Учебная работа. Особенности концепции корпоративной социальной ответственности организаций аэрокосмической сферы

особенности концепции корпоративной социальной ответственности организаций аэрокосмической сферы

особенности концепции корпоративной социальной ответственности организаций аэрокосмической сферы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях обострения экологических и социальных проблем в мире происходит переосмысление роли бизнеса в социальной сфере. На смену традиционному его восприятию как деятель, нацеленной на получении прибыли, приходит понимание его значения для решения широкого круга социальных проблем. При этом российский предпринимательский сектор пока явно недостаточно участвует в обеспечении социальных потребностей общества. Во многом это связано с тем, что в России должным образом не разработаны критерии корпоративной социальной ответственности, понятные как самому бизнесу, так и представителям власти и населению.

Большинство российских компаний, вышедших на западные финансовые рынки, были вынуждены использовать принятые в развитых странах стандарты корпоративной социальной ответственности. иностранный опыт в этой области является весьма важным для понимания сущности социальной ответственности, однако простое копирование западных стандартов без учета российской специфики не может являться успешным решением проблемы. Для отечественной практики требуется формирование новых подходов к социальной ответственности бизнеса с максимальным учетом последствий проведенных в россии трансформационных преобразований. В процессе приватизации крупные бизнес-структуры сосредоточили в своих руках основную часть национального богатства, но при этом не приняли на себя соответствующей доли ответственности за социально-экономическое развитие страны.

Социальная ответственность бизнеса, или корпоративная социальная ответственность (КСО), — это обязательство корпораций осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.

Все виды ответственности (экономическая, правовая, экологическая, филантропическая, этическая) определяют облик (имидж) компании при ее рыночном позиционировании. В связи с ростом интереса общества к КСО компании пытаются создать имидж, репутацию социально ответственной компании. Это означает, что компании стараются оправдать общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг и одновременно формируют высокие общественные стандарты, вносят, таким образом, вклад в повышение качества и уровня жизни в стране.

КСО — это система добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленная на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях. Иными словами, КСО означает активное участие корпораций в жизни общества, направленное на улучшение этой жизни и решение общих социально-экономических проблем и в то же время согласующееся с коммерческими планами компании.

Усиливающееся в последние годы влияние крупных компаний на экономическое развитие страны обуславливает необходимость привлечения бизнеса к формированию социально-экономической политики государства, а также разработки согласованных с ним действий, направленных на внедрение социально ориентированных моделей поведения. Решение поставленных задач связано с формированием соответствующих институциональных основ взаимоотношений бизнеса, общества и власти. Все названное предопределяет актуальность поиска эффективных механизмов развития корпоративной социальной ответственности (КСО).

проблемы социального партнерства и корпоративной социальной ответственности рассматривались в работах Блохиной Т.К., Волгина Н.А., Зубковой А.Ф., Катульского Е.Д., Корсакова М.И., Литовченко С.Е., Ракитского Б.В., Ракитской Г.Я., Рудыка Э.Н., Соболевой И., Якимца В.Н. Яковлева Р.А. и др. однако, несмотря на наличие значительного числа публикаций и исследований в области социального развития, проблемы социальной ответственности бизнеса требуют своей дальнейшей разработки.

Объектом исследования являются российские организации аэрокосмической сферы, развивающие систему корпоративной социальной ответственности.

Предмет исследования — совокупность социально-экономических отношений, реализующихся в процессе формирования корпоративной социальной ответственности.

Цель исследования состоит в выявлении условий и форм развития корпоративной социальной ответственности и определении механизмов повышения ее эффективности.

Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:

-рассмотреть методологический подход к пониманию корпоративной социальной ответственности;

-изучить взаимосвязь корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития;

-проанализировать современные международные стандарты корпоративной социальной ответственности;

-рассмотреть концепцию корпоративной социальной ответственности ОАО «Аэрофлот»;

сформулировать проблемы и перспективы социальной ответственности российского бизнеса.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

1.1 Методологический подход к пониманию корпоративной социальной ответственности

В научной среде активная разработка теоретико-методологических подходов к пониманию КСО начинается во второй половине XX в. Различие практик становления КСО в США и странах континентальной Европы нашло отражение в «теории интересов» корпоративного управления, в которой понятие КСО рассматривается в рамках двух моделей: shareholder model (модель КСО, в которой приоритетными являются интересы акционеров) и stakeholder model (модель КСО, в которой учитываются интересы широкого круга заинтересованных лиц). Традиционно корпоративная ответственность сводилась исключительно к обязательствам перед акционерами компании (shareholder model), что в большей степени соответствует американской модели развития КСО, цель которой увеличение прибыльности и выполнение обязательств перед акционерами.

Особенность данной модели обусловливается спецификой американского предпринимательства, основанного на максимальной свободе субъектов и рыночной саморегуляции. Механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества действуют через создание корпоративных фондов, цель которых состоит в обеспечении различных социальных сфер: образования, здравоохранения, пенсионных и страховых фондов. Роль государства в данной модели проявляется на законодательном уровне и состоит в облегчении налогового бремени и поощрении социально ответственных компаний соответствующими льготами и зачетами.

В странах континентальной Европы КСО рассматривается в рамках модели привлечения широкого круга «заинтересованных сторон» (stakeholder model) к процессу корпоративного управления, в котором с известной долей ограничения участвуют работники, потребители, партнеры, властные структуры и местное сообщество.

В отличие от американской традиции рассмотрения КСО как инструмента «отношений с общественностью» (PR) Интерес европейской научной мысли к понятию КСО в большей степени связан с возникновением в начале 2000-х гг. концепции устойчивого развития (Sustainable Development) и корпоративного гражданства (Corporate Citizenship). Их разработка инициировалась в рамках политики Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии и европейского парламента.

