Учебная работа. Разработка проекта административной инструкции по управлению рисками на рабочем месте

Разработка проекта административной инструкции по управлению рисками на рабочем месте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ технический УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГТУ», ВГТУ)

Институт машиностроения и аэрокосмической техники

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема «Разработка проекта административной инструкции по управлению рисками на рабочем месте на Смоленской АЭС»_

Разработал(а) Н.В. Козлов

Зав. кафедрой Д.Г. Жиляков

руководитель О.В. Горожанская

Консультанты О.В. Горожанская, И.А. Пантыкина

Воронеж 2016

РЕФЕРАТ

объем ВКР 83 с., 3 рис, 6 табл., 22 источника, 1 прил.

РИСК, УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ инструкция, УПРАВЛЕНИЕ, АНАЛИЗ, КОНТРОЛЬ, КАЧЕСТВО,БЕЗОПАСНОСТЬ, СМОЛЕНСКАЯ АЭС

Объектом исследования является документация, используемая на Смоленской АЭС.

Цель работы — разработка проекта административной инструкции по управлению рисками на рабочем месте на Смоленской АЭС.

Впроцессе работы проводилась разработка проекта с учетом предыдущих результатов, достигнутых в области охраны труда.

Врезультате разработки учтены нововведения, необходимые для совершенствования управления документацией в соответствии с документами.

Степень внедрения — эксплуатационная документация для отдела по управлению качеством сроком на 5 лет.

Эффективность внедрения определяется соответствием действующим международным стандартам, действующем на предприятии, внутристанционным документам, на базе которых разработана инструкция, а также степенью снижения рисков на рабочих местах.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Литературный обзор

.1 Смоленская АЭС

.1.1 Политика в области качества

.1.2 Управление атомной энергией и эксплуатирующая организация Смоленской АЭС

1.1.3 Юридический статус Смоленской АЭС

.1.4 Управление документацией

.1.5 Управление несоответствиями

.2 Риск. Управление рисками

.2.1 термины и определения

1.2.2 Заявление руководства Смоленской АЭС о политике в области риск-менеджмента

1.2.3 Документы по управлению рисками

.3 План разработки административной инструкции

.3.1 Процедура разработки

.3.2 Общие требования к содержанию и оформлению административной инструкции

2. Разработка проекта административной инструкции для Смоленской АЭС

.1 Разработка административной инструкции

2.1.1 Условные обозначения

2.1.2 Блок-схема разработки АИ

.2 Необходимость пересмотра АИ

.3 Управление рисками на предприятии

.3.1 Сфера деятель руководителя группы идентификации опасностей и оценке рисков на рабочих местах в рамках СМ ПБиЗ

.3.2 Функции руководителя группы по оценке рисков

.3.3 Права руководителя группы по оценке рисков

.3.4 Обязанности руководителя группы по оценке рисков

.3.5 Организация и порядок проведения идентификации опасностей и оценки рисков

.3.6 Ответственность

. Результаты

.1 Актуальность и новизна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

список ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на территории РФ действует 10 атомных электростанций. Атомной электростанцией называется ядерная установка, которая производит энергию при определённых режимах, условиях применения, на которой для этого используется ядерный реактор, а также комплекс необходимых устройств и систем, необходимых для производства электроэнергии.

На каждой атомной электростанции действует своя система документации. На Смоленской АЭС документация представляет собой комплект документов, определяющих организационно-техническую деятельность предприятия.

Система документации Смоленской АЭС пересматривается каждые 5 лет. Пересмотр необходим для повышения качества продукции (электроэнергии), повышения безопасности, а также совершенствование процессов управления рисками.

Последняя административная инструкция по управлению рисками на рабочем месте АИ-02/07-ОУК была разработана в 2011г., в связи с чем требуется её пересмотр.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка проекта АИ-02/07-ОУК.

