Учебная работа. Делопроизводство в государственном управлении

Делопроизводство в государственном управлении

Содержание

Введение

. Значение делопроизводства в государственном управлении

. Система государственного регулирования делопроизводства

Заключение

список использованной литературы

Введение

Делопроизводство является одним из обязательных компонентов управленческой деятельности как в системе государственных органов, так и в системе организаций, занимающихся некоммерческой и общественно-политической Деятельностью. Важная роль делопроизводственной деятельности заключается в ее содержании — документационном обеспечении любых процессов управления. В ходе документационной деятельности возникают различные документы, фиксируются события, факты, явления, т.е. находит отображение различного рода информация. Таким образом, информация — это ключевое понятие в любом документе управленческого характера. Посредством информации, зафиксированной в документе, осуществляется управление.

Знание о делопроизводственной деятель в различных сферах управления накапливались давно. На Руси делопроизводство известно со времен существования государевых приказов (XVI-XVII в.в.). Организация приказного делопроизводства имела особую основу — традицию, которая сформировалась на Руси под влиянием средневекового письма на свитках (столбцах). Большая часть вопросов организации делопроизводства в низовых структурах государственных органов управления сохранялась в форме традиции вплоть до конца XVIII в. Но уже с XVII в. временем все более совершенствовались.

Современное делопроизводство полностью основано на системе правил, норм, стандартов и нормативов, которые и представляют систему государственного регулирования делопроизводства. особую роль эта система законодательных и нормативно-методических документов приобретает с распространением автоматизированных систем делопроизводства.

1.

Делопроизводство, как отрасль знания, известно на Руси с XVIII в. — административной реформы Петра I по созданию колежского делопроизводства. В тот период закладывались основы государственного централизованного установления основных правил работы с документами. Современное делопроизводство получило наиболее стремительное развитие в ХХ веке с развитием технических средств коммуникации и компьютерной техники. Многие стандартные документационные операции в ХХ веке приобрели новое содержание и расширили сферу документационной деятель. С развитием компьютерных технологий делопроизводство становится доступным любому пользователю, включая работу с самыми разными видами документов и создание электронных архивов индивидуального пользования.

Эти тенденции отразились в применении для области знания о документационных операциях в процессе управления организацией, учреждением нового названия — документационное обеспечение управления. По существу старое и новое названия тождественны, и равно применяются в законодательных актах, регулирующих вопросы делопроизводства.

Современное делопроизводство (документационное обеспечение управления) является отраслью знания, в которой следует выделять объект, предмет изучения, ключевые понятия, а так же принципы.

объект изучения в делопроизводстве, исходя из существующих подходов в литературных источниках и документах нормативного характера, следует разделять на общий и конкретный объекты.

Общим объектом являются процессы и работы по обеспечению документирования социально значимой информации. В этом случае документирование информации, обладающей социальным значением, подразумевает самый широкий (общий) спектр внимания: документирование деятельности государственных органов власти, управления и их структур; деятельности институтов общества и его учреждений, объединений; деятель юридических и физических лиц; а также деятельности, жизни, творчества человека и гражданина.

Конкретный объект — это деятельность делопроизводственных подразделений по обеспечению процесса управления, и включает в себя изучение, нормирование и совершенствование документационных и организационных операций данных организационных структур.

Документационные операции представляют собой деятельность по документированию процессов управления и организацию работы с документами.

Организационные операции в наиболее общем виде представляют собой деятельность делопроизводственных служб по обеспечению рациональной и продуктивной работы руководителя.

Предметом изучения в делопроизводстве является:

процессы стандартизации и унификации делопроизводства;

нормирование операций делопроизводства;

состояние методического обеспечения делопроизводства;

сокращение объема документопотоков и потерь времени при документообороте;

совершенствование структуры служб делопроизводства и их функций;

организацию рабочих мест и условий труда;

механизацию и автоматизацию делопроизводства.

Изучение современного делопроизводства и путей его оптимизации позволяет существенно повысить эффективность управления как деятель, направленной на упорядочение и развитие социальных организационных систем. Создание некоторых общих правил работы с документами управления, контроль за их движением и хранением, информационная работа с документами, другие компоненты делопроизводства создают надлежащие условия для управленческой деятель. Поэтому принято относить делопроизводство (документационное обеспечение управления) к числу вспомогательных, обеспечивающих функций управления.

