Учебная работа. Создание модели управления программой интеграции компаний после сделок слияний и поглощений

Создание модели управления программой интеграции компаний после сделок слияний и поглощений

Контрольная работа

Теоретико-методологические аспекты формирования и развития государственно-частного партнерства

Содержание

1. Концептуальные основы и исторический опыт реализации государственно-частного партнерства

. Механизмы и формы осуществления государственно-частного партнерства

Литература

. Концептуальные основы и исторический опыт реализации государственно-частного партнерства

Функционирование и развитие рыночной экономики любого государства не представляется возможным без активного взаимодействия государственных структур и частного сектора. Несомненно, характер и формы этого взаимодействия могут варьироваться в зависимости от исторического и экономического положения страны, степени развитости предпринимательства, национальных особенностей ведения бизнеса и менталитета. Одновременно с этим государство должно непрерывно выполнять свои функции, связанные с общественно важными обязательствами, защитой интересов граждан как внутри страны, так и на международной арене. В свою очередь бизнес остается локомотивом развития общества, генератором новых идей и технологий, источником приращения общественного богатства. Заметим, что в последние десятилетия в ряде государств складывается новый формат партнерства государства и бизнеса. В ходе своего развития данные партнерские отношения приобретают отличные от традиционных формы и модели реализации.

Стоит также отметить, что государственное участие в развитии определенных сфер экономики, к примеру, энергетики, транспорта, коммунальных услуг положительно влияет на их состояние. С другой стороны, частный бизнес характеризуется быстротой реакции на изменения в обществе, высокой мобильностью и наличием новых технологических разработок. Объединение усилий с обеих сторон и, следовательно, более активное развитие экономики без кардинальных изменений в обществе становится возможным именно в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Государственно-частное партнерство отличается наличием многообразия форм и позволяет привлечь частный сектор к строительству, модернизации и управлению объектами, которые традиционно находились под контролем государства.

Термин государственно-частное партнерство (англ. public-private partnership, PPP) зародился в 1980 годах для характеристики особого вида отношений государства и частного сектора преимущественно в социальной сфере и инфраструктурных проектах. Однако на сегодняшний день мировое научное сообщество не пришло к единому мнению о понятии государственно-частного партнерства и его сущности.

Существует множество определений государственно-частного партнерства, которые учитывают особенности национального законодательства, менталитет, потребности государства и возможности бизнеса. В связи с этим был проведен сравнительный анализ пониманий ГЧП разных государствах с целью выявления его общих характеристик и сходств в понимании данного термина.

В частности, в руководстве всемирного банка реконструкции и развития отмечается: «государственно-частное партнерство включает долгосрочный контракт между государством и частной фирмой. Однако это широкое определение охватывает ряд контрактов, которые могут быть описаны разными способами — нет стандарта, международного определения ГЧП, и различные юрисдикции используют разную терминологию для описания одинаковых проектов». [4]

В свою очередь в «Резолюции европейского парламента о государственно-частном партнерстве, государственных закупках и концессиях» ГЧП определяется как «инструмент государственного управления, связывающий государство и частный сектор и обеспечивающий долгосрочное процессуальное материальное взаимодействие, необходимое для оказания общественно значимых государственных услуг». [6]

В США ученые рассматривают этот тип партнерства как «отношения, включающие две и более стороны, объединенные единой целью, разделяющие риски и выгоды; данный проект, связан с взаимодействием государственного и частного секторов в одной или нескольких сферах, например, в создании, строительстве, развитии, управлении, владении или финансировании инфраструктурных объектов или предоставлении услуг». [37]

В великобритании, государстве-лидере по реализации проектов ГЧП, оно отождествляется с понятием «инициатива частного финансирования» (Private Finance Initiative) и предполагает передачу в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве функций финансирования строительства, эксплуатации, реконструкции и управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры субъектам частного предпринимательства. [11]

Если рассматривать азиатские страны, то, в частности, в Китае «ГЧП является отношениями государственного и частного сектора с целью предоставления государственных товаров и услуг и созданию различных кооперационных связей». [5]

В россии понятие государственно-частного партнерства закреплено в Федеральный закончастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2016 года и декларирует следующее: «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества». [1]

Нами был проведен сравнительный анализ подходов к определению государственно-частного партнерства. анализ осуществлялся по следующим критериям:

·привлечение публичной и частной стороны;

·долгосрочное сотрудничество;

·ведение работ по ремонту, эксплуатации, обслуживанию объектов;

·разделение рисков между партнерами;

·социальная значимость проектов.

