Учебная работа. Проект оценки альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала
Проект оценки альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала
КУРСОВАЯ РАБОТА
Проект оценки альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала
Задание
В данной работе изначально строим дерево целей, в котором определяем три уровня. В «корне» дерева определяется генеральная цель: «создать к 2030 г. в Сибири и на Дальнем Востоке эффективную опорную железнодорожную сеть». На следующем уровне обозначаем четыре критерия (подцели):
политическая;
экономическая;
социальная;
военно-стратегическая.
Ранжирование критериев производится каждым из экспертов. Проставляется степень значимости каждого из представленных критериев для обозначений степени взаимосвязи. Наиболее важный критерий получает значение 1, менее предпочтительный — 2 и так далее в зависимости от их количества. полученные данные вносятся в программу «ORDEX».
На следующем уровне определяем следующие подцели, приведенные на рисунке 1. Производим их ранжирование и заносим оценки каждого эксперта в программу ORDEX. В результате получаем весовые коэффициенты.
Используя полученные показатели, рассчитываем коэффициенты относительной важности по каждому сценарию:
·Китай;
·Япония;
·Америка.
1.Формирование дерева целей (W) и определение коэффициентов относительной важности (КОВ)
— Значение, которое получает самый важный критерий, 2 — менее важный и так далее в зависимости от их количества.
Сопоставительная таблица результатов личной и коллективной экспертиз дерева целей
Выбор 1 — Л.Э0,030,060,020,070,240,130,090,030,050,150,040,08Выбор 2 — К.Л.0,0550,0210,0040,1290,1820,4480,0680,0160,0160,0270,0150,018
сравнение результатов индивидуальной и коллективной экспертиз
2.Расчетные таблицы и формирование оценочной матрицы
Таблица 2.1. — индивидуальная оценка (сценарий Китай)
Код подцели критериального срезаКоэффициент относительной важностиОценки стратегий по их целевой эффективностиСтратегия 1Стратегия 2Стратегия 3рангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодХуторецкогоХуторецкогоХуторецкого0.1.1. Обеспечить целостность россии0,0320,300,0180,5430,160,0090,2910,540,031,000.1.2. Обеспечить независимость внешней политик россии0,0610,540,011,0020,300,010,5430,160,000,290.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР0,0210,540,0161,0020,300,010,5430,160,010,290.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг0,0710,540,041,0020,300,020,5430,160,010,290.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ0,2420,300,070,5410,540,131,0030,160,040,290.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ0,1320,300,040,5410,540,071,0030,160,020,290.3.1. ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны0,0920,300,030,5430,160,010,2910,540,051,000.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения0,0320,300,010,5430,160,000,2910,540,021,000.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов0,0520,300,010,5430,160,010,2910,540,031,000.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта0,1510,540,081,0030,160,020,2920,300,040,540.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта0,0410,540,021,0030,160,010,2920,300,010,540.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта0,0820,300,020,5430,160,010,2910,540,041,000,370,6940,320,590,300,536
Таблица 2.2. — Коллективная оценка (сценарий Китай)
Код подцели критериального срезаКоэффициенты относительной важностиОценки стратегий по их целевой эффективностиСтратегия 1Стратегия 2Стратегия 3рангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодХуторецкогоХуторецкогоХуторецкого0.1.1. Обеспечить целостность россии0,05510,6990,0381,00020,1690,0090,24230,1320,0070,1890.1.2. Обеспечить независимость внешней политик россии0,02120,3780,0080,79210,4770,0101,00030,1450,0030,3040.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР0,00420,3400,0010,59610,5700,0021,00030,0900,0000,1580.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг0,12910,8810,1141,00020,0930,0120,10630,0260,0030,0300.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ0,18220,1460,0270,17610,8280,1511,00030,0260,0050,0310.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ0,44810,6830,3061,00020,2360,1060,34630,0810,0360,1190.3.1. ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны0,06830,4050,0280,78230,0770,0050,14910,5180,0351,0000.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения0,01620,0770,0010,08630,0320,0010,03610,8910,0141,0000.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов0,01610,4870,0081,00030,0630,0010,12920,4500,0070,9240.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта0,02710,6960,0191,00020,1830,0050,26330,1210,0030,1740.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта0,01510,8880,0131,00020,0630,0010,07130,0490,0010,0550.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта0,01810,4480,0081,00030,2310,0040,51620,3210,0060,7170,5710,8090,3070,4180,1210,196
