Учебная работа. Инновационная деятельность и процесс

инновационная деятельность и процесс

ВВЕДЕНИЕ

Инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт; реализуемый на Рынок в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инноваций меняется структура экономики. Ведь инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих.

Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности и, понимая это, органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток принятием региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие термины трактуются однозначно.

1. ИННОВАЦИЯ

Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;

внедрение продукции с новыми свойствами;

использование нового сырья;

изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

появление новых рынков сбыта.

Он доказывал, что центральной фигурой в экономике становится новатор-предприниматель. По Й Шумпетеру, инновация — это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Функции инноваций отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Первая функция инноваций как социальной категории состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства;

Вторая функция инноваций — повышение качества производственных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни;

Третья функции инноваций состоит в том, что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением

И, наконец, в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека — реализация его интеллектуальны способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста. /2/

1.1 инновационная деятельность

В проекте Федерального закона от 23 декабря 1999г. «об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» предлагается формулировка: «инновационная деятельность — выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического прогресса».

К инновационной деятель предлагается относить следующие виды деятельности:

выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического прогресса, предназначенных для практического применения;

технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрения нового или усовершенствованного технологического процесса;

осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;

выпуск новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса до достижения окупаемости затрат;

деятельность по продвижению на рынки новой продукции;

создание и развитие инновационной инфраструктуры;

подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;

передача либо приобретение прав на объекты промышленной собственности или конфиденциальную научно-техническую информацию;

экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического прогресса;

организация финансирования инновационной деятельности.

Продуктами инновационной деятельности являются:

инновационные проекты, определяющие технологию и результаты освоения конкретных инноваций;

освоенные в производстве технологические процессы, обеспечивающие социально-экономический и экологический эффект при реализации конечной продукции;

принципиально новые, новые улучшенные продукты, являющиеся результатом научно-технических достижений.

Создание благоприятной правовой среды в отношении инновационной деятельности предусматривает совершенствование законодательства по следующим направлениям:

охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;

создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;

расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятель;

разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в Производство новых технологий;

создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов;

создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

1.2 Инновационный процесс

Инновация может рассматриваться как в статике, так и в динамике. Если в статике нововведение — конечный результат коммерциализации новшеств, то в динамике — это сложный процесс создания, освоения и распространения нововведений.

В общем плане инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т.е. процесс, направленный на разработку, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятель, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Инновационный процесс — постоянно меняющаяся комбинация различных видов творческого труда, объединяемых особой организацией и управлением и имеющих единую целевую направленность на получение нововведений с совокупностью функций. Таким образом, в качестве основных факторов его динамики можно рассматривать прежде всего: элементы труда, его мотивацию, ресурсную оснащенность, организацию и управление, конкуренцию, условия окружающей среды. Это совокупность объективных факторов, наряду с которыми действует и группа субъективных факторов: стратегия, политика, риск и т.д.

В зависимости от целей анализа и основных классификационных признаков всю совокупность факторов можно разделить на: внешние и внутренние, основные и дополняющие, объективные и субъективные, рыночные и нерыночные, макроэкономические и микроэкономические и т.д.

В совокупности факторов инновационной активности действуют и такие, которые тормозят инновационные процессы. Их называют «инновационными барьерами». Их анализ позволяет выделить пять главных отрицательных факторов:

технические;

квалификационные;

социально-обусловленные;

регуляционные;

экономические.

Если сопоставить нормативные правовые акты действующего законодательства, в той или иной мере предназначенные для регулирования отношений, связанных с инновационной деятельностью, то из их числа можно сгруппировать несколько блоков правовых источников в зависимости от их формы и целевой направленности. Так, следует выделить законодательные акты с нормами, призванными регулировать в качестве объекта интеллектуальную собственность, научно-техническую деятельность и отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов — объектов промышленной собственности. С учетом вышеуказанного следует подчеркнуть, что правовой базой инновационных процессов в России на сегодняшний день является законода об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии со ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ инновационной ДЕЯТЕЛЬСНОТИ В РОССИИ И ЕЕ КОЛЛИЗИИ

Объем правовых исследований, относящихся к проблематике инновационных отношений, весьма незначителен. В чем причина того, что законодательная деятельность по вопросам инноваций сегодня оказалась не подкреплена необходимыми научными исследованиями в области права? Ответ на поставленный вопрос позволит понять, почему инновационное законодательство развивается медленно и непоследовательно, без четкой концепции, без определения предмета и методов правового регулирования, а также круга регулируемых отношений, таких как проект закона «Об инновационной деятельности в РФ».

Задача экономической науки в области теории инновации состоит в формировании системы знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Вклад юриспруденции в эту область должен состоять в осмыслении с позиций правоведения отношений в сфере инновационной деятельности, выработке научно обоснованных рекомендаций в адрес законодателя о формах и методах правового регулирования этих отношений.