Результаты анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ подходов к определению понятия ГЧП.

Привлечение публичной и частной стороныДолгосрочное сотрудничествоВедение работ по ремонту, эксплуатации, обслуживанию объектовРазделение рисков между партнерамиСоциальная значимость проектовБанк реконструкции и развития++—Резолюции европейского парламента++—+США+-++-Китай+—+россия++-++Великобритания—+-+

Основываясь на результатах анализа, можно сказать, что в наиболее общем смысле государственно-частное партнерство понимается как совместный проект государства и частного сектора, который направлен на предоставлении ряда услуг в различных сферах и обладает следующими основными характеристиками:

·объединение усилий государства и частной фирмы;

·длительное взаимодействие;

·социальная значимость проекта.

Это позволяет говорить о ГЧП как о наиболее эффективной форме взаимодействия государства и бизнеса ввиду синтеза высокой мобильности частного сектора и наличия устойчивой нормативно-правовой базы и экономических рычагов в виде субсидий, гарантий государства.

Заметим, что институт государственно-частного партнерства имеет долгую историю формирования и продолжает совершенствоваться в настоящее время. Уже сейчас как в России, так и за рубежом накоплен значительный опыт в сфере ГЧП, а его изучение и анализ позволяют выявить особенности и закономерности развития данного вида партнерств и с их учетом повысить эффективность функционирования.

На раннем этапе государственно-частное партнерство развивалось в форме концессий. прообразом концессии (от лат. concessio — разрешение, уступка льгота) — специального договора государства с предпринимателем — являлся откуп. [12]

Данный механизм был распространен еще до нашей эры и подразумевал передачу государственной функции по сбору налогов к откупщикам за определенный процент откупа.

В дальнейшем концессия стала применяться в Римской Империи, где заключались договоры между государством и частными лицами на объекты транспорта, торговли и сферы услуг.

однако расцвет концессионных соглашений пришелся на период после буржуазных революций в ряде европейских государств, когда возникла необходимость развития общественно важных объектов инфраструктуры независимо от их доходности.

государственный частный партнерство предприниматель

Рисунок 1. Эволюция концессионных соглашений. [12]

На рис.1 показана эволюция концессионных соглашений в мировой практике. [12]

важным является тот факт, что наиболее активно концессионные соглашения начали применяться в таких сферах как строительство и ремонт дорог, прокладка железнодорожных путей, коммунальные услуги. В частности, в Соединенных Штатах Америки, где история ГЧП насчитывает не одно столетие, его применение началось именно в дорожном строительстве. После того, как специальным Актом было утверждено, что дороги — часть государственной собственности, началось привлечение частных инвестиций для строительства новых и эксплуатации существовавших дорог. [27]

Во Франции механизмы государственно-частного партнерства нашли свое применение не только в транспортной, но и в коммунальной сфере. Они использовались для возведения трамвайных сетей, водопроводов, элементов энергетической инфраструктуры. Характерной чертой этих соглашений был долгосрочный характер, а по окончании срока их действия объекты переходили в собственность государства. Наиболее ярким примером проекта с использование механизмов ГЧП во Франции может служить возведение Эйфелевой башни в 1889 году.

