Учебная работа. Личностный потенциал работника
Личностный потенциал работника
ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ экономики, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)»
Контрольная работа по дисциплине «Теория менеджмента»
На тему: «Личностный потенциал работника»
Выполнил студент гр. д531у
Хабибрахманов А.А.,
№ зачетной книжки 13-05-13Д
Проверил преподаватель Лаптев А.В.,
доцент кафедры менеджмента
Казань, 2015
Содержание
Введение
. Личностный потенциал, как составляющие личностного потенциала работников
.1 Понятие «Личностный потенциал»
.2 Составляющие личностного потенциала работников
. Практическая часть
.1 Особенности развития личностного потенциала работников
.2 Разработка системы повышения личностного потенциала работника
Заключение
Список литературы
Введение
Личностный потенциал работника — это степень развития профессионально значимых качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение работником трудовых заданий и эффективное решение производственных задач. ЛПР включает: психофизиологический потенциал (развитие способностей и склонностей человека, его здоровье, работоспособность, выносливость и т.д.); квалификационный потенциал (объем и качество общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность выполнять работу определенного уровня и качества); социальный потенциал (уровень гражданского сознания, духовной и социальной зрелости, умение общаться, отношение к труду, правосознание и поведение и т.д.). ЛПР формируется посредством и в системе профессионального образования и определяет степень конкурентоспособности специалиста на рынке труда. При этом начало его закладывается в семье, детском саду и школе.
проблемой личностного потенциала работника, требующей безотлагательного решения, является формирование качественно нового работника с высоким уровнем личностного потенциала, который, на наш взгляд, включает в себя психофизиологическую, трудовую и инновационную составляющие. В целях разработки конкретных рекомендаций предприятию необходимо оценивать личностный потенциал своего персонала и выявлять основные направления его развития.
Та как, переход к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых — максимально эффективное использование кадрового потенциала. Причем это актуально не только для общества в целом, но еще в большей степени для каждого предприятия, фирмы, организации. Бизнес развивается. только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний.
Проблему развития личностного потенциала работников нельзя считать всесторонне изученной. В работах как зарубежных, так и отечественных авторов, исследованы общие вопросы проблем повышения профессиональных качеств персонала предприятия. Это в равной степени относится к деятельности любого хозяйствующего субъекта. Так в трудах таких авторов как М. X. Мескон, М. Г. Рогов, С. В. Смирнов, П. И. Третьяков рассмотрены вопросы необходимости руководства повышать профессионализм трудовых ресурсов предприятия. Другие ученые считают повышение потенциала работников составной частью руководства (М. М. Поташник), методом руководства (С. Д. Резник), процессом создания стимулов к труду (Б. М. Генкин). Несмотря на многообразие представлений о процессе повышения потенциала и квалификации персонала, практически все исследователи отмечают, что в его основе лежит стремление работника к удовлетворению потребностей.
однако, несмотря на высокую степень разработанности вопросов о развитии личностного потенциала работников практически не исследовано и малоизученна.
Таким образом, основной целью данной работы является попытка разработки системы развития личностного потенциала работника.
Для достижения указанной цели необходимо следующие задачи исследования:
. Рассмотреть литературу по теме исследования;
. рассмотреть понятие «Личностный потенциал»;
. Выявить составляющие личностного потенциала работников;
. Выявить особенности развития личностного потенциала работников;
. Разработать систему развития личностного потенциала.
Объектом исследования является: развитие личностного потенциала работников.
Предметом исследования является личностный потенциал.
исследование проблемы развития личностного потенциала работников имеет большую практическую значимость, так как выявление наиболее эффективных методов стимулирования развития личностного потенциала работников позволит существенно повысить эффективность как работы, так и экономическую Прибыль каждого отдельного предприятия, а следовательно и улучшить экономическое развитие государства.