В связи с продолжающимся развитием теорий КСО возникают активные дискуссии среди представителей различных подходов социально-экономических и политических наук. различные аспекты КСО рассматриваются в рамках трех подходов: нормативного (КСО как совокупность обязательств компании перед акционерами и другими «заинтересованными сторонами»), инструментального (КСО как механизм достижения экономической эффективности) и общегуманитарного (КСО как выражение социального явления). Определение КСО, методы измерения, эффективность и дальнейшее развитие КСО являются эпицентром современных научных дискуссий на международном уровне.

Существуют внешние и внутренние факторы, определяющие границы корпоративной социальной ответственности.

В российской Федерации вопросы приемлемости и выгодности корпоративной социальной ответственно сти (КСО) активно дискутируются представителями бизнеса, государственных организаций, научных кругов и общественности. Если на Западе социальная ответственность рассматривается в контексте устойчивого развития, то в нашей стране Интерес к этой теме нередко связывают с необходимостью формирования цивилизованных взаимоотношений между государством и бизнесом, с переходом отечественного бизнеса из теневой, нелегальной сферы к законной и правовой деятель. Поэтому перенос идеалов западного общества на российскую почву всегда должен корректироваться с учетом этих факторов. Одним из показателей общественного развития в западных странах традиционно принято считать социальную ответственность бизнеса, и ситуация в России, для которой это явление в целом является новым, не исключение.

корпоративный социальный ответственность бизнес

Вывод к п.1.1

Одной из актуальных проблем в современной россии является отношение отечественного бизнеса к социальной ответственности, к тому, насколько его интересы соотносятся с идеями социальной ответственности. чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть ряд факторов, которые и формируют позицию бизнеса по данной проблеме, а именно:

-развитие взаимоотношений бизнеса и власти;

-сочетание внутренних и внешних факторов развития бизнеса и государства;

-наличие возможностей для согласования интересов общества, государства и бизнеса и реализации политики, отвечающей требованиям широких слоев российского общества.

1.2 Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие

На рубеже XX-XXI вв. общепризнанной целью для всего мирового сообщества, отдельных стран, регионов, городов, предприятий и корпораций стало движение к устойчивому развитию, под которым понимается сохранение окружающей среды и экономия природных ресурсов в единстве с социальным и экономическим благополучием в интересах настоящего и будущих поколений. На уровне компаний понятие устойчивого развития фактически совпадает с реализацией концепции корпоративной социальной ответственности.

В 2002 г. разработанный российский вариант кодекса корпоративного поведения рекомендован к исполнению. Корпоративное управление — лишь малая часть более широкой области социальной ответственности бизнеса, все чаще называемой корпоративным гражданством.

Социальная ответственность бизнеса или корпоративная социальная ответственность (КСО) — это концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды. КСО базируется на взаимодействии с заинтересованными сторонами: служащими, акционерами, инвесторами, потребителями, властями и неправительственными организациям. Таким образом, одна из важнейших задач КСО — коммуникационная, выяснение мнений и интересов всех заинтересованных сторон с тем, чтобы максимально учесть их в своей последующей деятель. Началом развития корпоративной социальной ответственности бизнеса России считают период 2000-2002 гг., так как именно в это время появился интерес к исследованию данного направления. На Западе социальная ответственность бизнеса начала практиковаться в 70-х гг. XX в. Согласно Лиссабонской стратегии, принятой в 2000 г. в качестве программного документа социально-экономического развития Евросоюза, КСО бизнеса является одним из факторов устойчивого социально-экономического развития в современных условиях. В России социальную ответственность бизнеса ассоциация менеджеров определила как компания, осуществляющая свою деятельность с помощью комплекса социальных программ в приоритетных ей направлениях. Крупнейшие ассоциации российского бизнеса — Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП), Торгово-промышленная палата российской Федерации и Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА) в своих программах ввели как обязательное понятие «социальная ответственность бизнеса». В дальнейшем в РСПП был создан пост вице-президента по социальной ответственности бизнеса. Президент РФ определил социальную ответственность бизнеса как ключевой фактор во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом. В 2007 г. Россия впервые была представлена в международных базах данных (www.corporateregister.com) как страна, в которой компании и организации выпускают корпоративную социальную (нефинансовую) отчетность, которая определяет отношение компании к социальной деятельности.

В России уже большинство компаний понимают, что их коммерческая деятельность напрямую влияет на общество, а успехи в бизнесе связаны с общественными ценностями, но «социально ответственный бизнес хотел бы, чтобы и общество и государство были социально ответственными».

Внедрение политики корпоративной ответственности бизнеса имеет следующие преимущества для развития бизнеса:

) Увеличивается прибыль, возрастают темпы роста.

компании получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды. Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организаций, — это FTSE4Good, Dow Jones Sustainable Index и др.

Могут сокращаться операционные расходы, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.

) Улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса.

Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.

) повышаются производительность и качество продукта (услуги).

Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.

) Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.

) Улучшается управление рисками.

) Возрастает конкурентоспособность.

Вывод к п. 1.2

Согласно правовому регулированию фонда денежных средств коммерческих организаций, при распределении дохода фирмы часть прибыли должна быть использована в целях обеспечения осуществления социальной функции и софинансирования решения социальных проблем общества.

1.3 Современные международные стандарты корпоративной социальной ответственности

На сегодняшний день существует немало различных стандартов, в соответствии с которыми оценивается уровень развития компаний в направлении корпоративной социальной ответственности.

К четырем основным международным стандартам корпоративной социальной отчетности относят:

-AA 1000 — стандарт AccountAbility (стандарт, устанавливающий порядок оценки социальной ответственности, включающий процедуру и набор критериев, позволяющий произвести оценку успеха организации в экономической, экологической, социальной средах);

-GRI — стандарт, наиболее полно охватывающий деятельность компании и самый распространенный в мире стандарт социальной отчетности (Global Reporting Initiative); описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании);

-ISO 14 000 — стандарт описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве;

-SA 8000 («социальная защита») — стандарт ответственности, разработанный Social Accountability International`s; устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда: основной акцент на правах человека и здоровье; устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков. стандарт SA 8000 успешно интегрируется со стандартами ИСО 9001:2000, ИСО 14001:2004, OHSAS 18001:1999.

