Учебная работа. Изменения в развитии организации при принятии управленческих решений

изменения в развитии организации при принятии управленческих решений

Содержание

Введение

. Теоретические основы разработки управленческих решений

.1 Сущность понятия «управленческие решения»

1.2 классификация управленческих решений

.3 Требования, предъявляемые к управленческим решениям

. анализ разработки и принятия управленческих решений в Министерстве природных ресурсов Чеченской Республики

.1 Общая характеристика МПР по ЧР

.2 Организация деятельности МПР по ЧР

.3 процесс разработки и принятия управленческих решений в МПР по ЧР

.4 предложения по совершенствованию системы государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Заключение

список использованных источников

Введение

В своей жизни каждый человек вынужден принимать решения. К этому его постоянно подталкивают либо личная неудовлетворенность своим внутренним или внешним положением, либо осуществленные потребности. В результате человеку время от времени приходится разрешать какие-то проблемы, стремиться достигать каких-то целей, решать какие-то задачи или выполнять конкретные работы. В некоторых случаях человек может сделать что-то сам лично. однако чаще его индивидуальных способностей и возможностей не достает. Тогда приходиться вступать в отношения с другими людьми, договариваться о совместных усилиях и распределении обязанностей, прибегать к использованию техники, разнообразных ресурсов. Но в таком случае всем этим — людьми, техникой, ресурсами — нужно согласованно руководить, нацеливать их на получение каких-то определенных результатов в нужное время, направлять в нужные места и т.п. Другими словами, всем этим нужно управлять.

В современных условиях российской экономики разработка эффективных решений является основополагающей предпосылкой обеспечения конкурентоспособности продукции и самой организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-политических отношений на предприятии, создания положительного имиджа.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации — своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений — это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с работы и т.п. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации. Эта проблема очень актуальна для предприятий общественного питания, для стратегического принятия решения, для развития предприятия общественного питания. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.

Целью курсовой работы — рассмотреть изменения в развитии организации при принятии управленческих решений. Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

дать определение управленческим решениям;

рассмотреть методы разработки управленческих решений;

сделать анализ разработки и принятия управленческих решений в МПР по ЧР.

Объектом данной курсовой работы является процесс принятия управленческих решений в организации, а предметом — управленческие решения.

1. Теоретические основы разработки управленческих решений

.1 Сущность понятия «управленческие решения»

особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. основной принцип управления — единоначалие. Суть его в том, что отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель — лицо, персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации. поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры.

Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жесткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя, на которого возлагается вся ответственность в принятии решений по различным вопросам деятельности как организации в целом, так и ее отдельных структур. Управленческие решения занимают одно из центральных мест в теории управления. Считая организацию инструментом управления, многие специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой должностное лицо принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Управленческое решение — это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникают в организации (фирме). Основные принципы технологии принятия решения разработаны специалистами. Управленческие решения имеют отличительные особенности. Прежде всего, это — цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально — экономической ситуации целых регионов. например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы. В организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения: Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

.2 классификация управленческих решений

Многие крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки эффективных решений. любая теория начинается с классификации объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп. В результате была составлена следующая классификация управленческих решений: по субъектно-объектному признаку: — принимаемые государством и принимаемые субъектом; по степени определенности ситуации:

определенность, неопределенность, риск;по — стратегические, тактические и оперативные;

по алгоритму:

— запрограммированные и незапрограммированные;

по основаниям:

— интуитивные, основанные на суждениях и рациональные;

по содержанию задачи принятия решений и степени охвата объекта управления:

общие, частные и локальные;

по организации:

индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;

по повторяемости выполнения:

однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);

по прогнозируемым результатам:

с определенным результатом, с вероятностным исходом;

по характеру разработки и реализации:

уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;

по числу критериев:

однокритериальные, многокритериальные;

по направлению воздействия:

внутренние и внешние;

по глубине воздействия:

одноуровневые и многоуровневые;

по ограничениям на ресурсы:

с ограничениями, без ограничений.

классификация решений по субъектно-объектному признаку

Ведущее место среди субъектов управленческих решений занимает общество в целом, все его сферы и регулируют граждан.

Законы выступают в качестве высшей формы права, обладают наивысшей силой и регулируют наиболее важные общественные отношения.

Классификация решений по степени определенности ситуации

Определенность. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого их альтернативных вариантов выбора. Примером определенного решения является то, что руководитель, по меньшей мере на ближайшую перспективу, точно может установить, какими будут затраты на Производство определенного изделия, поскольку арендная плата, стоимость материалов и рабочей силы известны или могу быть рассчитаны с высокой точностью.