1. Личностный потенциал, как составляющие личностного потенциала работников
.1 понятие «Личностный потенциал»
Базовое понятие «потенциал» происходит от латинского potentia — мощь, сила, возможность. В справочной литературе оно обозначается, во-первых, как источник, возможность, средство, ресурс, запас, который может быть приведен в действие и использован для решения какой-либо задачи и достижения определенной цели. Во-вторых, как возможность отдельного лица, общества, государства, системы, организации в определенной области (военной, научно-технической и других).
Термин "потенциал" был введен в научный оборот 10-15 лет назад. Этимологически он означает "скрытые возможности, мощность, силу". Широкая трактовка смыслового понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области"[1,С.6]
В философии понятие «потенциал» связывается с категориями «возможность» и «действительность», которые, выступая модальными характеристиками бытия, выражают как вероятность, тенденцию становления, так и ставшую реальность.
«Возможность», возникая в рамках «действительности» как одна из ее потенций, презентирует будущее в настоящем и, превращаясь в «действительность», порождает новые возможности -такова диалектика их взаимоперехода . [2,C.6]
Потенция — это не действующая возможность, способная стать реальностью в определенных условиях и при определенных ресурсах. Переход возможности в реальность есть процесс актуализации потенции.
Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также Мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества (коммуникативный, эмоциональный, познавательный, творческий потенциал). [3,C.7]
Второй его составляющей служит профессиональный потенциал (деловые способности и возможности, а также профессиональные качества — профессиональное мышление, лидерские способности).
Основанием потенциала личности В.А. Спивак считает заложенные потенции, имеющиеся возможности для выполнения различных функций при благоприятных условиях развития способностей. Потенциальные способности — это возможности развития индивида, проявляющие себя перед решением новой задачи (Т.И. Артемьева). Поскольку развитие личности зависит не только от психологических особенностей, но также от социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то следует говорить об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности.[4,C.7]
В научной литературе изучаются различные виды потенциалов личности:
интеллектуальный (Н.А. Грищенко, Н.А. Кудрявцева);
нравственный (Н.И. Шевандрин);
личностно-развивающий (С.Л. Братченко);
культурный (О.М. Мотков, Е.В. Руденский);
коммуникативный (Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская); коммуникативно-личностный (В.Н. Куницына);
культурный (Е.В. Руденский);
аксиологический (О.И. Полкунова, Л.Д. Столяренко);
творческий (Л.Г. Вяткин, Е.А. Глуховская, В.И. Загвязинский, Н.В. Зайцева, М.В. Копосова, А.М. Матюшкин, В.Г. Рындак);
лидерский (В.К. Васильев, Г. Латфуллин, И.В. Дрыгина), управленческий потенциал (Э.А. Смирнов) и другие.[5,C.8]
Как считают А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин, личностный потенциал «включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых, что способствует прогрессивному личностному и профессиональному развитию».[6,C.8]
Личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры.[7,C.8]
В социально-педагогическом контексте потенциал личности, по мнению В.В. Игнатовой, представляет собой сущностную видовую характеристику человека, заключающуюся в совокупности врожденных и приобретенных способностей субъекта относиться к окружающей действительности, которые определяют норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия. Потенциал личности имеет объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ценностных ориентаций и реализуется (развертывается) в деятельности.
таким образом, исследуемое понятие потенциал личности описывается в следующих психологических терминах: неактуализированные возможности, задатки, способности, потребности, ценностные ориентации, качества личности, наклонности, скрытые структурированные ресурсы, резервы, творческие импульсы, внутренняя энергия, продуктивные силы, потребности познания самого себя и других.
Кроме этого, потенциал личности связывается с процессами — актуализации, реализации, развертывания, воспроизведения, раскрытия, воплощения, восхождения к самому себе, стремлением «выйти за свои рамки», самосозидания, самовыражения, самоутверждения, самореализации, развития (интерактивного, ролевого, социокультурного), интериоризации.
.2 Составляющие личностного потенциала работников
Личностный потенциал человека характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.
Английские специалисты по менеджмент М. Вудкок и Д. Френсис отмечают, что для развитых и эффективных сотрудников должны быть характерны следующие черты:
энергичность;
умение управлять своими эмоциями;
готовность открыто излагать свое мнение;
способность изменять свою точку зрения под действием аргументов, не силы;
способность хорошо излагать свое мнение.