Табл.2.3. — Индивидуальная оценка (сценарий Япония)
Код подцели критериального срезаКоэффициенты относительной важностиОценки стратегий по их целевой эффективностиСтратегия 1Стратегия 2Стратегия 3рангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодХуторецкогоХуторецкогоХуторецкого0.1.1. Обеспечить целостность россии0,0310,540,0161,0030,1600,0050,3020,2960,0090,550.1.2. Обеспечить независимость внешней политик россии0,0610,540,0321,0020,2960,0180,5530,1600,0100,300.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР0,0220,290,0060,5310,5440,0111,0030,1600,0030,290.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг0,0710,540,0381,0020,2960,0210,5530,1600,0110,300.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ0,2420,2960,0710,5410,5440,1311,0030,1600,0380,290.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ0,1310,5440,0711,0030,1600,0210,2920,2960,0380,540.3.1. ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны0,0920,2960,0270,5430,1600,0140,2910,5440,0491,000.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения0,0310,5440,0161,0030,1600,0050,2920,2960,0090,540.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов0,0520,2960,0150,5430,1600,0080,2910,5440,0271,000.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта0,1510,5440,0821,0020,2960,0440,5430,1600,0240,290.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта0,0410,5440,0221,0030,1600,0060,2920,2960,0120,540.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта0,0820,2960,0240,5430,1600,0130,2910,5440,0441,000,4190,7710,2960,5450,2740,504
Табл.2.4. — Коллективная оценка (сценарий Япония)
Код подцели критериального срезаКоэффициенты относительной важностиОценки стратегий по их целевой эффективностиСтратегия 1Стратегия 2Стратегия 3рангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодХуторецкогоХуторецкогоХуторецкого0.1.1. Обеспечить целостность россии0,05010,5750,0291,00020,2650,0130,46130,160,0080,2780.1.2. Обеспечить независимость внешней политик россии0,02110,5040,0111,00020,3080,0060,61130,1880,0040,3730.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР0,00420,2750,0010,41910,6560,0031,00030,0690,0000,1050.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг0,12910,5840,0751,00020,3990,0510,68330,0170,0020,0290.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ0,18230,2180,0400,42210,5170,0941,00020,2650,0480,5130.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ0,44810,6940,3111,00020,2170,0970,31330,0890,0400,1280.3.1. ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны0,06810,4440,0301,00030,2110,0140,47520,3450,0230,7770.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения0,01620,2910,0050,60830,230,0040,48010,4790,0081,0000.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов0,01620,3560,0060,92530,2590,0040,67310,3850,0061,0000.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта0,02710,5780,0161,00020,2420,0070,41930,180,0050,3110.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта0,01510,660,0101,00030,1530,0020,23220,1870,0030,2830.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта0,01820,3060,0060,78920,3060,0060,78910,3880,0071,0000,5380,8750,3020,5300,1540,292
Табл.2.5. — Индивидуальная оценка (сценарий Америка)
Код подцели критериального срезаКоэффициенты относительной важностиОценки стратегий по их целевой эффективностиСтратегия 1Стратегия 2Стратегия 3рангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодХуторецкогоХуторецкогоХуторецкого0.1.1. Обеспечить целостность россии0,0330,160,0050,2910,5440,0161,0020,2960,0090,540.1.2. Обеспечить независимость внешней политик россии0,0620,2960,0180,5430,160,0100,2910,5440,0331,000.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР0,0210,5440,0111,0020,2960,0060,5430,160,0030,290.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг0,0710,5440,0381,0020,2690,0190,4930,160,0110,290.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ0,2430,160,0380,2910,5440,1311,0020,2960,0710,540.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ0,1310,5440,0711,0030,160,0210,2920,2960,0380,540.3.1. ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны0,0920,2960,0270,5430,160,0140,2910,5440,0491,000.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения0,0320,2960,0091,0030,160,0050,5410,2960,0091,000.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов0,0510,5440,0271,0020,2960,0150,5430,160,0080,290.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта0,1510,5440,0821,0020,2960,0440,5430,160,0240,290.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта0,0410,5440,0221,0030,160,0060,2920,2960,0120,540.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта0,0810,5440,0441,0030,160,0130,2920,2960,0240,540,390,7310,3000,5580,2910,548
