Учебная работа. Антикризисное регулирование экономики
Антикризисное регулирование экономики
Аннотация
Тема курсовой работы: «Антикризисное регулирование экономики».
Работа структурно состоит из введения, трех частей, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой части работы представлены теоретические и практические подходы, раскрыты основные методы и понятия экономического кризиса.
Во второй части проведен анализ показателей, характеризующих текущее состояние антикризисной политики России
В третьей части разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию развития российской экономики в 2015 г.
Ключевые слова: государственный сектор экономики, антикризисное регулирование экономики, экономический кризис, развитие экономики и социальной стабильности, антикризисное управление, финансовый анализ и диагностика банкротств, стратегическое управление, диверсификация экономики.
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты экономических кризисов
1.1 сущность экономического кризиса и его виды
1.2 Особенности и причины экономических кризисов
2. Анализ антикризисной политики россии
2.1 Особенности кризиса России на современном этапе
2.2 Меры государства по антикризисному регулированию экономики
3. Перспективы развития российской экономики в 2015 году
Заключение
список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно, поэтому нынешний этап развития экономики — это этап преодоления экономического кризиса, который назревал и углублялся в течение ряда предшествующих десятилетий. В целом же экономический кризис — это новое состояние экономики России, так как, по мнению многих советских экономистов <#"justify">1.Теоретические аспекты экономических кризисов
1.1Сущность экономического кризиса и его виды
анализ эволюции экономических теорий показал, что явления кризисов, не только рано начали преследовать экономику и общество, но и происходили с завидной регулярностью. Этот факт был с самого начала отмечено в теориях, но при этом совершенно не проливал свет на их природу.
более того, кризис как явление самостоятельное практически не рассматривался. Он представлялся лишь как завершающая стадия экономического цикла, в свою очередь определяемого в виде волнообразного колебания экономической активности.
В результате, в основе цикла оказывался вопрос деловой активности, денег или какой-либо иной финансовой субстанции, позволяющей развиваться экономическому процессу. Это развитие шло до тех пор, пока под грузом накопленных проблем и ошибок, не возникал коллапс, после чего все «обнулялось» и процесс начинался заново.
Данный подход, тем более проверенный сотнями экономистов <#"justify">4) промежуточный кризис прерывает в определенный момент фазу оживление или подъема, локален, неглубок. [3]
Согласно теории регуляции, кризисы делят на:
) Кризис — результат «внешнего шока». Экономическое развитие страны заблокировано нехваткой ресурсов вследствие катастроф в экономике или в природе.
) Кризис способа производства. Важные закономерности, являющиеся основой организации производства и распределения стоимости, становятся нежизнеспособными. В режиме накопления обостряются противоречия.
) Кризис системы регуляции. Механизмы системы регуляции отказывают и не могут повлиять на негативные конъюнктурные процессы. Режим накопление вполне жизнеспособен.
) Структурный кризис проявляется в появлении противоречий в структуре долгосрочного производства.
) Циклический кризис — особая фаза устранения неравновесия и напряжения, которые скопились во время подъема в социальных процессах и механизмах экономики.
1.2особенности и причины экономических кризисов
Современное общество старается всеми силами улучшить уровень и условия своей жизни. Этого удается достигнуть с помощью стабильного экономического роста не только за счет одного государства, но и каждой из мировых стран. История свидетельствует о том, что каждый из периодов процветания заканчивается временной экономической нестабильностью. Перетекающие состояния экономики многие мировые умы отмечают 2 состояния, в которые перетекает экономика каждой страны время от времени. Равновесие. Оно характеризуется сбалансированностью общественного производства и общественного потребления. На рынке эти два понятия известны как Спрос и предложение. Процесс экономического роста характеризуется визуальным движением по прямой. Простыми словами можно сказать, что выпуск продукции увеличивается в объеме пропорционально увеличению производственных факторов. Неравновесие. Это своеобразный кризис перепроизводства в общественном масштабе. Нормальные связи нарушаются, следовательно, как и пропорции в экономике.
Глобальной предпосылкой к появлению мирового кризиса можно назвать противоречие между трудом непроизводственного типа и самим производством либо между производством и потреблением, между системой и окружающим миром.
При дисбалансе производственных и непроизводственных сил нарушаются товарно-денежные отношения. При взаимодействии системы и внешней среды, в случае возникновения катаклизмов, которые невозможно контролировать, происходит сбой в системе функционирования общества. причины экономических кризисов эксперты ассоциируют с углублением и развитием кооперации, специализации, что усугубляет разногласия между управлением и производством. Даже медленный переход от товарного производства к кооперации и мануфактуре уже подталкивает проявление локальных кризисов. В большинстве ситуаций кризисы локального характера решаются за счет внутренних резервов системы с самостоятельной структурой регуляции. Причины, которые приводят к экономическим кризисам, оказывают большое влияние на формирование спроса на валюту, накладывают отпечаток на индексы, которые активно используются для анализа торгов.