В научной литературе проблема изучения личностного потенциала практически не нашла отражения. Этой теме были посвящены лишь отдельные фрагментарные исследования.
Структура личностного потенциала работника состоит из трех основных элементов психофизиологического, трудового и творческого потенциалов.
Трудовой потенциал работника представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности. Профессиональные знания работник получает как на предприятии, так и в специальных учебных заведениях (в училищах, техникумах, вузах и др.) профессиональные умения и навыки он приобретает в основном в процессе непосредственной трудовой деятельности. Степень развития навыков и умений работника отражает уровень его профессионального мастерства. Предпосылкой успешного овладения профессией и конкретной работой является наличие у работника способности и готовности к труду.
необходимо отметить, что в условиях рыночных отношений этому аспекту необходимо уделить первостепенное внимание, так как переход от плановой к рыночной экономике коренным образом меняет роль и место работника в трудовом процессе. Уровень использования трудового потенциала конкретного работника определяется также структурой мотивов его трудовой деятель. Как показывают социологические исследования, на предприятиях различных отраслей народного хозяйства основными мотивами своего труда работники называют материальные, интерес к процессу труда, а также нравственные мотивы. Наряду с материальными мотивами формируются и предпринимательские (стремление создать свое дело), а также мотивы самореализации (полнее использовать в работе свои способности).
Наконец, степень использования трудового потенциала работника определяется уровнем его идентификации с коллективом. Под идентификацией личности понимается процесс ее отождествления с первичным трудовым коллективом. На эмпирическом уровне идентификация личности с коллективом представляет собой определенную степень усвоения ею групповых норм поведения.
основу творческого потенциала работника составляют креативные способности, которые представляют собой совокупность:
способность генерировать необычные идеи;
отклоняться от традиционных схем мышления;
быстро решать проблемные ситуации. [9,C.11]
2. Практическая часть
.1 Особенности развития личностного потенциала работников
Вследствие выводов, сделанных нами в процессе теоретического изучения проблемы было проведено практическое исследование, целью которого явилось изучение особенностей развития личностного потенциала.
В исследовании принимало участие 35 менеджеров разного уровня — сотрудников торгового дома. Уровень образования менеджеров от средне-специального до 2 высших. Возрастной состав от 25-50 лет. При этом высший эшелон менеджеров имеет образование ниже, чем остальные, и возраст старших менеджеров значительно ниже младших.
Для этого нами была использована экспертная оценка, руководителю было предложены критерии, которые он должен был отметить у своих работников, нами использовались критерии развития личностного потенциала предложенные известным профессиологом А.К. Марковой[10,C.12]:
объективные критерии:
результативность и оптимальность в повседневной жизнедеятельности и профессиональной деятельности (при наличии такового опыта ранее);
достижение социального и профессионального статуса (кем является, чего удалось достичь в жизни и профессии);
умение решать разнообразные жизненно-важные и профессионально-важные задачи (что умеет делать, каковы результаты, успехи).
Субъективные критерии:
соответствие жизненной ситуации и профессиональной деятельности мотивам человека, его требованиям и склонностям;
удовлетворенность человека жизнедеятельностью и выбранной ранее профессией;
осознавание человеком радостей жизни и понимание значимости профессиональной деятельности;
позитивное отношение к себе как личности и профессионалу;
отсутствие явных личностных и профессиональных деформаций усложняющих жизнедеятельность;
сочетание осознавания успешности личной жизни и профессиональной деятельности.
Результативные критерии:
достигнутые ранее позитивные изменения личности, группы или организации в которую была включена личность;
сохранение и поддержание психического и физического здоровья, а также положительная динамика слагаемых нервно-психического состояния личности;
последовательное движение к достижениям в жизнедеятельности и профессии;
инициативность и богатство жизнедеятельности, а также достижение творческих, ранее не существовавших результатов в жизни и работе.
Процессуальные критерии:
способность использовать необходимые знания и умения, приемы, техники, технологии в жизнедеятельности и профессиональной деятельности;
использование собственных личностных качеств адекватно ситуациям жизни и работы.
