.
поэтому направим его на наиболее подходящую из оставшихся — должность I.
Получить его путем сплошного перебора всех возможных расписаний, как мы уже знаем, практически нельзя: при распределении всего 10 кандидатов по 10 должностям число возможных вариантов измеряется миллионами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение, можно сделать следующие выводы:
В результате коллективной работы появляется знание особенностей поведения людей, закономерностей групповой совместной деятель, психологических механизмов межличностного взаимодействия, а также умение анализировать свою деятельность как совокупность конкретных проблемных ситуаций, осуществлять межличностное взаимодействие.
Иерархия управления — инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятель.
Управление фирмой — сложный и ответственный процесс, требующий от руководителя определенных знаний и умений.
Деловой успех — это вершина карьеры, заслуженное признание коллег и руководства.
имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического <#"justify">список ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации.- М.: Известия, 1993.
2.Бреддик У. Менеджмент в организации: Учебное пособие. — М.: «Инфра-М», 2011. — 344с.
.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент; человек, стратегия, организация, процесс. — М.: МГУ, 2008. — 302 с.
.Глухов В. В. основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. — СПб.: Спец. лит., 2009. — 327 с.
.Кнорринг В.И. Теория, практика и Искусство управления. — М.: Норма, 2011.-512 с.
.Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 320 с.
.Мухин В.И. исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления. М.: Экзамен, 2011.- 384 с.
.преподаватель в XXI веке: рек. указ. [2000-2010 гг.] / сост.: О.П. Шрейн, Е.А. Штумпф; под ред. О.И. Ткаченко. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. — 147 с.
.Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учеб. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 248 с.