Учебная работа. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Содержание

Введение

1. Теоретические основы изучения методов разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределённости и риска

1.1 Классификация и общая характеристика методов принятия решений в условиях неопределённости и риска

1.2 метод морфологического анализа и синтеза

1.3 Метод причинно-следственных связей

1.4 метод черного ящика

1.5 Метод Дельфи

. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

2.1 характеристика организации и выявление проблемной ситуации

2.2 Анализ существующих рисков и неопределенности в планировании деятельности Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

2.3 Разработка и принятие управленческих решений по проблеме потребительского рынка и розничной торговли при помощи метода причинно-следственных связей

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложения

приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

управленческий решение риск неопределенность

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в современной россии в период развития рыночной экономики возникают ситуации, способные повлечь дестабилизацию экономической ситуации, как на территории всего государства, так и на территории отдельного региона. экономическая нестабильность является причиной снижения уровня жизни населения, а также уменьшает индекс развития человеческого потенциала. В настоящее время экономическая стабильность российской Федерации в значительной степени зависит от ценовой ситуации на нефтегазовом рынке. Данное обстоятельство априори делает экономическое положение России шатким, и, в частности, таких регионов Федерации, где добыча нефти и газа являются основными отраслями производственной и экономической деятельности.

В этой связи необходимо подчеркнуть тот факт, что экономическая ситуация в стране в значительной степени опосредована деятельностью органов государственной и муниципальной власти. Таким образом, органам публичной власти Российской Федерации зачастую приходится разрабатывать и принимать управленческие решения в ситуации неопределенности и риска, особенно это актуально для решений в области экономики. Исходя из этого, умение разрабатывать альтернативные варианты управленческих решений в ситуации неопределенности и риска является актуальным для исследования вопросом.

Целью данной работы является проведение анализа разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа с помощью метода причинно-следственных связей.

Задачи работы, утвержденные в соответствии с целью работы, являются следующими:

Провести теоретическое исследование основ изучения методов разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, включая изучение классификации и общей характеристики методов принятия решений в условиях неопределенности и риска. Теоретико-методологический анализ следующих методов: метод морфологического анализа и синтеза; метод причинно-следственных связей; метод социально-экономических ящиков; метод Дельфи.

Проанализировать процесс разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа с помощью метода причинно-следственных связей, включая исследование организационно-правовой характеристики организации и выявление существующей проблематики.

Произвести анализ существующих рисков и неопределенности в планировании деятельности Департамента.

осуществить практическую разработку и принятие управленческого решения по выявленной проблематике с помощью метода причинно-следственных связей.

В соответствии с целью и задачами структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Во введении обоснована актуальность рассматриваемой темы, определены цель и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические основы изучения методов разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска» раскрыта сущность, общая характеристика и классификация методов разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Также в первой главе исследована специфика четырех методов.

Во второй главе «Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа» проанализирована характеристика организации, включая организационно-управленческую структуру и перечень осуществляемых полномочий. Также проведен анализ существующих рисков и неопределенности в планировании деятельности организации, а также смоделирован процесс принятия управленческих решений в ситуации неопределенности и риска с помощью метода причинно-следственных связей.

В заключение работы сделан вывод в соответствии с целью и задачами данной работы, а также общий вывод, исходя из теоретического исследования и практического анализа.

Информационная база данного исследования включает в себя нормативно-правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры учебники, учебные пособия, статьи из журналов по разработке управленческих решений, теории организации, государственному и муниципальному управлению следующих авторов: Р.А. Фатхутдинов, А.Э. Саак, Н.Л. Титова, В.Б. Ременников, Л.И. Яковлев, Д.С. Синк, Н.В. Родионова и др. Также в работе использовались материалы из электронных ресурсов сети интернет с обязательным указанием режима доступа к сайтам.

1. Теоретические основы изучения методов разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределённости и риска

.1 Классификация и общая характеристика методов принятия решений в условиях неопределённости и риска

Согласно Р.А. Фатхутдинову, управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы управления [11, с. 29].

В самом общем виде, методы разработки управленческих решений подразделяются на методы исследования и экспертные методы [12, с. 17].

Метод исследования — это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение.

Экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации об исследуемом явлении или имеются весьма неопределенные представления об условиях его функционирования, что бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях.

Экспертные методы исследования чаще всего имеют форму экспертных опросов — форму устной беседы (интервью) или письменного анкетного опроса.

Экспертный опрос — метод, который является способом аккумуляции научных знаний и практического опыта профессионалов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к предмету опроса [15, с. 110].

Основное сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Экспертный опрос дает возможность получить информацию неколичественного типа: тенденции развития рынка, анализ конкурентных преимуществ, общая ситуация рынка и т.п.

Ограничения в применении: данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами.

При устном опросе исследователь вступает в непосредственный контакт с экспертом (респондентом), фиксирует его отношение к обсуждаемой проблеме, контролирует и направляет беседу. При этом надо избегать какого-либо психологического давления на эксперта, не мешая ему свободно высказывать свои суждения [7, с. 87].

При письменном опросе эксперты заполняют анкету, разработанную исследователем, и возвращают ее либо лично данному исследователю, либо отправляют ее по почте. В отдельных случаях анкеты могут доводиться до экспертов с помощью СМИ — газет, журналов, радио, телевидения.