Неопределенность. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Вторая возможность — действовать или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки.

Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива. Наиболее желательный способ определения вероятности — объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта.

Классификация решений по форме.

Преобладающей формой являются письменные решения. Это форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление.

Тем не менее, важное место занимают и устные решения, которые в деятель управленческого и производственного аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.

Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

классификация решений по характеру целей и длительности действий

Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года. Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Классификация решения по алгоритму

Запрограммированные решения. Запрограммированные решения — это есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений, в самом деле, правильна и желательна. очевидно, если запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются. более того, в высшей степени желательно сообщить об обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему» в связи с процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру.

Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора. На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. Даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.

классификация решений по основаниям

Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже, в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажется интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде.

Рациональные решения. главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Классификация решений по содержанию задачи принятия решений и степени охвата объекта управления

По признаку содержания задачи принятия решений различают: экономические, организационные, технические, технологические, политические. Сфера их деятель обусловливает специфические требования к принимаемому решению.

В зависимости от степени охвата объекта, в отношении которого принимается решение, выделяют следующие решения:

общие, охватывающие весь объект и затрагивающие, как правило, жизненно важные стороны его деятельности;

частные, касающиеся отдельных сторон деятельности;

локальные, принимаемые в отношении какого-либо отдельного элемента организационно-экономической системы (например, отдела, цеха). Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.

Классификация решений по организации

Организация разработки и реализации управленческих решений базируется на выборе приоритета в индивидуальном или коллегиальном подходе к этому процессу. индивидуальный подход к разработке УР весьма характерен для организаций. Он требует от руководителя уверенности в своих силах, профессионализма и творческого подхода. На разработку таких решений обычно тратится меньше времени, разработчик решения несет персональную ответственность за результаты его выполнения.

Групповой подход к разработке управленческих решений характеризуется большей обоснованностью, меньшим числом ошибок и неопределенностей, разработкой оригинальных подходов, причастностью разработчиков к его выполнению.

Классификация решений по повторяемости выполнения

Повторяемость выполнения управленческих решений важна для правильной установки нормы управляемости в компании. Повторяемость определяется масштабом компании и степенью разделения управленческого труда. Однотипные управленческие решения имеют общую предметную область (Экономика, технология). Разнотипные управленческие решения имеют разные локальные для компании базы управляемых параметров. Эти управленческие решения требуют большего времени и напряжения руководителя, поэтому их число должно быть существенно меньше однотипных.

Классификация решений по прогнозируемым результатам

Прогнозируемые результаты реализации управленческих решений могут быть предсказаны либо с достаточной точностью, либо с вероятностным исходом. Ведь обычно решения руководителя выполняют несколько человек по разным направлениям — иногда последовательно, иногда параллельно. От понимания исполнителями задания и их профессионализма зависит конечный результат. Исполнители могут даже улучшить конечный результат УР.

Классификация решений по характеру разработки и реализации

характер разработки и реализации УР сильно зависит от личностных характеристик человека. Принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные решения. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения принимаются руководителями, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками». Инертные решения — результат осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение. Рискованные решения принимаются без тщательного обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах.

Классификация решений по числу критериев.

Определение числа критериев для оценки вариантов (альтернатив) управленческих решений — довольно трудная задача. В качестве критериев могут быть такие параметры, как уровень комфортности на рабочем месте, процент повышения производительности труда, уровень рентабельности продукции и т.д. простые управленческие решения обычно сравнивают по одному какому-либо критерию, а сложные или ответственные — по нескольким.

классификация решений по направлению воздействия

Направление воздействия управленческих решений чаще всего идет на объекты внутренней среды, т.е. на персонал компании. Руководители имеют соответствующие полномочия принимать решения в рамках миссии компании. Однако любая компания является открытой для внешней среды системой. Поэтому руководитель, имеющий полномочия представлять компанию во внешней среде — работа с клиентами и партнерами, — должен уметь разрабатывать и реализовывать управленческие решения среди равных себе людей. Здесь требуются новые подходы и технологии.

Классификация решений по глубине воздействия

Глубина воздействия управленческих решений определяется количеством уровней управления, для которых данное решение обязательно. Так, руководитель может реализовать управленческие решения только на уровне цеха или отдела — это одноуровневая глубина воздействия. Если же управленческие решения кроме цехов и отделов будет обязательно для заместителей руководителя, то это многоуровневое воздействие.