Мировая Экономика время от времени сталкивается с дисбалансом. Явление имеет место каждые 8-12 лет. Это проявляется в широком спектре проблем: сложности с реализацией товаров; острые сбои в экономическом равновесии; сокращение объемов производства; рост безработицы; снижение инвесторской деятель; дислокация сферы кредитования. Все описанные проблемы в комплексе в истории получили название кризис перепроизводства. большую роль в формировании неблагоприятной обстановки в стране играют деньги, но только в том случае, если их рассматривать в качестве средства общения и инструмента для совершения платежей. Из истории видно, что дисбаланс экономики в странах по всему миру начал появляться только после того, как была введена денежно-товарная форма хозяйства в комплексе с капитализмом. именно противоречия этого государственного строя сделали спады в жизни стран просто необходимыми. [7]
Глубинная предпосылка явления — это конфликт между общественным производством и частной капиталистической формой собственности. Условия производства и условия сбыта товаров существенно отличаются за счет прибавочной стоимости. Выпуску больших объемов производства препятствует производительная мощь общественности, а реализации выпущенного товара — пропорциональность сфер деятельности общества, которая определяется непотребностью людей, а их платежеспособностью.
Основное противоречие заключается в том, что мировые производства стали выпускать столько товаров, что мировое общество просто не в состоянии их всех потребить. Роль капитализма в формирование кризиса многие причины экономических кризисов связывают непосредственно с капитализмом, так как его основная природа основана на безграничном расширении производства. Нацеленность на систематическое обогащения стимулирует постоянный выпуск все новых и новых товаров. Происходит модернизация техники и внедрение новых технологий во все отрасли деятель. Такие активные меры для процветания промышленности просто необходимы компаниям и крупным предприятиям для того, чтобы выдерживать достаточно высокий уровень конкуренции.
Необходимость сокращать Издержки на производстве в активной борьбе с конкурентами заставляет большинство предпринимателей жестко ограничивать рост заработных плат. Это приводит к тому, что резкий рост производства намного превосходит расширение личного потребления. Чтобы сгладить конфликт между производством и потребителями, чтобы решить основные вопросы экономики, для обеспечения рынка труда рабочей силой оптимального качества, государства идут на глобальные социальные расходы. Современный кризис можно назвать планомерным последствием кредитной экспансии.
История экономических кризисов показала, что негативные настроения в обществе могут возникать в результате проблем, возникших на территории США. Вполне очевидно, что все экономики мира взаимосвязаны между собой и ключевым звеном выступает именно Америка. Вес ВВП страны в экономике планеты равен более чем 50%. На мировых государств ориентирован именно на Соединенные Штаты Америки. В основе американской экономики лежит сложнейшая финансовая система, которая, к сожалению, и формирует причины мировых экономических кризисов. К слову, в последнее время финансовая система государства стала функционировать в большей степени самостоятельно. При этом основные активы извлекаются не из промышленно-производственных предприятий, а зарабатываются путем махинаций с валютой. [7]
Следовательно, сформировался своеобразный «мыльный валютный пузырь», размер которого во много раз превышает объем продукции, производимой промышленным сектором. Есть эксперты, которые считают, что причины возникновения экономических кризисов не связаны с ипотечным обвалом в Америке. Явление лишь стало толчком, который повлек за собой изменения в развитии экономики.
В соответствии с законами рыночной экономики, спрос рождает предложение. При этом в результате систематического перепроизводства товаров удалось выяснить, что и предложение может порождать Спрос, который будет активно поддерживаться кредитными средствами. Когда банки активно продолжают кредитовать граждан, систематически снижая им процентные ставки и предлагая выгодные условия сотрудничества, средства попадают в руки неплатежеспособных людей. Массовые непогашенные выплаты приводят к тому, что гарантийное обеспечение, в особенности недвижимость, начинает распродаваться. К сожалению, увеличение предложения и сокращение спроса не позволяют банку вернуть свои активы. Под удар попадает строительный сектор, а недостаток ликвидности становится первопричиной кризиса во вполне реальном секторе экономики. Несмотря на объективность кредитования, как предпосылки к формированию кризиса, причины явления весьма противоречивы. Влияние на систематичность появления идентичных факторов в разные временные промежутки происходит по-разному. Более того, для каждой страны свойственны свои индивидуальные особенности развития.
Большая часть специалистов связывает цикличность явления с научно-техническим развитием государств. Активная часть материального капитала стареет в течение 10-12 лет. Это приводит к необходимости ее обновления, что является второстепенным сигналом к оживлению экономической деятель. Роль толчка в развитии государства может сыграть внедрение нового оборудования в производство и появление новых технологий, что напрямую связанно с кредитованием. Это основа всего экономического цикла. По мере течения времени, сроки старения капитала стали сжиматься. В 19 веке период сократился до 10-11 лет, чуть позже до 7-8 лет.
В послевоенное время проявление кризисов разного масштаба стали замечать каждые 4-5 лет. Немного о кризисах в мировых государствах. практически каждая развивающаяся страна сталкивалась с кризисами. Они являются неотъемлемой частью прогресса. Стабильность и дисбаланс в экономике просто неразделимы. До капитализма проблемы возникали в результате недопроизводства, сегодня сложности ассоциируются с перепроизводством.