Для освоения знаниями по делопроизводству необходимо усвоить его принципы, под которыми понимаются исходные правила. Актуальность принципов делопроизводства, как и любой иной области знания, возникает только в случае, если они в качестве исходных правил отражены в законодательных и нормативных актах. К числу основных принципов следует отнести:

Принцип унификации — приведение какого-либо объекта к единой форме, системе, единообразию. На основе унификации в современном делопроизводстве создаются системы организационно-распорядительных документов, т.е. единые для министерств и ведомств, их структурных подразделений признаки документов, образующих системы дел текущего делопроизводства. Так же на основе этого принципа принимаются для служб ДОУ единые правила выполнения документационных операций — Типовая инструкция по делопроизводству.

Принцип стандартизации — установление и применение стандарта как эталона, образца, модели, которые принимаются за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. стандарт как нормативно-методический документ — это комплекс ном, правил, требований к объекту стандартизации, утверждаемый компетентным органом. В российской Федерации стандарты (ГОСТы) утверждаются Государственным комитетом по стандартизации.

между стандартизацией и унификацией не существует тождества, хотя оба процесса связаны неразрывно. Процесс унификация выражается в создании наиболее общей универсальной модели, применяемой к ряду объектов с некоторыми типовыми признаками. Процесс стандартизации как бы наполняет эту общую модель однотипными компонентами. стандарт — это высшая степень унификации, выраженная в обязательной правовой форме.

Для организации делопроизводства по некоторым общим правилам необходима единая терминология. Большая часть терминов (категорий) делопроизводства сформировалась в процессе развития этого вида деятельности, некоторая часть приобрела значение с развитием компьютерной техники.

Делопроизводство — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Делопроизводство принято разделять на общее и специальное. Общее делопроизводство осуществляет операции с управленческой документацией (распорядительной, бухгалтерской, кадровой и прочей) на основе единой системы законодательных и нормативно-методических актов. специальное делопроизводство предназначено для документов, порядок работы с которыми регулируется отдельными (специальными) законодательными актами: уголовное и гражданское делопроизводство, производство по протоколам об административных правонарушениях, судопроизводство и некоторые другие.

Документирование — запись информации на различных носителях по установленной форме. Таким образом, документирование предполагает некоторую форму, модель предоставления информации, хотя сам процесс документирования может выражаться в фиксации информации на каком-либо носителе — бумаге, перфоленте, оптической, магнитной и прочих разновидностях записи.

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. По отношению к понятию информация главным является ее фиксация, а способ (графика, печатный текст, магнитная запись и прочее) имеет второстепенное Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и прочее). Формирование и использование информационных ресурсов является сферой государственного регулирования в российской Федерации.

Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Для документа важна форма представления информации, эту форму обеспечивают ряд реквизитов, совокупность которых на документе позволяет относить информацию к документам определенного вида и назначения, т.е. идентифицировать информацию.

Реквизит документа — обязательный элемент оформления официального документа. В россии история появления и закрепления на документах их реквизитов имеет богатую традицию, часть реквизитов документов полностью потеряли значение (например: скрепа, помета), другая часть на протяжении веков сохранили документов, каждый имеет строго определенное место на документе, но только часть является обязательными, придающими документу юридическую силу.

Официальный документ — документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке. Из определения следует, что понятие документ может иметь самую широкую область применения (в редакторе Word каждый текстовый файл — документ), официальным документ становится только после его полного оформления и удостоверения — заполнения необходимых реквизитов.

Юридическая сила документа — свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Таким образом, официальный документ не тождественно его юридической силе, только юридическая сила документа способна передавать распорядительное начало. Официальный документ получает юридическую силу при наличии трех обязательных компонентов: 1.соответствует действующему законодательству; 2.издан уполномоченным органом или должностным лицом; 3.оформление соответствует документу конкретного вида.

Для деятельности любого министерства, ведомства, учреждения, предприятия необходимы документы различных видов — положения, уставы, инструкции, договоры, приказы, распоряжения, акты и прочее. каждый вид документа имеет собственное предназначение и несет в себе определенную разновидность управленческой информации. Циркуляция управленческой информации образует документооборот. Обеспечение контроля за документооборотом вплоть до передачи исполненных документов в архив — это одна из задач служб документационного обеспечения управления (делопроизводства).

Служба документационного обеспечения управления (служба ДОУ) — структурное подразделение министерства, ведомства, предприятия, организации, осуществляющая единую систему делопроизводства. Под службами ДОУ подразумеваются известные структурные подразделения учреждений — канцелярии, секретариаты. В структуре министерств службы ДОУ носят название Общий отдел, Управление делами. Независимо от названия каждая служба ДОУ выполняет схожие правила организации документооборота, т.е. осуществляют единую систему делопроизводства.