Классификация решений по ограничениям на ресурсы

практически любое решение имеет ограничения на ресурсы и параметры. Эти ограничения носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным относятся ограничения, определяемые законами теории организации и управления, законодательством российской Федерации, бюджетом. К субъективным ограничениям относятся параметры, зависящие от специфики ресурсов, производимого продукта, соотношения Спрос-предложение и т.д. Эти ограничения сами по себе являются критериями реальности предлагаемого решения.

Существует группа решений, которые принимаются в условиях изобилия ресурсов, при котором на них нет ограничений.

Таким образом, традиционными видами работ, в которых руководитель разрабатывает и реализует управленческие решения, являются: работа с информацией; работа с человеком, коллективом; работа с системой управления; оказание управленческой консультации.

В настоящее время в современных организациях введена должность руководителя информационной службы, подчиняющегося непосредственно генеральному директору для общего управления информационными ресурсами компании.

.3 Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Руководитель любого уровня управления осуществляет возложенные на него экономические, социальные и политические функции путем подготовки, принятия и организации выполнения решений. Действенность управленческого решения зависит от его качества, которое в свою очередь должно соответствовать ряду требований.

Одним из обязательных требований, предъявляемых к управленческим решениям, является их научная обоснованность. При поиске решения нужно просматривать все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные. Для того чтобы понять суть проблемы, необходимо привлечь всех причастных к ней людей, задавая им как можно больше вопросов. В сложных случаях целесообразно построить модель проблемы и на ней рассматривать все варианты. Решение должно приниматься на основе достаточно полной и достоверной информации о состоянии объекта, внешней среды с учетом действия экономических законов и конкретной производственной обстановки.

В соответствии с требованием научной обоснованности управленческие решения должны быть реальными и политически направленными, выработанными с учетом анализа возможных вариантов использования достижений науки и техники, передового опыта, основываться на итогах научно-исследовательских разработок, выявленных закономерностях и тенденциях, нормативах, прогрессивном опыте решения задач управления.

реальность управленческих решений обеспечивается наличием возможностей для их управления (подготовленность, качество обслуживания потребителей, оснащенность необходимым торгово-технологическим оборудованием). реальность управленческих решений гарантируется глубоким и всесторонним изучением состояния возможностей не только объектов управления, но и внешней среды.

Управленческие решения должны иметь целевую направленность, то есть соответствовать целям, поставленным перед подразделением управляемого объекта, деятель которого касается данное решение, или объектом в целом. В процессе деятель перед руководителями предприятий возникают задачи разной важности: главные задачи, связанные с более полным удовлетворением потребностей населения, повышением качества продукции и обслуживания; второстепенные, относящиеся к организации различных сторон деятельности предприятий, каким-либо частным процессам и явлениям. Целевая направленность управленческого воздействия на объект управления предусматривает необходимость решения частных, второстепенных задач, исходя из решения главных.

Управленческое решение должно иметь количественную и качественную определенность в зависимости от поставленной задачи.

Эффективность управленческого решения предполагает в каждом конкретном случае его принятия выбор оптимального варианта с учетом критерия оценки эффективности. Во многих случаях критерии оценки выбирают из ряда количественных показателей — наименьшие затраты, наивысшая производительность, эффективное использование основных фондов и т.п. Кроме того, используются качественные показатели: качество труда, продукции, обслуживания, условия труда, влияние принимаемого решения на авторитет руководителя, оценка вариантов решений подчиненными, а также вышестоящими руководителями и т.д. критерии оценки эффективности решений должны наиболее полно отражать результаты, быть достаточно простыми и конкретными.

Управленческое решение должно удовлетворить требованию правомочности. Правомочности каждого руководителя в пределах его служебных обязанностей заключаются, как правило, в возможности распоряжаться трудовыми, материальными, денежными и другими ресурсами в целях достижения заданных результатов. Нарушение этой правомочности, т.е. принятие решений, не соответствующих правам, обычно ведет к невыполнению этих решений. Управленческие решения вырабатываются в соответствии с полномочиями линейных руководителей, коллегиальных органов, принимающих эти решения. Выполнение данного требования обеспечивается разработкой положений об органах управления, отделах, должностных инструкций.

Требование законности управленческого решения состоит в том, чтобы решение не противоречило действующим государственным и ведомственным законоположениям, приказам, нормативам, стандартам, инструкциям и другим документам. Работники аппарата управления предприятий и организаций общественного питания, деятельность которых связана с выработкой управленческих решений, обязаны хорошо знать постановления и законы, хозяйственные нормативные акты, постановления и приказы руководителей вышестоящих организаций, применительно к специфике решаемых вопросов.

Решение должно быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах.

Каждое управленческое решение имеет не только экономические, но и социальные, политические последствия, пренебрежение к которым может привести к значительному снижению ожидаемого от его принятия эффекта.