1. Литературный обзор

.1 Смоленская АЭС

.1.1 Политика в области качества

ОАО «Концерн Росэнергоатом» создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.09.1992 № 1055 «об Эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации». Решением Госкорпорации «Росатом» от 27.11.2009 № ГК-035 Концерн признан пригодным эксплуатировать объекты использования атомной энергии бессрочно.

Политика в области качества Смоленской АЭС является составной частью Политики в области качества ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Обеспечение безопасности является основным приоритетом Смоленской АЭС при осуществлении деятель в области использования атомной энергии.

Руководство Смоленской АЭС определяют следующие основные цели:

экономически эффективная генерация и надежное обеспечение потребителей электрической и тепловой энергией при безусловном соблюдении требований безопасности;

обеспечение качественного и своевременного выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, реконструкции, техническому перевооружению и продлению срока службы блоков;

обеспечение выполнения экологических требований по защите окружающей природной среды;

руководство Смоленской АЭС стремится к максимальному достижению поставленных целей следующими методами:

развития и совершенствования системы менеджмента качества, повышения ее результативности, внедрения современных технологий и эффективных методов менеджмента;

— формирования структуры управления и распределения ответственности, включая вопросы качества вплоть до рядовых исполнителей;

— совершенствования структуры управления Смоленской АЭС;

определения ответственности и порядка взаимодействия с Поставщиками продукции, услуг;

обеспечения выполнения работ по эксплуатации блоков АС в строгом соответствии с требованиями НД;

эффективного управления материально-техническими ресурсами;

постоянной работы по поддержанию и повышению уровня квалификации персонала и культуры безопасности;

управления документацией;

осуществления со стороны руководства атомной станции и ее подразделений периодического анализа выполнения планов работ и достигнутых показателей качества;

постоянного контроля за выполнением запланированной деятель АС и Поставщиков, а также за выполнением принятых корректирующих и предупреждающих мер в соответствии с действующими процедурами;

изучения и применения положительного отечественного и зарубежного опыта.

Осознавая ответственность за реализацию политики в области качества, руководство Смоленской АЭС обязуется:

довести политику в области качества до сведения персонала Смоленской АЭС, последовательно проводить ее в практической деятельности, установить необходимые полномочия и ответственность за ее реализацию;

выделять необходимые ресурсы, обеспечивать условия для реализации целей и политики в области качества;

предоставлять необходимые информационные ресурсы, обеспечивающие учет предшествующего опыта, современного развития науки и техники и опыта отечественных и зарубежных АЭС;

— обеспечить моральное и материальное стимулировани деятель работников АС;

— решать социальные вопросы работников АС, а также вопросы охраны труда и окружающей среды;

разрабатывать с учетом требований НД по безопасности необходимую документацию (эксплуатационную, ремонтную, в области качества и др.), для осуществления технологического процесса;

информировать работников АС в необходимом объеме о состоянии эксплуатации;

обеспечивать взаимодействие с общественностью по вопросам безопасности и охраны окружающей среды;

постоянно осуществлять работу с персоналом в части поддержания и повышения его квалификации.

руководство Смоленской АЭС берет на себя ответственность за реализацию данной политики и создание условий, обеспечивающих качественное выполнение каждым работником Смоленской АЭС своих обязанностей.

.1.2 Управление атомной энергией и эксплуатирующая организация Смоленской АЭС

Для управления атомной энергией создан Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление использованием атомной энергии

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), образованная в соответствии с Указом Президента РФ № 369 от 20 марта 2008 года, осуществляет государственное управление использованием атомной энергии в отношении подведомственных организаций.

деятельность Госкорпорации «Росатом» регулируется Федеральным законом «О государственной корпорации «Росатом» № 317-ФЗ от 01.12.2007 и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иными законодательными актами Российской Федерации.

Госкорпорация «Росатом» является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, осуществляющим полномочия и функции, предусмотренные Федеральным законом № 317-ФЗ от 01.12.2007 в отношении организаций Госкорпорации «Росатом» и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, установленные Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «об использовании атомной энергии».

Эксплуатирующей организацией для Смоленской АЭС является Открытое акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (ОАО «Концерн Росэнергоатом»).