недостатком очного опроса являются большие затраты труда и времени как со стороны исследователя, так и экспертов. Необходимость длительного участия в экспертизе обычно вызывает недовольство со стороны экспертов. Кроме того, при очном опросе могут возникать нежелательные искажения информации вследствие психологического воздействия исследователя на эксперта.

Преимущества заочного опроса — простота и дешевизна. однако надежность полученных данных может быть ниже, чем при очном опросе, поскольку некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, а на некоторые вообще не дать ответа.

В настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся: анкетирование и интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная

игра; сценарий.

Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы.

Анкетирование и сценарий предполагают индивидуальную работу эксперта. Интервьюирование может осуществляться как индивидуально, так и с группой экспертов.

В отличие от индивидуальных групповые методы предполагают коллективную работу экспертов (очную или заочную), они требуют согласования мнений всех экспертов и разработку общего экспертного вывода на основе консенсуса. Групповые методы предпочтительнее с точки зрения повышения надежности экспертизы, однако они весьма сложны по подготовке и проведению. Требуются высококвалифицированные специалисты для разработки процедуры группового взаимодействия. далеко не всегда удается собрать в одно время и в одном месте необходимое количество экспертов, отвечающих нужным требованиям.

Групповые методы формирования экспертизы в зависимости от характера и направленности обсуждения подразделяют на аналитические и креативные. Аналитические методы нацелены преимущественно на исследование характеристик изучаемого объекта. Креативные имеют своей целью коллективную генерацию идей или выработку решения проблемы. Соответствующим образом классифицируют и экспертные группы [6, с. 83]:

обсуждающие группы (основная цель работы аналитическая);

созидательные группы (основная цель креативная).

Признание управления государственной собственностью и, прежде всего, организациями государственного сектора экономики, как стержневого элемента деятельности государства в процессе регулирования экономики, связано с решением ряда задач:

разработка понятийных рамок термина «государственный сектор экономики»;

оценка масштабов государственного сектора экономики и его структурных элементов;

выбор основных направлений реформирования размеров госсектор;

построение оптимальной системы управления госсектором.

При этом проблема повышения эффективности функционирования организаций государственного сектора экономики является одной из ключевых в контексте рассмотрения всех остальных.

Понимание деятельности организации государственного сектора экономики как социально-экономического субъекта позволяет утверждать, что результативность ее деятель должна оцениваться с позиций всех экономических агентов и интегральной эффективности, отражающей ее целевую, ресурсную, экономическую и институциональную эффективность, возможно, многокритериальным и многоуровневым способом [6, с. 167].

Отсутствие целостности в методологии исследования социально- экономической эффективности деятель государственных предприятий, фрагментарность имеющихся инструментов учета, анализа, мониторинга и их неадаптированность к специфике функционирования данного типа предприятий делают необходимой разработку конструктивного подхода к оценке социально-экономической эффективности организаций государственного сектора экономики.

Известно, что целевая эффективность — это степень соответствия функционирования исследуемой системы ее целевому назначению. Поскольку любая экономическая организация представляет собой полифункциональный объект ожидания со стороны многих социально-экономических субъектов, в связи с этим понятие целевой эффективности дробится в соответствии с разнообразием таких субъектов. При исследовании целевой эффективности часто не указывается явно целеполагающий субъект, т.е. имеется в виду цель системы по умолчанию или групповая (общественная) функция такой системы. В случае экономической организации государственного сектора экономики будем считать, что целеполагающим субъектом является общество, а основной целью его функционирования — максимизация общественного благосостояния.

Таким образом, методы разработки управленческих решений разделяются на две категории: на методы исследования и экспертные методы. Наиболее популярными являются экспертные методы в форме опросов. Одним из самых эффективных является метод экспертных оценок. Экспертные методы бывают индивидуальные и групповые. Групповые методы, в свою очередь, подразделяются на аналитические и креативные.

.2 Метод морфологического анализа и синтеза

интересно отметить, что морфологический анализ и синтез, по сути, реализует творческое комбинационное мышление, к которому призывал И. Шумпетер с целью достижения экономического развития.

Основные 7 шагов ММАС:

сформулировать суть проблемы (кратко, обязательно письменно — как и все последующие действия);

выбрать направления поиска — признаки А, В, С,… (оси координат «морфологического ящика», определяющие поисковое пространство);

предложить варианты каждого из признаков (А1, А2,…,В1, В2…);

сформировать таблицу всех возможных комбинаций Ai Bj Ck…;

выбрать систему критериев для сравнения вариантов (они должны отражать совокупность обычно противоречивых требований к искомому инновационному решению проблемы);

выполнить сравнительный анализ и оценку каждой комбинации по заданным критериям (оценка проводится количественно — по естественным шкалам измерения критериев, или вводя условные баллы);

ранжировать варианты и выбрать лучшие из них, с учетом не только свойств улучшаемой продукции (товара или услуги), но и других существенных факторов (в частности — располагаемых и возможных ресурсов).

С целью лучшего усвоения и освоения технологии этот метод (как и другие) вначале иллюстрируется на упрощенном учебно-методическом примере, затем даются «алгоритм» и поясняющие комментарии, далее на практических занятиях осуществляется самостоятельное решение заданных практических проблем, с применением метода, после чего выполняется «разбор полета» [10, с. 132].