другим государством, в котором активно используется государственно-частное партнерство, является Великобритания. Именно там были разработаны и реализованы эталонные проекты на основе механизмов ГЧП. В Великобритании первый современный опыт такого рода партнерства был осуществлен в 1981 г. для строительства и ремонта лондонских доков. Позже правительством был разработан механизм «частная финансовая инициатива» («Private financial initiative», PFI), который был усовершенствован и используется в настоящее время. C помощью инструментов ГЧП были реализованы и успешно функционируют проекты строительства железнодорожных сетей, школ, домов престарелых и т.д. «В настоящее время в Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений о партнерстве, согласно данным британского правительства проекты ГЧП обеспечивают 17% экономии бюджета государства». [27]

Из приведенных выше примеров следует, что традиционно государственно-частное партнерство использовалось за рубежом для создания крупных инфраструктурных объектов и транспортных сетей. Тем не менее, применение этого способа взаимодействия государства и бизнеса все чаще можно наблюдать в социальной сфере, а именно, в здравоохранении и образовании. Более того, в Германии, США, великобритании государственно-частное партнерство используется в таких сферах, где ранее привлечение частных партнеров было невозможным. К примеру, в названных выше странах были разработаны проекты в области национальной безопасности, космической разведки.

При изучении ГЧП принято ссылаться на зарубежный опыт, однако в России эта форма взаимодействия государства и бизнеса имеет давнюю историю, анализ которой позволяет выявить его преимущества и использовать его в современной экономической ситуации в стране и мире.

Заметим, что в нашем государстве расцвет партнерских отношений государства и частных собственников пришелся на период существования российской империи. Именно тогда возникли концессии, совместные предприятия, казенные откупа, синдикаты.

Новый этап развития партнерства государства и предпринимательства возник в начале 18 в., когда появилась необходимость в повышении конкурентоспособности страны в мире, усилении ее позиций в экономическом и политическом направлениях, модернизации государства. В связи с этим государство стало в большей степени вмешиваться в экономику и влиять на Предпринимательство. Это было отражено, в частности, в реформах Петра I и выразилось в появлении крупных государственных промышленных предприятий, государственной закупке иностранных технологий.

Если говорить о концессиях, то их развитие пришлось на конец XIX в., когда часть железнодорожной инфраструктуры и телефонного сообщения. «таким образом, ГЧП в дореволюционный период использовалось достаточно широко, хотя имело в основном принудительный характер и неравноценные права и обязанности сторон». [12]

После революции 1917 г. концессии способствовали восстановлению и развитию экономики, разрушенной в ходе войны, увеличению количества рабочих мест, появлению новых промышленных центров. Тем не менее, в советское время ликвидация частной собственности привела к практически полному прекращению такой формы взаимодействия. после распада СССР в России возобновилось использование государственно-частного партнерства в коммунальной, энергетической и транспортной сфере.

На современном этапе развития нашего государства необходимость осуществления проектов на основе ГЧП существует и продолжает возрастать в связи с изменением положения на международной арене, дефицитом бюджета, низкой активностью бизнеса.

Более того, независимо от выбранной формы государственно-частного партнерства, оно должно приносить положительный эффект как для государственных структур и общества, так и для частного партнера. Для государства он выражается в экономии бюджетных средств, возможности реализовывать крупные проекты с боле низкими затратами. кроме того, в рамках ГЧП предоставляется возможность работы с одним партнером в процессе возведения, эксплуатации и управления объектом, что повышает эффективность и качество работ. И наконец, государство имеет возможность получения дополнительного дохода, например, при заключении договора аренды. одновременно с этим частная фирма получает долгосрочный контракт, более того, подкрепленный гарантиями государства. Частник в процессе эксплуатации объекта может получать Доход от оказания дополнительных услуг населению. И, кроме того, фирма не несет на себе все риски проекта, а часть из них перекладывается на государственного партнера. В итоге для развития инфраструктуры привлекаются новые технологии, повышается эффективность использования объекта, что выгодно для обеих сторон, а также для общества в целом.

. Механизмы и формы осуществления государственно-частного партнерства

Государственно-частое партнерство является довольно эффективным способом решения целого комплекса задач: делегирования государственных функций частным фирмам, аккумуляции ресурсов и технологий, повышения качества государственных услуг и управления публичной собственностью. Потенциал ГЧП задействован во многих странах мира и может быть выражен в различных формах и содержать различные условия.