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1992г. №1055 «об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации» на Концерн «Росэнергоатом» возложено выполнение функций эксплуатирующей организации АС.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2001 № 1207-р с 1 апреля 2002 г. Концерн «Росэнергоатом» был преобразован в генерирующую компанию путем присоединения к нему действующих и строящихся атомных станций, а также предприятий, обеспечивающих их эксплуатацию и научно-техническую поддержку.

ОАО «Концерн Росэнергоатом» осуществляет свою деятельность в соответствии с «Уставом открытого акционерного общества «российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» и «Положением об эксплуатирующей организации ядерных установок — энергоблоков АЭС, пунктов хранения ядерных материалов на АЭС, пунктов хранения радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов на АЭС, радиационных источников».

Как эксплуатирующая организация ОАО «Концерн Росэнергоатом» выполняет следующие функции:

осуществляет собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации АЭС, а также деятельность по обращению ядерными материалами и радиоактивными веществами;

— получает разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, на другие лицензируемые виды деятель, проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые выдаются органами государственного регулирования безопасности, Федеральной службой безопасности России;

обеспечивает организацию и координацию разработки и выполнения ПОК на всех этапах жизненного цикла АЭС;

создает в пределах средств, предусмотренных бюджетами соответствующих уровней, специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации АЭС, и для финансирования научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности АЭС;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности АЭС, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о состоянии безопасности АЭС в органы государственного регулирования безопасности;

обеспечивает использование АЭС только для тех целей, для которых они предназначены;

обеспечивает разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на АЭС и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;

обеспечивает безопасное для работников АЭС и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;

обеспечивает учет индивидуальных доз облучения работников АЭС;

обеспечивает планирование, разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на АЭС и других ЧС;

обеспечивает учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

обеспечивает осуществление физической защиты АЭС, ядерных материалов и радиоактивных веществ на всех этапах жизненного цикла АЭС, антитеррористической устойчивости, экономической безопасности, защиты государственной и коммерческой тайны;

обеспечивает разработку и реализацию мер пожарной безопасности;

обеспечивает радиационный контроль в санитарно — защитной зоне и зоне наблюдения;

обеспечивает подбор, подготовку и поддержание квалификации работников АЭС;

обеспечивает оперативной информацией о радиационной обстановке при возникновении аварии на АЭС, приведшей к выбросу РВ сверх установленных пределов в окружающую среду, параметрах других ЧС, произошедших на объектах ЭО, органы управления субъектов РФ, органы местного самоуправления

иорганизаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС;

— информирует работников, принимающих участие в работах по предотвращению развития аварии или по ликвидации ее последствий, связанных с повышенным облучением, о возможном риске облучения выше установленных дозовых пределов;

осуществляет оповещение работников ЭО об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

обеспечивает организацию предупреждения транспортных происшествий и аварий при транспортировании ЯМ и РВ;

организует финансовое обеспечение предела ответственности ЭО за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием;

получает заключения государственной экологической экспертизы на проектные и иные документы в области использования атомной энергии в порядке, установленном законодательством российской Федерации, а также по оценке радиационного воздействия АЭС на окружающую среду;

возмещает убытки, причиненные установлением санитарно — защитной зоны и зоны наблюдения в порядке, установленном законодательством российской Федерации;

осуществляет противоаварийное планирование и обеспечивает аварийную готовность к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на АЭС.