К другим наиболее используемым международным стандартам и индексам корпоративной социальной ответственности можно отнести следующие:

-DJSI — индекс устойчивости, наиболее известный фондовый индекс КСО;

-Bench Marks — система принципов и стандартов оценки и представления деятельности компаний, следующих принципам глобальной корпоративной социальной ответственности;

-CPI — нефондовый индекс КСО (Corporate Philanthropy Index); используется для сравнительного позиционирования;

-CRA — методика интегрированной системы аудита корпоративной устойчивости (Corporate Responsibility Audit);

-CRT — развернутая международная программа КСО (The Caux Round Table Principles for Business); принята The Caux Round Table (Круглый стол бизнесменов в Ко);

-EII — индекс эконометрического эффекта (Econometric Impact Index); отражает эффект, оказываемый на окружающие компанию местные сообщества;

-FTSE — индекс, рассчитываемый независимой компанией экспертов;

-FTSE — для организаций, соблюдающих глобальные принципы КСО;

-EFQM — (Framework for Corporate Social Responsibility) оценка КСО по Модели совершенства европейского фонда менеджмента качества;

-SI — нефондовый индекс, позволяющий оценить КСО; особое внимание уделяется кадровой политике, социальным программам, преодолению дискриминации.

Этот документ является стандартом организации и соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании» как документ в области стандартизации, используемый на территории РФ. Создавая и вводя в действие стандарт ВОК-КСО-2007, его разработчики руководствовались прежде всего тем, чтобы у российских предприятий был документ, который в привычной и понятной форме излагал бы все требования к организации и реализации социальной деятель.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. В россии и в зарубежных странах процессы развития и внедрения социальной ответственности приобрели к настоящему времени постоянный характер.

Современные международные стандарты КСО и нефинансовой в области устойчивого развития отчетности предусматривают принципы и процессы эффективного взаимодействия компании со своими стейкхолдерами. Так, один из наиболее популярных в мире и в России стандарт — AA1000S представляет модель последовательного и системного взаимодействия современной социально ответственной компании со своими стейкхолдерами. Другой международный стандарт — глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития (GRI) — предусматривает систему показателей по всем направлениям устойчивого развития в соответствии с концепцией «триединого итога» — Triple Bottom Line. Уже третье поколение этого стандарта отчетности G3 введен в действие в конце 2006 г. и включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих, в первую очередь стейкхолдерам, а также широкой общественности, правильно оценивать уровень социальной ответственности той или иной компании. На середину 2014 г. международной отчетностью в области КСО и устойчивого развития уже охвачено более 3900 ведущих компаний мира, среди которых есть и российские.

Активную поддержку этому процессу оказывает российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), разработавший Социальную хартию российского бизнеса, а также создавший национальный регистр нефинансовых отчетов российских компаний. Кроме этого, РСПП является основным проводником идей глобального договора ООН с его десятью принципами ответственного ведения бизнеса, совпадающими с основополагающими элементами концепции КСО и принципами международных стандартов GRI и AA1000S.

За последние годы в россии появилась группа ведущих компаний, внедряющих КСО в соответствии с международными стандартами, используя ее как новейший инструмент управления капитализацией и своими нефинансовыми рисками в системе корпоративного управления. В этой группе примерно 70 нефтегазовых, энергетических, металлургических, химических, целлюлозно-бумажных и пищевых компаний, среди которых следует выделить «Норильский никель», «Лукойл», «СевероЗападная лесопромышленная компания», «Русал», «Северсталь», ММК и «Татнефть». социальная ответственность российских компаний определяется в соответствии с законодательно предусмотренными и добровольными действиями, находящимися в постоянном процессе совершенствования. Представляется целесообразным предложить новое, более системное определение КСО, оттеняющее конкретный и прикладной характер этой деятельности компаний.

Вывод к п. 1.3

В России социальная ответственность рассматривается и используется как важная область корпоративной деятель многими компаниями. Однако, как правило, КСО трактуется узко и несистемно:

-как благотворительность и спонсорство;

-как помощь социально незащищенным группам населения в регионах присутствия;

-как разовые акции поддержки в областях культуры, спорта и образования.

Иерархию инструментария КСО в корпоративном управлении можно представить следующим образом:

-миссия и ценности;

-кодекс корпоративной этики;

-стратегия компании, в том числе цели устойчивого развития (экономические, экологические и социальные);

концепция управления нефинансовыми рисками и взаимодействия со стейкхолдерами;

-мероприятия по КСО и устойчивому развитию;

социальная по устойчивому развитию отчетность, коммуникации: PR, Интернет и межсекторное партнерство.

Как подтверждает накопленный международный опыт, полномочия и функции сторон корпоративного управления по интеграции принципов и технологий КСО, как правило, распадаются следующим образом:

-собственники принимают принципиальные решения о развитии социально ответственного бизнеса, отчетливо осознавая все его плюсы и минусы. периодически, по мере необходимости, участвуют в PR-мероприятиях на эту тему, поддерживая и укрепляя социально ответственный имидж своей компании;

-совет директоров утверждает стратегию компании, включающую цели, приоритеты, показатели и крупнейшие мероприятия в области КСО. Он контролирует деятельность менеджмента в этой области, а также утверждает формат и используемый стандарт социальной по устойчивому развитию отчетности. Как правило, в крупных компаниях создается комитет совета директоров по КСО или по устойчивому развитию во главе с одним из директоров компании. Председатель совета директоров регулярно принимает участие в престижных национальных и международных мероприятиях по КСО и устойчивому развитию;

Менеджмент осуществляет стратегию и тактику КСО, обеспечивает достижение и реализацию поставленных социально-экологических и этических целей и показателей КСО устойчивого развития, внедряет технологии КСО и управления нефинансовыми рисками, разрабатывает и готовит социальную отчетность, организует PR-коммуникации в этой области.