Управленческие решения должны носить комплексный характер. Важное значение в процессе принятия решений имеют условия их принятия: Право принятия решений, полномочия, обязанность принимать решения, ответственность за принятые решения, компетентность в решаемых вопросах.

Право принятия решений обуславливает обязательность их выполнения. С правом принятия решений взаимосвязаны вопросы полномочий, под которым понимаются границы, в пределах которых тот или иной руководитель имеет Право принимать решения. Руководитель, наделенный правом и полномочием принятия решений, в ситуации, требующей решений, обязан его принимать.

Ответственность за выполнение решений должна быть строго регламентирована. Нести ее должен тот, кому принадлежит право полномочия, и кто обязан принимать решения. За все решения коллегиальных органов ответственность несет их руководитель организации, предприятия или соответствующего подразделения. В связи с этим все решения коллегиальных органов (производственных совещаний) вступают в силу лишь после утверждения руководителем.

Управленческое решение должно быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений. Управленческое решение должно быть всесторонне обоснованным, При поиске решения нужно просматривать все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что управленческие решения должны соответствовать ряду требований, таких как:

научная обоснованность;

реальность управленческого решения;

целевая направленность;

количественная и качественная определенность;

правомочность;

Законность;

своевременность;

обязательность выполнения;

компетентность руководителя;

всесторонняя обоснованность;

экономичность;

гибкость;

понятность;

конкретность содержания.

2. Анализ разработки и принятия управленческих решений в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики (МПР по ЧР)

.1 Общая характеристика МПР по ЧР

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики создано в соответствии с указом Главы Чеченской Республики от 18 декабря 2012 года № 219 «О создании Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики и внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Чеченской Республики» и является уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водных отношений на территории Чеченской Республики, а также отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, водных отношений, по охране и использованию животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, переданные для осуществления органам государственной власти Чеченской Республики.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, указами и распоряжениями Главы Чеченской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Чеченской Республики, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением. Министерство осуществляет возложенные на него функции непосредственно, а также через находящиеся в его ведении государственные предприятия и учреждения. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Сокращенное наименование: МПР Чеченской Республики. местонахождение Министерства: город Грозный.

Основными задачами Министерства являются:

участие в реализации единой государственной политики в области охраны окружающей среды, осуществление государственного управления в сфере природопользования, государственного экологического надзора и обеспечение экологической безопасности на территории Чеченской Республики;

обеспечение в пределах своей компетенции разработки и реализации мер, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, средообразующих природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное и культурное значение для Чеченской Республики;

комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей среды, обеспечение органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления, а также населения соответствующей информацией в рамках своей компетенции;

обеспечение организации рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и водных ресурсов, рационального использования водных объектов и земель лесного фонда, сохранения и усиления полезных природных свойств лесов и сохранение биологического разнообразия на территории Чеченской Республики;

в рамках полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.

Для достижения поставленных перед ним задач и целей Министерство осуществляет следующие полномочия:

полномочия в области лесных отношений;

полномочия в области охраны и использования объектов животного мира;

полномочия в области водных отношений;

полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов: выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;

полномочия в области охраны атмосферного воздуха;

полномочия в области обращения с отходами производства и потребления;- полномочия в сфере регулирования отношений недропользования;

полномочия в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

полномочия в области экологической экспертизы.

При осуществлении своих полномочий Министерство:

участвует в подготовке проектов законов Чеченской Республики и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятель;

запрашивает в установленном порядке от соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, расположенных на территории Чеченской Республики, сведения, материалы и документы, необходимые для исполнения возложенных на Министерство функций;

заключает в порядке, установленном законодательством, договоры и соглашения межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятель;

вносит в установленном порядке в Правительство Чеченской Республики предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных Министерству организаций; привлекает для проработки вопросов в сфере деятельности Министерства научные и иные организации, ученых и специалистов;

дает юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, находящимся в компетенции Министерства;

обеспечивает исполнение федерального и республиканского законодательства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятель;

в установленном законодательством Российской Федерации порядке проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства и подведомственных ему организаций, а также на проведение научно-исследовательских работ, иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

вносит предложения и согласовывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых органами исполнительной власти Чеченской Республики, касающихся сферы деятельности Министерства;

вносит Главе Чеченской Республики, Председателю Правительства Чеченской Республики в соответствии с федеральным и республиканским законодательством предложения о заключении договоров и соглашений, касающихся сферы деятель Министерства;

представляет по поручению Правительства Чеченской Республики интересы Чеченской Республики на федеральном и межрегиональном уровнях, участвует в подготовке соглашений с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в работе межрегиональных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

Министерство обладает иными правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики.