С первым экономическим кризисом пришлось столкнуться жителям англии еще в далеком 1825 году. Именно в этот период в стране стал господствовать капитализм. Следующими столкнулись с проблемами великобритания и Америка в 1836 году. Уже в 1847 году кризис охватил практически все страны Европы. С самого начала капиталистического рассвета первый глубочайший упадок в мире относят к 1857 году. большие сложности в экономике всего мира можно было наблюдать с 1900 по 1903 гг., а также в 1907 и 1920 годах. одна все это было лишь подготовкой к самому тяжелому периоду в истории мира. Стандартные причины экономического кризиса 1929-1933 годов привели к спаду во всех отраслях мировой экономики. Только на территории США обанкротилось не менее 109 тысяч компаний. Депрессия после спада имела затяжной характер. На этом все не закончилось. Спустя 4 года катаклизмов, после небольшого периода реабилитации, наступил новый упадок, успешно перескочив стадию восстановления. В это время объемы мирового промышленного производства сократились более чем на 11%. В США этот показатель дошел до 21%. количество выпускаемых автомобилей снизилось на 40%. Развитие и обострение проблемы прервала Вторая мировая война, продлившаяся с 1939 по 1945 гг. завершение военных действий ознаменовалось локальным экономическим кризисом, который обрушился не только на Америку, но и на Канаду.
В США промышленное Производство снизилось на 18,2%, Канадское — на 12%. Капиталистические страны сократили производство на 6%. Следующие мировые кризисы не заставили себя долго ждать. Капиталистические страны начали бороться с регрессом в экономике уже в 1953-1954 гг, а также в 1957-1958 гг. один из сложных моментов в развитии человечества историки относят к 1973-1975 гг. Отличительная особенность данного временного промежутка в истории — это высокий уровень инфляции. Были поражены важнейшие отрасли производства. проблемы коснулись энергетической отрасли, сырьевых направлений, валютных систем и сельского хозяйства. [3]
2.Анализ антикризисной политики россии
2.1Особенности кризиса России на современном этапе
Эксперты признают, что нынешний кризис в россии порожден не внешними факторами, а неэффективной экономической политикой. Его главная причина ‒ не санкции, а фиксация российской экономики на нефти и полезных ископаемых. Важно, чтобы импорт замещение и диверсификацию не постигла участь прежних проваленных проектов. В 2014 г. российская экономика столкнулась с серьезным валютно-финансовым кризисом, грозящим перерасти в глубокий экономический кризис. На протяжении всего года происходило снижение темпов роста ВВП, а к его концу этот показатель, впервые с 2009 г., перешел в область отрицательных значений. рубль потерял 70% своей стоимости. Более сильное обесценение национальной валюты произошло только на Украине, где идет гражданская война.
Еще вначале 2014 г. большинство прогнозов были вполне оптимистичными. В январе министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что экономика прошла низшую точку в третьем квартале 2013 г., а сейчас «наметились обнадеживающие частое проявление какого-либо заболевания», в частности, в промышленности и сельском хозяйстве. Европейский только в сентябре.
Но самые мрачные прогнозы появились в декабре. 23 декабря агентство «Moodys» спрогнозировало падение российской экономики на 5,5% в 2015 г. и на 3% в 2016 г. теперь это самый негативный прогноз по россии. До той поры таковым был «стрессовый» от ЦБ, согласно которому Экономика может упасть в 2015 г. на 4,8% при цене на нефть 60 долл. за баррель. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина 16 декабря, в «черный вторник», призвала всех учиться жить в новой реальности — со слабым рублем . [11]
Из таблицы 2.1. видно, что в 2014 г. произошло резкое замедление всех значимых экономических показателей. Темпы роста ВВП упали практически до нуля, Инвестиции в основной капитал перешли в отрицательную зону, а доля капиталовложений в экономику сократилась с 22,6% в 2013 г. до 16,7%. однако наиболее показательно выглядела отраслевая структура инвестиций. доля добывающей промышленности, несмотря на падение цен на нефть, не только не сократилась, но возросла с 18,9 до 22,2%, Производство кокса и прочих нефтепродуктов — с 4,4 до 5,3%, операций с недвижимостью — с 9,6 до 10,8%. На этом фоне падал удельный вес машин и оборудования и транспорта. Не удивительно, если учесть, что доля промышленности в ВВП неуклонно снижалась и до этого: с 32,7% в 2005 г. до 30,1 в 2011 г. и до 29% в 2013 г. Модель экономики, где ведущим фактором было основанное на нефти безудержное потребление, обеспечивавшее экономический рост на протяжении почти 15 лет, утратила запас прочности. Она начала давать сбои, причем экономика стала замедляться задолго до падения цен на нефть, конфликта на Украине и западных санкций.
В 2007 г., когда цены на нефть составляли 72 долл. за баррель, Экономика России выросла на 8,5%; в 2012 г., при цене нефти 111 долл. за баррель, экономический рост снизился до 3,4%. В период с 2010 по 2013 г., когда цены на нефть были еще высоки, чистый отток капитала из страны составил 232 млрд долл. — в 20 раз большую сумму, чем в 2004‒2008 гг.