ОАО «Концерн Росэнергоатом» как эксплуатирующая организация имеет Право:

-выставлять требования к организации на Смоленской АЭС подразделений

ирабочих мест, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации;

-распределять непосредственную ответственность за безопасную эксплуатацию между эксплуатирующей организацией и руководством Смоленской АЭС, с отражением распределения ответственности в договоре о закреплении имущества, договорах на управление имуществом и контрактах;

-передавать руководству Смоленской АЭС полномочия, которые требуются для безопасной эксплуатации, посредством внесения учредителем Смоленской АЭС или уполномоченным им лицом соответствующих положений в их уставы, трудовые договоры (контракты) с директором атомной станции, главным инженером, его заместителями по эксплуатации и безопасности и с персоналом, олучающим разрешения Ростехнадзора на Право ведения работ в области использования атомной энергии;

-назначать на должность директора Филиала, главного инженера и его заместителей, заместителей директора филиала, главного инспектора, главного бухгалтера, начальника юридического отдела, начальника отдела имущественных отношений;

вносить предложения о пересмотре условий контракта с директором

Смоленской АЭС или о расторжении контракта в случае неисполнения предусмотренных нормативными актами требований и решений эксплуатирующей организации;

-устанавливать квалификационные требования к персоналу Смоленской АЭС, получающему разрешение Ростехнадзора на Право ведения работ в области использования атомной энергии;

-проводить предварительный квалификационный контроль персонала Смоленской АЭС с выдачей рекомендаций по получению им разрешений Ростехнадзора на Право ведения работ в области использования атомной энергии;

-разрабатывать и требовать исполнения технических и распорядительных документов;

-получать необходимую информацию о состоянии и использовании имущества, переданного Смоленской АЭС на праве оперативного управления, а также осуществлять проверки, расследования инцидентов и другую контрольную деятельность;

-определять режимы и условия безопасной эксплуатации АЭС;

-принимать в установленном порядке решения о снятии энергоблоков Смоленской АЭС с эксплуатации;

осуществлять контроль технологического использования материально-технических ресурсов, переданных Смоленской АЭС для обеспечения эксплуатации.

Ответственность ОАО «Концерн Росэнергоатом»:

-ОАО «Концерн Росэнергоатом» несет ответственность за обеспечение безопасности на всех этапах жизненного цикла Смоленской АЭС;

-ОАО «Концерн Росэнергоатом» несет ответственность за нарушения законодательства в области использования атомной энергии и других законодательных документов, норм и правил, устанавливающих правовые отношения в области использования атомной энергии.

Направления, виды деятель и функциональная ответственность по обеспечению качества в ОАО «Концерн Росэнергоатом» определяется СТО 1.1.1.04.004.0214.

Ответственность за общую координацию деятель по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла АС возложена в эксплуатирующей организации на первого заместителя Генерального директора.

Ответственность за организацию разработки, согласование, ввод в действие

иконтроль выполнения общих программ обеспечения качества для ОИАЭ концерна возложена на директора по качеству — представителя руководства концерна по качеству и подчиненный ему Департамент качества.

Распределение функций, полномочий и ответственности между концерном Смоленской АЭС определяются Уставом ОАО «Концерн Росэнергоатом» и «Положением о филиале ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция»».

.1.3 Юридический статус Смоленской АЭС

Смоленская АЭС не является юридическим лицом, наделяется имуществом и осуществляет свою деятельность от имени ОАО «Концерн Росэнергоатом», который несет ответственность за ее деятельность.

.1.4 Управление документацией

Документация Смоленской АЭС представляет собой комплект документов (приложение А), определяющих организационно-техническую деятельность Смоленской АЭС.

Разработка документов Смоленской АЭС осуществляется структурными подразделениями, выполняющими работы по соответствующим направлениям или видам деятель и включает в себя:

— разработку проекта документа;

— нормоконтроль проекта документа на соответствие формы и структуры документа установленным требованиям;

согласование проекта документа;

утверждение документа;

ввод документа в действие.

Порядок разработки отдельных видов документов, требования к которым установлены в руководящих документах, либо порядок разработки которых требует дополнительной детализации, регламентирован вспомогательными административными и общестанционными инструкциями (приложение Б).

Согласование проекта документа осуществляется должностными лицами Смоленской АЭС и, при необходимости, представителями внешних организаций, отвечающими в пределах своей компетенции за соответствие согласуемого документа требованиям действующих документов.