Нормативные критерии:
усвоение и осознание личностью необходимых норм, правил, эталонов социального взаимодействия и профессии;
способность востребовать накопленный опыт (методические приемы, актуальные технологии, техники и др.) в жизнедеятельности и профессиональной деятель.
Индивидуально-вариативные критерии:
самобытность личности, проявление собственной индивидуальности;
имеющийся и востребованный изначально уровень развития знаний, умений, личностных качеств.
Прогностические критерии:
видение человеком зоны перспективного роста и развития;
проявляющееся стремление к личностному, карьерному и профессиональному росту.
критерии обучаемости:
готовность специалиста к усвоению новых для него социально и профессионально ориентированных знаний и умений, принятию жизненного и профессионального опыта других людей;
наличие опыта постоянной обучаемости в профессии.
Критерии творчества:
стремление творчески выйти за пределы стереотипного, привычного, обоснованного, регламентированного соответствующими нормами.
Критерии социальной активности и конкурентноспособности:
умение заинтересовать других своей жизнедеятельностью и её результатами;
умение убедить коллег в актуальности реализуемых планов, проектов профессиональной деятельности;
способность вступать в конкурентные социальные отношения в быту на здоровой основе, а также на рынке рабочей силы и на рынке услуг;
способность искать внутренние резервы в жизнедеятельности, а также самой профессии без каких-либо особых материальных вложений.
Критерии приверженности:
преданность выбранным здоровым отношениям, принципам жизнедеятельности, профессиональной деятель;
преданность профессии;
устойчивость жизненно-важных и профессионально-важных выборов. [11,C.14]
Оценка проводилась по дяситибальной шкале.
На основании разработанных известным профессиологом А.К.Марковой и уточненных автором критериев может осуществляться общая дифференцированная оценка личностного потенциала сотрудников организации на основе распределения уровней по баллам, так высокий уровень личностного потенциала составляет 150 и более; средний уровень личностного потенциала 70 — 150 и низкий уровень развития личностного потенциала менее 70 баллов.
И так в ходе проведения экспертной оценки выявлены результаты предложенные в сводной таблице 1.
Таблица 1.
Сводная таблица результатов развития личностного потенциала по методу экспертной оценки
Уровни развития личностного потенциалаКоличество работников%Высокий уровень514%Средний уровень1028%низкий уровень2058%
И так в ходе анализа по критериям развития личностного потенциала нами были получены следующие результаты, так высокий уровень личностного потенциала выявлен у 5 менеджеров (14%) ,средний уровень выявлен у 10 человек (28%) и низкий уровень выявлен у 20 (58%) человек.
В ходе анализа развития личностного потенциала менеджеров ,выявлено в ходе экспертной оценки руководитель можно сделать вывод ,что развитие личностного потенциала у многих находиться на низком уровне, в связи с этим нужна система повышения личностного потенциала работников.
2.2 Разработка системы повышения личностного потенциала работника
Первый подход к развитию личностного потенциала работников является традиционным и реализуется в виде модели вертикального продвижения сотрудников.
Целью такого развития является подготовка перспективных сотрудников к занятию руководящих должностей. При этом подготовка направлена на выявление и оценку их организационных способностей, и развитие лидерского потенциала. Она сосредоточена на расширении знаний и навыков, необходимых для выполнения управленческих функций. В основе этой модели развития — работа с кадровым резервом и обучение потенциальных преемников.
Данный подход помимо очевидных достоинств (полнота решаемых задач, обоснованность принимаемых решений, широкий спектр применяемых методов) имеет ряд недостатков.
Отсутствие или несоблюдение плана высвобождения приводит к снижению заинтересованности кандидатов из кадрового резерва к развитию личностного потенциала, а в ряде случаев и к тому, что перспективные сотрудники покидают компанию.