Вывод к главе 1

Таким образом, КСО — это система последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами или стейкхолдерами и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия. Исходя из такого понимания КСО, под корпоративным управлением следует понимать систему и процесс взаимоотношений, а также совокупность принципов, правил и процедур взаимодействия между собственниками компании, ее советом директоров, менеджментом и другими заинтересованными сторонами внутри компании и во внешнем ее окружении.

2 ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОАО «АЭРОФЛОТ»

2.1 Социальные программы для сотрудников компании

Кадровая политика Аэрофлота направлена на реализацию концепции стратегического развития компании, целью которого является трансформация в глобального сетевого перевозчика с лидирующими позициями по качеству сервиса, использованию инноваций и объему внутренних и международных перевозок, а также достижение конкурентного преимущества в области наличия квалифицированных кадров.

важнейшими функциями управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве являются:

-разработка и реализация стратегий в области управления и развития персонала в соответствии со стратегическими целями и задачами Общества;

-создание атмосферы, в которой каждый сотрудник Общества ощущает свою причастность к общему делу и ответственность за результат своей деятельности.

Цель кадровой политики — формирование особой, присущей нашей компании эффективной системы взаимоотношений как одной из основных составляющих конкурентных преимуществ Аэрофлота, достижение экономической эффективности по всем направлениям работы с персоналом на основе всестороннего учета факторов, влияющих на мотивацию работника к наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Для достижения этой цели департамент управления персоналом проводит работу по направлениям:

-обеспечение сотрудникам привлекательных возможностей профессионального развития,

-привлечение на работу в компанию наиболее квалифицированных кадров с потенциалом профессионального роста,

-обеспечение эффективной социальной политики и защиты, в том числе после выхода на пенсию.

Основными направлениями деятель в сфере работы с персоналом являются:

-укомплектование летных и кабинных экипажей ВС для успешного выполнения производственной программы компании,

-подготовка персонала для работы на новых типах ВС,

-обеспечение социальной поддержки персонала,

-проведение оценки эффективности труда.

Рост численности пилотов и бортпроводников обусловлен увеличением авиапарка и расширением географии полетов (приложение 2).

Незначительное изменение численности остального персонала объясняется продолжающейся реорганизацией в структурных подразделениях компании.

В 2013 году было организовано обучение около 23 тыс. слушателей (некоторые работники проходили более одной программы обучения) как внутри компании, так и в сторонних учреждениях по программам подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации.

В отчетном периоде в департаменте подготовки авиационного персонала (ДПАП) проведено 383 учебных сбора, прошли обучение более 6 тыс. слушателей из инженерно-технического персонала и летного состава по программам обучения на новые типы воздушных судов и подготовки на авиационных тренажерах.

Разработаны и утверждены исполнительным федеральным органом в области гражданской авиации следующие программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации летного состава и инженерно-технического персонала:

программа переподготовки летного состава на самолет Boeing 777.

программа и методика аварийно-спасательной подготовки летных и кабинных экипажей на этапе ежегодной подготовки ВС SSJ-100.

-Программа переподготовки летного состава на ВС SSJ-100.

программы Т-1, Т-2, Т-4 переподготовки инженерно-технического персонала по ВС SSJ-100 (SaM146).

программа курсов повышения квалификации инженерно-технического персонала «Техническое обслуживание воздушных судов иностранного производства».

Дистанционной формой обучения по программам КПК в режиме онлайн охвачены инженерно-технические специалисты департамента технического обслуживания ВС и представительств Аэрофлота в россии и за рубежом.

Основная категория переученных и введенных в строй специалистов — пилоты. Количество введенных в строй пилотов в 2013 году по отношению к 2012 году составило 123,8 % (473 человека) и обусловлено продолжением формирования подразделений ВС семейства Airbus и Boeing 777.

В Аэрофлоте создана эффективная система охраны труда. В компании проводится аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда. В 2013 году оформлены результаты аттестации 1 063 рабочих мест, включая рабочие места членов экипажей воздушных судов SSJ-100, что составляет 22,5 % от всех рабочих мест (4 720) в ОАО «Аэрофлот».

На протяжении 2013 года продолжалась работа, направленная на улучшение условий и охраны труда работников предприятия, сохранение жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности.

В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ в компании регулярно проводятся инструктажи сотрудников и проверка знаний по требованиям охраны труда. В 2013 году обучение и проверку знаний требований охраны труда в центральной постоянно действующей комиссии ОАО «Аэрофлот» прошли 338 руководителей и специалистов.

Сотрудники компании организованно проходят медицинские осмотры. В 2013 году 276 работников наземных подразделений и 50 работников ДПП прошли медицинский осмотр (обследование) в центре профпатологии г. Москвы. Лиц с подозрением на профессиональное заболевание в указанном центре не выявлено.

Авиационная школа Аэрофлота помогает решать кадровые задачи как самой компании, так и других предприятий российской отрасли авиаперевозок.

В 2013 году значительная часть функций по подготовке авиационного персонала передана в НОЧУ СПО «Авиационная школа Аэрофлота». В октябре 2013 года НОУ «Авиационная школа Аэрофлота» преобразовано в образовательное учреждение среднего профессионального образования; новый статус позволит школе обеспечивать первоначальную профессиональную подготовку персонала как самого Аэрофлота, так и других авиакомпаний. В 2013 году в Школе прошли обучение более 15 тыс. специалистов авиационной отрасли по 150 образовательным программам первоначальной подготовки, переподготовки и курсов повышения квалификации.

программы социального обеспечения в 2013 году охватывали ряд направлений:

В 2013 году в санаторно-курортных учреждениях прошли целью которого является облегчение порядка 1,5 тыс. работников авиакомпании (в том числе 81 ребенок совместно прошел лечение с родителями по путевкам «мать и дитя»). В период летних школьных каникул 300 детей работников отдохнули в детском лагере «Дюн Клаб» (Болгария, Солнечный берег). Работники и члены их семей получили возможность пройти оздоровление в санаторно-курортных учреждениях средней полосы россии, регионов с морским климатом на территории россии (Краснодарский край), за рубежом (Израиль, Турция), в районе Минеральных Вод и Крыма. новые объекты Программы: ОАЭ (Шарджа), Хорватия (Крапинские Топлицы).