.2 Организация деятель МПР по ЧР

Министерство возглавляет министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики (далее — Министр), который назначается на должность Главой Чеченской Республики по представлению Председателя Правительства Чеченской Республики в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики, и освобождается от должности Главой Чеченской Республики. В отсутствие Министра его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с распределением их функциональных обязанностей. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Председателем Правительства Чеченской Республики по представлению Министра.

Министр:

осуществляет руководство деятельностью Министерства, координирует работу организаций, находящихся в его ведомственном подчинении; несет персональную ответственность за исполнение возложенных на него полномочий;

распределяет обязанности между заместителями по решению ими вопросов, относящихся к компетенции Министерства;

назначает на должность и освобождает от должности сотрудников Министерства в установленном порядке;

издает приказы и распоряжения по вопросам внутренней организации работы Министерства;

решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Министерстве;

назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных организаций; в установленном порядке вносит предложения об утверждении предельной численности работников Министерства, а также затрат на их содержание;

утверждает сметы расходов на содержание Министерства и подведомственных ему организаций в пределах средств на осуществление соответствующих полномочий, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, а также ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий период;

предоставляет в установленном порядке отчет об использовании субвенций в уполномоченный федеральный орган;

утверждает перспективные планы работы Министерства и подведомственных организаций, а также отчеты об их исполнении;

представляет в установленном порядке Министерство в отношениях с федеральными и республиканскими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

.3 Процесс разработки и принятия управленческих в МПР по ЧР

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды реализуется государственная программа Чеченской Республики «Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики» (далее — Программа), утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года № 347 (в редакции от 11 марта 2014 года). Срок реализации Программы — 2014-2020 годы.

программа включает в себя четыре подпрограммы:

. «Развитие водохозяйственного комплекса Чеченской Республики»;

. «Обеспечение экологической безопасности»;

. «Развитие лесного хозяйства в Чеченской Республике»

. «Обеспечение реализации государственной программы «Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики». В отчетный период на 25.12.2014 г. по данной программе выделено 612 млн. 520 тыс. 752 руб. из них освоено584 млн. 386 тыс. 590 руб. на заработную плату и начисления на оплату труда, по аппарату и подведомственным учреждениям. Согласно доведенным лимитам от 05.12.2014 года уменьшены бюджетные ассигнования по подпрограмме «Развитие водохозяйственного комплекса Чеченской Республики».

Принятие решений обычно называют процессом. Это происходит, во-первых, потому, что практически каждое управленческое решение определяет значительное число последующих решений. С другой стороны, вмешательство реальной жизни приводит к тому, что обычно планируется одно решение, а реализовывается — совершенно другое. И, наконец, о принятии решений принято говорить, как о процессе, вследствие его длительности, сложности и наличия целого ряда самостоятельных этапов. В рамках рациональной модели можно выделить следующие этапы: Диагностика проблемы.

Проблема — это ситуация, в которой поставленные ранее цели не достигнуты. Т.е. при осуществлении контроля за достигнутыми результатами оказывается, что они значительно хуже запланированных, соответственно, требуется принять определенные меры по исправлению ситуации. такой, достаточно естественный способ управления называется управлением по рассогласованию. Управление по рассогласованию является эффективным лишь при чисто количественном, заранее хорошо предсказуемом развитии процесса;

Проблема — это возникновение потенциальной неиспользуемой возможности. Такое управление называется управлением с упреждением и предназначено для случаев качественного развития системы, например, появления новых элементов, их свойств, связей и т.д. Разумеется, как это всегда бывает при появлении в процессе креативных, творческих моментов, такой подход не только сложнее, но и на порядок дороже.

Сказанное, во-первых, означает, что в начале процесса разработки и принятия решения, исходя из особенностей рассматриваемого объекта и его окружения, необходимо принять решение относительно того, что в данном случае понимается под проблемой. Кроме того, из данных определений понятия «проблема» видно, что они базируются на формулировке целей, которую можно назвать нулевым этапом процесса разработки и принятия решений.

Определение, локализация проблемы обычно очень сложны. При анализе практически любого хозяйственного объекта проступает настоящий клубок из них. Требуется найти корневую проблему, приведшую ко всем остальным последствиям. Соответственно, основные меры по преодолению негативных явлений будут направлены именно на ее преодоление. В связи со сложностью этапов:- осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся неиспользуемых возможностей (например, низкие прибыли, большие издержки, конфликты и т.д.); выявление проблемы в общем виде, т.е. причин возникновения проблемы;- сбор и анализ внутренней и внешней информации, привлечение консультантов.