таким образом, указанный метод дает возможность глубже погрузиться в проблему и рассмотреть множество различных вариантов ее решения и в результате выбрать наиболее оптимальный из возможных.

1.3 метод причинно-следственных связей

Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления

причинно-следственных связей, необходимо дать дефиницию понятия причины и следствия [3, с. 154].

причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира. Причина характеризуется тем, что всегда предшествует результату. Она лежит как бы в основе последствия. Так, ни одно следствие невозможно представить себе без причины, ведь последняя является своего рода отправной точкой. Приведем пример: «ударила молния — лес загорелся». Очевидно, что здесь причиной является молния, если именно она спровоцировала пожар. Без такой причины следствия быть не могло. конечно, можно говорить о том, что пожар мог начаться в результате поджога, однако в таком случае причиной стал бы поджог.

Следствие — это то, что влечет за собой причина; оно всегда вторично и зависимо, определяемо ей. именно на таком соотношении причины и следствия построен профессиональный процесс многих людей. Пожарные, спасатели, сотрудники правоохранительных органов, прежде чем приступить к работе, вначале ищут причину. Например, пожарные приступают к тушению пожара, только когда более-менее ясно, от чего возник пожар и где. В противном случае риск для жизни повысился бы в несколько раз. Конечно, окончательно причина возгорания, будь, то поджег, неисправность электропроводки или неосторожное обращение с огнем, становится ясна только по окончании тушения, но первоначально она должна быть определена хотя бы примерно.

таким образом, причинно — следственный метод заключается в выявлении причинно — следственных связей между отдельными явлениями., что представляет собой сложный многогранный процесс, включающий разнообразные логические средства и способы познания. В логике разработано несколько методов установления причинной связи между явлениями. Из этих методов чаще всего используются четыре: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. рассмотрим более подробно каждый из них.

метод сходства заключается в том, что, если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, существует вероятность, что именно это обстоятельство и есть причина или часть причины данного явления [3, с. 171].

например:

При условиях АВС возникает явление а.

При условиях ADE возникает явление а.

При условиях AFG возникает явление а.

вероятно, обстоятельство А есть причина явления а.

Метод различия состоит в следующем: определяются два случая. Первый — тот, в котором происходит наступление рассматриваемого явления. Второй случай — тот, при котором наступление этого явления не происходит. Если эти два случая между собой отличаются только одним обстоятельством, вероятно, оно и является причиной возникновения рассматриваемого явления.

например:

При условиях АВС возникает явление а.

При условиях ВСВ не возникает явление а.

Вероятно, обстоятельство А есть причина явления а.

Метод сопутствующих изменений заключается в том, что, если какое-либо отдельно взятое явление изменяется каждый раз при изменении другого явления, с определенной степенью вероятности можно предположить, что второе явление влечет изменение первого и, следовательно, они находятся в причинной взаимозависимости.

Например:

При условиях А1ВС возникает явление а1.

При условиях А2ВС возникает явление а2.

При условиях А3ВС возникает явление а3.

Вероятно, обстоятельство А есть причина а.

метод остатков означает, что, рассматривая причины сложного явления abc, которое вызвано целым обстоятельств АВС, можно двигаться поэтапно. изучив определенную часть причинных обстоятельств, мы можем вычесть ее из явления abc. В результате мы получим остаток данного явления, который будет следствием оставшихся из комплекса АВС обстоятельств. Например:

Явление аbс вызывается обстоятельствами АВС.

часть b явления аbс вызывается обстоятельством В.

Часть с явления аbс вызывается обстоятельством С.

вероятно, часть а явления аbс находится в причинной зависимости с обстоятельством А. [9, с. 128].

кроме того, причинно — следственный метод анализирует сущность явлений с качественной точки зрения. Он основан на общенаучных методах индукции и дедукции.

Опираясь на свойства причинной связи, дедукция выступает логическим средством исключения случайных обстоятельств, тем самым она логически корректирует и направляет индуктивное обобщение.

взаимосвязь индукции и дедукции обеспечивает логическую самостоятельность рассуждений при применении методов, а точность выраженного в посылках знания определяет степень обоснованности получаемых знаний.

Таким образом, метод причинно-следственных связей является логическим методом разработки управленческих решений, основанным на принципах сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Относительно методов установления причинно-следственных связей, можно сказать, что они по своей природе относятся к сложным умозаключениям. В них индукция сочетается с дедукцией, индуктивные обобщения строятся с использованием дедуктивных следствий.

.4 Метод черного ящика

понятие «черный ящик» было предложено У. Р. Эшби. В кибернетике оно позволяет изучать поведение систем, т. е. их реакций на разнообразные внешние воздействия, и в то же время абстрагироваться от их внутреннего устройства. таким образом, система изучается не как совокупность взаимосвязанных элементов, а как нечто целое, взаимодействующее со средой на своих входах и выходах. Метод «черного ящика» применим в различных ситуациях [5, с. 208].

Этот способ используется при недоступности внутренних процессов системы для исследования. Метод «черного ящика» используется при исследовании систем, все элементы и связи которых в принципе доступны, но либо многочисленны и сложны, что приводит к огромным затратам времени и средств при непосредственном изучении, либо такое изучение недопустимо по каким-либо соображениям.