Современное законода России состоит из сотни тысяч нормативно-правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами под влиянием тех или иных общественных настроений, в ответ на настоятельные требования развивающейся экономики. В такой ситуации рано или поздно возникает острая Потребность в упорядочении действующей правовой системы, обработке законов, сведении их в единое целое. Одним из способов решения таких проблем является систематизация законодательства, которая предоставляет специалисту возможность оперативно находить и точно истолковать необходимые нормы права, а законодателю, в частности, — стать основой для выработки единой правовой концепции, правового механизма, регулирующего инновационную деятельность. /5/

Важную роль в правовом регулировании инновационной деятельности должны играть принципы государственной политики в сфере науки и новаций:

. свобода научного и научно-технического творчества;

. Правовая охрана интеллектуальной собственности;

. Поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

. Стимулирование деловой и научной активности;

. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики страны;

. Развитие международного сотрудничества.

ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются около двух тысяч нормативных актов. Боле 1800 правовых актов федерального уровня сегодня содержат инновационную тематику. Такое количество нормативных документов, упоминающих в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», не только затрудняет изучение, но и делает непростым его применение. В имеющемся массиве законодательных актов зачастую сложно найти нужный документ, а тем более изучить его во взаимосвязи с другими нормами права, выявить и установить взаимозависимость различных разделов права. Только систематизация законодательства, подготовленная специалистами в области права, способна облегчить знакомство с законами, упорядочить их, сократить время для их изучения.

В настоящее время состояние правового регулирования инновационных отношений в целом характеризуется бессистемностью и отсутствием единого комплексного похода. Поэтому сегодня законодательная деятельность должна состоять не только в принятии очередных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности. только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

В большинстве государств, в т.ч. федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятель человека, производителей и создателей интеллектуального продукта. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения его утечки за рубеж и эффективного использования для решения зада социально-экономического развития.

Специальную законодательную базу об инновациях можно сгруппировать так:

Правовые акты, определяющие целевые установки государственной политики (концепции, программы, доктрины). Документы этой группы являются декларативными актами;

Указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности;

Распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

законы, регулирующие статус инновационно-активных зон;

Региональное законода об инновациях.

Анализ инновационного законодательства свидетельствует об отсутствии единой согласованной государственной политики в области инновационного развития экономики страны, а следовательно, и системности в ее правовом регулировании. При этом можно отметить, что на федеральном уровне отсутствуют:

единая концепция развития инновационной экономики России;

точная инновационная терминология, содействующая единообразному пониманию и применению инновационного законодательства всеми субъектами права.

Сегодня перед законодателем стоят две основные задачи:

упорядочение действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность;

принятие специального закона, регулирующего на федеральном уровне инновационную деятельность в РФ, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. Инкорпорация норм международного права в законодательство россии является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.

При принятии закона, регулирующего инновационную деятельность в РФ, в числе принципиальных позиций должны быть закреплены нормы права:

о принципах, предмете, субъектах правового регулирования инновационных отношений, их правах и обязанностях;

о целях инновационного законодательства и его месте в системе действующего законодательства;

об источниках финансирования, мерах государственной поддержки, основах стимулирования творчества и инновационной активности всех субъектов инновационных правоотношений;

о юридической ответственности всех субъектов гражданских правоотношений за нарушение исключительных прав.

На региональном уровне необходимо предпринять комплекс действий, которые будут способствовать инновационному развитию региона:

. Создание системы регионального законодательства в области инновационных отношений в пределах компетенции субъекта Федерации. Для этого необходимо исследовать специфику региона, определить основные научно-технические и производственные направления его развития, обозначить компетенцию полномочных органов и источники финансирования;

. Разработка целевых программ в сфере развития инновационной деятельности с указанием возможных исполнителей, определяемых на конкурсной основе, ответственных должностных лиц и финансовых ресурсов;

. Организация эффективной системы взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов, представителей учреждений науки и высшего образования, общественных организаций (союзов) и представителей бизнеса.

Правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает также наличие эффективного юридического механизма, оформляющего отношения его субъектов не только с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), но и с органами власти, в компетенцию которых входят действия в отношении субъектов инновационного предпринимательства — по разрешению, содействию, ресурсообеспечению, контролю.

В настоящее время правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на международном уровне, на уровне РФ и частично на уровне субъектов РФ. Несмотря на принятие многочисленных нормативных актов разного уровня, законодательная база РФ в инновационной сфере требует существенных изменений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, вся совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения и обеспечивающих эффективное экономическое поведение его участников, образует правовую среду инновационного предпринимательства.

Опираясь на имеющиеся достижения юридической науки о системе права и законодательства, инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, так как оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов. Большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей — главным образом права гражданского.

Отсутствие базового законодательного акта, который бы закреплял понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.

Поэтому оптимальным местом для кодификации общих положений и принципов инновационных отношений является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) — естественный центр кодификации всех норм гражданского права, а специальным актом должен стать Федеральный закон

список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

инновация барьер кодекс Право

1.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учеб. Пособие. М.: бизнес-школа, 1998.

.Управление инновационными проектами: учеб. Пособие / под ред.проф. В.Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2007.

.Федеральный законоб инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» М., 1999 (с дополнениями и обновлениями).

.инновационная политика / под. ред. проф. В.И. Дуженкова. М., 2000.

.Волынкина М.В. Инновационное законода России. М., 2005.

.Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятель: проблемы теории. М.: Аспект Пресс. 2007. С. 55.

.Гончаренко Л.П. инновационная политика: учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. — М.: КНОРУС, 2011. — 350 с.

Учебная работа. Инновационная деятельность и процесс