В соответствии с Договором добровольного медицинского страхования № М2-2495811 со страховой компанией ОАО «РОСНО» на оплату в 2013 году санаторно- курортного лечения работников и членов их семей (детей) были израсходованы средства в размере 51,2 млн руб. В 2013 году санаторно-курортное человека (703 работника и 91 ребенок работников).

В 2013 году санаторно-курортное целью которого является облегчение по программе предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний прошли 690 работников авиакомпании.

В 2013 году оплата услуг детского санаторно-оздоровительного центра осуществлялась за счет средств добровольного медицинского страхования (ДМС). В 2013 году отмечался высокий спрос на программу, особенно с учетом расширения географии детского отдыха и введения нового объекта отдыха для детей «Дюн Клаб» (Болгария, Солнечный берег). Сумма расходов на программу из средств ДМС на 2013 год составила 11,6 млн руб. На отдых были направлены 300 детей работников.

В бюджете компании на 2013 г. были предусмотрены средства на пенсионное обеспечение в размере 49 500 тыс. руб. В течение года осуществлялся ежемесячный контроль над расходованием средств.

Служебным автотранспортом за отчетный период ежедневно осуществлялись в среднем перевозки 2 850 работников компании (включая 242 работников дочерних предприятий). В 2013 году работникам ОАО «Аэрофлот» ежемесячно в среднем предоставлялось 1 710 машино-мест на служебных автостоянках.

Спортивные команды Аэрофлота приняли активное участие в следующих спортивных мероприятиях: в феврале — в VII турнире по мини-футболу «день гражданской авиации» и в чемпионате мира по лыжным гонкам среди ветеранов в Германии; в мае — в волейбольном турнире к 68-летию Победы и в товарищеском матче по футболу с командой авиакомпании «россия» в Санкт-Петербурге; в сентябре — в VIII международных спортивных играх стран СНГ в г. Чолпон-Ата, Кыргызстан; в ноябре — в международном турнире по хоккею в Праге; в декабре — в товарищеском матче по футболу с командой авиакомпании «Волга-Днепр».

В течение года для занятий работников авиакомпании были арендованы теннисные корты спортцентра «Лужники» и универсальный спортивный зал в ГК «Озеро Круглое» (ТТЦ «Останкино») для занятий футболом и волейболом. 87 работников посещали занятия аэробикой и фитнесом. Для любителей лыжного спорта было приобретено 20 абонементов в спортивный парк «волен» на сезон 2013-2014 годов.

В 2013 году была продолжена реализация жилищной программы с субсидированием процентных ставок банковских ипотечных кредитов для летного состава. Субсидирование процентной ставки кредита осуществляется в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора. В 2013 году кредиты выплачивались 50 участникам, расходы составили 14 090 628 руб. 53 коп.

Реализация комплексной программы по размещению иногороднего ключевого персонала с использованием аренды частного жилья и Городка Аэрофлота (ГК «Озеро Круглое» ФГУП «ТТЦ «Останкино») в 2013 году позволила повысить эффективность привлечения в компанию дефицитных специалистов — пилотов и бортпроводников. На конец 2013 года загрузка Городка Аэрофлота составила 100 % (1 046 мест).

В 2013 году материальную помощь на сумму 10,0 млн руб. получили 110 человек.

С 2006 года «Аэрофлот» является участником некоммерческой организации ZED/MIBA FORUM, регламентирующей условия оформления льготных перевозок работников в личных и служебных целях. В число участников организации наряду с Аэрофлотом входят более 190 авиакомпаний мира. В течение 2013 года Аэрофлот подписал соглашения о льготных перевозках еще с 8 авиакомпаниями. таким образом, сотрудники компании могут совершать полеты рейсами нескольких десятков мировых перевозчиков на льготных условиях.

Аэрофлот — ведущий в отрасли налогоплательщик и работодатель (ныне более 17 тыс. рабочих мест в россии и за границей). Аэрофлот неизменно привержен социально ответственной политике в отношении своих работников, включающей достойную заработную плату, дополняемую весомым социальным пакетом.

2.2 Поддержка социально незащищенных граждан

В своей деятельности Аэрофлот придерживается принципов корпоративного гражданства во всех регионах присутствия. В отчетном периоде Компания продолжила реализацию программ социальной поддержки и благотворительности по ряду приоритетных направлений.

В рамках программы ОАО «Аэрофлот» на 2013 год «Год ребенка» была организована благотворительная помощь детским домам:

-НОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» (Сергиево-Посадский р-н, дер. Топорково) — на сумму 162 180 руб.

-Покровский детский дом (Владимирская обл., г. Покров) — организован и профинансирован ремонт помещений и кровли на сумму 1 741 000 руб., а также приобретено оборудование и футбольная экипировка на сумму 159 000 руб.

Аэрофлот на протяжении нескольких лет принимает участие в акции «Мили милосердия», целью которой является помощь тяжелобольным детям. Участники программы «Аэрофлот Бонус» могут перечислять бонусные мили на счета благотворительных организаций, принимающих участие в акции, включая Благотворительный фонд «Подари жизнь», Российский фонд помощи ИД Коммерсантъ, фонд «Линия жизни». Переведенные на счета фондов мили используются для организации перевозки детей, больных онкологическими, гематологическими заболеваниями, страдающих пороком сердца, заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата, врожденной сосудистой патологией головного мозга, заболеваниями ДЦП. Всего в 2013 году на нужды благотворительных фондов был выписан 10 501 билет.

В 2013 году Аэрофлот в шестой раз принял участие во всероссийской благотворительной акции «Поезд надежды», проводимой «Радио россии» в рамках социального проекта «Детский вопрос». «Поезд надежды» направляется в города, где по статистике больше всего детей, оставшихся без попечения родителей. Основными целями акции являются привлечение внимание общественности, представителей бизнеса, органов исполнительной и законодательной власти к проблеме сиротства, оказание помощи не имеющим родителей детям, организация их встреч с потенциальными усыновителями. В 2013 году Аэрофлот предоставил 40 бесплатных билетов для перелета участников проекта.

«По местам боевой славы» — традиционная акция в честь Дня Победы, проводимая Аэрофлотом ежегодно. В рамках акции ветераны Великой Отечественной войны, узники фашистских концлагерей и блокадники имеют возможность получить бесплатные полеты в Европу и самые отдаленные российские города. В 2001 году Аэрофлот первым из российских перевозчиков ввел традицию предоставлять ветеранам ВОВ возможность бесплатного перелета на своих рейсах. В 2013 году в период проведения акции услугами Аэрофлота воспользовались около 3 500 человек.

В 2013 году Аэрофлот оказал поддержку таким организациям, как Благотворительный онкологический детский фонд «Ромашка», «Под флагом добра», Общественная организация инвалидов «Ковчег», Всероссийское общество инвалидов, «Факел — инвалиды Башкирии», «Здоровье Отечества», организация инвалидов «Дельфин», специализированный фонд целевого капитала, поддержки и развития Сколковского института науки и технологий, Ростовский региональный благотворительный фонд, «Милосердие и здоровье», Астраханская организация помощи детям-инвалидам, Всероссийское общество инвалидов Красноярского региона, и многим другим.

В 2013 году Аэрофлот принял участие в правительственной программе социальных перевозок жителей дальнего Востока. Льготные тарифы предоставлялись гражданам РФ в возрасте до 23 лет включительно и свыше 60 лет (для женщин — с 55 лет) в салоне экономического класса из Москвы в города Дальнего Востока (Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск, Чита, Благовещенск, Улан-Удэ) и обратно. Кроме того, в 2013 году Аэрофлот осуществлял перевозку жителей Калининграда и Калининградской области в центральную часть России по специальным тарифам.

Аэрофлот реализует комплексную программу поддержки российского спорта. Компания оказывает содействие в организации крупнейших событий в области международного спорта и активно поощряет развитие собственных спортивных команд.

На постоянной основе Аэрофлот оказывает поддержку профессиональному футбольному клубу ЦСКА, Российской шахматной федерации и ряду других спортивных и социальных проектов, а также является спонсором баскетбольного клуба Brooklyn Nets. В феврале 2013 года в одиннадцатый раз прошел традиционный шахматный турнир Aeroflot Open. Аэрофлот является генеральным партнером, обеспечивает перевозку участников и выделяет средства на призовой фонд.

Таким образом, Авиакомпания сотрудничает с медицинскими учреждениями в перевозке больных детей в зарубежные клиники.

Аэрофлот поддерживает всероссийскую благотворительную акцию «Поезд надежды», проводимую в рамках социального проекта «Детский вопрос».

Аэрофлот традиционно оказывает всестороннюю поддержку спорту, в том числе Олимпийскому движению. Он стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Олимпийских зимних игр в Сочи 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки» — соответствующее соглашение подписано с Оргкомитетом «Сочи 2014.эрофлот — генеральный спонсор профессионального футбольного клуба ЦСКА.

В 2013 стал официальным перевозчиком одного из наиболее известных и результативных футбольных клубов в мире — Manchester United, а также спонсором американского баскетбольного клуба Brooklyn Nets.

Вывод к п. 2.2

Аэрофлот всегда приходит на помощь своим гражданам, оказывающимся в чрезвычайной ситуации в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий в самых разных районах земного шара. Воздушные суда авиакомпании, наряду с самолетами МЧС, неоднократно осуществляли вывоз пассажиров из «горячих точек».

2.3 Экология

В 2013 году авиакомпания Аэрофлот продолжила работу, направленную на повышение энергетической и экологической эффективности, снижение загрязнения и оказываемого негативного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 14000.

Специалистами группы по охране окружающей среды и производственному контролю проведено 11 плановых проверок в структурных подразделениях ОАО «Аэрофлот» в части соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ноябре 2013 года в рамках мероприятий по развитию сотрудничества с партнерами по альянсу SkyTeam на сайте ОАО «Аэрофлот» создан раздел об охране окружающей среды.

В 2013 году в компании продолжили действовать принятые ранее программы по экономии топлива и перехода к более современным топливоэффективным ВС, что направлено на минимизацию вредного воздействия на окружающую среду; Обществом принимаются меры к сокращению негативного воздействия на природу, практически весь парк воздушных судов ОАО «Аэрофлот» соответствует нормам ICAO по шуму и по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

В рамках выполнения Директивы ЕС № 2008/101/ЕС относительно включения авиации в Европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов (СО2) в 2013 году в Аэрофлоте была проведена серия мероприятий, включая:

-сбор данных по выбросам парниковых газов и тонно-километрам;

-подготовку годового отчета по мониторингу выбросов CO2 и тонно-километрам по рейсам в/из стран ЕС, выполненным в течение 2012 года;

-проведение аудита годового отчета ОАО «Аэрофлот» по мониторингу выбросов CO2 и тонно-километрам по рейсам в/из стран ЕС, выполненным в 2012 году (аудит осуществлен независимой аудиторской компанией KPMG).

Общая сумма экологических платежей за 2013 год составила 2,1 млн руб. увеличение платы за негативное воздействие в 2013 году по сравнению с 2012 годом обосновано увеличением платы за негативное воздействие в IV квартале 2013 года в связи с образованием сверхлимитного количества твердых бытовых отходов.

Значительное количество примесей в аэропорту выбрасывают и наземные передвижные средства, подъезжающие и отъезжающие автомобили. В Компании регулярно проводится инструментальный контроль и регулировка топливных систем автотранспорта на их соответствие нормам токсичности и дымности.

В 2013 году разработан и согласован Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов для промышленной площадки в Шереметьево и получено санитарно-эпидемиологическое заключение для НДВ. В августе 2013 года выполнены работы по исследованию соответствия НДВ участков окраски ДТО ВС и ДНОП ОАО «Аэрофлот». Превышений разрешенных нормативов выбросов не выявлено.

В течение 2013 года экологами компании проводился мониторинг мест временного хранения отходов и контролировалась их утилизация. По итогам 2013 года можно отметить, что в подразделениях ОАО «Аэрофлот» выявлены преимущественно незначительные нарушения правил временного хранения отходов (несанкционированное складирование, неправильное размещение), которые своевременно устранялись.

Специалистами ОАО «Аэрофлот» ведется ежемесячный сбор данных по движению и учету отходов структурных подразделений ОАО «Аэрофлот», ежемесячное составление таблиц учета движения отходов по ОАО «Аэрофлот» в 2013 году.

В 2013 году подготовлены и представлены в природоохранные органы следующие документы:

-статистические отчеты по формам 2-ТП (отходы) и 4-ОС (статистические отчеты представлены в Росстат и департамент Росприроднадзора по ЦФО);

технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и обращения с отходами для промплощадки Аэрофлота в Шереметьево;

технический отчет для медицинского центра департамента управления делами;

-паспорта для отходов I-IV классов опасности для окружающей природной среды в рамках разработки проекта образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для промплощадки ОАО «Аэрофлот» в Шереметьево.

В 2013 году по договору с ЗАО «Промводоканал» в ОАО «Аэрофлот» велись работы по сбору и утилизации остатков противообледенительной жидкости (ПОЖ) после обработки ею самолетов. В отчетном году собрано и утилизировано 817 тонн отходов ПОЖ. ОАО «Аэрофлот» — единственный российский авиаперевозчик, осуществляющий работы по сбору и утилизации ПОЖ.

Вывод к п. 2.3

таким образом, экологическая политика ОАО «Аэрофлот» направлена на повышение энергетической и экологической эффективности конечного продукта компании — перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов. Магистральным направлением этой политики является курс на существенное повышение топливоэффективности парка воздушных судов авиакомпании, что позволяет снизить нагрузку на окружающую среду при одновременном сокращения одной из главных статей производственных расходов.

2.4 рекомендации по развитию корпоративной социальной ответственности бизнеса в России

Концепция развития КСО в России должна включать следующие общие моменты.

. Сегодня от бизнеса требуется активное внедрение КСО как одного из направлений социальной поддержки занятого на предприятиях персонала, а также наиболее нуждающихся групп населения. Вместе с тем российской Конституцией и законодательством. Следует разработать единое понимание категорий социальной ответственности бизнеса и власти, а также социальной благотворительности.

. КСО крупного и среднего бизнеса предусматривает комплексный подход к построению системы социальной ответственности в соответствии с международными стандартами по устойчивому развитию по трем группам показателей: экономика, экологическая политика и социальная политика.

. Для отражения КСО малого бизнеса можно использовать узкий подход по социальной отчетности в форме перечня мероприятий и проектов по развитию собственного персонала и поддержки местного социального развития.

. Отчетность по КСО в его комплексном варианте следует рассматривать как прогрессивную форму корпоративного менеджмента и культуры, как важнейший инструмент капитализации и развития деловой репутации компаний. использование ОКСО (отчеты по КСО) по международным стандартам представляется наиболее целесообразным в условиях активизации выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки.

. ОКСО должно внедряться на принципах добровольности, сознательности социальной ориентированности бизнеса. При этом государственным органам власти (в первую очередь профильным федеральным министерствам, а также соответствующим исполнительным органам на местах) следует активно поддерживать КСО, проводить регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для предпринимателей, постепенно превращая эту деятельность в естественный признак респектабельности отечественных компаний.

. Органам власти совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями целесообразно развивать законодательные аспекты поддержки КСО, в частности разработать свод рекомендаций по ОКСО в РФ.

. необходимо активно поддерживать международный обмен опытом в области КСО как одной из наиболее значимых форм социального партнерства, привлекая к этой работе компании (менеджмент и профсоюзы), а также различных представителей гражданского общества, в первую очередь некоммерческие структуры, занимающиеся проблемами КСО, общественные организации и СМИ.

Вывод к п. 2.4

Для обеспечения корпоративной устойчивости все стороны корпоративного управления должны уделять большее внимание внедрению принципов и инструментария КСО в практику корпоративного управления.

Вывод к главе 2

успешная деятельность компаний складывается не только за счет величины финансового капитала и численности сотрудников, но и за счет использования современных управленческих технологий как внутри корпорации, так и за ее пределами. объясняется это тем, что в условиях острой конкуренции, в том числе и международной, предприятия стремятся максимально использовать не только свой внутренний капитал, но и возможности, предоставляемые современным уровнем развития общества. При этом бизнес может использовать возможности различных сторон общественной жизни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отличие от Запада, где концепция корпоративной ответственности бизнеса сформировалась под влиянием гражданского общества, в России она возникла по инициативе наиболее успешных компаний. На развитие КСО в россии повлияли такие факторы, как преобладание в общественном сознании неоднозначного отношения к результатам приватизации и происхождению крупных капиталов, отсутствие доказанной взаимосвязи увеличения стоимости компаний от улучшения качества социальной ответственности, неразвитость эффективных гражданских структур.

Проведя анализ концеции корпоративной социальной ответственности ОАО «Аэрофлот» можно сделать выводы, что общество играет активную роль в жизни общества, оказывая постоянную поддержку благотворительным организациям и содействуя проведению социально значимых акций:

«По местам боевой славы» — эту акцию в честь дня Победы Аэрофлот проводит ежегодно с начала десятилетия, помогая ветеранам встретиться со своими боевыми товарищами. В рамках этой программы им предоставляется возможность совершить бесплатные полеты в Европу и самые отдаленные российские города. Чтобы донести наиболее полную информацию о возможностях участия в акции до всех её адресатов — ветеранов великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей, блокадников, по всей россии регулярно проводится широкая информационная кампания.

программа «У сердца два крыла» рассчитана на детей, живущих в удаленных от столицы регионах и страдающих тяжелыми редкими заболеваниями, нуждающихся в оперативной помощи узкоквалифицированных специалистов.