Независимо от выбранной формы партнерства оно должно быть основано в соответствии с определенными принципами, закрепленным законодательно:

) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

) обеспечение конкуренции;

) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;

) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;

) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;

) свобода заключения соглашения.

С учетом этих принципов осуществляются проекты государственно-частного партнерства в различных формах. При этом форма ГЧП — это правовое основание реализации этих проектов. каждая из форм включает в себя конкретные механизмы и инструменты, которые являются содержательной частью налоговых, правовых, финансовых, таможенных, экономических, организационных, управленческих иных отношений.

В российской Федерации государственно-частное партнерство может быть реализовано в следующих основных формах:

.Нормативно-закрепленные формы ГЧП:

а)концессионное соглашение;

б)соглашение о ГЧП.

.Нормативно-закрепленные типы договоров с признаками ГЧП:

а)контракт жизненного цикла;

б)арендные договоры с инвестиционными и (или) льготными условиями.

Рисунок 2. Количество проектов ГЧП по формам реализации за 2014-2015 гг.

порядок заключения концессионного соглашения, права и обязанности сторон и прочие элементы этой формы ГЧП закреплены в ФЗ от 21.07.2005г №115 «О концессионных соглашениях». В нем регулируются отношения сторон, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, а так же устанавливаются права, интересы и гарантии обеих сторон. Концессия представляет собой привлечение частной фирмы к оказанию государственных услуг или эффективному управлению государственной собственностью, которые ранее находились в ведомстве государства на взаимовыгодных условиях посредством заключения договора о передаче на возмездной основе комплекса исключительных прав правообладателя на фиксированный срок. Передача прав на использование и управление различных объектов инфраструктуры, предприятий природных ресурсов может становиться объектом концессионного соглашения.

таким образом, концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает уполномоченный государственный орган. В свою очередь концессионер — это частная российская или иностранная частная фирма, которая может быть юридическим лицом или действовать на договоре простого товарищества совместно с другим юридическим лицом.

При использовании концессии главной обязанностью концендента является предоставление концессионеру права на использование объекта концессионного соглашения для осуществления закрепленного в договоре вида деятельности. Концессионер, кроме того, обязуется провести строительство или модернизацию объекта за счет собственных средств.

Отметим, что концессии как форма как форма государственно-частного партнерства имеют наиболее широкую сферу применения от недропользования до возведения аэропортов и дорог и занимают первое место по количеству совершенных трансакций и объему привлеченных инвестиций. Наиболее яркими примерами концессионных соглашений являются туннель под проливом Ла-Манш, международный аэропорт «Кай Так» в Гонконге и платная автомобильная дорога 407 Express Toll Route в Канаде.

значительным отличием концессий от других форм ГЧП является их долгосрочный характер, что имеет двойственный эффект. С одной стороны это позволяет участникам рассчитывать на долгосрочное сотрудничество, но в то же время лишает контракт гибкости и высокой скорости адаптации к внешним экономическим условиям. Кроме того, в рамках концессионного соглашения становится затруднительным учет рисков и их верная оценка.

кроме того, формой реализации проектов государственно-частного партнерства являются соглашения о ГЧП. Они регулируются Федеральным Законом от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно закону «частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом соглашения, технологически связанные между собой недвижимое имущество и (или) недвижимое имущество и движимое имущество, осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества, а публичный партнер обязуется предоставить частному партнеру права владения и пользования им для осуществления указанной в соглашении деятельности и обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и соглашением. [1] Также в соглашении должны быть указаны критерии отбора проекта, ответственность сторон, способ осуществления выплат частной компании, прогнозируемый доход публичного партнера, доход частного партнера в связи с реализацией соглашения.

кроме того, государственно-частное партнерство может реализовываться в форме аренды. Согласно этой форме ГЧП государство передает во владение на определенный срок находящиеся в его собственности объекты, землю, оборудование за фиксированную плату по арендному договору. таким образом, потоки денежных средств для государства — это арендная плата, а для частной организации — доходы от эксплуатации объекта.