Архивный документ — документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий Ценность для собственника. В определении имеется в виду любой документ на материальном носителе, который может сохраняться как в государственном архиве, так и в личном.

Следует иметь в виду, что деятельность архивов регулируется отдельной от общего делопроизводства системой законодательных, нормативных и методических актов. Архивные службы в учреждениях — это так же самостоятельные структурные подразделения, только в небольших по штатной численности организациях работники служб ДОУ (например, секретарь) может совмещать обязанности по работе с архивом учреждения.

. Система государственного регулирования делопроизводства

государственный управление делопроизводство стандартизация

В российской Федерации сформировалась к настоящему времени система законодательных актов, которая регулирует осуществление документационных операций в структуре министерств, ведомств, учреждений, предприятий и организаций независимо от формы собственности последних. Особенностью этой системы является то, что в российской Федерации сохранялась определенная преемственность системы правового регулирования делопроизводства, сложившаяся в период существования СССР.

Большая часть вопросов в настоящее время регулируется российским законодательством, однако, документирование настолько многогранно, что отдельные аспекты этой деятельности, преимущественно в части порядка исполнения законов, продолжает регулироваться нормативными актами, созданными в период существования Единой государственной системы документационного обеспечения управления в СССР (ЕГСДОУ). В 80-е годы в СССР была разработана ЕГСДОУ как система нормативно-методических требований по делопроизводству в системе централизованных органов управления. С 1991г. ЕГСДОУ названа Государственной системой документационного обеспечения управления (ГСДОУ), однако в настоящее время готовится ее новая редакция, отвечающая требованиям российского законодательства и современным автоматизированным технологиям делопроизводства.

В системе законодательных актов РФ, регулирующих документационное обеспечение управления, следует разделять предмет регулирования Федерального конституционного законодательства, Федеральных законов, законов российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации. рассмотрим отдельные законы.

Конституция Российской Федерации содержит наиболее принципиальные юридические нормы, имеющие непосредственное отношение к документационной деятель. Наиболее важные из них:

Глава 1 (основы конституционного строя) устанавливает принцип разделения власти (ст.10); систему органов государственной власти (ст.11); самостоятельность органов местного самоуправления (ст.12); а так же обязательность опубликования законов российской Федерации (ст.15).

Глава 2 (Права и свободы человека и гражданина) устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (с.24); Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29); Право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

Глава 3 (Федеративное устройство) объявляет государственным языком в Российской Федерации русский язык и право субъектов федерации устанавливать собственные государственные языки (ст.68); порядок использования государственных символов Российской Федерации (ст.70); предмет ведения российской Федерации, в частности стандарты, официальная статистика и бухгалтерский учет (ст.71); компетенцию законодательства Федерации и субъектов, входящих в состав Федерации (ст.ст. 76, 77).

Глава 4 (Президент российской Федерации) устанавливает виды документов, которые издает Президент россии — указы и распоряжения (ст.90).

Глава 5 (Федеральное Собрание) устанавливает состав документов, которые издают палаты Федерального собрания — федеральные законы (ст.105) и постановления (ст.ст. 102, 103).

Глава 6 (Правительство российской Федерации) устанавливает состав документов, которые издает Правительство — постановления и распоряжения (ст.115).

Глава 7 (Местное самоуправление) объявляет самостоятельность решений органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ст.130) и способы осуществления местного самоуправления — референдум, выборы, прямое волеизъявление (ст.133).

В целом статьи Конституции российской Федерации устанавливают около 30-ти наименований видов документов, которые могут применяться в системе высших органов государственной власти и управления.

Федеральный закон «об информации, информатизации и защите информации» устанавливает порядок документирования информации, право собственности на отдельные документы и массивы документов, категорию информации по уровню доступа к ней, порядок правовой защиты информации (ст.4); для граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений вводится обязательность предоставления документированной информации органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов (ст.8); и прочие нормы.

Закон «О стандартизации» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а так же предприятий и предпринимателей. Закон не регулирует только отношения, связанные с государственными образовательными стандартами (ст.2). Государственное управление стандартизацией осуществляет Госстандарт России (ст.4). Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое должна быть доступной для пользователей (ст.10). кроме государственных стандартов закон устанавливает применение стандартов отраслей, предприятий, обществ и объединений (ст.8). государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов предусматривает применение мер ответственности за нарушение закона — уголовную, административную, либо гражданско-правовую ответственность (ст.14).

Закон «О языках народов российской Федерации» (в редакции от 24.07.98г.) устанавливает обязательность ведения делопроизводства на территории Российской Федерации на русском языке.