сейчас экономисты спорят, сколько должно пройти времени, прежде чем страна столкнется с экономическим коллапсом. Девальвация рубля, совпадающая с динамикой нефтяных цен, помогает россии смягчить ее бюджетные проблемы. Когда цена на нефть падает, то же самое происходит с рублем; таким образом, в рублевом эквиваленте объем денежной массы, приносимый нефтью, остается приблизительно таким же. Однако покупательная способность этой массы денег снижается. Россия импортирует достаточно большой объем продукции (общий объем импорта, составлявший в 2000 г. 45 млрд долл., к 2013 г. достиг 341 млрд долл.), поэтому девальвированный рубль быстро подтолкнул рост В 2014 г. она составила, по предварительным оценкам, более 10%. Для продуктов питания этот показатель существенно выше. Слабый рубль также делает дороже обслуживание иностранного долга. Суверенный долг России составляет только 57 млрд долл., однако долг корпоративного сектора в десять раз больше. Часть его приходится на государственные корпорации и национальные энергетические компании, что придает ему квазигосударственный статус. [11]
К концу 2015 г. российские корпорации должны будут выплатить 130 млрд долл. своего зарубежного долга. Такая ситуация — результат жесткой монетарной политики Центрального банка и Министерства финансов, которые на протяжении многих лет боролись с инфляцией, используя либеральные рецепты и сжимая денежную массу в обращении, что повышало процентные ставки по кредитам и заставляло российские компании обращаться к зарубежным рынкам капитала, где подобные ставки были на порядок ниже. Это был настоящий кредитный бум. За последние два года долг российских компаний в иностранной валюте вырос на 170 млрд долл. При этом большая часть денег осела в офшорах и лишь незначительная доля была инвестирована в российскую экономику. Этот рост задолженности означал, по словам К. Рогова из Института Гайдара, что россия, вместо того чтобы готовить себя к кризису, готовила кризис для себя. Возобновление экономического роста требует новых капиталовложений и роста конкуренции, для которой, в свою очередь, необходимы инвестиции в создание новых отраслей и производств.
иными словами, необходима диверсификация экономики, толчком к которой может послужить Политика импорт замещения, о чем определенно высказался президент Путин в своем послании Федеральному собранию. И здесь опять сталкиваются противоположные точки зрения. В конце ноября 2014 г. в газете «Ведомости» было опубликовано большое интервью с президентом группы ГАЗ Вадимом Сорокиным. По показателю операционной рентабельности (9%) компания входит в тройку лидеров мирового автопрома. Многие зарубежные конкуренты ГАЗа работают при 5‒6%. однако при этом они могут занимать деньги в Европе под 2% годовых. При заработке в 6% у них 4% остается. «А мы — замечает В. Сорокин, ‒ зарабатывая 8‒9%, можем взять под 14%, а сейчас (после повышения Центральным банком РФ ставки рефинансирования) нам предлагают уже под 17,6%. Это путь в никуда. Если так дальше пойдет, у нас начнется деиндустриализация страны. должна быть правильная, выстроенная промышленная политика». С другой стороны, некоторые экономисты (как правило, либерального толка) вообще предлагают отказаться от диверсификации. [11]
Некто М. Миронов так и озаглавил свою статью: «Вредная диверсификация». Он утверждает, что вложения в инфраструктуру — это тупиковый путь для поднятия экономики. 80% расходов на Олимпиаду в Сочи — это Инвестиции в инфраструктуру. Любое мероприятие, от саммита АТЭС до Универсиады, ‒ это тоже на 70‒80% вложения в инфраструктуру. «Сколково» и «Роснано» ‒ диверсификация в чистом виде.[4] именно инвестирование в инфраструктуру и диверсификацию привело нас, как утверждает автор, к сегодняшнему кризису. Если цена на нефть снизится всерьез и надолго, экономические агенты сами найдут способы, куда вложить труд и капиталы, чтобы это было экономически эффективно. Если правительству и ЦБ удастся удержать доллар в границах 70‒90 руб., то мы уже в следующем году увидим диверсификацию в действии. Креативный класс поедет кататься на лыжах в Сочи, а не в Альпы. [12]
Сельское хозяйство вырастет на 10‒15% без всяких санкций. «АвтоВАЗ» начнет бить рекорды продаж. К этой благостной картине автора остается добавить только (в духе русского классика), что через Керченский пролив в Крым будет построен мост, на котором купцы (вероятно, сами построившие этот мост) станут торговать медовыми пряниками. В начале 2014 г. произошел кризис в международных отношениях, связанный с событиями вокруг Украины.
Ряд западных стран объявили о возможном введении жестких санкций в отношении российской экономики. Это активизировало процесс импортозамещения, в том числе и на уровне государственной политики. В марте Дмитрий Медведев обозначил импортозамещение как один из приоритетов для России. Страна «слишком подсела на импортную иголку», заявил премьер-министр РФ на встрече с представителями инновационных территориальных кластеров. По словам Медведева, потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой спектр товаров.