Табл.2.6. — Коллективная оценка (сценарий Америка)
Код подцели критериального срезаКоэффициенты относительной важностиОценки стратегий по их целевой эффективностиСтратегия 1Стратегия 2Стратегия 3рангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодрангordexМетод СаатиМетодХуторецкогоХуторецкогоХуторецкого0.1.1. Обеспечить целостность россии0,05510,5050,0281,00020,3980,0220,78830,0970,0050,1920.1.2. Обеспечить независимость внешней политик россии0,02110,4440,0091,00020,3450,0070,77730,2110,0040,4750.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР0,00430,2430,0010,47510,5120,0021,00020,2450,0010,4790.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг0,12910,7540,0971,00020,210,0270,27930,0360,0050,0480.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ0,18230,0910,0170,12110,750,1371,00020,1590,0290,2120.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ0,44810,7470,3351,00030,1210,0540,16220,1320,0590,1770.3.1. ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны0,06820,3060,0210,50430,0870,0060,14310,6070,0411,0000.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения0,01630,1290,0020,19820,2180,0030,33410,6530,0101,0000.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов0,01610,4120,0071,00030,2350,0040,57020,3530,0060,8570.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта0,02710,7790,0211,00030,0860,0020,11020,1350,0040,1730.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта0,01510,570,0091,00030,1250,0020,21920,3050,0050,5350.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта0,01810,5750,0101,00030,160,0030,27820,2650,0050,4610,5560,7900,2690,3890,1740,265
Табл. 2.7. Оценочная матрица альтернативных вариантов Саати (индивидуальная)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,3790,4190,403×2 — Ресурсо-ориентированная0,3200,300,284×3 — Социально-ориентированная0,2910,2750,303
Табл. 2.8. Оценочная матрица альтернативных вариантов Хуторецкого (индивидуальная)
Сценарии xj»Î X» Альтернативы xiXx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,6940,7710,731×2 — Ресурсо-ориентированная0,590,5450,558×3 — Социально-ориентированная0,5360,5040,548
Таблица 2.9 — Оценочная матрица альтернативных вариантов (Коллективная, Саати)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,5710,5410,556×2 — Ресурсо-ориентированная0,3070,3030,269×3 — Социально-ориентированная0,1210,1550,174
Таблица 2.10 — Оценочная матрица альтернативных вариантов (Коллективная, Хуторецкий)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,8090,8750,790×2 — Ресурсо-ориентированная0,4180,5300,389×3 — Социально-ориентированная0,1960,2920,265
3.Экономико-математическая модель выбора стратегий
.1 Оценочная матрица альтернативных вариантов Саати (индивидуальная)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,3790,4190,403×2 — Ресурсо-ориентированная0,3200,300,284×3 — Социально-ориентированная0,2910,2750,303
Максимальное правило Вальда (индивидуальная)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,3790,4190,403×2 — Ресурсо-ориентированная0,3200,300,284×3 — Социально-ориентированная0,2910,2750,303
U*=0,379;
Лучшей является стратегия 1
Максимальное правило Вальда (коллективная)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,5710,5410,556×2 — Ресурсо-ориентированная0,3070,3030,269×3 — Социально-ориентированная0,1210,1550,174
U*=0,541;
Лучшая стратегия — 1
Правило Сэвиджа (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная000×2 — Ресурсо-ориентированная0,0590,1190,119×3 — Социально-ориентированная0,0880,1440,1
U*=0,144, следовательно 3 стратегия самая предпочтительная.
правило Сэвиджа (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная000×2 — Ресурсо-ориентированная0.2640.2380.287×3 — Социально-ориентированная0.450.3860.382
U*=0.287
Лучшая стратегия — 2
Правило максимакса
Индивидуальная оценка:
U*=0,419; лучшей является стратегия 1 — пассивная.
Коллективная оценка:
U*=0.571
лучшая стратегия — 1
Правило Гурвица (индивидуальная оценка)
U*=0,392
наиболее предпочтительной является стратегия 1 — агрессивная
правило Гурвица (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3» mi MiК(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,5710,5410,5560,5410,5710,551×2 — Ресурсо-ориентированная0,3070,3030,2690,2690,3070,281667×3 — Социально-ориентированная0,1210,1550,1740,1210,1740,138667
U*=0,551
Лучшая стратегия — 1
Правило Лапласа (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,3790,4190,4030,400×2 — Ресурсо-ориентированная0,3200,300,2840,301×3 — Социально-ориентированная0,2910,2750,3030,290
U*=0,400; Наиболее предпочтительной является стратегия 1 — пассивная.