главным достоинством метода «черного ящика» является минимизация возможного влияния заинтересованных лиц на принятие неэффективных решений.

метод нацеливает на выделение специального аналитического центра, который делает заключение исключительно по разработкам независимых экспертов, оценивающих перспективы принятия решений по определенному перечню проблем.

На первом этапе экспертам выдается информация о характере и структуре проблемной ситуации. Эксперты самостоятельно разрабатывают способы решения данной проблемной ситуации и передают полученную информацию в аналитический центр «black box», который на основе анализа экспертных отчетов вырабатывает предложения по решению выявленных в ходе анализа проблем.

Данный метод не универсален, поскольку не содержит обратной связи, обеспечивающей корректировку разработанного решения, и служит лишь для демонстрации того, какая информация должна быть на входе и в какой форме может быть представлено управленческое решение как результат процесса разработки управленческого решения.

Таким образом, метод черного ящика является экспертным методом разработки управленческих решений и применяется в тех случаях, когда внутренние процессы системы оказываются недоступны для исследования.

.5 Метод Дельфи

Метод Дельфи характеризуется следующими чертами:

анонимность мнений экспертов;

регулируемая обработка, связь, которая осуществляется аналитической группой за ряд туров опроса, причем результаты каждого тура сообщаются экспертам;

групповым ответом, который получается с помощью статистических методов и отображает обобщенное мнение участников экспертизы. [13, с. 133]

Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании, данные которого после этого используются в планировании производства и сбыта продукции. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.

Опрос проводится с помощью специальных анкет анонимно, т.е. личные контакты экспертов и коллективные обсуждения исключаются. Полученные ответы сопоставляются специальными работниками, и обобщенные результаты снова направляются членам группы. На основе такой информации члены группы, по-прежнему сохраняя анонимность, делают дальнейшие предположения о будущем, причем этот процесс может повторяться несколько раз (так называемая многотуровая процедура опроса). после того как начинает появляться совпадение мнений, результаты используются в качестве прогноза.

Метод Дельфи относится к классу количественных методов групповых экспертных оценок. Опрос экспертов проводится в 3-4 тура, состоящих из серии анкет, вопросы конкретизируются от тура к туру. Для проведения этого метода необходимо также создать аналитическую группу, которая после каждого тура производит статистическую обработку полученной информации [4, с. 53].

Аналитическая группа проводит статистическую обработку полученной от всех экспертов информации. Для этого рассчитывается среднее полученных от экспертов и область доверительности. Область доверительности целесообразнее рассчитывать через показатель квартиль. минимальной оценок ряда. Сама область доверительности будет равна как минимальная оценка минус значение квартиля, максимальная оценка плюс Эксперты должны обязательно познакомиться с результатами и выводами аналитиков, после чего проводится второй (очередной) тур. Эксперты по результатам представленных расчетов могут увидеть, как корреспондируется их мнение с мнением всей группы экспертов. Они могут изменить свои мнения или оставить прежними, но в этом случае выдвинуть контраргументы в свою пользу. При этом строго соблюдается принцип анонимности. таким образом, проводится 2-3 тура. В итоге получаем довольно точную групповую оценку.

При использовании метода «Дельфи» следует учитывать следующее:

Группы экспертов должны быть стабильными и численность их должна удерживаться в благоразумных рамках.

Время между турами опросов должно быть не более месяца.

Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы.

Число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всех участников возможностью ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин.

Должен проводиться систематический отбор экспертов.

необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам.

Нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок [8, с. 14].

метод Дельфи применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования, в том числе, если для принятия решения недостаточно информации.

Таким образом, в данной главе рассмотрены основные методы принятия управленческих решений в преломлении к специфике работы органов государственной и муниципальной власти.

Почти все методы принятия решений в менеджменте с технической точки зрения можно считать разновидностями моделирования. Но традиционно термин модель обычно применяется только к общим методам, описанным выше, и к их многочисленным разновидностям [20].

среди различных методов метод Дельфи имеет несомненные преимущества по сравнению с методами, основанными на обычной статистической обработке результатов индивидуальных опросов. метод Дельфи − метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное прогнозируемого показателя. Именно этот метод позволяет уменьшить колебания по всей совокупности индивидуальных ответов, ограничивает колебания внутри групп. При этом, как показывают проводимые эксперименты, наличие малоквалифицированных экспертов оказывает менее сильное влияние на групповую оценку, чем простое усреднение результатов ответов, поскольку ситуация помогает им исправить ответы за счет получения новой информации от своей группы.

Также следует выделить метод причинно-следственных связей, который позволяет разработать управленческое решение, опираясь на методы логического анализа: дедуктивный и индуктивный. Особо подчеркнем, что взаимосвязь методов индукции и дедукции обеспечивает логическую самостоятельность рассуждений, а точность выраженного в посылках знания определяет степень обоснованности получаемых знаний.

Благодаря этому данный метод дает возможность разработать логически верное управленческое решение и практически исключает возможность ошибки и принятия маятникового решения.

2. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере Департамента экономического развития ХМАО-Югры

.1 Характеристика организации и выявление проблемной ситуации

В соответствие с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О Департаменте Экономического развития Хаты-Мансийского автономного округа — Югры» от 25 июня 2012 года №214-п, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, осуществляющим следующие функции:

по реализации единой государственной политики;

по нормативному правовому регулированию в сфере стратегического планирования;

по осуществлению анализа и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа;

по мобилизационной подготовке экономики;

по формированию и исполнению целевых и ведомственных целевых программ;

по реализации административной реформы,

по торговой деятель;

по развитию малого и среднего предпринимательства;

по инвестиционной и инновационной деятельности;

по дополнительному пенсионному обеспечению граждан [1].

Департамент является лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, органом, уполномоченным на осуществление государственного регулирования отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, а также осуществляет региональный государственный контроль и надзор в данных сферах.

Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

вносит Губернатору автономного округа и в Правительство автономного округа проекты законов, иных нормативных правовых актов автономного округа, заключения, другие документы, по которым требуется решение Губернатора, Правительства автономного округа по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента, в том числе:

Региональные программы развития торговли, развития субъектов малого и среднего предпринимательства, проведения административной реформы.

основные направления налоговой политики.

Мобилизационный план экономики на среднесрочный период.

Проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Департамента и др.

принимает следующие нормативные правовые акты в форме приказов:

Административные регламенты исполнения государственных функций и регламенты предоставления государственных услуг, отнесенных к полномочиям Департамента.

Административные регламенты осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятель.

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.

Порядок и условия осуществления торговой деятельности

применительно к государственным предприятиям, учреждениям

торговли и др.

осуществляет:

Мониторинг социально-экономического развития.

Определение стратегических приоритетов развития автономного округа, ключевых целей социально-экономического развития на среднесрочный период.

Разработку среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития.

Организацию и проведение информационного мониторинга, создание, накопление и хранение документированной информации.

Экспертизу проектов целевых и ведомственных целевых программ.

Ведение реестра целевых и ведомственных целевых программ.

Мониторинг реализации федеральных целевых программ и др.

Далее рассмотрим организационно-управленческую структуру организации.

Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа.

Директор имеет заместителей, в том числе первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором автономного округа.

В период временного отсутствия директора его полномочия исполняет первый заместитель директора, а в случае и его отсутствия — один из заместителей директора в соответствии с правовым актом департамента.

Структурными подразделениями департамента являются управления и отделы. В состав управлений могут входить отделы.

Рассмотрим существующие структурные подразделения департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Управление социально-экономического развития включает в себя следующие отделы:

отдел стратегического планирования;

отдел прогнозирования социально-экономического развития;

отдел финансовых ресурсов и налоговой политики;

отдел производственной сферы;

отдел непроизводственной сферы.

Управление информационного мониторинга включает в себя следующие отделы:

отдел комплексного анализа и сбора базы данных;

отдел мониторинга социально-экономической ситуации;

отдел мониторинга цен и товарных рынков.

Управление потребительского рынка включает в себя следующие отделы:

отдел развития потребительского рынка;

отдел лицензирования;

отдел лицензирования контроля.

Управление программно-целевого планирования включает в себя следующие отделы:

отдел методологии формирования целевых программ;

отдел оценки эффективности целевых программ.

Управление инвестиций в объекты капитального строительства включает в себя следующие отделы:

отдел капитальных вложений;

отдел мониторинга капитальных вложений.

Управление государственного реформирования включает в себя следующие отделы:

отдел реализации административной реформы;

отдел оценки эффективности государственного и муниципального управления.

Управления инвестиционной политики включает в себя следующие

отдел развития финансовых рынков;

отдел разработки и экспертизы инвестиционных проектов;

отдел развития малого и среднего предпринимательства;

отдел инноваций.

Административное управление включает в себя следующие отделы:

отдел правовой и кадровой работы;

отдел организационного обеспечения;

отдел финансового обеспечения.

Отдел по организации и обеспечению мобилизационной подготовки экономики. (Приложение 1).

В настоящее время перед Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры стоит проблема существования следующих рисков в социально-экономическом развитии региона:

действие факторов, способствующих снижению добычи нефти в регионе;

высокая зависимость социально-экономического развития региона от базового сектора региональной экономики, которым является нефтегазовый сектор;

проблемы потребительского рынка и розничной торговли на территории округа;

изменения в экономической и региональной политике Правительства РФ [1].

далее нами будут рассмотрены данные риски и неопределенность более детально.

Таким образом, Департамент по экономическому развитию Ханты-Мансийского автономного округа — Югры представляет собой структурное подразделение Администрации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Его структура состоит из директора, двух заместителей директора, начальника управления инвестиционной политики, помощника директора, управлений и отделов. Департамент осуществляет широкий спектр функций в области экономико-социального развития округа.

.2 Анализ существующих рисков и неопределенности в планировании деятель Департамента экономического развития ХМАО — Югры

Согласно Проекту основных положений стратегии социально-экономического развития ХМАО — Югры до 2020 года и на период 2030 года, можно выделить риск негативного последствия действия факторов, способствующих снижению добычи нефти в регионе.