важным требованием становится отбор только релевантной информации, т.е. данных, касающихся только конкретной проблемы, человека, цели или периода времени. Очевидно, что чем меньше объем информации, тем, как правило, хуже качество решений. Однако, рост привлекаемой информации приводит к резкому удорожанию всего процесса разработки и принятия решений.2

Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Управленческие решения должны быть реалистичными и эффективными. Для того чтобы решение было реалистичным, необходимо, прежде всего, сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), а также внешние ограничения (например, законы, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта и т.д.). Для того чтобы оценить качество принимаемого решения, необходимо разработать систему критериев, по которым оно будет оцениваться. Такие критерии, с одной стороны, отражают имеющуюся систему целей, а с другой, — некоторые собственные характеристики решений.

Определение альтернатив. Формирование набора альтернативных решений выявленной проблемы является процессом в высшей степени сложным и творческим. Частичная формализация этого процесса может быть осуществлена с помощью различных модификаций метода мозгового штурма. При формировании множества альтернатив надо найти компромисс между полнотой этого набора, с одной стороны, и реальностью и обозримостью задачи, с другой. конечно, чем ближе набор решений к своему наиболее полному варианту, тем больше вероятность нахождения глобального оптимума или приближения к нему. Однако сформировать все альтернативы в реальной ситуации невозможно не только из-за дороговизны и объективных временных ограничений. Поэтому чаще процесс формирования альтернатив оканчивают, как только найдено несколько перспективных вариантов. Понятно, что чем сложнее и дороже процесс их разработке, тем меньше их число, и, наоборот, чем ответственнее принимаемое решение — тем их больше.

Методы формирования идей решений в порядке возрастания степени их новизны можно разбить на: заимствование с адаптацией — готовое решение несколько корректируется с целью его большего соответствия ситуации. важным является то, сколько логических переходов или изменений было сделано при их доработке; аналогий, когда анализируется решение из абсолютно иной сферы деятельности, выявляются его основные принципы и на их основе строится решение в требуемой области;4. Оценка альтернатив.

Оценка каждой из альтернатив осуществляется исходя из множества отобранных критериев. В некоторых случаях часть из них может иметь количественный, а часть — качественный характер.

Выбор альтернативы. Для решений с четкой структурой методы выбора альтернатив содержатся в «Исследовании операций». одной из наиболее распространенных проблем, возникающих при выборе таких управленческих решений, является множество требований, предъявляемых к ним. основными способами являются:- свертка критериев, т.е. конструирование на базе многих целей одной-единственной, фиктивной, например, с помощью каких-либо арифметических действий;- определение тех вариантов, у которых улучшение ни одной из характеристик невозможно без ухудшения других.

На окончательный выбор между альтернативами сильнейшее влияние оказывает еще ряд таких количественно трудно формализуемых факторов, как:

имеющееся число вариантов и качество их проработки;

длительность использования готовящегося решения и его регулярность;- состав и важность связанных с ним решений;

допустимость активизации решения, например, вследствие его непопулярности.

Все предыдущие как формализуемые, так и не формализуемые критерии выбора исходили из интересов объекта управления. однако нельзя забывать о том, что у самого менеджера тоже есть свои интересы. Поэтому иногда решающее значение на выбор альтернативы имеет то, какова степень собственной моральной и материальной удовлетворенности менеджера, связанной с этим решением.

Реализация и контроль выполнения решений

важное условие — признание коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта, считает его «своим», сопротивление ходу его реализации значительно снижается.

Затем начинается следующая фаза рассматриваемого этапа — контроль за ходом реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия фактических результатов с ожидавшимися.

Примечания:

б) Чем сложнее принимаемое решение, тем, как правило, более многоэтапным и индивидуальным оказывается процесс его разработки и принятия;

в) Практика показывает следующие наиболее распространенные ошибки при процессе разработки управленческих решений:

исходно предпочтение оказывается одной альтернативе, остальные вне зависимости от их качества встречают сопротивление;

руководители придерживают выбранного решения, даже если процесс реализации показывает их ошибочность;

рискованные решения в основном вызываются нежеланием сбора дополнительной информации и привычкой к чисто интуитивным методам;- наибольшее моральное сопротивление оказывается срочным и точным решениям, особенно, если есть удовлетворительные по своим качествам варианты.