Кроме того, такой подход позволяет решать исключительно внутренние задачи предприятия по самообеспечению кадрами квалифицированных руководителей и совершенно не учитывает стратегические аспекты управления потенциалом человеческих ресурсов организации.[12,C.16]
Второй подход ориентирован на развитие компетенций работников без обязательного изменения должностного статуса. Он базируется на гибких программах подготовки сотрудников, которые создаются под конкретные задачи предприятия.
Рис. 2. Модель развития личностного потенциала
В основе третьего подхода — метод управления по целям , который позволяет регулировать и направлять деятельность сотрудника через определение текущих задач и перспективных целей.
При этом происходит постоянная оценка потенциала работника, и выявляются направления его развития. Безусловным преимуществом такого подхода к развитию личностного потенциала работника является то, что в рамках управления по целям создается эффективный механизм, включающий все компоненты профессионального развития персонала:
цели и задачи предприятия определяют структуру ключевых компетенций сотрудников;
оценка сотрудников сосредоточена на определении их профессионального и личностного потенциала и установлении его соответствия с будущими потребностями организации;
профессиональное обучение базируется на индивидуальном подходе к развитию конкретного сотрудника;
решение о профессиональном продвижении сотрудника подкреплено результатами систематической оценки его деятельности и потенциала;
мотивация формируется за счет создания заинтересованности работника в развитии и подкрепляется возможностями профессионального и должностного роста.
Таким образом, отличительными чертами данного подхода являются гибкость, мобильность, обоснованность и ориентированность подготовки сотрудников на решение задач организации.
четвертый подход находит выражение в теориях и практике создания саморазвивающихся организаций. Концепция состоит в том, что в организации возможно создание механизма, "запускающего" и поддерживающего процессы саморазвития. основными принципами здесь являются ориентация на Лидерство, командную работу, соревновательность, партнерство.
Несмотря на очевидную сложность реализации данного подхода, в мировой и отечественной практике уже накоплен опыт построения организаций такого типа.
При этом организация должна сохранять свою уникальность, идентичность, способность к движению — а значит, должно быть нечто, объединяющее весь коллектив, та причина, из-за которой люди хотят что-то делать вместе; некая единая идея, закрепленная особенностями корпоративной культуры. именно это общее видение позволяет сохранять целостность и концентрированность усилий.
Заключение
Личностный потенциал работника играет важную роль в жизни организации. Поэтому от того, как правильно будет проходить процесс формирования и от того, как он будет развиваться, зависит успех организации.
Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».
Трудовой потенциал работника представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятель, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, — с другой.
Процесс развития личностного потенциала работников в современных организациях рассматривается как стратегически важная задача, поскольку качество персонала часто становится решающим фактором конкурентоспособности.
Личностный потенциал работника играет важную роль в жизни организации. Поэтому от того, как правильно будет проходить процесс формирования и от того, как он будет развиваться, зависит успех организации.
Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».
Предложенная система развития личностного потенциала работников позволяют выбрать тот или иной вариант для решения задач направленных на развитие личностного потенциала.
Повышение личностного потенциала включает проведение работ по:
. профессиональной ориентации;
. повышению содержательности труда;
. адаптации на предприятии;
. повышению образовательного, профессионального и квалификационного уровня и продвижению на производстве;
. расширению объема работ по переподготовке.
Список литературы
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
Батьковский А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту// Проблемы теории и практики управления 2004г. №2.
Бунич П.Г. новые ценности. М.: Наука, 1989, 243 с.
Дергачева О.Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э.Деси и Р.Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002, с.
Деркач А.А. Акмеология / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003.
Емельянов А.Л. Уровни профессионализма в управленческой деятель //Менеджмент в России и за рубежом. 2007 № 5(94).
журнал «Проблемы теории и практики управления». — 1995. — № 2.
Иванов Н.А., Одегов Ю.Г., Андреев К.Л. Трудовой потенциал промышленного предприятия. Саратов: Изд-во СГУ, 1988, 325 с.
Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. Ж., т. 21, 2000, №1, с.15-25.
Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / под ред. И.А.Петуховой. М.: Смысл, 2001, с. 154-161.
Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М.: Экономика, 1990, 145 с.
Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. — М.: Финстатинформ, 1997. — 878 с.