Утверждение документа осуществляется должностным лицом, в соответствии с требованиями нормативных документов и документов Смоленской АЭС.

Ввод в действие документа осуществляется выпуском организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения, извещения), содержащего необходимые мероприятий по внедрению документа.

При вводе в действие документа осуществляется регистрация, рассылка учетных копий по заявкам подразделений, ознакомление персонала, внесение соответствующих изменений в перечни документации, комплектация рабочих мест учтенными копиями документа. При необходимости разрабатываются дополнительные мероприятия по внедрению документа.

Идентификация документа в зависимости от его типа осуществляется методом присвоения документу соответствующего обозначения (индекса, регистрационного номера).

Учет рабочих экземпляров (копий) документов осуществляется дополнительно присвоением каждому экземпляру документа учетного номера и принадлежности рабочему месту (подразделению).

Для обеспечения актуальности документа осуществляется внесение в него изменений на основании оформленных извещений.

Порядок подготовки извещений об изменении предусматривает разработку изменений, нормоконтроль, согласование и утверждение изменений, ознакомление персонала с изменениями и внесение утвержденных изменений в подлинник и учтенные копии документов.

При наличии согласования документа с внешней организацией, изменения также согласовываются с внешней организацией.

Если внесение изменений в документ возможны только после получения изменений в условия действия лицензий, соответствующие извещения об изменении в установленном порядке направляются на одобрение в Ростехнадзор.

Пересмотр документов осуществляется с целью поддержания их актуальности и действующего статуса. Пересмотр документов осуществляется в соответствии с графиком пересмотра документов, размещенного в электронной сети. Сроки пересмотра устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных документов.

В случае, когда документ просрочен, применение документа запрещается.

Хранение документов осуществляется в архивах и на рабочих местах персонала.

Отмена и уничтожение утративших силу документов осуществляется на основании организационно-распорядительного документа об аннулировании.

Кзаписям относятся документы, содержащие свидетельства осуществленной деятель и/или достигнутые результаты.

Кзаписям относятся все документы, содержащие данные о работе систем и оборудования, процессов и выполняемых работ. К таким документам, например, относятся:

— организационная, отчетная и исполнительная документация;

документация, оформляемая в процессе проведения оценки и выбора поставщиков оборудования и исполнителей работ/услуг, входного контроля продукции;

— протоколы, акты, отчеты о результатах проверок, инспекций, расследований нарушений, испытаний, анализа данных, контроля эксплуатационных показателей;

— записи в журналах всех видов;

записи в паспортах, формулярах оборудования;

документы, содержащие данные о ремонтах, модернизациях, ресурсе оборудования, квалификации персонала и т.п.;

другая отчетная, учетная, исполнительная документация. Управление записями предусматривает:

установление вида записей в документах по видам деятель, осуществляемой подразделениями;

определение исполнителей — лиц ответственных за ведение, полноту и объективность записей;

идентификацию и регистрацию записей;

установление места и сроков хранения записей;

установление порядка доступа к записям;

периодичность проверок соблюдения порядка ведения записей и анализа записей руководством;

поддержание записей в рабочем состоянии, защиту и восстановление;

хранение и уничтожение записей.

Требования к формированию, ведению, идентификации, регистрации и виду записей установлены в положениях, административных инструкциях и инструкциях, описывающих соответствующие виды деятельности.

Все записи ведутся в установленном порядке и поддерживаются в рабочем состоянии. Допускается ведение записей в электронном виде при условии определения соответствующего порядка в инструкциях Смоленской АЭС, а также применению мер защиты от несанкционированного доступа.

Контроль ведения записей осуществляется руководящим и административно-техническим персоналом. Хранение записей организовано с целью:

зафиксировать исходное состояние АЭС и все последующие изменения;

продемонстрировать выполнение заданных требований;

сохранения сведений о ремонтах, заменах или модернизации;

оценки остаточного ресурса оборудования и элементов АЭС;

обеспечения контроля и учета ядерных, радиационных и других опасных материалов;

обеспечения исходными данными планирования работ по снятию с эксплуатации.