основы законодательства РФ «Об архивном фонде российской Федерации и архивах» устанавливают, что в состав архивного фонда РФ входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности (ст.5). Архивные фонды включают в себя государственную и негосударственную части (ст.6). Центральным органом в области архивного дела является Государственная архивная служба россии (Росархив), ее органы и учреждения (ст.11).

В Положении «О федеральной архивной службе россии» (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.12.98г. №1562) к числу главных задач Росархива отнесены: развитие и совершенствование делопроизводства, в том числе государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации; межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд норм в отношении документирования деятель юридических лиц. В частности, требования к содержанию Устава и Учредительного договора юридического лица (ст.52); и другие нормы.

Федеральный законроссийской Федерации» устанавливает порядок документирования прохождения государственной службы, в том числе оформление трудового договора и ведение Личного дела государственного служащего.

Федеральный законпутем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций; на все хозяйственные операции оформляются оправдательные документы — первичные учетные документы.

последние три законодательных акта устанавливают требования к документированию в конкретной сфере деятельности. Следует отметить, что документирование отдельных видов деятель регламентируется чрезвычайно широким перечнем законодательных актов. К их числу следует отнести:

Уголовно-процессуальный Кодекс содержит требования к осуществлению производства по материалам (документам) о преступлениях, уголовным делам — документирование в специальном делопроизводстве;

Кодекс об административных правонарушениях содержит требования к осуществлению производства по материалам (документам) о правонарушениях и относится так же к специальному делопроизводству;

законпределах Российской Федерации» содержит требования к осуществлению регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства — область специального делопроизводства;

законправа и свободы граждан» устанавливает перечень обращений (виды документов — предложение, заявление, жалоба), требования к их обязательному приему, регистрации и рассмотрению — специальное делопроизводство;

закондеятель Госстандарта — сертификации, т.е. выдаче документа, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям — специальное делопроизводство;

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» содержит требования, предъявляемые к регистрации эмблем предприятий, помещаемых на бланке документа.

Здесь приведена только часть законодательных актов, устанавливающих требования к организации делопроизводства в различных сфер человеческой деятельности, отраслевого хозяйствования, осуществления государственного регулирования, контроля и надзора. Область компетенции федерального законодательства установлена Конституцией и для делопроизводства это достаточно широкий круг вопросов документационной деятельности.

Документационное обеспечение управления регламентируется, кроме федерального законодательства, так же законами субъектов федерации по соответствующим предметам ведения. Возникающая таким образом система законодательного регулирования устанавливает в документационной деятель исключительную компетенцию законодательного регулирования. Эта область компетенции имеет свои границы и оставляет достаточно широкую область государственного регулирования делопроизводства посредством подзаконных правовых актов.

Область действия последних в основном так же определена Конституцией российской Федерации — это предмет ведения Президента российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов федерации. Значительная часть вопросов организации документационной деятельности входит в компетенцию центральных органов исполнительной власти, система которых закреплена в Указе Президента РФ от 30.09.92г. №1147 «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти». В число этих органов входят: министерства РФ; государственные комитеты РФ; комитеты РФ; федеральные службы; российские агентства; федеральная инспекция — они так же издают ведомственные подзаконные акты.

Для характеристики этой группы актов выделим часть нормативно-методических документов из области компетенции различных субъектов правового регулирования:

Указ Президента РФ от 17.03.94г. №552 «Положение об архивном фонде Российской Федерации» устанавливает цели деятель, компетенцию, правовое регулирование, осуществление управления, финансирования и некоторые другие вопросы.

Указ Президента РФ от 15.04.98г. №377 «Положение об Управлении информационного и документационного обеспечения Президента российской Федерации» устанавливает подчиненность Управления в структуре Администрации Президента РФ, основные функции, задачи, права, обеспечение деятельности и компетенцию руководства.

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 03.03.93г. №191 «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» устанавливает общие правила организации хранения документов текущего делопроизводства в системе государственных органов управления.

Постановление Правительства РФ от 27.12.95г. №1268 «об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» является нормативным документом в части оборота в делопроизводства гербовых бланков, а также гербовых печатей в системе министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Постановление Правительства РФ от 28.12.98г. №1562 «Положение о федеральной архивной службе россии» устанавливает полное наименование, подчиненность, правовое регулирование, основные функции, задачи, права и руководство Росархивом.

Перечисленные документы изданы высшими органами государственной власти Российской Федерации и имеют особую роль в осуществлении единой системы делопроизводства. В частности, государственный архивный фонд является компетенцией Президента РФ, а деятельность исполнительного органа — федеральной архивной службы, — это компетенция Правительства РФ. В этих документах реализуется разделение предмета ведения субъектов государственной власти, установленное Конституцией РФ.