однако считается, что даже неудачное решение лучше никакого. Сегодня принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления. На его эффективность влияют следующие факторы:

понятность проблемы и причинно — следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение;

взаимоотношения внутри организации;

личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т.д.);

располагаемое время;

степень риска (последние два момента противоречат друг другу, менее рискованные решения требуют больше времени на подготовку и реализацию);

основополагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм;

действия исходя из пользы большинства;

приближение к цели (ее бывает трудно определить); — достижение выгоды.

Деятельность органов государственного управления, в том числе МПР заключается в работе с документами. порядок работы с контролируемыми документами определяется Регламентом МПР. Регламент устанавливает единую систему контроля за исполнением распорядительных документов, порядок постановки документов на контроль в Министерстве, контроль за ходом исполнения документов, организацию контроля за исполнением документов в отделах и управлениях МПР по ЧР. В настоящее время процесс принятия управленческих решений в МПР по ЧР носит в основе своей централизованный характер. Связано это, во-первых, с тем, что МПР по ЧР является государственной организацией. Во-вторых, имидж Отделения МПР по ЧР как наиболее консервативного учреждения не позволяет особенно широко применять неформализованные методы управления и децентрализацию в принятии решений.

.4 предложения по совершенствованию системы государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды в организации

Кризисные явления во всех сферах жизнедеятельности российского общества актуализируют деятельность государственных служащих всех уровней для укрепления экологической, экономической и социально-политической и военной безопасности в стране и в субъектах федерации. Особенно это касается государственных и политических деятелей Чеченской республики так и южный федеральный округ и северо-кавказский федеральный округ являются наиболее сложными с точки зрения обеспечения и укрепления национальной безопасности. Причин этому очень много. Их можно классифицировать по разным основаниям. В экологической сфере формируются процессы, которые определяют и характеризуют устойчивость государства по отношению к внутренним и внешним угрозам. И государственные служащие всех уровней должны обладать острым чутьём, гибкостью ума, чтобы быть политиком-профессионалом и умело управлять таковыми процессами. Чеченская Республика, имеет место наличие деструктивных сил, которые проявляют свою активность по дестабилизации обстановки, посредством совершения террористических актов (в том числе совершая подрывы нефте- и газопроводов). За первые три месяца 2011 года совершенно несколько десятков преступлений террористического характера, повлиявших на ухудшение состояния экологической безопасности.

К основным направлениям восстановления природно-ресурсного потенциала и охраны окружающей среды наряду с ресурсным обеспечением нефтегазового комплекса Чечни и решения проблемы техногенных скоплений нефтепродуктов могут быть отнесены:

восстановление объектов водопроводно-канализационного хозяйства с очистными сооружениями в городских поселениях и обустройство водоохранных зон и прибрежных полос рек Терек, Сунжа и Аргун;

восстановление и охрана земель от загрязнения в районах нефтедобычи, обеспечение безопасного обращения с отходами;

полная диагностика и улучшение радиационной обстановки;

оздоровление лесного фонда и совершенствование практики восстановления лесов;

достижение устойчивости экосистем (особенно горных) и воспроизводство аборигенных биоресурсов. Для укрепления экологической безопасности населения следует предложить такие рекомендации: — повысить эффективность и ответственность институтов власти по укреплению экологической, экономической и социально-политической безопасности;

организовать спецподготовку молодых и перспективных людей для работы по обеспечению экологической безопасности личности, общества и государства;

используя законотворческие мероприятия постепенно произвести экологизацию Конституции российской Федерации;

разработать комплекс мероприятий по формированию экологического сознания и экологической культуры населения;

в бюджете на предстоящий год увеличить объёмы финансирования федеральных целевых программ, предусматривающих обеспечение экологической безопасности населения Чечни.

В настоящий момент этот процесс небезопасный для экологии и населения и по своим эколого-технологическим характеристикам далёк от совершенства. В связи с чем, необходимо обеспечить государственную поддержку создания в России отрасли по обращению с отходами и таким образом снизить нагрузку на окружающую среду. кроме того, правительству. лидеру республики, необходимо наладить функционирование системы управления отходами на основе скоординированных программ различного уровня (федеральных, региональных и муниципальных) в сфере обращения с отходами. В противном случае, регион уже через десятилетие превратится в тлеющую свалку мусора, а значит и ещё одну бомбу замедленного действия для системы национальной безопасности.

В основе современного подхода к управлению отходами должна лежать модель системы управления потоками отходов и режимами обращения с ними, интегрированная в отечественный промышленный сектор и мировую экономику. Под моделью интегрированной системы управления отходами понимается комплекс мер и инструментов управления отходами институционального и прикладного характера. Учитывая интеграцию России в мировую экономику, система управления отходами должна строиться с учетом базовых принципов, применяемых в ЕС. По нашему мнению, целью создания модели интегрированной системы управления отходами является предотвращение образования отходов в источнике их образования и создание замкнутого цикла движения отходов на уровне региона.