Сроки хранения записей регламентируются нормативными документами, либо, если записи ведутся по инициативе подразделений, сроки хранения устанавливаются подразделениями.

При утрате записей (порча, Износ носителя, выход из строя технических средств) до истечения назначенного срока хранения, записи должны быть восстановлены.

уничтожение записей по истечению назначенного срока хранения осуществляется в соответствии с установленным порядком.

Смоленская АЭС осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями федеральных правил и норм по безопасности в области использования атомной энергии, руководящих документов Ростехнадзора, других органов государственного регулирования безопасности АЭС, отраслевых нормативных документов, строительных норм и правил и государственных стандартов.

Состав таких документов определяется «Указателем технических документов, регламентирующих обеспечение безопасной эксплуатации энергоблоков АС (обязательных и рекомендуемых к использованию)» (ОАО «Концерн Росэнергоатом»).

Состав введенных в действие на Смоленской АЭС нормативных документов определяется «Указателем нормативных документов, регламентирующих безопасную эксплуатацию Смоленской АЭС», который утверждается главным инженером.

.1.5 Управление несоответствиями

Выявление несоответствий осуществляется по различным направлениям и видам деятельности Смоленской АЭС, например при:

контроле технологических процессов;

обходах рабочих мест;

работе комиссий (внутренних или внешних) по расследованию нарушений и отклонений в работе Смоленской АЭС, по расследованию несчастных случаев, пожаров и т.п.;

работе комиссий (внутренних или внешних) по проверке деятельности Смоленской АЭС;

инспекционном контроле безопасности Смоленской АЭС, осуществляемом специализированными органами внутреннего контроля безопасности и качества ОАО «Концерн Росэнергоатом» и Смоленской АЭС;

производственном контроле безопасности Смоленской АЭС, осуществляемом специализированными подразделениями производственного контроля состояния безопасности Смоленской АЭС;

проведении аудитов (внутренних или внешних) программы обеспечения качества;

приемке оборудования из ремонта;

при входном контроле оборудования, материалов получаемых от поставщиков;

оценке качества услуг подрядных организаций;

контроле и рассмотрении документов;

контроле уровня квалификации персонала (инструктаж, проверка знаний, аттестация);

других видах контроля.

Все возможные несоответствия, возникающие в процессе производственной деятельности Смоленской АЭС разделяются на:

станционные нарушения — отказы или повреждения систем (элементов), неправильные действия персонала, снижение нагрузки энергоблока, сопровождающиеся признаками и последствиями, приведенными в НП-004-08;

отклонения — события, обусловленные дефектом, повреждением или отказом элемента системы или неправильным действием персонала;

другие несоответствия, не отнесенные к отклонениям и станционным нарушениям.

порядок регистрации несоответствий, устанавливается в документах Смоленской АЭС по форме, установленной для соответствующих видов деятельности, в которых они могут быть обнаружены и в соответствии с требованиями нормативных документов. К таким формам записей несоответствий относятся:

оперативный журнал;

журнал отказов;

журнал учета отклонений на Смоленской АЭС;

отчеты о расследовании нарушений или отклонений;

акты (технического состояния, дефектации, входного контроля, аудита (проверки) и т.д.);

журнал разовых работ (в ИСПУ Э «Десна — 2»);

журнал учета результатов входного контроля продукции, поступающей на склад;

журнал дефектов (в ИСПУ Э «Десна — 2»);

протоколы;

отчеты и т.д.

Определение и анализ причин выявленных несоответствий (с учетом их влияния на безопасность).

Организация анализа несоответствий осуществляется подразделением, в ведении которого обнаружено несоответствие.

В ходе анализа несоответствий, определяется:

влияния выявленного несоответствия на безопасность ОИАЭ в целом;

влияние на характеристики, надежность, срок службы оборудования и смежных систем;

соответствие/несоответствие требованиям действующих норм, правил, других руководящих документов и документов Смоленской АЭС.