правило Лапласа (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,5710,5410,5560,556×2 — Ресурсо-ориентированная0,3070,3030,2690,293×3 — Социально-ориентированная0,1210,1550,1740,15
U*=0,556
Лучшая стратегия — 1
Правило Байеса (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,3790,4190,4030,404×2 — Ресурсо-ориентированная0,3200,300,2840,303×3 — Социально-ориентированная0,2910,2750,3030,284Вероятность pi0,30,540,16
U*=0,404; Лучшей является стратегия 1 — пассивная
правило Байеса (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,5710,5410,5560,566×2 — Ресурсо-ориентированная0,3070,3030,2690,302×3 — Социально-ориентированная0,1210,1550,1740,130Вероятность pi0,7890,1010,109
U*=0,566
Лучшая стратегия — 1
3.2 Оценочная матрица альтернативных вариантов Хуторецкого
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,6940,7710,731×2 — Ресурсо-ориентированная0,590,5450,558×3 — Социально-ориентированная0,5360,5040,548
Максимальное правило Вальда (индивидуальная)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,6940,7710,731×2 — Ресурсо-ориентированная0,590,5450,558×3 — Социально-ориентированная0,5360,5040,548
U*=0,694;
Лучшей является стратегия 1
Максимальное правило Вальда (коллективная)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,7810,6220,637×2 — Ресурсо-ориентированная0,4260,7840,766×3 — Социально-ориентированная0,6270,4460,499
U*=0,622; Лучшая стратегия — 1
Правило Сэвиджа (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная000×2 — Ресурсо-ориентированная0,1040,2260,173×3 — Социально-ориентированная0,1580,2670,183
U*=0,226, следовательно 2 стратегия самая предпочтительная.
правило Сэвиджа (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная000×2 — Ресурсо-ориентированная0,3910,3450,401x3 — Социально-ориентированная0,6130,5830,525
U*=0,401
Лучшая стратегия — 2
Правило максимакса
Индивидуальная оценка:
U*=0,771; лучшей является стратегия 1 — пассивная.
Коллективная оценка:
U*=0,875;
лучшая стратегия — 1
Правило Гурвица (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»miMiК(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,6940,7710,7310,6940,7710,720×2 — Ресурсо-ориентированная0,590,5450,5580,5450,590,560×3 — Социально-ориентированная0,5360,5040,5480,5040,5480,519
U*=0,720
Наиболее предпочтительной является стратегия 1 — агрессивная
Правило Гурвица (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3» mi MiК(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,8090,8750,790,790,8750,818333×2 — Ресурсо-ориентированная0,4180,530,3890,3890,530,436×3 — Социально-ориентированная0,1960,2920,2650,1960,2920,228
U*=0,818
Лучшая стратегия — 1
Правило Лапласа (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,6940,7710,7310,732×2 — Ресурсо-ориентированная0,590,5450,5580,564×3 — Социально-ориентированная0,5360,5040,5480,529
U*=0,732; Наиболее предпочтительной является стратегия 1 — пассивная.
правило Лапласа (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,8090,8750,790,825×2 — Ресурсо-ориентированная0,4180,530,3890,446×3 — Социально-ориентированная0,1960,2920,2650,251
U*=0,825
Лучшая стратегия — 1
Правило Байеса (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» альтернативы xi Xx1» x2» x3»К(Китай)Я(Япония)А(Америка)x1 — Транспортно-ориентированная0,6940,7710,7310,742×2 — Ресурсо-ориентированная0,590,5450,5580,561×3 — Социально-ориентированная0,5360,5040,5480,521Вероятность pi0,30,540,16
U*=0,742; Лучшей является стратегия 1 — пассивная
правило Байеса (коллективная оценка)
U*=0,813
Лучшая стратегия — 1
индивидуальная оценка
Адаптивные критерииАльтернативыIIIIIIВальда*Максимакса*Сэвиджа*Гурвица (а=0,66)*Лапласа*Байеса*
Коллективная оценка
Адаптивные критерииАльтернативыIIIIIIВальда*Максимакса*Сэвиджа*Гурвица (а=0,66)*Лапласа*Байеса*
4. Оценка согласованности мнений экспертов
Согласованность мнений экспертов оценивается с помощью коэффициента конкордации W, т.е. коэффициента множественной корреляции рангов для группы, состоящей из n экспертов.