основными характеристиками развития нефтяного комплекса региона, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в Югре, в ближайшие 10 — 20 лет будут:

снижение добычи нефти по старым месторождениям, которые определяли профиль добычи нефти в регионе в последние десятилетия. К 2020 г. падение добычи нефти по этой группе месторождений составит около 26% (приложение 2) [17, с. 71];

изменение структуры запасов в сторону увеличения доли трудно извлекаемых запасов. В настоящее время доля трудно извлекаемых запасов составляет 62% (приложение 3) [17, с. 72];

старение основных фондов. По виду экономической деятель «добыча полезных ископаемых» Износ основных фондов в автономном округе, по данным за 2010 г., составил более 56% [17, с. 75].

Следующий риск заключается в высокой зависимости социально —

экономического развития региона от базового сектора региональной экономики, которым является нефтегазовый сектор.

Доминирование нефтегазового комплекса в социально-экономическом развитии ХМАО — Югры, учитывая ресурсный потенциал региона, сохранится в рамках прогнозного периода. доминирование нефтегазового сектора предопределяет высокую зависимость социально-экономического развития автономного округа от состояния дел в данном секторе [17, с. 76].

проблемы потребительского рынка и розничной торговли на территории округа так же негативно сказывается на социально-экономическом развитии региона.

основные характеристики этой проблемы это:

нехватка специализированных помещений торговой площадью более 50 м²;

территориальные диспропорции в размещении предприятий;

достаточно высокий уровень выявления фактов нарушений санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей;

увеличение числа обращений граждан с признаками нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства, вызванные, в том числе, и растущими требованиями потребителей к качеству продукции;

проблема обеспечения населения автономного округа, особенно той его части, которая проживает в труднодоступных и малонаселенных пунктах со сложной схемой товародвижения, основными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости, по доступным ценам;

низкая обеспеченность населения торговыми объектами. значительная доля затрат предпринимателя в торговле приходится на арендную плату, полноценное развитие розничного бизнеса в такой ситуации ведет к большим рискам;

низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятель. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений) [2, с. 71].

Изменения в экономической и региональной политике РФ являются существенным источником неопределенности для регионов при определении

бюджетного потенциала стратегического развития округа, планировании государственных инвестиций. Процесс централизации налогов на федеральном уровне приводит к потерям консолидированного бюджета автономного округа. Изменение объема полномочий субъекта РФ сопровождается изменением приоритетов бюджетного финансирования.

Таким образом, Департамент экономического развития ХМАО — Югры, непосредственно занимающийся вопросами экономического развития региона столкнулся с необходимостью принятия управленческих решений в ситуации неопределенности и риска в сфере социально-экономического развития.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития ХМАО — Югры на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, возможно два варианта развития экономики региона:

Вариант. Данный сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, предполагает невысокие расходы на развитие инфраструктуры.

Вариант. Данный сценарий отражает развитие экономики региона в условиях реализации активной политики, направленной на повышение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации экономики.

В соответствии с Прогнозом объем добычи нефти в динамике

существенно сокращается.

Так суммарный объем добычи нефти в регионе составил:

в 2010 году — 266,0 млн. тонн;

в 2011 году — 263,0 млн. тонн;

в 2012 году — 259,0 млн. тонн [16].

Согласно прогнозу суммарный объем добычи нефти в регионе составит:

в 2013 году — 255,2 млн. тонн;

в 2014 году — 253,5 млн. тонн;

в 2015 — составит 250,9 млн. тонн [16].

Исходя из приведенных данных, объем добычи нефти на территории ХМАО — Югры значительно сокращается и в соответствии с прогнозом данная тенденция продолжится. однако ее можно сократить путем модернизации топливно-энергетического комплекса региона, включающей следующие виды мероприятий:

реализация проектов для повышения нефтеотдачи пластов и интенсификации добычи нефти;

повышение коэффициента извлечения нефти до 40% (по РФ 37%, США — до 40%);

повышение эффективности технологий нефте- и газопереработки;

освоение трудно извлекаемых запасов, суммарные запасы которых оцениваются в 3,7 млрд. тонн;

Помимо нефтедобычи, с экономической точки зрения, в регионе является необходимым развитие не сырьевых видов деятельности, таких как лесопромышленный комплекс; агропромышленный комплекс; нефтегазохимический комплекс. кроме этого, является важным осуществить перевод социальной сферы на «экономику знаний», а также развитие туризма.

Лесопромышленный комплекс нуждается:

в увеличении доли переработки древесины в общем объеме заготовок древесины с 65,8% до 80%.

Агропромышленный комплекс нуждается:

в дополнительном вовлечении пашни в сельхоз обороты за период 2012-2015 годы в размере 280 га;

в создании сельскохозяйственных производств в сфере малого бизнеса за период 2012-2015 годы в размере 60 единиц.

Нефтегазохимический комплекс нуждается:

в снижении количества газа сжигаемого на факелах в округе с 5,0 млрд. куб. м. газа до 1,8 млрд. куб. м. газа или 5,0% от объема извлеченного газа за счет реализации проектов за счет утилизации попутного нефтяного газа.

Перевод социальной сферы в «экономику знаний» нуждается:

в переходе учреждений образования и здравоохранения на экономические принципы функционирования, при условии сохранения полного объема и качества гарантированных бесплатных услуг.

Сфера туризма нуждается:

в ежегодном прибытии в Югру 450,6 тысяч человек.

таким образом, перед Департаментом по экономическому развитию ХМАО-Югры встают проблемы, требующие принятия ряда управленческих решений. Сложность принятия управленческих решений заключается в том, что принимать их необходимо в обозначенной нами выше ситуации неопределенности и риска.