«Глобальная экономика, глобальные технологии развиваются, но очень многие вещи, которые мы покупаем, мы способны делать сами», ‒ сказал он. Но вот серьезный и уважаемый экономист Владислав Иноземцев в газете «московский комсомолец» опубликовал статью, которую можно назвать в известном смысле программной. В ней автор дает ужасающую и, надо сказать, объективную картину зависимости российской экономики от импорта. Он отмечает, что ввоз товаров из-за рубежа превышает 15% номинального ВВП нашей страны, тогда как во времена СССР он едва достигал 2%. На импортные образцы нефте- и газодобывающего оборудования приходится до 70% всех его новых закупок.
Данные о катастрофической зависимости нашей экономики от импорта приводила и газета «Ведомости».
Отметим лишь, что весь пафос статьи умещается в русле идеологии, которая доминировала последние двадцать лет среди большой части либеральной интеллигенции и заключалась в противодействии активной промышленной политике, как якобы искажающей «правильные» сигналы свободного рынка.
Не вдаваясь в дискуссию о том, существует ли в действительности в XXI в. свободный рынок или это просто уловка для простаков, отметим, что все страны на разных этапах своего экономического развития использовали инструменты промышленной политики для повышения темпов роста, создания новых отраслей и обеспечения своей конкурентоспособности на глобальных рынках. Действительно, импортозамещение потребует серьезных инвестиций и времени для налаживания производства.
Премьер-министр Медведев в середине 2014 г. призвал внести поправки в планы по самообеспечению продукцией сельского хозяйства. существующий план предлагает поддержку отечественного аграрного сектора на период 2013‒2020 гг. в размере 1,5 трлн рублей (42 млрд долл.). Министр сельского хозяйства Николай Федоров в августе 2014 г. заявил, что для достижения уровня самообеспечения продукцией сельского хозяйства в 90% (с нынешних 66%) потребуются инвестиции в размере 16,7 трлн рублей (600 млрд долл.) и 5‒7 лет, а не 12 месяцев, как думают некоторые. Однако главной проблемой, по мнению Ассоциации производителей молочной продукции, остаются высокие процентные ставки, достигающие 8‒10% (против 2‒4% в ЕС и США).
А в конце 2014 г. в целях борьбы с валютными спекуляциями ЦБ поднял ставку рефинансирования до запредельных 17%, что практически останавливает инвестиционный процесс в экономике. Остаются высокими логистические и транспортные издержки. О необходимости активной промышленной политики говорят практически все представители промышленного бизнеса. однако экономический блок правительства упорно продолжает делать акцент на снижении («таргетировании») главного условия активизации частных инвестиций и экономического роста.
При всей важности этой задачи следует заметить, что для развивающихся рынков и стран с формирующейся рыночной экономикой жесткой зависимости экономического роста от низкой высокая инфляция не является тормозом экономического роста.
Во многих странах высокие темпы инфляции нисколько не препятствовали экономическому росту, который оказался более динамичным, чем в России. Повышение ставки и падение рубля в 2014 г. в России оказались ударом даже для тех, кому импортозамещение сулило хорошие перспективы. Производители продовольствия указывают на полное несоответствие происходящего курсу на импортозамещение. компании и предприятия измотаны постоянным удорожанием банковских кредитов. По словам генерального директора компании «Алтан» (производителя макарон), если в начале 2014 г. он брал кредиты под 12,5‒13%, то к декабрю ставки выросли до 15‒15,5%. теперь, когда учетная ставка поднялась до 17%, компании уже боятся и думать, во что им обойдется следующий кредит [6]. Альтернативы импортным поставкам найти пока невозможно: подавляющее большинство производителей продовольствия зависит от зарубежного сырья или оборудования, иногда от того и другого вместе. В самом плачевном состоянии находится отечественная легкая промышленность.