Таблица 4.1 — Согласованность экспертных оценок для подцелей
ЭкспертыПодцелиРасчет1234123142243132341421345213462341731428214392134104321112314122341132314142134152143162143172134сумма рангов3836545245отклонение суммы рангов от средней-7-9970квадраты отклонений49818149260
W= 0,179931;
Χ2факт= 9,176471
Χ2табл= 7,81
Так как наблюдаемое (расчетное) c2оказалось выше табличного (критического) — c2факт = 9,176471> c2таб = 7,81, то гипотеза об отсутствии значимой связи между переменными (экспертными оценками) должна быть отвергнута, и делается вывод о том, что существует неслучайная согласованность мнений экспертов.
Таблица 4.2. Расширенная матрица для расчета коэффициента конкордации для первой подцели
ЭкспертыПодцелиРасчет1231123221331324213521361327123821391321012311123121321312314123152131621317213сумма рангов25335036отклонение суммы рангов от средней-11-3140квадраты отклонений1219196326
W=0,564014;
Χ2факт=19,17647
Χ2табл= 5,99
Так как χ2факт=19,17647> χ2табл= 5,99 отвергаем гипотезу об отсутствии связи между экспертными оценками, существует неслучайная согласованность.
Таблица 4.3. Расширенная матрица для расчета коэффициента конкордации для второй подцели
ЭкспертыПодцелиРасчет1231231223131324312531263217132831293121032111321123211323114312151231623117312сумма рангов42363036отклонение суммы рангов от средней60-60квадраты отклонений3603672
W= 0,124567;
Χ2факт= 4,235294
Χ2табл= 5,99
Так как χ2факт= 4,235294< χ2табл= 5,99, то нет основания, отвергнуть гипотезу об отсутствии связи между экспертными оценками, мнение не согласованно.
Таблица 4.4. Расширенная матрица для расчета коэффициента конкордации для третьей подцели
ЭкспертыПодцелиРасчет1231213213231234132513261327321821391321013211123121321313214132152131623117132сумма рангов24444036отклонение суммы рангов от средней-12840квадраты отклонений1446416224
W= 0,387543;
Χ2факт= 13,17647
Χ2табл= 5,99
Так как χ2факт= 13,17647> χ2табл= 5,99 отвергаем гипотезу об отсутствии связи между экспертными оценками, существует неслучайная согласованность.
Таблица 4.5. Расширенная матрица для расчета коэффициента конкордации для четвертой подцели
ЭкспертыПодцелиРасчет1231213213232134312531261327312831291321012311123122131323114312152131613217231сумма рангов34334136отклонение суммы рангов от средней-2-350квадраты отклонений492538матрица саати конкордация
W= 0,065744;
Χ2факт= 2,235294
Χ2табл= 5,99
Так как χ2факт= 2,235294< χ2табл= 5,99, то нет основания, отвергнуть гипотезу об отсутствии связи между экспертными оценками, мнение не согласованно.
Вывод
По результатам оценки конкурирующих стратегий развития железнодорожной сети России (восточнее Урала), полученных в данной работе, можно сделать вывод, что предпочтительной стратегией развития железнодорожной сети России (восточнее Урала) является стратегия I — Транспортно-ориентированная.
Данный вывод является инструментальным и основывается на проведенном в данной работе сравнении методом Хуторецкого (при трансформации порядковых оценок в количественные) с методом Саати. Смысл полученного результата состоит в том, что оба метода дают одинаковые результаты, следовательно, выбор наиболее предпочтительной стратегии, выполненный в процессе работы, является устойчивым.
список литературы
1. Кибалов Е.Б., Пахомова Г.Ф. Стратегический менеджмент; Учеб.пособие. — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2004. — 160 с.;
. Системный анализ ожидаемой эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Е.Б. Кибалов, С.В. Минин, В.П. Нехорошков, Е.В. Нехоршков, Г.Ф. Пахомова, К.А. Пахомов, М.В. Пятаев, С.В. Романкевич, А.Б. Хуторецкий. — Новосибирск: Изд-во СГУПСа. 2007. — 156 с.