Той же задаче — обеспечению единой системы делопроизводства, — служит целый ряд документов нормативно-методического характера, издаваемых Госстандартом. В том числе:

ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. термины и определения. Устанавливает большой ряд категорий для документационной деятель, их область применения и содержание — реквизит документа, официальный документ, юридическая сила документа и прочие.

ГОСТ 9327-60 Бумага. Потребительские форматы. стандарт вводит обязательные для управленческой документации форматы бумаги, которые соответствуют форматам принятым международной организацией по стандартизации (ISO).

ГОСТ Р 6.30-97 УСД. Система организационно-распорядительной документации (так называемый ГОСТ на УСОРД) установил единые правила составления организационный и распорядительных документов управления и их оформления. В основу стандарта положен принцип общей модели построения всех документов системы. В частности, ГОСТ на УСОРД определяет максимальный состав реквизитов для управленческой документации, каждому реквизиту отводит строго определенное место и необходимую площадь на стандартном листе бумаги. стандарт распространяется на управленческую документацию органов государственной власти, управления, а так же предприятий, организаций независимо от их организационно-правовой формы.

ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники» устанавливает требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники.

ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации (так называемый ОКУД) охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве. Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, ведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) РФ — разработчиками унифицированных систем документации. С помощью ОКУД решается целый ряд задач, в том числе сокращение количества применяемых форм документов, исключение из обращения неунифицированных форм, исключение дублирования информации и т.д. Практически ОКУД является номенклатурным перечнем (без форм) документов с кодовым обозначением каждого по всем унифицированным системам документации в табличной форме, в т.ч.: унифицированная система организационно-распорядительной документации; унифицированная система первичной учетной документации; унифицированная система расчетно-денежной документации, унифицированная система отчетно-статистической документации и прочие системы.

В числе центральных органов исполнительной власти, издающих нормативно-методические документы для осуществления документационного обеспечения управления, необходимо так же назвать акты Министерства труда:

Постановление Минтруда РФ от 25.11.94г. №72 «Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления»;

Постановление Минтруда РФ от 10.09.93г. №152 «Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления» и некоторые другие.

Кроме государственных стандартов и нормативов существует система нормативно-методических документов, предназначенных для документационной деятельности в конкретной отрасли, на предприятии, в научно-технических и инженерных обществах и прочее.

Ведомственные нормативно-методические акты в сфере осуществления документационных операций играют весьма важную роль, т.к. с учетом специфики ведомственного делопроизводства проводят его единую систему в низовых структурах управления, непосредственно на рабочих местах в ведомственных учреждениях, организациях. специфика деятельности отдельных министерств и ведомств создает чрезвычайно своеобразную организацию делопроизводства, в которой самым тесным образом сочетаются требования законов, нормативных актов органов федеральной власти и ведомственных нормативно-методических актов.

таким образом, ведомственное регулирование документационной деятельности представляет наибольшую по объему составляющую нормативно-методических актов, регулирующих документационное обеспечение управления. Эта составляющая государственного регулирования делопроизводства является продолжением его единой системы и строится на общих принципах стандартизации и унификации, строгого соответствия законодательству Российской Федерации.

Заключение

Государственное регулирование организации делопроизводства приобретает важную роль в системе современного законодательства российской Федерации. Информация по вопросам организации деятель и управления государственных и рыночных структур должна находить отражение в документах, и эти документы должны оформляться, утверждаться, циркулировать и храниться по некоторым общим правилам. Только эти вопросы являются предметом государственного регулирования в делопроизводстве.

Чрезвычайно важное место в системе государственных законодательных актов имеют акты ведомственного регулирования делопроизводства. С их помощью находит выражение специфика управленческой деятельности в структуре органов управления. Тем не менее, на местах, в низовых организациях, и их отделах должны действовать единые правила работы с документами. Таким образом осуществляется взаимосвязь ведомственных актов и федерального законодательства по вопросам документационной деятельности.

Список использованной литературы

Конститу Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации от 07.07.1993г. №5341-1 «об архивном фонде Российской Федерации и архивах».

законгосударственной тайне»

Федеральный закон от 20.02.95г. №24-ФЗ «об информации, информатизации и защите информации».

Указ Президента российской Федерации от 30.11.95г. №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Распоряжение Правительства российской Федерации от 24.06.1992г. №1118-р. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации.

Приказ МВД россии №150-99г. «Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД россии».

Учебная работа. Делопроизводство в государственном управлении