Объемы продаж за последние два месяца снизились здесь на 30%. Затраты производителей на закупку сырья, материалов и комплектующих выросли на 20‒30%. Специалисты прогнозируют, что в первой половине 2015 г. количество действующих на рынке игроков сократится не менее чем на 20%. И (по словам участников рынка) никакого всплеска импортозамещения, как в 1999 г., ожидать не приходится. Например, текстильная промышленность сильно недоинвестирована: вложения в нее прекратились еще в 2009 г. Без серьезных инвестиций добиться существенного роста производства невозможно. Поэтому не стоит рассчитывать на быстрое обновление, особенно в условиях запретительной для инвестиций кредитной ставки. Можно ли в этих условиях слезть с «нефтяной иглы», если и банкиры и компании страдают одновременно от волатильности курса и кризиса ликвидности? Этого нельзя сделать, не отказавшись от порочной идеи борьбы с инфляцией любой ценой. Денежно-кредитная политика, построенная на этом принципе, убивает Производство и финансовую систему и, несмотря на теоретические построения либеральной школы, только провоцирует инфляцию. Число серьезных экономистов, согласных с тем, что расширение денежной массы в условиях российской экономики не ведет к накануне кризиса 2008 г. писал, что России не обойтись без эмиссии, так как она испытывает явный недостаток денежной массы. Не осуществляя денежных вливаний, нельзя бороться с кризисом. Делая акцент на борьбе с инфляцией и денежными спекулянтами, принимая все решения исходя из этой логики, правительство загоняло экономику страны в депрессию. наконец, наглядный урок в этом отношении дают США. Их Политика денежного смягчения в 2014 г. проводилась последовательно при низком курсе национальной валюты ‒ до тех пор, пока национальная экономика не стала расти сразу по нескольким отраслевым направлениям. Теперь доллар заслуженно укрепляется (в январе он достиг рекордного уровня в 1,19 долл. за евро), растут инвестиции и ВВП страны. [9]
В такой ситуации, считает министр экономического развития Алексей Улюкаев, государство должно поддержать внутреннего производителя: дать дешевое фондирование, гарантии. То есть усилить положительную рыночную тенденцию, которая появляется благодаря тому, что издержки производителя оказываются ниже издержек импортера. Девальвация помогает прежде всего добывающим компаниям: у них зависимость от импорта меньше 20%. Так, у «Газпрома» доля импортных комплектующих и технологий составляет 15%, а доля экспортных валютных поставок ‒ 70%. Для компании это в целом означает увеличение EBITDA и возврата на Капитал. В машиностроении зависимость от импорта составляет более 40% (в каких-то сегментах еще больше), а продажи, наоборот, в большей степени приходятся на внутренний Рынок. Министерство экономического развития хочет помогать тем компаниям-экспортерам, у которых Издержки довольно высоки, но при курсовых изменениях сокращаются. Такие компании получают возможность отвоевать свою долю не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. По мнению А. Улюкаева, Россия может конкурировать на рынках сельского хозяйства, пищевой отрасли, тепловой генерации, гидрогенерации, энергетики и индустрии для энергетики ‒ например, атомной. Это касается, прежде всего, крупных и государственных компаний, поэтому министерство намерено установить квоты на заказы госкомпаний у компаний малого и среднего бизнеса, чтобы вокруг госкомпаний формировался шлейф из сопровождающих их предприятий малого и среднего бизнеса, которые бы делали комплектующие. серьезные эксперты признают, что нынешний кризис порожден не внешними факторами, а неэффективной экономической политикой.
Так, по мнению президента Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) Ульриха Грилло, глубокий экономический и валютный кризис в России вызван в первую очередь ошибками, совершенными Москвой в прошлом. Главная причина нынешнего кризиса ‒ не санкции, а однобокая фиксация российской экономики на нефти и полезных ископаемых [10]. Необходим серьезный стратегический план, который бы изменил парадигму экономического развития страны. Важно только, чтобы такой план, включающий импортозамещение, диверсификацию и активную промышленную политику, не постигла участь модернизации.
2.2Меры государства по антикризисному регулированию экономики
Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 №98-р «об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».
ключевые направления действий Правительства РФ в течение ближайших месяцев будут включать в себя: поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре не сырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров; содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек; создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа; компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми); снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости; оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств; повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.
В частности, в рамках активизации экономического роста предусматривается:
докапитализация системно значимых кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в 2014 году;
докапитализация российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов;
увеличение в 2015 — 2017 годах объема государственных гарантий российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, в целях проектного финансирования, предоставляемых в случае принятия Банком России решения об увеличении соответствующих лимитов;
увеличение объема государственных гарантий российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством российской Федерации, либо отдельными заемщиками, определенными Правительством РФ, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством РФ, включая финансирование реструктуризации текущей задолженности;
обеспечение в 2015 году исполнения контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему посредством: установления случаев и порядка предоставления государственными заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней); установления порядка изменения срока исполнения государственного контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, работ, услуг, предусмотренных государственными контрактами, срок исполнения которых истекает в 2015 году; определения порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов; определения дополнительных случаев, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения государственного контракта;
компенсация полностью или частично расходов, связанных с изменением валютных курсов, в том числе при закупке предприятиями оборонно-промышленного комплекса импортных комплектующих в рамках государственного оборонного заказа, а также при финансировании проектов технологического перевооружения и реконструкции в части закупки импортного технологического оборудования в рамках государственного оборонного заказа;
упрощение процедуры вывоза товаров, на которые не установлены запреты и ограничения, за счет ускорения и облегчения процедуры получения документов, подтверждающих отсутствие запретов и ограничений в отношении таких товаров;
разработка предложений о введении 2-летних «каникул» по уплате обязательных страховых платежей по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (за исключением опасного объекта 1-го класса опасности) с совершенствованием в течение этого времени самого механизма страхования опасного объекта и пересмотра уровня страховых тарифов;
перенос вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов;
увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства: для микропредприятий — с 60 до 120 млн. рублей; для малых предприятий — с 400 до 800 млн. рублей; для средних предприятий — с 1 до 2 млрд. рублей;
снижение избыточного антимонопольного контроля за счет: установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений; сокращения количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановые проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой;
предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 процентов до 1 процента; — предоставление права субъектам РФ снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей);
предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятель, с 15 процентов до 7,5 процента; — распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг.