далее выберем одну из проблем, находящихся в компетенции Департамента экономического развития ХМАО — Югры, и рассмотрим специфику принятия управленческого решения в условиях неопределенности и риска.

Выберем проблему потребительского рынка и розничной торговли на территории округа.

утверждены в Целевой программе «Развитие потребительского рынка Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2013 — 2015 годы». далее рассмотрим специфику принятия данных управленческих решений в условиях неопределенности и риска с помощью метода причинно-следственных связей.

2.3 Разработка и принятие управленческих решений по проблеме потребительского рынка и розничной торговли при помощи метода причинно-следственных связей

Проблема потребительского рынка и розничной торговли на территории Ханты-Мансийского автономного округа указана в качестве основной в Целевой программе «Развитие потребительского рынка Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2013 — 2015 годы» [16, с. 4].

государственным заказчиком-координатором данной Программы выступает Департамент экономического развития автономного округа, осуществляющий координацию и текущее управление реализацией программы. Департамент обладает правом вносить предложения об изменении объемов финансовых средств, направляемых на решение отдельных программных мероприятий.

Сформулируем суть проблемы. Проблема потребительского рынка и розничной торговли в округе включает в себя ряд следующих составляющих подпроблем:

нехватка специализированных помещений торговой площадью более 50 м²;

территориальные диспропорции в размещении предприятий;

достаточно высокий уровень выявления фактов нарушений санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей;

увеличение числа обращений граждан с признаками нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства, вызванные, в том числе, и растущими требованиями потребителей к качеству продукции;

проблема обеспечения населения автономного округа, особенно той его части, которая проживает в труднодоступных и малонаселенных пунктах со сложной схемой товародвижения, основными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости, по доступным ценам;

низкая обеспеченность населения торговыми объектами. значительная доля затрат предпринимателя в торговле приходится на арендную плату, полноценное развитие розничного бизнеса в такой ситуации ведет к большим рискам;

низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятель. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений).

Воспользуемся методом сходства и найдем факторы, объединяющие указанные выше проявления проблемы.

очевидно, что все проявления проблемы потребительского рынка и розничной торговли регулируются законодательством. таким образом, существует вероятность, что именно данное обстоятельство и является причиной или частью причины того, что все эти факторы являются проявлением одной и той же проблемы.

в том числе, все указанные проявления проблемы потребительского рынка и розничной торговли округа находятся в ведении и подконтрольности органов местного самоуправления округа. Таким образом, также есть основания полагать, что указанное обстоятельство также является причиной или частью причины того, что все рассматриваемые факторы являются

проявлением одной и той же проблемы.

кроме этого, не вызывает сомнений тот факт, что рассматриваемые проблемы потребительского рынка и розничной торговли округа объединяет факт недостаточного финансирования и инвестиционной деятельности. Исходя из этого, сделаем вывод о том, что нехватка финансовых ресурсов также является значимой причиной или частью причины существования проблемы потребительского рынка и розничной торговли на территории округа.

Используя метод причинно-следственных связей и в частности метод сходства, необходимо сделать вывод о том, что у рассматриваемой проблемы потребительского рынка и розничной торговли в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра существует ряд указанных выше составляющих подпроблем, обладающих сходством в сфере:

нормативно-правового регулирования;

подконтрольности органам местного самоуправления округа;

недостаточного финансирования и инвестирования.

Исходя из этого, сделаем вывод о том, что именно данные общие факторы являются основными причинами возникновения проблемной ситуации в сфере потребительского рынка и розничной торговли в округе. Таким образом, выявив причины проблемы необходимо, исходя из их специфики, разработать управленческие решения для разрешения или минимизации существующей проблемной ситуации.

Разработаем управленческие решения в соответствии с выявленными общими для всех подпроблем факторами. Данные управленческие решения были также разработаны непосредственно Департаментом экономического развития ХМАО — Югры и закреплены в качестве необходимых мероприятий в Целевой программе «Развитие потребительского рынка Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2013 — 2015 годы».

Итак, разработанные управленческие решения в условиях неопределенности и риска с применением метода причинно — следственных

связей и метода сходства в частности являются следующими:

В сфере нормативно-правового регулирования:

анализ нормативных правовых актов с целью совершенствования законодательства, регулирующего деятельность в сфере потребительского рынка, и их актуализация. Ежеквартальный отчет о результатах анализа.

общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти автономного округа, и муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, по вопросам совершенствования развития потребительского рынка, координационными или совещательными органами в сфере потребительского рынка при органах исполнительной власти автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований.

В сфере ведения органов местного самоуправления:

методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам совершенствования и развития потребительского рынка.

В сфере финансирования и инвестирования:

предоставление субсидий из бюджета автономного округа на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов в сфере потребительского рынка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность по созданию объектов потребительского рынка в автономном округе.

Таким образом, разработка управленческого решения посредством метода причинно-следственных связей является, с нашей точки зрения, достаточно эффективным и надежным. Данный метод хорошо подходит к разработке управленческих решений органами государственной и муниципальной власти, т.к. является не математическим, а логическим, дающим возможность выводить умозаключение из имеющихся посылок. В

дополнение к этому он достаточно прост в применении.