Акция носит масштабный всероссийский характер. Откликаясь на инициативу государства по оказанию всесторонней помощи российским детям, компания также организует в рамках проекта поездки лучших детских докторов страны в отдаленные регионы россии — от Калининградской области до Дальнего Востока. врачи из ФГБУ «Научный центр здоровья детей» проводят первичный осмотр на местах и устанавливают раннюю диагностику заболеваний.

Акция «Мили милосердия», отметившая 5-летие в 2013 году, инициирована Аэрофлотом как одна из форм помощи тяжело больным детям. Участники программы «Аэрофлот Бонус» имеют возможность пожертвовать часть накопленных миль в благотворительный фонд «Подари жизнь». Эти мили превращаются в авиабилеты для детей, страдающих тяжелыми заболеваниями и направляемых на целью которого является облегчение за границу или в Москву из российских городов.

Авиакомпания сотрудничает с медицинскими учреждениями в перевозке больных детей в зарубежные клиники.

Аэрофлот поддерживает всероссийскую благотворительную акцию «Поезд надежды», проводимую в рамках социального проекта «Детский вопрос».

Аэрофлот традиционно оказывает всестороннюю поддержку спорту, в том числе Олимпийскому движению. Он стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Олимпийских зимних игр в Сочи 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки» — соответствующее соглашение подписано с Оргкомитетом «Сочи 2014.эрофлот — генеральный спонсор профессионального футбольного клуба ЦСКА.

стал официальным перевозчиком одного из наиболее известных и результативных футбольных клубов в мире — Manchester United, а также спонсором американского баскетбольного клуба Brooklyn Nets.

Аэрофлот всегда приходит на помощь своим гражданам, оказывающимся в чрезвычайной ситуации в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий в самых разных районах земного шара. Воздушные суда авиакомпании, наряду с самолетами МЧС, неоднократно осуществляли вывоз пассажиров из «горячих точек».

Аэрофлот — ведущий в отрасли налогоплательщик и работодатель (ныне более 17 тыс. рабочих мест в россии и за границей). Аэрофлот неизменно привержен социально ответственной политике в отношении своих работников, включающей достойную заработную плату, дополняемую весомым социальным пакетом.

Экологическая политика ОАО «Аэрофлот» направлена на повышение энергетической и экологической эффективности конечного продукта компании — перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов. Магистральным направлением этой политики является курс на существенное повышение топливоэффективности парка воздушных судов авиакомпании, что позволяет снизить нагрузку на окружающую среду при одновременном сокращения одной из главных статей производственных расходов.

Являясь бесспорным лидером гражданской авиации России и осознавая свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, ОАО «Аэрофлот» стремится к обеспечению устойчивого экологического равновесия во всех сферах своей деятельности, что органично вписывается в масштабную программу социальной ответственности, которая является одним из основополагающих принципов деятель авиакомпании.

Разработанный и внедряемый комплекс мероприятий по энергосбережению позволит ОАО «Аэрофлот» экономить до 1,5 млн тонн авиатоплива в год и снизить его удельный расход на 43,6 процента до 2020 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики: Указ Президента РФ № 889: от 04.06.2008 г.

2.О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства российской Федерации. — 2008. — № 47, ст. 5489.

.Акмаева Р.И. повышение социальной ответственности топ-менеджмента в условиях экономического кризиса // Региональная специфика развития бизнеса и экономики: материалы II Всерос. науч. конф. — М., 2013.

.Асаул А.Н. Корпоративное управление и корпоративные отношения: сущность и проблемы // Экономическое возрождение россии. — 2014. — № 1 (15).

.Беликов И.В. Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления компанией. — М.: Эксмо, 2012.

.Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: моногр. — М.: КНОРУС, 2012.

.Благов Ю. Е. бизнес и общество: новая парадигма исследований // российский журнал менеджмента. 2014. Т. 1. № 2. С. 151-159

.Братющенко С.В., Селиверстов В.Е. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственночастного партнерства и эффективной региональной политики // Регион: экономика и социология. — 2014. — № 4.

.Валитов Ш.М., Мальгин В.А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. — М.: Экономика, 2013.

.Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса: широкий взгляд Россия и совр. мир. — 2013- № 3.

.Гончаров С.Ф., Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность. — М.: Дашков и Кº, 2012.

.Данилова О.В. Ключевые преимущества социальной ответственности бизнеса. Конкурентоспособное, устойчивое, безопасное развитие России в условиях глобализации экономики: межвуз. сб. молод. ученых / под ред. О.В. Иншакова; ВолгГТУ. — Волгоград, 2011.

.Дмитриева Е. Социально озабоченные // деньги. — 2013. — № 10 (616).

.Кныш М.И., Пучков В В., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями. СПб.: КультИнформПресс, 2012. С. 14.

.Козаков Е.М., Пилюгин Е.А. Методологический подход к оценке результативности социальных инвестиций // Вестник УГТУ-УПИ. Серия Экономика и управление. — 2014. — № 1.

.Кондрачук В.В. Политическая роль крупного бизнеса в современной России. Институт сравнительной политологии, М., 2013. С. 57-58.

.Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. — М.: Дашков и Кº, 2011.

18.Определение Европейского парламента, закрепленное в законе Green Paper Promoting a European framework for Corporate Social Responsibility. Brussels, 2011. [электронный ресурс] // URL: <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Факторы, определяющие границы КСО

приложение 2

Списочная численность работников по видам деятель

Работники по видам деятельности20132012Командиры воздушных судов и вторые пилоты1 7741 656Другой летный состав5152бортпроводники4 5724 033Персонал технического обслуживания и ремонта2 4222 421Продажа билетов, услуг и реклама1 6861 697Аэропортовые службы (обслуживание в порту)3 8513 899прочий персонал2 0621 742Итого16 41815 500

Учебная работа. Особенности концепции корпоративной социальной ответственности организаций аэрокосмической сферы