управленческий природопользование экологический

Заключение

Итак, управленческое решение — это творческий, мыслительный акт, который на основе требований, целей, возникающих задач и используя анализ данных и информацию, определяет программу последующей деятель коллектива и отдельных работников.

Разработка управленческих решений — процесс, объединяющий все стадии возникновения и реализации управленческого решения:

постановку проблемы;

анализ информации, относящейся к проблеме;

выбор наилучшей альтернативы;

обнародование решения;

доведение решения до исполнителей;

реализацию решения;

контроль за исполнением решения;

анализ результатов принятого и исполненного решения.

Большое только после их четкой фиксации можно осуществить анализ факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации.

основной задачей анализа проблемной ситуации является выявление факторов, которые породили данную ситуацию.

Для успешной реализации принятого решения необходимо выработать план действий. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться, наметившиеся изменения условий или отклонения при выполнении плана должны анализироваться. План, должен постоянно корректироваться.

Реализованный план управленческих воздействий должен быть подвергнут тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и их реализации. совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Поставленные во введении цели, на мой взгляд, в работе раскрыты. Подведя итоги, можно отметить некоторые выводы.

Решение — это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

Принятие решения — не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. процесс принятия решений — циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Подводя итоги работы, можно сказать, что:

. Решение — это выбор альтернативы, сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий;

. Решение — продукт управленческого труда, а его принятие — процесс, ведущий к появлению этого продукта;

. Выбор решения должен основываться на особенностях проблемной ситуации;

. В зависимости от подхода к процессу принятия решений выделяются технологии этого процесса. Однако все они выделяют три основных этапа: определение проблемы, выработка решения, выполнение решения.

На мой взгляд, в предстоящие десятилетия многие так называемые поведенческие науки, безусловно, сделают шаг вперед. Тогда появится возможность строить более эффективные технологии принятия решений. Но уже сейчас необходимо рассматривать процесс принятия решений как процедуру, главными участниками которой являются руководитель и аналитики. именно человеческие, а не математические или машинные аспекты являются основными в процессе принятия решений. именно на этих аспектах следует основывать в дальнейшем критерии проверки практической ценности технологий и методов принятия решений.

При решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, следует учитывать, что человек с самого рождения и в течение всей своей жизни подвергается воздействию различных факторов (контакт с химическими веществами в быту, на производстве, употребление лекарств, попадание в организм химических добавок, содержащихся в пищевых продуктах, и др.). дополнительное воздействие вредных веществ, поступающих в окружающую среду, в частности с промышленными отходами, может оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья людей. Поиск новых подходов государственного управления окружающей средой обусловлен происходящими изменениями в экономике страны и социальной сфере. На фоне падения объемов производства ухудшается экономическое состояние организаций, что снижает уровень социальной защиты работающих, одним из компонентов которой является охрана окружающей среды. При новом подходе к государственному управлению охраной окружающей среды, в условиях полной экономической самостоятельности большинства организаций, интересы сторон.

Список использованных источников

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Риск — Менеджмент. — М.: Юнити, 2010 — 192с.

. Литвак Б.Г. Управленческое решение. Учебник — 2-е издание. — М.: Феникс, 2009 — 496 с.

. Орлов А.И. Управленческие решения, учебное пособие. — М.: Айрис, 2011 — 156с.

. Смирнов Э.А. классификация рисков — М.: Юнити, 2011- 346с.

. Титова Н.Л. Управление рисками. — М.: Просвещение, 2010 — 155с.

. Трейдш Д. Разработка управленческого решения. Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 2010 — 111с.

. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. — М.: Айрис, 2009 — 292с.

. Смирнов Э.А., Саблина А.М. Разработка управленческих решений. — М.: Юнити — Дана, 2012. — 264с.

. Фатхутдинов Р. А., Практический Менеджмент — СПб.: Питер, 2013. — 400с.

.Литвак Б.Г. Основы управления персоналом. — М.: Инфра-М, 2011 — 304с.

. Ларичев О. И. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях. — М.: Норма, 2010. — 323с.

. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. основы менеджмента: Учеб. пособие. — СПб.: МиМ, 2010. — 178с.

. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. — М.: Юнити, 2011. — 187с.

. Балдин К.В. Управленческие решения: Теория и технология принятия. Учеб. — М.: ИИК «Калита», 2009. — 321с.

Учебная работа. Изменения в развитии организации при принятии управленческих решений