Поддержка различных отраслей экономики включает в себя, в числе прочего:
пересмотр даты вступления в силу требований о необходимости оформления ветеринарных сопроводительных документов в отношении молока и молочной продукции; — предоставление в 2015 году дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства;
продление на 2015 год программы софинансирования из федерального бюджета закупок субъектами РФ автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе;
выделение дополнительных средств на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику, реализуемую российскими машиностроителями сельскохозяйственным товаропроизводителям;
целевое возвратное фондирование для финансирования поставки гражданских воздушных судов российского производства российским авиакомпаниям и рефинансирования текущих обязательств предприятий гражданской авиационной промышленности по кредитным договорам;
оказание дополнительной государственной поддержки осуществления внутренних воздушных перевозок и пригородного железнодорожного сообщения, включая установление на 2015 — 2016 годы льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
В целях обеспечения социальной стабильности предусматривается:
реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ;
предоставление права в 2015 году единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 20 тыс. рублей; — резервирование бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;
проведение с 1 февраля 2015 года индексации страховых пенсий на сложившийся за 2014 год индекс роста потребительских цен;
улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе имеющих Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также компенсация расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, в том числе закупаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
введение ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, при наличии 2 и более заявок на поставку товара российского производства (в сфере лекарственных средств) и на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. [8]
Определено, что перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами.
3.Перспективы развития российской экономики в 2015 году
Сейчас страна развивается в новых для себя условиях. Как неблагоприятное изменение цен на нефть и экономические санкции скажутся на экономике россии в 2015 году? Насколько пострадает крупный и средний бизнес, будет ли хуже жить население? специалисты Банка России дают пессимистичные оценки современных перспектив для российской экономики. Такие внешние факторы, как напряженная геополитическая ситуация и взаимные санкции создают условия высокой неопределенности. Это губительно для экономического развития. Чем плохи санкции против россии — одна из самых обсуждаемых тем. Как они повлияют на экономику нашей страны?
Нужно понимать, что будут иметь место прямые и косвенные последствия. прежде всего, в результате российские банки и корпорации серьезно ограничены в займах. Препятствия встают на американском и европейском рынках, и теперь российский бизнес активно развивает сотрудничество с азиатскими банками. Но эти меры не дадут мгновенных результатов, потому что: наладить деловые связи и найти новых партнеров быстро достаточно сложно; финансовые рынки взаимосвязаны, поэтому ужесточение условий кредитования идет по всему миру. Все это приводит к тому, что российские предприниматели предпочитают заимствовать в России: основным кредитором стал бюджет и Центробанк.
Скорее всего, и в 2015году эти тенденции будут сохраняться. Ожидается ли кризис в россии в 2015 Как известно, увеличение денежной массы быстро решает сиюминутные проблемы, однако грозит последующим резким ухудшением экономического положения страны: Обесценивание рубля создает преимущества для экспортеров и российских производителей. Поступление в бюджет от НДС на импорт увеличиваются в результате девальвации. Девальвация рубля увеличивает поступления в бюджет за счет налогов. Такие меры могут временно поддерживать экономику, но, по сути, в этом случае выживание идет за счет сбережений населения. Ответные санкции россии также не улучшают экономическую ситуацию. Как известно, эмбарго на продукты питания из Канады, США, европейского союза, Норвегии и Австралии было введено 7 августа. Это запрет на ввоз мясной, молочной продукции, а также рыбы, овощей и фруктов. Ответные меры приведут к ускорению инфляции и, по прогнозам, до конца года она превысит 7%. Учитывая возможности экономики, Центробанк намерен принять меры для снижения инфляции до 4%. [8]
Но развитие экономики ограничивают не только санкции и политическая нестабильность. Ситуация осложняется также исчерпанием традиционных для России источников экономического роста. например, цены на нефть постепенно снижаются и достигнут 102,5 долларов за баррель. Постепенное снижение цен объясняется увеличением предложения и высокой рентабельностью добычи из нетрадиционных источников. К примеру, цена на нефть Urals падает уже с июня текущего года и на сегодняшний день составляет 94,79$ за баррель. А ведь весь российский бюджет на этот год спроектирован, исходя из предположительных цен на «черное золото» в 105 долларов. Отток капитала Геополитическая напряженность является причиной значительного оттока капитала из России. В марте из россии ушло около 35 млрд. долларов по данным Центробанка, а в первом полугодии 2014 года около 75 млрд, то есть вдвое больше, чем в 2013 году за аналогичный период. Отток капитала замедлится в 2015 году, но все же не достигнет «докризисных» времен, несмотря на все меры правительства. Возможны варианты развития ситуации На сегодня возможны три сценария развития экономики России в ближайшие годы. Базовый вариант Условия: цены на нефть в 2015 году — 104,8 долларов за баррель, в 2016 — 103,1 долларов за баррель; санкции против россии не увеличиваются, постепенно снимаются. В этой крайне благоприятной ситуации можно ожидать рост ВПП 1% уже в следующем году, 1,9% в 2016 и до 2,3% в 2017 году. И при этом не превысит 5% за все время. «Санкционный» вариант Условия: цены на нефть в 2015 году будут 104,8 долларов за баррель, 103,1 в 2016 и 102,5 долларов за баррель в 2017 году; санкции против россии останутся или немного усилятся. Рост ВПП тогда предполагать на уровне 0,9 % в следующем году, 1,5% в 2016 и 1,9% в 2017 году. И также предполагается выше, чем в базовом сценарии: до 6% в следующем году, 4,5 — 5% в 2016 и не выше 4,5 % в 2017 году. Этот вариант более реалистичный, однако, и он может оказаться чрезмерно радужным. «Кризисный» вариант Условия: цены на нефть марки Urals не превысят 99,5$/ барр. в 2015 году и будет всего 86,5$/барр. в 2017; политическая ситуация обострится, санкции усилятся. В этом, вполне возможном, кстати, варианте рост ВПП будет 0,5% в следующем году, 0,3% в 2016 и чуть выше — 0,4% — в 2017 году.
