Учебная работа. Организации закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования 'тянущей' системы Канбан

Организации закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования ‘тянущей’ системы Канбан

Введение

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Объектом производственной логистики являются внутрипроизводственные логистические системы: промышленные предприятия, оптовые предприятия, имеющие складские сооружения; грузовые станции и т.д.

Контрольная работа на тему организации закупок материально — технических ресурсов в условиях функционирования «тянущей» системы Канбан актуальна в настоящее время, так как наиболее эффективно функционирует при достаточно коротких производственных циклах, не требует тотальной компьютеризации производства, предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Система Канбан позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один.

Целью контрольной работы является изучение принципов организации закупок материально — производственных ресурсов в условиях применения «тянущей» системы Канбан».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

·сравнить традиционную и логистическую концепции организации производства;

·раскрыть сущность и принципы организации системы Канбан;

·выявить сильные и слабые стороны системы;

·привести пример управления материальными потоками в соответствии с «тянущим» принципом.

1. традиционная и логистическая концепции организации производства. Дать определение «тянущей» системы Канбан. Привести ее схему

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

отказ от избыточных запасов;

отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

устранение простоев оборудования;

обязательное устранение брака;

устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;

превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от производственной логистики традиционная концепция организации производства предполагает:

изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай». [4]

Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками как внутри логистической системы, так и в рамках процесса производства.

Канбан. один из практических методов реализации концепции "точно вовремя", "точно в срок" (just in time). Его основная идея заключается в том, чтобы запасов не было совсем.

Тянущая система представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

преимущества тянущей системы:

1.отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;

2.замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;

.задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;

.снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки;

.выполнение заказов с высоким качеством;

.сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок. [5]

. Принципы организации закупок материально-технических ресурсов в условиях применения «тянущей» системы Канбан

Основная идея системы Канбан заключается в том, чтобы запасов не было совсем. Делается это следующим способом. Продукция подразделяется на небольшие партии (эффективный размер партии рассчитывается исходя из ритма производства и специфики выпускаемой продукции), к каждой партии прилагается карточка (в переводе с японского "канбан" — карточка).

Для удобства карточки могут снабжаться надписями, иметь различные цвета и т.п. В ряде случаев для управления выделяется одно место в цехе, стенд, на котором могут визуально изображаться линии, участки и т.п. В данном случае все перемещения карточек идут через этот стенд. Это позволяет с одного взгляда оценить ситуацию на производстве.

Допустим, что на складе находятся две партии готовой продукции. Покупатели постепенно забирают товар со склада готовой продукции. Как только одна из партий закончилась — тару из-под нее передают на участок, выпускающий готовую продукцию (в ряде случаев для простоты и удобства можно передавать просто карточку, а не тару), возникает Потребность в изготовлении конкретного количества продукции. Сборочный участок начинает производить ее из компонентов, которые у него есть в наличии (в аналогичных ящиках с карточками). Как только продукция будет произведена, она поступает на склад готовой продукции; вместе с партией продукции возвращается карточка.

Компоненты, которые требуются сборочному участку для работы, тоже расходуются в соответствии с данным принципом партий-карточек. Когда компоненты заканчиваются в одной из двух "коробок", данная "коробка" поступает на соответствующий участок, и там начинается ее наполнение. И так далее по всем производственным участкам.

Фактически система "канбан" настраивается таким образом, чтобы ротация карточек была практически непрерывной и окончание одного "ящика" оперативно приводило к его замене.

Таким образом, система "вытягивает" готовую продукцию из производства, а следовательно, "тянет" весь материальный поток внутри производства. Результатами действующей системы "канбан" являются практически нулевой уровень запасов и единый ритм работы всего производства.

Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 ед. продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей из цеха №1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех №1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха №2 10 заготовок. В свою очередь, цех №2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток "вытягивается" каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.

Свой вклад в развитие мировой логистической системы внесла Япония, которая разработала и применила впервые в мире прогрессивную логистическую концепцию "just in time" — JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную систему KANBAN.

На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему "KANBAN" (в переводе с японского — карточка), разработанную и реализованную фирмой "Тоёта" (Япония).

Система «KANBAN» не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Система «KANBAN» позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы «Тоёта» составляет 77 долларов, в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 дол.

Система «KANBAN» позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.

«Тянущие» микрологистические системы типа «KANBAN», устраняя излишние запасы, могут эффективно работать лишь при относительно коротких производственных циклах, точном прогнозировании спроса и некоторых других производственно-технологических условиях. Для исправления недостатков, присущим обеим системам, были предприняты попытки их объединения в едином планово-производственном и диспетчерском компьютерном комплексе.

Одним из наиболее удачных примеров синтеза в производстве продукции ключевых элементов MRP и KANBAN на основе современных информационно-компьютерных технологий явилась разработанная в начале 1980-х годов микрологистическая система «Optimized Production Tehnology» — ОРТ (оптимизированная производственная технология).