Также частный партнёр может усовершенствовать объект договора и проводить его модернизацию, но только после согласования с арендодателем. После окончания срока действия договора отделимые улучшения остаются в собственности частника, а неотделимые компенсирует Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит. более того, частный партнер исполняет обязанности по поддержанию имущества государства в исправном состоянии, несет расходы на его содержание, осуществлять текущий ремонт за счет собственных средств, если иное не установлено законом или договором аренды.

Также для реализации проектов ГЧП может быть использован контракт жизненного цикла (КЖЦ). Эта форма наиболее распространена в зарубежных странах. Термин «контракт жизненного цикла» является переводом термина «Life Сycle Сontract» и определяется как контрактная форма ГЧП, согласно которой договор на проектирование, возведение и эксплуатацию объекта на срок жизненного цикла объекта и осуществляет оплату по проекту равными частями после ввода объекта в эксплуатацию при условии поддержания частным партнером объекта в соответствии с заданными функциональными требованиями.

В большинстве случаев КЖЦ имеет следующие характеристики:

·привлечение финансирования осуществляет частный партнер с помощью создания специальной проектной компании;

·платежи от государства осуществляются только с момента ввода объекта в эксплуатацию;

·оплата по проекту осуществляется ежегодно или ежеквартально в зависимости от выполнения функциональных требований по контракту. За невыполнение данных требований на проектную компанию налагаются штрафные санкции;

·права собственности могут принадлежать как государству, так и частному партнеру в зависимости от конкретного проекта;

·платежи государственного партнера гарантируются на весь срок действия контракта, который охватывает проектирование, строительство и эксплуатацию объекта;

·частные партнер самостоятельно принимает и несет ответственность за все технические и проектные решения, а также несет все риски.

Для развития форм государственно-частного партнерства в различных сферах необходимо создание реальных конкурентных условий в экономике, благоприятной предпринимательской среды, а также возрастание роли инновационной составляющей российской экономики путем развития высокотехнологических секторов, создания инновационной инфраструктуры.

Перейдем к рассмотрению основных механизмов государственно-частного партнерства, которые применяются за рубежом:

Таблица 2. Механизмы государственно-частного партнерства, применяемые в зарубежной практике

Механизм ГЧПХарактеристика механизма1. строительство-владение-управление (Built-Own-Operate, BOO)Частная Фирмаобслуживание и управление объектом соглашения. Стоит отметить, что использование такого механизма партнерства предполагает большой объем обязанностей для частного партнера. Тем не менее, BOO является привлекательным для бизнеса механизмом ввиду низкой степени государственного контроля.2. Строительство-управление-передача(Build-operate-transfer, BOT) или строительство-передача-управление (Build- Transfer-Operate, BTO)частная фирма-партнер проводит строительство и эксплуатацию объекта согласно требованиям госоргана. после компенсации своих затрат и получения определенной суммы прибыли объект передается в ведение государства. Отличительной чертой модели BTO является тот факт, что объект соглашения переходит в собственность государства сразу по окончании строительства, а управление ведется еще в течение определенного срока.3. строительство-владение-управление-передача (Built-Own-Operate-Transfer, BOOT)Согласно данному механизму частная компания получает права на возведение, эксплуатацию и владение объектом ГЧП. далее объект становится государственной собственностью. Кроме того, частному партнеру, который имеет возможность выкупа объекта.4. Покупка-строительство-управление (Buy-Built-Operate, BBO)При выборе этой модели государство передает права на усовершенствование и использование объекта частной компании. BBO используется при необходимости ремонта или другой модернизации уже существующего государственного объекта.5.Проектирование-строительство-эксплуатация (Design-Built-Operate, DBO)Эта модель используется государством при работе с частным партнером, имеющим значительный опыт в сфере реализации ГЧП-проекта. такой партнер получает право управления объектом для более высокого качества выполнения работ, однако остальные права остаются у государства. Заметим, что такой механизм позволяет значительно сократить время реализации проекта.6. строительство-развитие-управление (Built-Develop-Operate, BDO)Согласно данной модели частная компания получает в лизинг или осуществляет строительство государственного объекта. Кроме того, частный партнер поучает права на модернизацию, восстановление, расширение и управление объектом.

использование той или иной формы государственно-частного партнерства зависит от поставленных задач, а также сферы реализации проекта. например, концессии более эффективны для строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, в недропользовании применяются соглашения о разделе продукции, в области информационных технологий и научных разработок чаще применяются бизнес-инкубаторы и особые экономические зоны, а контрактная система предпочтительна для проектов ГЧП в коммунальной сфере.

В завершении заметим, что повышению эффективности действующих и внедрению новых форм и механизмов ГЧП может способствовать реализация комплекса мероприятий, учитывающих экономические и социальные аспекты их применения. Первостепенным является институционализация партнерства государства и бизнеса, разработка стабильной и четкой правовой базы с учетом интересов участников партнерских отношений, установление стабильных связей между органами власти на разных уровнях при реализации совместных проектов. кроме того, более активному внедрению форм ГЧП могут поспособствовать разработка и проведение программ повышения квалификации и перепрофилирования госслужащих и субъектов малого и среднего предпринимательства, информационная поддержка проектов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в последние десятилетия государственно-частное партнерство приобретает все большую популярность при возникновении необходимости развития и финансирования публичной инфраструктуры и услуг ввиду своих существенных преимуществ. На сегодняшний день механизмы ГЧП используются более, чем в 40 государствах, где адаптируются для различных потребностей: избавление от бюджетного дефицита, регулирования спроса и предложения и т.п. Кроме того, развитие ГЧП повлекло за собой повышение доступности ресурсов, устойчивое развитие государственных услуг в сфере транспорта, энергетики, здравоохранения. Вследствие этого исследование тенденций развития ГЧП и его функционирования является весьма актуальным.

Литература

1. Государственное и муниципальное управление; Юрайт — Москва, 2012. — 625 c.

. Государственное и муниципальное управление. Шпаргалка; Окей-книга — Москва, 2012. — 617 c.

. Модернизация российской экономики и государственное управление; КомКнига — Москва, 2006. — 376 c.

. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление; Юрайт — Москва, 2010. — 416 c.

. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление; Юрайт — Москва, 2013. — 496 c.

. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление; Юрайт — Москва, 2014. — 464 c.

. Гневко В. А. муниципальное управление: подготовка и повышение квалификации служащих; бизнес-Центр — Москва, 1999. — 318 c.

. Епифанов В. А., Паньковский А. А. Государственное управление финансами и кредитом в современных условиях хозяйствования. Учебное пособие; Едиториал УРСС — Москва, 2004. — 615 c.

. Ермолов А. Ю. Государственное управление военной промышленностью в 1940-е годы. Танковая пр омышленность; Алетейя — Москва, 2013. — 408 c.

. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление; ГроссМедиа, РОСБУХ — Москва, 2009. — 256 c.

. Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление в России; МарТ, Феникс — Москва, 2010. — 384 c.

. Исланов Эдуард Ильфирович муниципальное Управление; Издательство Уральского Университета, Сократ — Москва, 2007. — 903 c.

. Кобилев А. Г., Кирнев А. Д., Рудой В. В. муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве; Феникс — Москва, 2012. — 496 c.

. Литвак Борис Государственное управление. лучшие мировые практики; Синергия — Москва, 2012. — 224 c.

. Моисеев А. Д., Московцева Л. В., Шурупова А. С. муниципальное управление; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 160 c.

. Наумов С. Ю., Гегедюш Н. С., Мокеев М. М., Подсумкова А. А. Государственное и муниципальное управление; Дашков и Ко — Москва, 2011. — 556 c.

. Никонов В. А. Государственное управление имеет

Учебная работа. Создание модели управления программой интеграции компаний после сделок слияний и поглощений