В Европе и Америке экономические перспективы россии оценивают еще более сдержанно: по прогнозам ведущих мировых экспертов экономический рост в этом году составит всего 0,2%. А в 2015 году этот показатель не превысит 0,5% (ТАСС по данным из Вашингтона). Еще этим летом Международный валютный фонд давал более радужные оценки: 0,2% на 2014 и до 1% роста ВПП на 2015 год. Но обострение политической ситуации и введенные санкции против россии дают основание для более мрачных прогнозов.
всемирным банком был опубликован доклад на тему экономики России, в котором рост ВПП в 2015 и 2016 годах оценен на 0,3 и 0,4% соответственно. И все это только при условии, что политическая ситуация не будет обостряться, а санкции против россии — ужесточатся. Зависимость экономической ситуации в России от геополитической напряженности и введенных санкций налицо: по альтернативному оптимистическому сценарию ВБ (Всемирный банк) рост ВПП до 0,5% в этом году 0,9% в следующем. Но такое повышение темпов роста возможно только, если санкции будут полностью сняты уже в конце текущего года. В случае нарастания напряженности российскую экономику, по мнению международных экспертов, ждет длительный спад.
Заключение
Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения, как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.
Представляется необходимым сформулировать следующий набор обязательных стратегических правительственных мероприятий для россии:
понижение процентных ставок;
проведение частичной, стратегически-избирательной национализации базовых отраслей и восстановление вертикально интегрированных структур в промышленности и национальном хозяйстве;
упорядочение институциональных модификаций и правовых ограничений функционирования воспроизводственных контуров хозяйственной системы России;
использование бюджетного механизма для наращивания государственных инвестиций в инфраструктуру, фундаментальную науку и развитие базовых технологий, подчинив эти составляющие необходимости создания высокоэффективных вертикально интегрированных структур при обеспечении такого уровня экономики, который бы создавал и поддерживал необходимую конкуренцию.
Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из шести основных приоритетов:
. публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятель государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний Спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию;
. Кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства — смена сложившейся модели экономического роста. вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал — образование и здравоохранение — будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства;
. Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса;
. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый Рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.
Экономика кризис политика
Список использованных источников и литературы
1.Айвазян 3., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти.//проблемы теории и практики управления. — 2014. — №4. — С.14-15
2.Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред.: Л.И. Евенко. Пер. с англ. — М.: Экономика, 2013. — 459 с.
.Антикризисное управление /под.ред. Короткова Э.М. — М: ИНФРА-М, 2011. — 384 с.
.Антикризисный Менеджмент /под.ред. проф. Грязновой А.Г. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008.
.Ковалев А.П. финансовый анализ и диагностика банкротств. Учебное пособие Минэкономики РФ —
.Тарикановский Е. Антикризисное управление. //журнал «Хозяйство и право», 2014. — №9. — С.18-21
.Яковец Ю.В. Циклы, кризисы, прогнозы. — М.: Наука, 2012. — 312 с.
8.Гурова Т., Калянина Л., Кириченко И., Краснова В., Обухова Е., Яковенко Д. К черту экономическую теорию // эксперт. 2015, № 1-3. С. 15-23.
9.Иноземцев Владислав Одержимые «сверхдержавностью» // московский комсомолец, 22 июля 2014 г.
.Интервью — Алексей Улюкаев, министр экономического развития России // Vedomosti.ru.
.Милюкова Яна, Коптюбенко Дмитрий идеальный шторм: почему российская экономика оказалась в кризисе // РБК
.Миронов Максим Не нужно слезать с нефтяной иглы, или Чем вредна диверсификация экономики // Ведомости
Приложения
Таблица 2.1. Динамика важнейших экономических показателей
Таблица 2.3. Темпы роста потребительских цен и ВНП в ряде развивающихся стран и России в 2006-2013 гг.