В ходе анализа определяются непосредственные и коренные причины, вызвавшая несоответствие или цепь событий, при которых проявилось несоответствие. Поиск непосредственной причины включает изучение всех обстоятельств проявления и развития несоответствия, а также действий, предшествующих его проявлению.

Причинами несоответствий могут быть:

ошибки персонала;

отказы систем и оборудования;

недостаток процедур выполнения работ;

несоответствующие условия производства работ;

недостаток контроля или исполнения работ, выполняемых персоналом АЭС и подрядных организаций, включая поставщиков оборудования и материалов.

результат анализа служит основанием для принятия решения по устранению несоответствия и дальнейшей работы по определению коренной причины появления несоответствия, включающей в себя:

опрос персонала, который связан с несоответствием и который обнаружил несоответствие;

непосредственный (физический) осмотр несоответствующей продукции (работ, услуг) и места обнаружения;

изучение всей документации, имеющей отношение к несоответствующей продукции (работам, услугам), включая проектные, рабочие документы и документацию поставщиков;

поиск аналогичных несоответствий в прошлом, а также аналогичных несоответствий на других АЭС, определение общих деталей и тенденций.

Ккоренным причинам несоответствий могут относиться:

техническое несовершенство проекта;

недостатки применяемого оборудования;

недостаточная квалификации персонала.

Периодически по результатам анализа выявленных несоответствий определяются тенденции и характер изменения их причин.

Анализ осуществляется на основании статистической обработки информации по выявленным несоответствиям за определенный период времени (месяц, квартал, год) и учитывается по:

структуре и классификации выявленных несоответствий;

статистике выявленных несоответствий (по процессам, продукции, работам, услугам, организациям и т. п.);

классификации и количественной оценки причин (непосредственных и коренных) возникновения несоответствий;

результативности методов и способов выявления и устранения несоответствий, включая оценку процессов управления несоответствиями;

оценке влияния выявленных несоответствий на безопасность, надежность, экономичность, качество эксплуатации действующих и строительство сооружаемых ОИАЭ.

Недопущение применения продукции, а также приемки выполненных работ и (или) предоставленных услуг, не соответствующих установленным требованиям.

Входной контроль проводят на площадке АЭС с целью предотвращения использования на АЭС продукции, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов.

Входному контролю подлежит вся продукция, поступившая на площадку АЭС.

Входной контроль осуществляют по параметрам (требованиям) и методам, установленным в ИТТ (ТТ) или ТЗ, РКД (для импортной продукции в случае отсутствия ТУ учитываются требования, установленные в Технических требованиях, оформленных и согласованных согласно РД-03-36), НД и договорах на поставку продукции.

По результатам ВК продукции составляется Акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции.

Продукция, в отношении которой при проведении входного контроля выявлены замечания и несоответствия, считается непрошедшей входной контроль и не подлежит дальнейшему использованию на площадке АЭС.

Решение о возможности дальнейшего использования на площадке АЭС продукции, в отношении которой при проведении входного контроля выявлены замечания, принимается членами постоянно действующей комиссии по входному контролю, указывается в Акте входного контроля, который утверждается ее председателем. Данное решение может быть принято только в случае наличия гарантийного письма от поставщика об устранении замечаний в согласованные с АЭС сроки.

В случае выявления несоответствия, являющимся отступлением от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и, при этом, данная продукция прошла оценку соответствия и/или контроль качества изготовления на предприятии-изготовителе продукции специалистами уполномоченной организации и/или генподрядчика, и/или филиала Концерна, руководством данных организаций должно быть проведено служебное расследование и:

установлены причины сложившейся ситуации и, при необходимости, проведены корректирующие мероприятия по устранению данных причин;

 сообщено о причинах и принятых мерах в Департамент качества Концерна.

Продукция, в отношении которой при проведении входного контроля выявлены замечания и несоответствия, идентифицируется в установленном на АЭС порядке.

Учебная работа. Разработка проекта административной инструкции по управлению рисками на рабочем месте