Система ОРТ относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких» мест (в оригинале — критических ресурсов).

Многие специалисты считают ОРТ компьютеризированной версией KANBAN с той разницей, что система ОРТ препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение — Производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места.[3]

В системе ОРТ осуществляется автоматизированное оперативно-производственное планирование и диспетчеризация. Компьютерный расчет производственных расписаний выполняется на смену, день, неделю и т.д.

Решаются также задачи контроля отгрузки запасов готовой продукции потребителям, поиска альтернативных ресурсов, выдачи рекомендаций по полноценным заменам в случае отсутствия необходимых материальных ресурсов. При формировании графика производства используются критерии: степень удовлетворения потребности производства в ресурсах; эффективность использования ресурсов; средства, иммобилизированные в незавершенном производстве; гибкости.

Реализация оперативного планирования и регулирования производства в системе ОРТ осуществляется с использованием программно-математического обеспечения, построенного на модульной основе.

Для формирования производственного расписания из базы данных ОРТ используются файлы заказов, технологических карт, ресурсов, прогнозов сбыта и др. Данные файлы материалов и комплектующих изделий обрабатываются параллельно с данными файлов технологических карт, в результате чего формируется технологический маршрут, который обрабатывается с помощью программного модуля, идентифицирующего критические ресурсы. В результате появляется возможность оценить интенсивность использования ресурсов и степень их загрузки и соответствующим образом упорядочить их. На этом этапе технологический маршрут разветвляется. Ветвь критических ресурсов включает все «узкие» места и последующие связанные с ними логистические активности.

после поиска и исправления ошибок процесс повторяется.

В процессе управления материальными потоками пользователь может получать следующие выходные параметры: «График производства», «Потребность в материальных ресурсах», «Ежедневный отчет мастера цеха (отдела)», «График доставки материальных ресурсов к рабочим местам», «Отчет о производстве заказанной продукции», «состояние складского запаса» и ряд др.

Эффект системы ОРТ с логистических позиций заключается в снижении производственных и транспортных издержек, уменьшения запасов незавершенного производства, сокращении времени производственного цикла, снижении потребности в складских и производственных площадях, повышения ритмичности отгрузки готовой продукции потребителям.

3. Привести пример управления материальными потоками в соответствии с «тянущим» принципом

Рассмотрим механизм функционирования «тянущей» системы управления материальными потоками на примере.

Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 ед. изделий. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления такого же количества заготовок, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Раскроем пример на схеме (рис.1).

Рис.1. «Тянущая» система управления материальными потоками

Однако этот метод отлично подходит для конвейерных производств и для применения в дистрибуции со стабильным (предсказуемым) спросом. Но в условиях большей неопределенности и неточности прогнозирования (разные источники называют допустимыми не более +10% отклонения от расчетного ритма производства) он начинает давать сбои, поскольку требуется пересчитывать размеры карточек-партий, задействовать дополнительную рабочую силу и т.д.

логистический управление тянущий

Заключение

Организация материальных потоков и управления ими на предприятии неразрывно связаны между собой и образуют систему. Так, перемещение материалов в процессе выполнения полученных заказов невозможно без управления, которое осуществляется путем распределения материальных ресурсов, планирования хозяйственных связей и т.п., и вместе с тем требует определенной организации: обеспечение ритмичного выполнения поставок, выбора оптимальной системы транспортировки материалов и т.п. В процессе организации достигается объединение элементарных потоков и создаются условия для эффективного функционирования производственной логистической системы. Управление материальными потоками обеспечивает постоянный контроль за ходом выполнения производственных заказов и оказывает необходимое воздействие на логистическую систему с тем, чтобы удерживать ее параметры в заданных пределах для достижения поставленных перед предприятием целей.

Различают несколько систем управления материальными потоками, одна из них система Канбан. Основным принципом работы этой системы является выявление и устранение в производственном процессе узких мест или критических ресурсов. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы, могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и т.д.

Список использованной литературы

1.Альбеков А.У. Коммерческая логистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. ростов— н/Дону.: Феникс, 2010.- 327с.

2.Лафта Дж.К. Менеджмент: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, 2012. — 592с.

.Мате Э., Тискье Д. Логистика/ Пер. с франц.под ред. Н.В. Куприентко.-СПб.: Тздательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2011.- 128 с.

.Неруш Ю.М. логистика: учебник для вузов.- 3-е изд., перераб и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-495с.

.Радионова В.Н., Туровеуц О.Г., Федоркова Н.В. Логистика. — М.: ИНФРА-М, 2010.- 160с.

.Савенкова Т.И. Логистика: учебное пособие/ Т.И. Савенкова.-М.: Издательство «Омега -Л», 2011.- 256с.

Учебная работа. Организации закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования 'тянущей' системы Канбан