Заключение

Как показал проведенный анализ, использование методов разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска является необходимым условиям для успешного функционирования любой организации. Следует отметить, что выбор метода разработки управленческого решения зависит от специфики деятельности организации, от характера решаемой проблемы, от стоимости использования того или иного метода. В данной работе нами был использован метод причинно-следственных связей применительно к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Итак, в соответствии с поставленными в работе задачами, необходимо сделать следующие основные выводы:

Методы разработки управленческих решений разделяются на две категории: на методы исследования и экспертные методы. Наиболее популярными являются экспертные методы в форме опросов. Одним из самых эффективных является метод экспертных оценок. Экспертные методы бывают индивидуальные и групповые. Групповые методы, в свою очередь, подразделяются на аналитические и креативные. Групповые методы разработки управленческого решения являются более эффективными, чем индивидуальные.

Методы разработки управленческих решений в ситуации неопределенности и риска могут быть следующими:

метод морфологического анализа и синтеза (дает возможность глубже погрузиться в проблему и рассмотреть множество различных вариантов ее решения и в результате выбрать наиболее оптимальный из возможных);

метод причинно следственных связей (является логическим методом разработки управленческих решений, основанным на принципах сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков);

метод черного ящика (является экспертным методом разработки управленческих решений и применяется в тех случаях, когда внутренние процессы системы оказываются недоступны для исследования);

метод Дельфи (является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании).

Департамент по экономическому развитию Ханты-Мансийского автономного округа — Югры представляет собой структурное подразделение Администрации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Департамент является исполнительным органом государственной власти округа. Функции Департамента ориентированы на обеспечение эффективного экономико-социального развития округа.

Для разработки управленческого решения в условиях неопределенности и риска были обозначены экономические проблемы, создающие нестабильность и условия риска и неопределенности в округе. В качестве проблемы для разработки управленческого решения была выбрана проблема потребительского рынка и розничной торговли на территории округа. Управленческие решения по данной проблеме были приняты и утверждены в Целевой программе «Развитие потребительского рынка Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2013 — 2015 годы». Нами была смоделирована ситуация принятия управленческих решений по этой проблеме с помощью метода причинно-следственных связей.

Итак, с помощью данного метода был выявлен ряд составляющих данной проблемы, между которыми имелось сходство по следующим признакам: нормативно-правовое регулирование, подконтрольность органам местного самоуправления и недостаток финансирования и инвестирования. Путем дедуктивного умозаключения был сделан вывод о том, что указанные сходства являются причинами самой проблемы. Исходя из этого, были разработаны управленческие решения в сферах совершенствования законодательства, муниципального контроля и финансирования.

Список использованных источников

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25.06.2012г. №214-п «О Департаменте Экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. — 30.05.2012г. — №6. — ст. 676.

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25.11.2012г. №389-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие потребительского рынка Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2013 — 2015 годы»» [электронный ресурс]. — Режим доступа: <#"justify">приложение 1

Организационно-управленческая структура Департамента

Приложение 2.

Наименование месторождения1985 г.доля в добыче ХМАО, %2010 г.Доля в добыче ХМАО, %2020 г.доля в добыче ХМАО, %Ватьеганское — Н0,6370,26,5672,53,3051,5Западно-Салымское — Н007,1992,72,2261,0Коасноленинское — НГК2,4340,78,4753,211,4215,3Лянторское — НГК6,5341,95,2802,01,7400,8Малобалыкское — Н0,0550,029,7913,79,1014,2Мамонтовское — Н34,2649,86,2102,44,9352,3Повховское — Н9,5172,75,7762,23,1141,4Приобское — Н0038,48614,626,07212,1Самотлорское — НГК113,51332,326,44910,025,01411,6Тевлинско-Русскинское — Н007,9053,04,2762,0Федоровское32,4949,38,8303,35,2832,4Итого199,4556,8130,9749,796,4944,7Добыча нефти по базовым месторождениям ХМАО — Югры, 1985 — 2020 гг., млн. тонн

приложение 3

Запасы категории ABC1

Структура запасов нефти в ХМАО — Югре на 01.01.12, %

приложение 4.

№ п/пНаименование показателей результатовБазовый показатель на начало реализации программыЗначения показателя по годамЦелевое программы2013 г.2014 г.2015 г.1234567Показатели непосредственных результатов Доля предприятий торговой площадью более 50 м², % 45,950,060,070,070,0Доля торговых комплексов торговой площадью более 1000 м², %2,62,93,23,53,5Количество предприятий оптового звена, единиц256260270280280доля рынков, реализующих, в том числе, сельхозпродукцию с личных подсобных хозяйств и садово-огородных участков, %64,767,770,673,573,5количество ярмарочных площадок для проведения сельхозярмарок, единиц5662687575показатели конечных результатов Рост товарооборота в сфере розничной торговли (2013-2015 г.г. в сопоставимых ценах), млрд. руб.259,6270,0284,9298,3298,3Рост товарооборота в сфере общественного питания (2013-2015 г.г. в сопоставимых ценах), млрд. руб.21,720,621,422,222,2Обеспеченность населения торговой площадью, м² на 1000 жителей664,6690,0720,0750,0750,0Обеспеченность населения посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети, единиц на 1000 жителей4041424343Целевые показатели программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Учебная работа. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры